Открытый урок на тему "Путешествие в мир существительных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Нетрадиционный урок: урок-путешествие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse6.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеменегерская средняя общеобразовательная школа» муниципального района Республики Татарстан
Открытый урок по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи. Повторение пройденного в 5 классе».
Разработала и провела: учитель русского языка и литературы
Зарипова Айсылу Р.
2011 год.
Время проведения: 1 ноября, 2011 г.
Тема: Имя существительное как часть речи.
Задачи урока:
1)Обучающая: закрепление ранее полученных знаний по теме: «Имя существительное».
2)Развивающая: формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
3)Воспитательная: формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи.
Оборудование: сигнальные карты, перфокарты, презентация, интерактивная доска.
Материал: чайнворд «Имя существительное», учебник русского языка за 6 класс Ф.Ю.Ахмадуллиной.
Ход урока.
I.Оргмомент.
II.Вступительная часть.
-Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в страну Морфологию. Но в какой город именно, я пока не скажу. Вы сами потом скажете. Вы готовы?
III Основная часть
(1 слайд: стихотворение А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…»)
Ш пот, робкое дыханье,
Трели сол вья,
Серебро и колыханье
Сонно_о ручья,
Свет н_очной, ночные тени,
Тени без конца,
Ря_ волшебных изм_нений
Мило_о лица.
-Сейчас я прочитаю стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета, а вы пока подумайте, о чём оно. (выразительное чтение стихотворения)
1)Особенности художественного стиля.
-Как можно озаглавить стихотворение? (ночь, ночные звуки и краски)
-Какова основная мысль стихотворения? (поэт показал изменчивость природы, красоту ночного пейзажа)
-А что вас удивило в этом стихотворении? Что показалось интересным? (много существительных)
-А давайте сосчитаем их! Сколько? (14)
-Правильно, а как вы узнали, что это существительные? (Задаём вопрос, если в им. падеже они отвечают на вопрос кто и что – то перед нами существительное) А ещё существительные обозначают предмет.
-А какие же предметы называют существительные? (живые существа -собака, явления природы- дождь, явления общественной жизни- митинг, признак как предмет –синь, желтизна, действие как предмет – бег, прыжок)
-Итак, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о существительных)
-Итак, а теперь откройте тетради и напишите сегодняшнее число.
- Вернёмся к стихотворению. На что ещё вы должны обратить внимание в этом стихотворении? (есть пропущенные буквы)
2)Словарно-орфографическая работа у доски.
-Итак, задание: переписать слова, в которых пропущены буквы, и объяснить свой выбор. ______ приглашаю к доске, остальные в тетрадях.
3)Эвокация.
(2 слайд – мультипликационный герой)
-Ребята, узнали ли вы этого мультипликационного героя? (гениальный сыщик)
-Да, правильно. Сегодня на уроке нам тоже предстоит быть сыщиками раскрыть одно дело. Дело о пропавших признаках имён существительных.
1признак: (слова заблудились)
(3 слайд - домики)
4)- Перед вами слова, их нужно распределить в домики. Как вы думаете, по какому признаку вы их собираетесь распределять? (по роду)
-Как вы догадались? (есть местоимения. Мой-муж.р, моя-ж, моё-ср.р)
(распределяют – проверка со слайдом)
-Какой признак мы с вами нашли? (род)
5) Сигнальные карты. (4 слайд слова)
-Перед вами слова, по какому признаку их нужно распределить? (одуш-неод)
-У вас есть сигнальные карты. Я буду читать предложения, а вы поднимаете карточки. Белые- одушев., красные -неодуш.
Предложения: Ветер играет. Девочка смеётся. Папа зашёл. Город спит. Бабушка приехала. Собака бегает. Солнце встаёт. Телефон зазвонил. Дождь прошёлся. Тренер зашёл.
-Ребята, а меня заинтересовало предложение - Ветер играет. Ветер может играть? (нет)
-А как называется приём в литературе, когда неживая природа очеловечивается? (олицетворение)
-Итак, второй признак существительных – (одуш.и неод. )
6)-Ребята. У нас есть одна запоминалка: «Иван рубил дрова, Ваня топил печь». Вспомним-ка, что мы так запоминаем? (падежи)
-Сколько падежей в русском языке? (6)
-Вспомним какие? С вопросами.
-Задание: (5 слайд – стихотворение, 1 ученик работает на интерактивной доске)
-Вам нужно переписать это стихотворение. Подчеркнуть существительные и определить у них падежи.
-Ребята, а сейчас, взяли наши драгоценные книжки, открыли её на странице 74. Нашли упражнение 188. _________, прочитай задание. (нужно переписать предложения, поставив существительное «земля» в нужной форме)
-Первые три работы я проверяю фигурками.
-Итак, какой признак мы рассмотрели? (падежи)
7)Физкультминутка.
-А теперь. Давайте, отдохнём. Но отдохнём мы с пользой.
Вспомним мы с вами правило, когда в существительных после шипящих мы пишем ь знак? (3 склонение – ж.р.)
-Итак, если есть ь знак – вы встаёте, если нет, то приседаете.
Мышь, карандаш, тишь, дрожь, дочь, камыш, уж.
-Молодцы.
8) –Ребята, мы вот выяснили, что у существительных есть 3 рода. А какой ещё признак связан с тройкой? (склонение)
-Правильно, давайте вспомним.(устный опрос)
1ск – сущ. ж и м р с окончаниями а,я.
2ск – сущ.м.р с нулевым и ср.р - о,е
3ск – ж.р с нулевым окончанием.
9)Работа с перфокартами.
-Ещё хочется вспомнить правило: буквы И-Е в окончаниях имён существительных. Нам поможет в этом знакомая таблица:
(слайд – 6 - таблица)
-Я предлагаю вам очень интересное задание. Возьмите перфокарты и давайте их заполним. На слайде – группы слов без окончаний. Вы в перфокартах пишете только окончания, которые имеют данные слова. А потом проверим.
-Давайте поменяемся перфокартами и проверим. Все буквы е соедините одной линией. Если вы всё сделали правильно, то у вас получится цифра – 5.
(слайд – 7-8)
10)-Молодцы.
-Ребята, мы с вами нашли много признаков существительных. Но остались ещё. Давайте подумаем, какие признаки существительных мы забыли?
А) Число.
-Правильно, а вот вам и задание: (9 слайд)
Поставить существительные в 1 столбике во мн.ч, сущ-е во втором- в ед. ч.
(устная проверка)
-Но у нас ещё есть существительные, которые употребляются либо только в ед.ч. либо во мн.ч.
-Задание: запишите в тетрадях по 3 примера к таким существительным. (макароны, брюки, ножницы – молоко, чай, пальто)
11)-Молодцы. Интересно, а ещё что мы забыли? (нариц. и собственные)
-Правильно. А кто мне скажет, какие существительные - нариц., а какие собств.? А в татарском языке есть этот признак? Давайте переведём. (уртак, ялгызлык)
-Правильно. А теперь, давайте выполним одно задание. Я буду говорить вам нарицательные существительные, а вы к ним подберите – собственные.
Город (Казань), река (Ашыт), деревня (Менгер), журнал («Мурзилка»), собака (Рекс), книга («Аленький цветочек»), поэт (А.С.Пушкин), (проверка по очереди).
-Молодцы, ребята.
III. Итоги урока.
-Ребята, вот мы с вами и нашли признаки имён существительных. Я теперь с точностью могу сказать, что вы – гениальные сыщики! Молодцы.
-Сегодня на уроке очень хорошо себя показали _____________, им я ставлю следующие оценки: _____________
Рефлексия.
-Итак, о чём мы сегодня говорили на уроке?
-Продолжите предложения…(на слайде)
(слайд - 10)
VI. Домашнее задание.
- Ребята, я предлагаю вам интересное домашнее задание. У каждого в конвертиках есть чайнворды о существительных. Вам нужно будет их заполнить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Род имен существительных" 5 класс
конспект урока по теме: "Род имен существительных" 5 класс...
Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"
Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"...
Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"
Открытый урок по русскому языку в 4 классе....
презентация к конспекту открытого урока по теме "Несклоняемые имена существительные"
Презентация к открытому уроку по теме "несклоняемые имена существительные" является вспомогательным материалом к текту конспекта...
Открытый урок 3-е склонение имён существительных
Урок письма и развития речи....
Открытый урок по теме : «Несклоняемые имена существительные».
Открытый урок по теме : «Несклоняемые имена существительные»....
Разработка открытого урока "Образование множественного числа имён существительных"
Методическая разработка открытого урока, проведенного на районном семинаре учителей бурятского языка...