Открытый урок на тему "Путешествие в мир существительных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Зарипова Айсылу Рустамовна

Нетрадиционный урок: урок-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse6.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большеменегерская средняя общеобразовательная школа» муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи.  Повторение пройденного в 5 классе».

Разработала и провела: учитель русского языка и литературы

Зарипова Айсылу Р.

                                                    2011 год.

Время проведения: 1 ноября, 2011 г.

Тема: Имя существительное как часть речи.

Задачи урока:

1)Обучающая: закрепление ранее полученных знаний по теме: «Имя существительное».

2)Развивающая: формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;

3)Воспитательная: формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи.

Оборудование: сигнальные карты, перфокарты, презентация, интерактивная доска.

Материал: чайнворд «Имя существительное», учебник русского языка за 6 класс Ф.Ю.Ахмадуллиной.

Ход урока.

I.Оргмомент.

II.Вступительная часть.

-Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в страну Морфологию. Но в какой город именно, я пока не скажу. Вы сами потом скажете. Вы готовы?

III Основная часть

           (1 слайд: стихотворение А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…»)

Ш  пот, робкое дыханье,

Трели сол  вья,

Серебро  и  колыханье

Сонно_о ручья,

Свет н_очной, ночные тени,

Тени без конца,

Ря_ волшебных изм_нений

Мило_о  лица.

-Сейчас я прочитаю стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета, а вы пока подумайте, о чём оно. (выразительное чтение стихотворения)

1)Особенности художественного стиля.

-Как можно озаглавить стихотворение? (ночь, ночные звуки и краски)

-Какова основная мысль стихотворения? (поэт показал изменчивость природы, красоту ночного пейзажа)

-А что вас удивило в этом стихотворении? Что показалось интересным? (много существительных)

-А давайте сосчитаем их! Сколько? (14)

-Правильно, а как вы узнали, что это существительные? (Задаём вопрос, если в им. падеже они отвечают на вопрос кто и что – то перед нами существительное) А ещё существительные обозначают предмет.

-А какие же предметы называют существительные? (живые существа -собака, явления природы- дождь, явления общественной жизни- митинг, признак как предмет –синь, желтизна, действие как предмет – бег, прыжок)

-Итак, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о существительных)

-Итак, а теперь откройте тетради и напишите сегодняшнее число.

- Вернёмся к стихотворению. На что ещё вы должны обратить внимание в этом стихотворении? (есть пропущенные буквы)

2)Словарно-орфографическая работа у доски.

-Итак, задание: переписать слова, в которых пропущены буквы, и объяснить свой выбор. ______ приглашаю к доске, остальные в тетрадях.

3)Эвокация.

                (2 слайд – мультипликационный герой)

-Ребята, узнали ли вы этого мультипликационного героя? (гениальный сыщик)

-Да, правильно. Сегодня на уроке нам тоже предстоит быть сыщиками раскрыть одно дело. Дело о пропавших признаках имён существительных.

1признак: (слова заблудились)

               (3 слайд - домики)

4)- Перед вами слова, их нужно распределить в домики. Как вы думаете, по какому признаку вы их собираетесь распределять? (по роду)

-Как вы догадались? (есть местоимения. Мой-муж.р, моя-ж, моё-ср.р)

                         (распределяют – проверка со слайдом)

-Какой признак мы с вами нашли? (род)

5) Сигнальные карты. (4 слайд слова)

-Перед вами слова, по какому признаку их нужно распределить? (одуш-неод)

-У вас есть сигнальные карты. Я буду читать предложения, а вы поднимаете карточки. Белые- одушев., красные -неодуш.

Предложения: Ветер играет. Девочка смеётся. Папа зашёл. Город спит. Бабушка приехала. Собака бегает. Солнце встаёт. Телефон зазвонил. Дождь прошёлся. Тренер зашёл.

-Ребята, а меня заинтересовало предложение - Ветер играет. Ветер может играть? (нет)

-А как называется приём в литературе, когда неживая природа очеловечивается? (олицетворение)

-Итак, второй признак существительных – (одуш.и неод. )

6)-Ребята. У нас есть одна запоминалка: «Иван рубил дрова, Ваня топил печь». Вспомним-ка, что мы так запоминаем? (падежи)

-Сколько падежей в русском языке? (6)

-Вспомним какие? С вопросами.

  -Задание: (5 слайд – стихотворение, 1 ученик работает на интерактивной доске)

-Вам нужно переписать это стихотворение. Подчеркнуть существительные и определить у них падежи.

-Ребята, а сейчас, взяли наши драгоценные книжки, открыли её на странице 74. Нашли упражнение 188. _________, прочитай задание. (нужно переписать предложения, поставив существительное «земля» в нужной форме)

-Первые три работы я проверяю фигурками.

-Итак, какой признак мы рассмотрели? (падежи)

7)Физкультминутка.

-А теперь. Давайте, отдохнём. Но отдохнём мы с пользой.

Вспомним мы с вами правило, когда в существительных после шипящих мы пишем ь знак? (3 склонение – ж.р.)

-Итак, если есть ь знак – вы встаёте, если нет, то приседаете.

Мышь, карандаш, тишь, дрожь, дочь, камыш, уж.

-Молодцы.

8) –Ребята, мы вот выяснили, что у существительных есть 3 рода. А какой ещё признак связан с тройкой? (склонение)

-Правильно, давайте вспомним.(устный опрос)

1ск – сущ. ж и м р с окончаниями а,я.

2ск – сущ.м.р с нулевым и ср.р  - о,е

3ск – ж.р с нулевым окончанием.

                             

9)Работа с перфокартами.

-Ещё хочется вспомнить правило: буквы И-Е в окончаниях имён существительных. Нам поможет в этом знакомая таблица:

                           (слайд – 6 - таблица)

-Я предлагаю вам очень интересное задание. Возьмите перфокарты и давайте их заполним. На слайде – группы слов без окончаний. Вы в перфокартах пишете только окончания, которые имеют данные слова. А потом проверим.

-Давайте поменяемся перфокартами и проверим. Все буквы е соедините одной линией. Если вы всё сделали правильно, то у вас получится цифра – 5.

                     (слайд – 7-8)

10)-Молодцы.

-Ребята, мы с вами нашли много признаков существительных. Но остались ещё. Давайте подумаем, какие признаки существительных мы забыли?

А) Число.

-Правильно, а вот вам и задание: (9 слайд)

Поставить существительные в 1 столбике во мн.ч, сущ-е во втором- в ед. ч.

                                    (устная проверка)

-Но у нас ещё есть существительные, которые употребляются либо только в ед.ч. либо во мн.ч.

-Задание: запишите в тетрадях по 3 примера к таким существительным.   (макароны, брюки, ножницы – молоко, чай, пальто)

11)-Молодцы. Интересно, а ещё что мы забыли? (нариц. и собственные)

-Правильно. А кто мне скажет, какие существительные - нариц., а какие собств.? А в татарском языке есть этот признак? Давайте переведём. (уртак, ялгызлык)

-Правильно. А теперь, давайте выполним одно задание. Я буду говорить вам нарицательные существительные, а вы к ним подберите – собственные.

Город (Казань), река (Ашыт), деревня (Менгер), журнал («Мурзилка»), собака (Рекс), книга («Аленький цветочек»), поэт (А.С.Пушкин),                                              (проверка по очереди).

-Молодцы, ребята.

III. Итоги урока.

-Ребята, вот мы с вами и нашли признаки имён существительных. Я теперь с точностью могу сказать, что вы – гениальные сыщики! Молодцы.

-Сегодня на уроке очень хорошо себя показали _____________, им я ставлю следующие оценки: _____________

Рефлексия.

-Итак, о чём мы сегодня говорили на уроке?

-Продолжите предложения…(на слайде)

                            (слайд - 10)

VI. Домашнее задание.

- Ребята, я предлагаю вам интересное домашнее задание. У каждого в конвертиках есть чайнворды о существительных. Вам нужно будет их заполнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Род имен существительных" 5 класс

конспект урока по теме: "Род имен существительных" 5 класс...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку  "Имя существительное"...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"

Открытый урок по русскому языку в 4 классе....

презентация к конспекту открытого урока по теме "Несклоняемые имена существительные"

Презентация к открытому уроку по теме "несклоняемые имена существительные" является вспомогательным материалом к текту конспекта...

Открытый урок 3-е склонение имён существительных

                             Урок письма и развития речи....

Открытый урок по теме : «Несклоняемые имена существительные».

Открытый урок по теме : «Несклоняемые имена существительные»....

Разработка открытого урока "Образование множественного числа имён существительных"

Методическая разработка открытого урока, проведенного на районном семинаре учителей бурятского языка...