Урок делового письма. Поздравительная открытка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок способствует обучению навыка написания поздравительной открытки через практическую деятельность, анализ стандартного образца и самостоятельное творчество. Развивает речь, логическое мышление, память учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Способствует дальнейшей адаптации учащихся в обществе. Воспитывает внимательное отношение к близким. В уроке используются активные методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 43.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
Подробный конспект образовательного мероприятия
(размещается только в папке с конкурсным материалом)
Организационная информация | ||||
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО, должность) | Панасова Светлана Викторовна | |||
Образовательное учреждение | Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 31» | |||
Республика/край | Челябинская область | |||
Город/поселение | город Златоуст | |||
Предмет | Письмо и развитие речи | |||
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа | 5 класс учащихся с ограниченными возможностями здоровья | |||
Методическая информация | ||||
Тема урока /занятия/мероприятия | Поздравительная открытка | |||
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) |
| |||
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Урок делового письма. Тип урока – усвоение новых знаний и способов действий. | |||
Краткая характеристика класса /коллектива/группы | Особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья является олигофрения; нарушение познавательных процессов; психические процессы недоразвиты. Среди детей – олигофренов, обучающихся в данном классе у 6 человек наряду с недоразвитием сложных форм познавательной деятельности отмечается также нарушение речи. При недостаточной остроте слуха они не различают близкие по характеру звуки (фонемы), не могут выделить отдельных звуков в плавной речи, плохо дифференцируют сложные звуковые комплексы, т.е. имеют стойкое нарушение фонематического восприятия. | |||
Цели урока/ занятия/ мероприятия | Коррекционно-обучающая Создать условия для обучения навыку делового письма через следующие приемы:
Коррекционно-воспитывающая Создать условия для воспитания культуры поведения через доброжелательное отношение к ученикам, друг к другу, работу в парах. Коррекционно-развивающая Создать условия для развития:
| |||
Задачи урока/ занятия/ мероприятия | Триединая задача урока Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков по написанию поздравительных открыток. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие. | |||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | В ходе урока учащиеся должны твердо уяснить, в каких случаях применяется данная деловая бумага; научиться производить анализ данного образца; подписать открытку по образцу и самостоятельно, применяя свое творчество. | |||
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия). | К основным функциям УУД относятся: Личностные УДД: | |||
Необходимое оборудование и материалы | Оборудование:
| |||
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия (изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных ниже) | ||||
Этап урока/занятия/мероприятия | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО по установленной схеме[1] (если есть) | Описание действий участников образовательного процесса | Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует) |
Инициация I.Организационный этап Приветствие -Сегодня день недели…четверг. -Вчера была… среда. -Позавчера… был вторник. -Завтра будет… пятница. -Послезавтра…суббота. -Какие дни недели мы не назвали? Мы не назвали воскресенье и понедельник. -Сколько дней в неделе? _Какое сегодня число? -Сколько в числе десятков и едениц? _Проговаривваем орфографически… _Открываем тетради, записываем вместе со мной с проговариванием. Двадцать четвертое декабря. Классная работа. Работа над словом. II. Этап проверки выполнения домашнего задания. | 5 минут | Цель: встреча друг с другом, приветствие. Численность: весь класс. Время: 5 минут. Учитель просит встать участников лицом друг к другу. Затем дети делают друг другу пальчиковый массаж рук, поочередно с силой нажимая на подушечки пальцев. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, легкий ветерок! Здравствуй маленький дубок! Мы живем в родном краю! – (дети пожимают друг другу руки) Всех я вас приветствую! – (учащиеся обнимаются). Примечание. Это приветствие помогает размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками и созданию благоприятного эмоционального настроя | Здороваются пальчики правой и левой руки, поочередно, начиная с мизинчика. Здороваются соседи по парте рукопожатием. Обнимают друг друга в парах | |
Вхождение или погружение в тему III. Подготовка учащихся к основному этапу. (Стук в дверь – появляется почтальон Печкин) -Здравствуйте! Вам корреспонденция! – вручает конверт. -Ребята, как вы думаете, что это? Дети высказывают свое мнение, и мы приходим к выводу, что новое словарное слово. конверт -читаем по слогам -с ударением, -смотрим толкование слова по словарю. кон- верт 2 сл.,7 б., 7 зв. Показ конвертов различных форм и видов. Составление предложения. Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого. Маша написала адрес на конверте четким почерком. - Почему адреса нужно писать четким почерком? Сообщение темы -Кто из вас сможет сформулировать, чем мы будем заниматься на следующем этапе урока? Сегодня у нас урок делового письма. Рассказывает подготовленный ученик (из истории деловой письменности) Деловая речь имеет важное значение в обслуживании потребностей людей. Еще в Древней Руси сложилась особая деловая письменность. Деловые бумаги назывались челобитными грамотами. Они содержали в себе жалобу, заявление в суд, просьбу о приеме на работу. Каждое слово в челобитной грамоте стояло строго на своем месте. Писали их грамотные люди писцы. Так еще в древности рождалась деловая речь. В деловых бумагах люди ясно и кратко излагали свою просьбу, жалобу, заявление. (По В.Костомарову) Формулировка задач урока вместе с учащимися. -Назовите, что относится к деловой письменной речи?
-Как назывались просьбы, заявления в суд в Древней Руси? Работа с толковым словарем. челобитная, - ой, ж. в России до начала 18 в.: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала. -Для чего нужна деловая письменная речь? Для дальнейшей жизни в обществе. Постановка перед учащимися учебной проблемы. Когда мы сталкиваемся с необходимостью написать какую-либо деловую бумагу, то подчас оказываемся беспомощными. Для этого мы должны четко знать правила написания той или иной деловой бумаги. | 7 минут | |||
Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Организация внимания. Деловые бумаги имеют свои отличительные особенности:
Сообщение основной идеи изучаемого материала. -Мы уже научились писать письма. Обеспечение осмысления -Скажите, для чего нужна переписка? Беседа о значении переписки в жизни людей. Обеспечение усвоения методики воспроизведения (с чего и как начать, из чего исходить, к чему переходить, как аргументировать, выводы) -Давайте вспомним план схему письма.
-Кому мы писали письма? Мы писали письма Деду Морозу. -Вспомним игру про него. Пальчиковая физминутка. Этот пальчик Дед Мороз. У него есть красный нос. Есть седая борода. В гости ждем его всегда. Со Снегуркой он придет. И подарки принесет. | 11 минут | Можно использовать метод «Дерево ожиданий» - 41 (представлен С.В.Корниловым, Л.Э.Корниловой «Методический ларец». Петрозаводск. «Петро Пресс», 2002г., 12 с.), но немного переделанный под текущий урок. Назовем его «Ель ожиданий», так как занятие проходит в преддверии Нового года. Цель: ученики самостоятельно и с помощью учителя формулируют свои ожидания от урока, узнают об ожиданиях других. На протяжении всего урока видят свое продвижение вперед. Численность: весь класс. Время: 10 минут Материалы – заготовленные заранее шаблоны елочных игрушек, фломастеры, скотч. Структура работы. Учитель заранее готовит плакат с условным деревом – елью. Ученикам раздаются шаблоны елочных игрушек, где они пишут свои ожидания от данного этапа урока и вешают их на елку. | ||
Интерактивная лекция V. Этап первичной проверки понимания изученного. Проверка понимания, что является главным в содержании. - Интересно, а от кого же нам пришло письмо? Читаем адрес на конверте. Ликвидация неясностей, пробелов. Анализ правильности написания адреса, выявление недочетов. VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий. Организация деятельности учащихся по воспроизведению материала. Вскрываем содержание письма. Отгадывание ребуса, находящегося в конверте. Разбор образца план-схемы письма. Закрепление методики изучения нового материала. Нахождение недочетов. Нет обращения, сообщения, даты, числа. VII. Этап применения знаний и способов действий. Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных новых ситуациях. -Что содержится в письме Деда Мороза? Только поздравление. Посмотрим, может быть, Дед Мороз приготовил для нас сюрприз? -Сложите из букв слово и прочитайте. Загадки. -На дворе идет снежок Скоро праздник…(Новый год) -Тихо шепчутся иголки Хвойный дух идет от …(елки) -Дед Мороз приготовил для каждого из вас ароматную елку. Раздаю елочки для ароматерапии -Хвойный аромат поможет вам сосредоточиться в дальнейшей работе. -Какая еще деловая корреспонденция содержит поздравление? Открытка (демонстрирую открытку с Новым годом) | 10 минут | |||
Проработка содержания темы VIII. Этап обобщения и систематизации знаний. Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний в систему. -Сегодня мы будем подписывать открытки нашим гостям по плану. С чего начнем? Начнем с обращения. -Как мы обращаемся к официальным или малознакомым лицам? Мы обращаемся со словами: уважаемый или глубокоуважаемый. Так как наши гости женщины, то мы начнем со слова…уважаемая. -Пишем с заглавной буквы. Имя, отчество у каждого из вас лежат на парте. Каждый ученик орфографически читает имя, отчество) -Как пишутся имена и отчества людей? -Имя и отчество пишем на второй строчке. -На какой строчке пишем имя и отчество? -Далее в открытке идет… Поздравление. -Как мы будем обращаться ко взрослым людям? -Какое местоимение употреблять? Местоимение Вы употребляется в речи при обращении к одному лицу. Так следует обращаться к малознакомому человеку, к старшему по возрасту. Эта вежливая форма также принята в личной и деловой переписке: в письмах, поздравительных открытках, объявлениях, извещениях, объяснительных записках. В этом случае местоимение Вы пишется с большой буквы. Например: Поздравляю Вас… А знаете ли вы, что так было не всегда. До конца 17 века обращение на ты было в России всеобщим. Так обращались к царю и крестьянину, к старшему и младшему. Только при Петре Первом были приняты образцы «Как писать письма разным особам». Они узаконили местоимение Вы как вежливое обращение к одному лицу. -Следующий пункт плана – это пожелание. -На парте у вас лежат два образца поздравления, вы можете выбрать один из двух. Поздравляю Вас с Новым годом! Желаю Вам всяческих благ.
Много счастья Вам я желаю В наступающем Новом году! Желаю всех оттенков счастья Желаю теплоты друзей. -Пожелание будем писать на третьей строке. -Ниже слева - число, справа - подпись. | 5 минут | |||
Подведение итогов IX. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Проверка знаний и способов действий. -Итак, по какому плану мы подписывали открытку?
Проверка образа мышления. -Давайте сравним этот план с планом письма. Чем похожи? Чем отличаются? Комментирование ответов. X. Этап коррекции знаний и способов действий. Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков. Анализ подписанных открыток в парах. Образцы неправильно подписанных открыток Анализ, исправление ошибок. XII. Этап подведения итогов занятия. Подведение итогов учебного занятия. -Давайте подведем итоги в парах. Кто как работал. Дайте оценку работы своего товарища. Если остальные согласны, похлопайте, пожалуйста. XIII. Этап рефлексии. Мобилизация на рефлексию своего поведения. -Давайте украсим письмо от Деда Мороза! Если вам понравилось то, как вы сегодня работали на уроке – прикрепите голубую снежинку, если нет – белую. | 5 минут | Метод «Солнце» -130 (представлен в «Копилочке» Е.Нездойменой, В.Митиным, О Будаевой , но немного переделанный) Цель: подведение итогов занятия. Численность: весь класс. Время: 5 минут. (У нас в классе уже висит веселое солнышко, с которым мы здороваемся на каждом уроке, но у него нет лучиков) Материалы – отдельные лучики, на которых заготовлены фразы:
Структура работы. Дети берут лучик, читают всем начало и дополняют фразу, прикрепляют к солнышку. | Учащиеся выбирают лучик, читают всем начало и придумывают продолжение фразы. | |
Домашнее задание (если имеется) XI. Этап информации о домашнем задании. Информация. -Вы часто радуете своих родных? -Чем? Можно сделать открытку своими руками, вложить в нее свою любовь и нежность. -Подписать открытку родителям или родственникам с Новым Годом. Как можно обратиться к родным людям? Мотивация д\з. Инструктаж. Некоторым учащимся дается индивидуальные задания. Одни выполняют работу творчески, другие по образцу. Проверка понимания учащимися содержания, способов выполнения д\з. | 2 минуты | |||
Дополнительная информация | ||||
Результативность урока/занятия/мероприятия, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями) | Обучение деловой письменной речи способствует дальнейшей адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социуме. Необходимость составлять различные деловые бумаги возникает у учащихся сразу же, как только они заканчивают школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать объявления, адреса на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять бланки телеграмм и т.д. Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа ценна тем, что она приучает учащихся с ограниченными возможностями здоровья писать точно, ясно, коротко. | |||
Какие АМО, используемые на уроке/занятии/мероприятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов) | На уроке я использовала следующие АМО: приветствие с пальчиковым массажем «Здравствуй!» и «Солнышко» | |||
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия | На уроке формировалось мировоззрение, нравственные качества личности, добросовестное отношение к труду и учению. Соблюдался охранительный режим через пальчиковую гимнастику, ароматерапию, физминутку, правильную осанку. Цель урока была сформулирована, о ее выполнении свидетельствует итог, подведенный самими учащимися. Данный урок воспитал у детей веру в свои силы, возможности и способности – это ярко показал этап рефлексии. Мне удалось реализовать все поставленные задачи. | |||
Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии модерации и с применением АМО (если апробация состоялась) | Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. | |||
Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. |
| |||
Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации) | Для выполнение целей и задач урока необходимо использовать активные методы обучения, так как они повышают эффективность и качество образовательного процесса, способствуют дальнейшему продвижению учащихся в обществе. Учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Признание равноправной роли обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за результаты своей учебной деятельности способствуют развитию у обучающихся мотивации на достижение успеха, лидерских качеств, уверенности в себе и своих силах. Эффективное сотрудничество обучающихся в процессе групповой работы формирует у школьников навыки, которые пригодятся им в студенческой группе, в профессиональном коллективе, в семье, в общественной жизни. | |||
Использованная литература, источников информации. |
| |||
Примечания автора/ов |
[1] Схему описания АМО см. в Приложении 4, пункт 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Деловое письмо. Заявление". в 8/9 классе.
Презентация к уроку "Деловое письмо. Заявление" в 8/9 классе....
Урок делового письма. Заявление
Цели урока:Коррекционно-обучающаяСоздать условия для обучения навыку делового письма через следующие приемы:• практическую деятельность,• твердое уяснение, в каких случаях применяется данная деловая б...
Презентация "Урок делового письма" .
Данная работа поможет провести урок на тему "Как писать деловое письмо , который завершает цикл уроков по теме "Обращение""...
Презентация по теме "Урок делового письма"
Урок по теме "Обучение деловому письму" предназначен для учащихся 8 класса...
План-конспект урока "Деловое письмо. Поздравительная открытка"
План-конспект урока "Деловое письмо. Поздравительная открытка"...
План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Деловое письмо. Записка".
Знакомство с запиской как видом делового письма.Формирование умения различать и выделять смысловые части в тексте записки. Упражнение учащихся в написании записок. Коррекция недостатков речемысли...
Методическая разработка урока на тему : "Поздравительная открытка ко Дню учителя"
Методическая разработка урока на тему : "Поздравительная открытка ко Дню учителя"...