Олимпиадные задания по русскому языку для 9 - 11 классов.
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме
Олимпиадные задания по русскому языку для 9 - 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_russkomu_yazyku_dlya_9.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку для 9 – 11 классов
Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах: баловать, диспансер, завидно, звонишь, каталог, ремень, ходатайствовать, щавель, договор, положить.
Задание 2. Какой главный признак поможет Вам различить тексты на болгарском и польском языках? Свой ответ поясните.
Задание 3. Чем отличается графолог от графомана?
Задание 4. Слова каких частей речи могут заканчиваться на «я»? Приведите по одному примеру на каждую часть речи (допустимы любые формы слов).
Задание 5. Какие из приведённых слов этимологически родственны: проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка. Аргументируйте свой ответ.
Задание 6. Изменится ли синтаксический состав предложения «Лунная ночь» при изменении порядка слов? Поясните свой ответ.
Задание 7. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: что в приведённых строках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?:
| Мои богини! Что вы? Где вы? Внемлите мой печальный глас: Всё те же ль вы? Другие ль девы, Сменив, не заменили вас? |
|
Задание 8. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда англичане говорят:
1) «Птицы одинакового оперенья держатся вместе»;
2) «Когда море вернёт всех погибших в нём»;
3) «У него ещё за ушами не просохло»;
4) «Для каждой собаки наступит её день»;
5) «Не стоит пороха и дроби»;
6) «Чёрная овца в семье».
Задание 9. Закончите рассуждение, подтвердив его примерами. «Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает 5 место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, но …».
Задание 10. Придумайте текст радиорекламы этимологического словаря русского языка.
Ответы на вопросы олимпиады для 9 – 11 классов
Задание 1. Баловать, диспансер, завидно, звонишь, каталог, ремень, ходатайствовать, щавель, договор, положить: по 0,5 балла за каждое слово (всего 5 баллов).
Задание 2. Главный признак – алфавит (2 балла). Текст на польском языке будет написан латиницей (1 балл), болгарский – кириллицей (1 балл) (всего 4 балла).
Задание 3. Графолог – специалист, исследующий почерк человека с целью определения его характера. Графоман – человек с болезненным пристрастием к сочинительству. За каждый правильный ответ по 2 балла (всего 4 балла).
Задание 4. Существительные – змея; прилагательные – белая; глаголы – мчался; причастия – сделанная; деепричастие – играя; наречия – нехотя; числительные – пятая, местоимения – себя; предлоги – благодаря; союзы – хотя. За каждый правильный пример по 0,5 балла (всего 5 баллов).
Задание 5. Этимологически родственными являются слова наволочка, проволока и облака (1 балл); все они происходят от глагола «волоку» (1 балл). Облако – то, что обволакивает (0,5 балла); проволока – металлическая нить, созданная путём проволакивания, протягивания металла (0,5 балла); наволочку наволакивают на подушку (0,5 балла); волкодав – от слов волк и давить (0,5 балла); невольно – от воля (0,5 балла); волнушка – от волна (0,5 балла). Всего 5 баллов.
Задание 6. Изменится (1 балл). Лунная ночь (предложение односоставное, назывное; лунная – согласованное определение, ночь – подлежащее). Ночь лунная (предложение двусоставное; ночь – подлежащее; лунная – именная часть СИС). За каждое положение доказательства по 1 баллу. Всего – 8 баллов.
Задание 7. «Внемлите мой печальный глас» - по современным нормам глагол «внимать» употребляется либо без дополнения, либо с дополнением в Д. п.: прямое дополнение при нём грамматически неверно (3 балла). Устаревшим допустимо считать неполногласное слово «глас», в современном языке – «голос» (1 балл).
Задание 8. За каждый правильный ответ – по 1 баллу.
1) «Одного поля ягоды, два сапога пара»;
2) «Когда рак на горе свиснет»;
3) «Молоко на губах не обсохло»;
4) «Будет и на нашей улице праздник»;
5) «Овчинка выделки не стоит, яйца выеденного не стоит»;
«В семье не без урода, паршивая овца всё стадо портит». (6 баллов)
Задание 9. Ответ может быть оценён от 1 до 10 баллов (по 2 балла за каждое положение)
Для «мирового» языка существенно не само число владеющих им, а его распространённость в разных странах мира, среди научно-технической и творческой интеллигенции; общечеловеческая значимость созданной на этом языке культуры; изучение этого языка в качестве иностранного; выбор его как средства межнационального общения, а также влиятельность народа – носителя языка в истории человечества и современном мире. Русский язык отвечает всем этим требованиям.
Задание 10. Ответ может быть оценён до 5 баллов.
Всего за работу – 56 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс
данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс
Школьный этап...
Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс
Школьный этап...