Рабочая программа русский язык 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Брехнева Любовь Владимировна

Рабочая программа по программе Г.Ф. Хлебинской  на 1 час в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семёновская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована                                                                      «Утверждаю»                                                             к утверждению на Педагогическом                                                   Директор:       Шичко Т.В.          

совете                                                                                                    Приказ от_____2012г  №___                                                                                                                                            (Протокол от_____2012г №___)          

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 10 класса

2012-2013 учебный год

Учитель II категории  

Брехнёва Любовь Владимировна

Стаж работы 10 лет

                                                                   

с. Семеновка

2012

Пояснительная записка.

Основные цели, решаемые при реализации рабочей программы:

формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком смысле этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самовыражению в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

  Эти цели обуславливают следующие задачи:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

       Разработана рабочая программа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09. 2010г №1439).

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Хлебинская Г.Ф)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 10 классе – 35 часов, то есть из расчёта 1 час в неделю.

Обоснование выбора данной программы для составления рабочей программы:

Отличительной особенностью курса является осуществление последовательной подготовки учащихся к ЕГЭ. Содержание курса позволяет выпускникам освоить весь необходимый объём теоретических знаний, а также выработать и закрепить навыки практического использования языка. Структура ЕГЭ требует от выпускников умения анализировать и классифицировать языковые явления, оценивать их с точки зрения правильности. Тестовая форма предполагает способность давать оценку различным вариантам решения учебной задачи, разграничивать верные и неверные интерпретации.

Для развития этих умений в учебниках, обеспечивающих данный курс, представлены упражнения, структурно повторяющие экзаменационные задания.

Итоговые контрольные работы, завершающие изучение каждого крупного раздела, также ориентированы на формат единого государственного экзамена.

Особое внимание уделяется написанию сочинения по прочитанному тексту, которое требует от учащихся умения понимать, интерпретировать чужой текст и создавать собственное речевое произведение, следуя заданной композиционной схеме. Чтобы обеспечить успешное выполнение данного задания, в учебниках даётся алгоритм работы, образцы сочинений по прочитанному тексту (различных функциональных стилей) и материал для отработки навыков.

В соответствии с современными требованиями содержание курса русского (родного) языка обеспечивает формирование у учащихся языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает усвоение необходимых знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; усвоение основных лингвистических понятий; овладение умениями опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты.

Языковая компетенция предусматривает овладение основными нормами русского литературного языка, определенным лексическим запасом и грамматическим строем, умениями правильно употреблять слова, образовывать формы слов, строить предложения, грамотно писать.

Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основамикультуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях общения: умениями проводить языковой анализ текста, пересказывать текст, создавать тексты различных стилей и типов речи, совершенствовать и редактировать тексты, оценивать выразительную сторону речи, соблюдать нормы речевого этикета.

Культуроведческая компетенция предусматривает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение культурой межнационального общения.

Содержание учебников скомпоновано следующим образом:

10 класс

• Общие сведения о языке и речи. Культура речи.

• Текст. Стили и жанры.

• Лексика. Фразеология. Лексикография.

• Фонетика. Графика. Орфоэпия.

• Морфемика и словообразование.

• Орфография.

11 класс

• Морфология.

• Синтаксис и пунктуация.

         Цели и задачи курса отвечают требованиям стандарта: 

  1. закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
  2. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
  3. закрепить и расширить знания обучающихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
  4. дать общие представления о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования»;
  5. обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
  6. обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие обучающимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
  7. способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа:

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на 35 часов, в том числе 2 часа отведено на развитие речи и 5 часов на контрольные работы. Также запланированы обобщающие уроки и уроки-зачёты после изучения разделов.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная:

  1. традиционные уроки (усвоение  новых  знаний, закрепление, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок);
  2. нестандартные уроки (уроки – практикумы, уроки-путешествия, уроки-зачёты)

Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное  и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Указанные в программе цели и задачи обучения позволяют применять наряду с фронтальной парную, групповую, индивидуальную формы учебной деятельности. Так же применяются нетрадиционные уроки: конференции, уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки с деловой и ролевой игрой, зачеты, что способствует развитию познавательных интересов у учащихся и повышает уровень знаний и умений.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом

Виды и формы контроля:

Текущий, промежуточный и итоговый:

-диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий);

- комплексный анализ текста;

- устное высказывание на лингвистическую тему;

- тест

- эссе

- выполнение заданий в формате ЕГЭ.

                                               

       

                                       СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

35 часов (1 час в неделю)

Русский язык и русистика (1 ч)

Русский язык как национальный язык русского народа. Основные этапы исторического развития русского языка. Русский язык в кругу других славянских языков. Формы существования русского национального языка. Русский литературный язык как

высшая форма существования национального языка. Русский язык — государственный язык Российской Федерации, один из ведущих языков мира. Русский язык как развивающееся явление.Выдающиеся отечественные языковеды.

Общие сведения о языке и речи. Культура речи (1 ч)

Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке. Структура языка (уровни, основные единицы, взаимосвязь единиц языка разных уровней). Основные функции языка. Язык как знаковая система. Языки естественные и искусственные.

Язык и речь. Культура речи. Основные аспекты культуры речи: коммуникативность, нормативность, этичность. Языковая норма, ее функции и типы. Динамика языковой нормы. Варианты норм. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной

нормы.

Текст. Стили и жанры (2 ч)

Текст как продукт речевой деятельности. Устная и письменная формы текста. Структурно-смысловые признаки текста. Речевая ситуация. Тема, основная мысль (идея) текста. Тема и микротема. Абзац, его назначение в тексте. Соотношение микротемы и абзаца. Типы связи между предложениями в тексте: цепная связь, параллельная, смешанная; средства связи предложений. Функционально-смысловые типы речи. Типологическая структура описания, повествования, рассуждения.

Функциональные разновидности языка: разговорная и книжная. Понятие о функциональных стилях речи. Критерии разграничения стилей речи: функция, сфера общения, разновидности, специфические черты, жанры, языковые особенности. Функциональные стили книжной речи: научный, официально-деловой, публицистический. Разговорный стиль речи. Литературно-художественный стиль и его принципиальное отличие от остальных стилей речи. Жанр как форма организации речевого материала

определённого стиля речи. Доклад и реферат как жанры научного стиля речи.

Отличительные черты некоторых жанров официально-делового стиля речи: расписки, доверенности, резюме. Некоторые жанры публицистического стиля речи: статья,

очерк, интервью, аннотация, отзыв, рецензия, заметка. Некоторые жанры разговорного стиля речи: беседа, дневниковые записи, частная переписка, дискуссия.

Культура устного и письменного общения. Комплексный анализ текста.

Виды переработки текста (план, тезисы, конспект). Сочинение по прочитанному публицистическому и литературно-художественному тексту.

Лексика. Фразеология. Лексикография (1 ч)

Слово — основная единица языка. Лексическое значение слова. Грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Многозначность и омонимия. Паронимы, синонимы, антонимы; их выразительные возможности. Активный и пассивный словарь русского языка. Исконно русские и заимствованные слова. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Виды стилистической окраски слова. Лексический разбор слова. Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в различных стилях речи. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.

Источники фразеологии. Выразительные возможности фразеологических единиц.

Изобразительно-выразительные средства лексики, их использование в художественном тексте. Лексические нормы. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексических норм. Лексикография. Словарные описания языковых единиц. Различные виды лингвистических словарей.

Фонетика. Орфоэпия. Графика (1 ч)

Предмет изучения фонетики. Звуковой состав русского языка.

Основные единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация. Характеристика звуков речи: гласные (ударные и безударные) и согласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие). Понятие о графике. Звуки и буквы, алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Понятие об орфоэпии. Чередования звуков (исторические и позиционные). Основные нормы современного литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков, сочетаний согласных. Особенности произношения слов иноязычного

происхождения. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Фонетический разбор слова.

Изобразительно-выразительные средства фонетики.

Морфемика и словообразование (1 ч)

Понятие о морфемике и словообразовании. Значимые части слова. Корневая морфема и основа. Аффиксальные морфемы (приставки, суффиксы, окончания, постфиксы). Интерфиксы, их назначение в слове. Формообразование и словообразование. Способы образования слов. Словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо.

Морфемный и словообразовательный разборы слова. Понятие об этимологии.

Орфография (7 ч)

Принципы русской орфографии. Слитные, раздельные и де-

фисные написания. Орфограмма. Орфографические нормы. Написание слов и их значимых частей:

— правописание безударных гласных в корне слова; правописание чередующихся гласных в корне слова; правописание звонких и глухих согласных в корне слова; правописание согласных корня перед суффиксами; правописание непроизносимых согласных в корне слова; правописание удвоенных согласных;

— правописание приставок, правописание букв ы, и после приставок;

— правописание букв а, и, у после шипящих; правописание букв ы, и после ц; правописание букв о, е, ё после шипящих и ц;

— употребление ь для обозначения мягкости согласных; употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; употребление разделительных ъ и ь;

— употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо.

Употребление прописной и строчной букв.

Правила переноса слов.

Орфографические словари и справочники.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль (1 ч)

Морфология (19 ч)

Имя существительное (2 ч)

Понятие о частях речи.

Признаки имени существительного: семантический, морфологический и синтаксический. Лексико-грамматические разряды существительных: нарицательные и собственные; конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные. Морфологические

категории существительных: одушевлённость/неодушевлённость,

род, число, падеж. Склонение существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Особенности склонения русских и иноязычных имён и фамилий.

Правописание окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Правописание некоторых фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже единственного числа. Варианты падежных окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных.

Морфологический разбор имени существительного. Роль существительных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Имя прилагательное (2 ч)

Признаки имени прилагательного: семантический, морфологический, синтаксический. Грамматические категории рода, числа и падежа прилагательных. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Полные и краткие формы имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Особенности склонения имён прилагательных. Нормы употребления прилагательных в речи. Правописание сложных прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Прописная и строчная буквы в притяжа-

тельных прилагательных, образованных от имён лиц. Правописание не с прилагательными. Морфологический разбор имени прилагательного.

Роль прилагательных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Имя числительное (1 ч)

Признаки имени числительного: семантический, морфологический, синтаксический. Лексико-грамматические разряды числительных: количественные, собирательные, дробные, неопределённо-количественные, порядковые. Словообразовательная структура числительных: простые, сложные, составные.

Употребление ь в числительных. Слитное, раздельное, дефисное написание числительных. Особенности склонения имён числительных. Нормы употребления числительных в литературном языке. Варианты сочетаний числительных с существительными, их стилистические особенности. Морфологический разбор имени числительного.

Местоимение (1 ч)

Признаки местоимения: семантический, морфологический, синтаксический. Разряды местоимений. Нормы употребления местоимений в литературном языке. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Роль местоимений в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль (1 ч)

Глагол (2 ч)

Признаки глагола: семантический, морфологический, синтаксический. Инфинитив. Формообразующие основы глагола. Морфологические категории глагола: вид, время, наклонение, лицо. Глаголы переходные/непереходные, возвратные/невозвратные.

Спряжение глаголов. Основные нормы употребления глагольных форм в литератур-

ном языке. Синонимические варианты употребления глагольных форм и их стилистические и смысловые особенности. Правописание суффиксов и безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Роль глаголов в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

Причастие как особая форма глагола (2 ч)

Признаки причастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование причастий. Причастия действительные и страдательные, полные и краткие. Переход причастий в прилагательные. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание не с причастиями и отглагольными прилагательными. Морфологический разбор причастия.

Деепричастие как особая форма глагола (1 ч)

Признаки деепричастия: семантический, морфологический, синтаксический. Образование деепричастий. Отличие деепричастий от омонимичных частей речи. Правописание деепричастий. Нормы употребления деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастия.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль (1 ч)

Наречие. Слова категории состояния (2 ч)

Признаки наречия: семантический, морфологический, синтаксический. Разряды наречий по значению. Словообразовательная структура наречий: производные и непроизводные наречия. Степени сравнения наречий.

Нормы употребления наречий в литературном языке. Правописание суффиксов наречий. Правописание н и нн в наречиях. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий и на-

речных выражений. Морфологический разбор наречия. Признаки слов категории состояния. Отличие слов категории состояния от омонимичных наречий и кратких прилагательных. Морфологический разбор слова категории состояния.

Служебные части речи (2 ч)

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные (наречные, отымённые, отглагольные). Разряды предлогов по структуре: простые, сложные, составные. Разряды предлогов по значению (пространственные, временные и др.). Падежное употребление предлогов. Варианты сочетаний некоторых предлогов с падежными формами. Отличие производных предлогов от омонимичных частей речи. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов.

Морфологический разбор предлога.

Союз

Союз как служебная часть речи. Разряды союзов по происхождению: непроизводные и производные. Разряды союзов по структуре: простые и составные. Разряды союзов по употреблению: одиночные, повторяющиеся, двойные. Разряды союзов по значению и грамматической функции: сочинительные и подчинительные. Отличие союзов от омонимичных местоимений, наречий и вводных слов. Правописание союзов. Морфологический разбор союза.

Частица

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по происхождению: непроизводные и производные. Разряды частиц по структуре: простые и составные. Разряды частиц по выполняемой функции: смысловые и формообразующие. Отличие частиц от омонимичных им слов (союзов, наречий, местоимений с частицами).

Слитное, раздельное, дефисное написание частиц со словами. Основные случаи употребления частиц не и ни. Морфологический разбор частицы.

Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)

Междометия как особая часть речи. Разряды междометий по происхождению: непроизводные и производные. Разряды междометий по структуре: простые, сложные, составные. Разряды междометий по значению: эмоциональные, повелительные, этикетные. Звукоподражательные слова как особая группа слов, близкая к междометиям.

Правописание междометий. Морфологический разбор междометия.

Повторение и обобщение изученного материала; контроль (1 ч)

Итоговый контроль (1 ч)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (35 часов)


         

                Название темы

Кол-во часов

р/р

к/р

1

Русский язык и русистика

1

2

Общие сведения о языке и речи. Культура речи

1

1

3

Текст. Стили и жанры

2

1

1

4

Лексика. Фразеология. Лексикография

1

5

Фонетика. Орфоэпия. Графика

1

6

Морфемика и словообразование

1

7

Орфография

Повторение и обобщение изученного материала; тест

7




1

8

Морфология

19

Имя существительное

2

Имя прилагательное

2

Местоимение

1

Имя числительное

Повторение и обобщение изученного материала;

тест

1




1

Глагол

2

Причастие как особая форма глагола

2

Деепричастие как особая форма глагола

Повторение и обобщение изученного материала;

тест

1




1

Наречие. Слова категории состояния

2

Служебные части речи

2

Междометие. Звукоподражательные слова

Повторение и обобщение изученного материала;

тест

1




1

9

Итоговый контроль (тест)

1

1

2

6

Итого

35

                                   ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 10 КЛАССА

По окончании 10 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  1. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  5. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  4. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  5. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Литература и средства обучения

  1. Учебник: Хлебинская Г.Ф. Русский язык.10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. Учреждений. – М. : ОЛМА – Учебник, 2011
  2. Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2009 г.
  3. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко
  4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  7. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
  8. М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.
  9. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
  10. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
  11. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г.
  12. Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.
  13. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.
  14. С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г.
  15. Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010

Словари и справочники

  1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русскогоязыка: Практ. справ.: Ок. 11 000 синоним. рядов. 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 2001.
  2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986.
  3. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. — М.: Гранд: Фаир-пресс, 1999.
  4. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
  5. Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника: Свыше 107 000 сложных слов. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа: Рус. яз., 2006. (Библиотека словарей русского языка).
  6. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. — М.: Рус. яз., 1984.
  7. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка: Более 14 000 слов. Рос. акад. наук, Ин-т лингв. исслед. — СПб.: Норинт, 2004.
  8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: совмещённая редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртене в современном написании: в 4 т. — М.: ОЛМА Медиа
  9. Групп, 2008.
  10. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка:
  11. Грамматические формы. Ударение: Ок. 12 000 слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2003.
  12. Зимин В. И., Спирин А. С. Русские пословицы и поговорки: Большой объяснительный словарь. 4-е изд., стереотип. — М.: Феникс, 2008. (Словари).
  13. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка: А—Я: Пособие для учащихся 5—9 классов. 8-е изд, испр., доп. —М.: Просвещение, 2006.
  14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 тысяч слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник: ИТИ Технологии: А ТЕМП: ЭЛПИС, 2008.
  15. Борунова С. Н., Воронцова В. Л., Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка : Произношение, ударение, граммат. формы: Ок. 65 000 слов. Под ред. Р. И. Аванесова. Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 8-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 2000.
  16. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: пособие для учащихся. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
  17. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. 9-е изд. — М.: Рольф, 2009.
  18. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: по произведениям русских писателей XVIII—ХХ вв. 2-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.
  19. Русский орфографический словарь: Около 180 тысяч слов. Под ред. Лопатина В. В. 2-е изд, испр., доп. — М.: Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова, 2007.
  20. Аристова Т. С. [и др.]. Словарь образных выражений русского языка. Под ред. [и с предисл.] Телия В. Н. — М.: Отечество, 1995.
  21. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: А—Я: пособие для учащихся. — М.: Цитадель-трейд: РИПОЛ классик, 2010.
  22. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002.
  23. Быстрова Е. А. [и др.]. Школьный толковый словарь русского языка. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.
  24. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение.10-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007.
  25. Одинцов В. В. [и др.]. Школьный словарь иностранных слов: А—Я. Под ред. Иванова В. В. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2001.
  26. Современный толковый словарь русского языка: более 90 000 слов и фразеологических выражений. Под ред. Кузнецова С. А. Российская акад. наук, Ин-т лингвистических исслед. — СПб.: Норинт, 2007.
  27. Тихонова Е. Н., Тихонов А. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов: Ок. 26 тысяч слов. 7-е изд., стереотип. — М.: Цитадель-трейд, 2005.
  28. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание): Для сред. и ст. шк. возраста. Сост. Панов М. В. Редкол.: Степанов Г. В. [и др.]. — М.: Педагогика, 1984.
  29. Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для сред.и ст. шк. возраста. Сост. Новиков В. И., Шкловский Е. А. — М.: Педагогика-пресс, 1998.

Русский язык

Электронные пособия

  1. 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)
  2. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
  3. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме
  4. Фраза. Лингвистический тренажёр.

   

Календарно-тематическое планирование курса

Дата

Тема урока

Количество часов

Виды и формы контроля

план

факт

Русский язык и русистика (1 ч)

1

1.Роль языка в обществе.

1

Опрос индивидуальный и фронтальный

Общие сведения о языке и речи. Культура речи (1 ч)

2

1. Р/р. Предмет и задачи языкознания. Основные разделы науки о языке. Культура речи. Основные аспекты культуры речи: коммуникативность, нормативность, этичность. Языковая норма, ее функции и типы.

1

Текущий

практикум

Текст. Стили и жанры (2 ч)

3

1. К/р. Вводный контрольный диктант

1

Диктант

4

2. Р/р. Структурно-смысловые признаки текста. Функционально-смысловые типы речи.

1

индивидуальный и фронтальный опрос

Лексика. Фразеология. Лексикография (1 ч)

5

1. Слово и его значение. Основные понятия лексики. Фразеология. Лесикография.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль

Фонетика. Орфоэпия. Графика (1 ч)

6

1. Предмет изучения фонетики. Понятие о графике. Понятие об орфоэпии. Фонетический разбор слова.

Изобразительно-выразительные средства фонетики.

1

Предварительный

Практикум

Самоконтроль

Морфемика и словообразование (1ч)

7

1. Понятие о морфемике и словообразовании. Морфемный и словообразовательный разборы слова.

Понятие об этимологии.

1


Самоконтроль

Тест в формате ЕГЭ

Орфография (7 ч)

8









1. Принципы русской орфографии. Слитные, раздельные и дефисные написания.

1

Предварительный

устные сообщения Практикум

Самоконтроль

9

2. Орфограмма. Орфографические нормы. Написание слов и их значимых частей.

1

Текущий

Тест в формате ЕГЭ

10

3. Правописание согласных в корне слова.


1

Текущий

Программированный контроль (тест)

11

4. Правописание приставок, правописание букв ы, и после

приставок; правописание букв а, и, у после шипящих; правописание букв ы, и после ц; правописание букв о, е, ё после шипящих и ц.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль

12

5. Употребление ь для обозначения мягкости согласных; употребление ь после шипящих для обозначения грамматической формы слова; употребление разделительных ъ и ь;

употребление букв э, е, ё и буквосочетания йо.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль

13

6. Употребление прописной и строчной букв. Правила переноса слов.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль

сочинение

14

7. Орфографические словари и справочники.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль

15

К/р. Повторение и обобщение изученного материала. Контрольный тест

1

Итоговый

Тест в формате ЕГЭ, проверочная работа

Морфология (19 ч)

Имя существительное (2 ч)

16

1. Понятие о частях речи.

Признаки имени существительного. Лексико-грамматические разряды существительных

1

Предварительный

индивидуальный и фронтальный опрос

17







2. Правописание имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

Роль существительных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль

сочинение

Имя прилагательное (2 ч)

18











1. Признаки имени прилагательного. Лексико-грамматические разряды имён

прилагательных. Нормы употребления прилагательных в речи.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль

19

2. Правописание прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

Роль прилагательных в образовании изобразительно-выразительных средств языка.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль

сочинение

Имя числительное (1 ч)

20

1. Признаки имени числительного. Лексико-грамматические разряды числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль

Местоимение (1 ч)

21

1. Признаки местоимения. Разряды местоимений. Нормы употребления местоимений в литературном языке.

Правописание местоимений.

Морфологический разбор местоимения.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль

22

К/р. Повторение и обобщение изученного материала. Контрольный тест

1

Итоговый

Тест в формате ЕГЭ, проверочная работа

Глагол (2 ч)

23

1. Признаки глагола. Инфинитив. Формообразующие основы глагола. Морфологические категории глагола. Спряжение глаголов.

Основные нормы употребления глагольных форм в литературном языке.

1

Предварительный

индивидуальный и фронтальный опрос

Практикум

Самоконтроль

24

2. Синонимические варианты употребления глагольных форм и их стилистические и смысловые особенности.

Правописание глаголов. Морфологический разбор глагола.

Роль глаголов в образовании изобразительно-выразительных

средств языка.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль

сочинение

Причастие как особая форма глагола (2 ч)

25

1. Признаки причастия. Образование причастий. Причастия действительные и страдательные, полные и краткие. Переход причастий в

прилагательные.

1

Предварительный

индивидуальный и фронтальный опрос

Практикум

Самоконтроль

26

2. Правописание причастий. Правописание

не с причастиями и отглагольными прилагательными.

Морфологический разбор причастия.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль исследовательская деятельность

Деепричастие как особая форма глагола (1 ч)

27









1. Признаки деепричастия. Образование деепричастий. Отличие деепричастий от омонимичных частей речи.

Правописание деепричастий.

Морфологический разбор деепричастия.

1

Предварительный

индивидуальный и фронтальный опрос

Практикум

Самоконтроль

28





К/р. Промежуточная аттестация

1

Итоговый

Тест в формате ЕГЭ

Наречие. Слова категории состояния (2 ч)

29



1. Признаки наречия. Разряды наречий по значению. Словообразовательная структура наречий. Степени сравнения наречий.

Нормы употребления наречий в литературном языке.

1

Предварительный

индивидуальный и фронтальный опрос

Практикум

Самоконтроль

30

2. Правописание наречий. Признаки слов категории состояния.

Морфологический разбор наречия и  категории состояния.

1

Текущий

Практикум

Самоконтроль исследовательская деятельность

Служебные части речи (2 ч)

31

1. Предлог, союз, частица как служебные  части речи. Разряды предлогов, союзов, частиц.

1

Предварительный

индивидуальный и фронтальный опрос

сочинение Самоконтроль

32

2. Отличие производных предлогов, союзов, частиц от других слов. Правописание предлогов, союзов, частиц.

Морфологический разбор служебных частей речи.

2

Текущий

Практикум

Самоконтроль исследовательская деятельность

Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)

33


1.Междометия как особая часть речи. Разряды междометий. Звукоподражательные слова как особая группа слов, близкая

к междометиям.

Правописание междометий.

Морфологический разбор междометия.

1

Предварительный

индивидуальный и фронтальный опрос

Практикум

Самоконтроль

34

К/р. Повторение и обобщение изученного материала. Контрольный тест

1


Тест в формате ЕГЭ, проверочная работа

35

К/р. Итоговый контроль (1 ч)

Итоговый

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...