рабочая программа по элективному курсу
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
разработка программы элективного курса 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
«Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий государственной итоговой аттестации
по русскому языку»
для 9 класса
Пояснительная записка
Современные темпы развития всех сфер общества – производства, науки, культуры – требуют компетентных, конкурентоспособных специалистов, умеющих работать с людьми, вести конструктивный диалог, что предполагает владение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии, в том числе учитывать позиции своих оппонентов, аргументированно доказывать свою точку зрения. А для этого необходимо уметь кратко, но ясно и точно, последовательно и логично излагать свои мысли. А тот поток информации, который буквально обрушивается на современного человека, требует умений разными способами обрабатывать эту информацию в соответствии с поставленной задачей.
Завершение 9 класса для школьника можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка. Объем знаний и круг умений, которыми должны овладеть учащиеся, зафиксирован в нормативных документах. На основании этих документов разработана новая форма экзаменационной работы для итоговой аттестации.
Экзаменационная работа состоит из трёх частей.
Первая часть работы – это написание сжатого изложения, т.е. информационная обработка текста. Ученик должен уметь выделить в тексте микротемы, определить в них главное, существенное, отсечь второстепенное. Иными словами нужно уметь связно и достаточно кратко передать полученную информацию.
Вторая часть работы включает задания с выбором ответа (А1-А7) и задания с открытым ответом (В1-В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания, а с технологией его выполнения: в заданиях типа А необходимо выбрать один ответ из четырех предложенных, в заданиях типа В – записать найденный ответ цифрами или словами.
Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С.1 и С.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. Оба задания одинаковы по уровню сложности, потому что сочинение на лингвистическую тему (С.1) не предполагает каких-либо узких тем и специальных знаний. Задание С.2 направлено на самостоятельную интерпретацию смысла одного из ключевых фрагментов текста.
Эти умения и навыки проверяются на итоговой аттестации.
Однако анализ результатов экзаменационных работ девятиклассников выявляет проблему недостаточной сформированности данных умений, необходимых для дальнейшего обучения и дальнейшего образования – как в области русского языка, так и в других областях. Судя по экзаменационным работам, неудачи у многих выпускников основной школы связаны с проблемой адекватности и глубины восприятия текста на слух. Девятиклассники не всегда представляют себе критерии выделения главной и второстепенной информации текста. Именно поэтому сокращения, которые они производят в исходном тексте, часто носят случайный, субъективный характер.
В связи с этим необходимо так помочь выпускнику подойти к ГИА, чтобы он ощутил не только уверенность в своих силах и способностях при выполнении тестовых заданий второй части, но и успешно справился с написанием сжатого изложения и сочинения-рассуждения по исходному тексту согласно предъявляемым требованиям и критериям оценивания.
Успешной подготовке девятиклассников способствует предлагаемый элективный курс «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку», предназначенный для учащихся 8-9 классов и рассчитанный на 35 часов.
Необходимость введения курса обусловлена еще и тем периферийным положением, которое занимает работа по обучению сжатому изложению в школе. Причём если в 5 – 7 классах такая работа ещё ведётся, то в 8 – 9 классах она, как правило, сводится к минимуму. Между тем именно в этих классах освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух, становится насущной необходимостью, поскольку готовит детей к дальнейшей учебной деятельности. Недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение - рассуждение. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения.
Все названные проблемы представляют собой разные аспекты одного явления – недостаточного уровня развития речи (в частности, письменной) выпускников основной школы.
Программа курса направлена на усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой на основе многоплановой, системной и систематической работы с текстом. Многоплановая работа по переработке информации текста соответствует коммуникативно-деятельностному и практико-ориентированному подходам к современному обучению. Такая работа должна способствовать формированию самой значимой компетенции – коммуникативной.
Содержание программы элективного курса определяется следующими нормативными документами:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Кроме того, при разработке данной программы учитывается содержание Примерной программы основного общего образования.
В программу элективного курса включены темы и задания, формирующие
следующие виды компетенций:
– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Основной целью курса «Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку» является формирование коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания и в конечном итоге – подготовка к успешной сдаче экзамена в новой форме – форме ГИА.
Наряду с этим данный курс решает следующие задачи:
- закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;
- научиться адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном и прочитанном тексте;
- научиться выполнять информационную обработку текста (структурированное восприятия содержания текста, умение выделять в нём микротемы, определять в них главное, отсекать второстепенное).
- формировать умение отбирать лексические и грамматические средства, позволяющие связно и кратко передать полученную информацию.
- научить способам сокращения текста (исключение, упрощение, обобщение);
- развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;
- углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;
- воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;
- развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;
- отрабатывать навыки самопроверки и самооценки;
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации.
Краткое описание структуры программы
Курс состоит из введения и 4 модулей. Программа элективного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.
Введение. Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ГИА. Нормативные документы по ГИА.
1модуль. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию).
2 модуль. Способы сокращения текста (девятиклассники учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения).
3 модуль. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).
4 модуль. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).
Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).
На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)
К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения у девятиклассников.
Используются следующие виды деятельности:
•исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),
•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения),
•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).
Курс создает условия для развития общеучебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).
Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь:
- выполнять информационную обработку текста;
- выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное;
- отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации;
- правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение);
- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
- аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;
- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;
- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестов закрытого и открытого типов, создания презентаций и буклетов по темам, письменных работ (сжатого изложения после изучения 2 раздела, сочинения - рассуждения после изучения 3 раздела), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение или сочинение-рассуждение (по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовки класса)
Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.
Кроме того, так как на каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения, целесообразно использовать такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка по критериям, с которыми учащиеся знакомятся на одном из первых занятий.
Критерии оценивания устного ответа рассуждения:
- правильность формулировки тезиса;
- композиционная стройность;
- логическая последовательность теоретических положений;
- речевая связность, завершенность;
- достаточность количества аргументов, их убедительность
- соответствие нормам русского языка: орфоэпическим, лексическим, грамматическим, стилистическим.
Ожидаемые результаты
успешность проведения итоговой аттестации за курс основной школы;
- повышение уровня коммуникативной компетенции девятиклассников;
- осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.
Учебно-тематический план
Модуль | Темы занятий | Количество часов | Содержание курса | Виды деятельности учащихся и формы контроля. |
Введение | Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ГИА. Нормативные документы по ГИА. | 1 ч. | Познакомить учащихся с нормативными документами по ГИА, с общими методическими подходами к работе в заданиях ГИА. | Запись тезисов, составление памятки «Требования к сжатому изложению». |
1.Текстоведение. | 1.1.Понятие о тексте. Признаки текста. | 1ч. | Закрепить основные признаки текста (последовательность, логичность, тематическое и смысловое единство, членение на абзацы) | Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа, взаимооценка. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение. |
1.2.Типы и стили текста. | 1ч. | Отличительные признаки типов речи, структура рассуждения, умелое введение аргументации. Функциональные особенности стилей речи. | Создание сочинения-рассуждения. Сравнительный анализ текстов. | |
1.3.Тема текста. Основная мысль. | 1ч. | Сильные позиции текста, умение определять тему и основную мысль. | ||
1.4 Микротема. Микротекст. Абзац. | 1ч. | Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент, выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам. Выделение микротем, абзацев, основной и дополнительной информации. | Устный ответ-рассуждение, восстановление текста по опорным словам. | |
1.5. Виды и средства связи предложений в тексте | 1ч. | Анализ текстов, игра, моделирование. | ||
1.6. Урок-практикум | 1ч. | Закрепление понятий тема текста, микротема, основная мысль | Анализ текста | |
2 Способы сокращения текста. | 2.1. Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения. | 1ч. | Особенности сжатого изложения. Основные требования. Структурированное восприятия содержания текста, умение выделять в нём микротемы, определять в них главное, отсекать второстепенное. | |
2.2. Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Способы сжатия текста. | 1ч. | Первое прочтение: этап определения темы, идеи, структуры текста. Второе прочтение текста: этап абзацного членения, определение микротем текста как частей общей темы; моделирования сжатого изложения | Работа с текстом: определение темы, микротем, членение на абзацы. | |
2.3. Языковые приёмы сжатия исходного текста. Исключение. | 1ч. | Обучить языковым приёмам сжатия исходного текста, воспринимать авторский текст, вычленять главное, сокращать текст способом исключения | Анализ примеров, конспект лекции учителя. | |
2.4. Языковой приём сжатия исходного текста. Упрощение | 1ч. | Обучить приёму сжатия исходного текста-упрощение, точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; | Анализ примеров, конспект лекции учителя. | |
2.5. Языковой приём сжатия исходного текста. Обобщение. | 1ч. | Обучить приёму сжатия исходного текста-обобщение, правильно, лаконично и точно излагать содержание текста; | Анализ примеров, конспект лекции учителя. | |
2.6- 7.Практикум. Применение способов сжатия. | 2ч | Обучить находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания, сокращать текст разными способами; | Работа с текстом. | |
2.8-2.9.Практикум. Самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения). | 2ч | Обучить приёмам компрессии, использовать их графическое обозначение: ____________- ключевые слова; ( ) - исключение слов, части предложения; / / - замена предложения с прямой речью на предложение с косвенной; < >- передать смысл предложения, сохраняя ключевые слова; [ ] - объединить несколько предложений в одно, сохраняя основную мысль; O - однородные члены предложения заменить обобщающим словом; + - объединить простые предложения в сложное. | Работа с текстом, нахождение и обозначение приёмов компрессии. Создание презентаций и буклетов по теме «Приёмы сжатия текста». | |
2.10. Как писать изложение. | 1ч. | Познакомить с алгоритмом работы над сжатым изложением . | Составление памятки «Как писать сжатое изложение». | |
2.11.Работа над изложением. | 2ч. | а) Обучить выверять соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста. б) соотнесть смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений. в) делать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические).
| Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками. Сжатое изложение. | |
3. Особенности сочинения-рассуждения. | 3.1- 3.2. Композиция рассуждения: тезис, аргумент, вывод. | 2ч. | Обучить составлению схемы рассуждения, развернутому ответу на поставленный вопрос. | Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. |
3.3 – 3.4.Способы введения примеров-аргументов. | 2ч. | Овладение письменной речью. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи, анализ языковых явлений речевого произведения. | Работа с текстом. Поисковая работа. | |
3.5 – 3.6.Роль знаков препинания на письме. | 2ч. | Обучить развернутому аргументированному ответу, показать, что способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны, прежде всего со способами цитирования, а также с применением вставных конструкций. | Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом, работа над способами цитирования. | |
3.7-3.8.Обучающее сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. | 2ч. | Обучение сочинению-рассуждению. Подбор аргументов в соответствии с собственными умозаключениями и выводами. | Работа над сочинением. Создание презентаций и буклетов по теме «Особенности сочинения-рассуждения». | |
3.9-3.10.Контрольное сочинение-рассуждение. | 2ч. | Проверка полученных знаний. | Самостоятельная работа. | |
4. Редактирование. | 4.1-4.2. Типы грамматических ошибок | 2ч. | Отрабатывать навык самопроверки и самооценки. | Анализ текстов изложений, взаимопроверка, редактирование текста. |
4.3-4.4.Типы речевых ошибок. | 2ч. | Отрабатывать навык самопроверки и самооценки. | Анализ текстов изложений, взаимопроверка, редактирование текста. | |
4.5-4.6. Контрольная работа. | 2ч. | Вид и форму работы (сочинение или изложение) определяет учитель, учитывая типичные ошибки, уровень подготовки класса, целесообразность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Элективный курс «Создай свой бизнес» Класс 9 Часов 34 Б...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»
Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основно...
Рабочая программа к элективному курсу "Массовая культура"
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Лазебниковой А.Ю. «Массовая культура» 10 – 11 классы. (Москва «Русское слово», 2005).Массовая культура – важнейший феномен...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)
Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...