Как организовать повторение к ЕГЭ в 11 классе вечерней школы
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Для учащихся, имеющих пропуски
в изучении орфографии и пунктуации
Вечерняя школа, где я работаю второй год, дает реальную возможность получить основное и среднее образование детям и взрослым. В других школах города по различным причинам они не могли или не могут обучаться, поэтому посещают дневные, вечерние или сменные классы. Именно тут после перерыва продолжают образование подростки и взрослые – молодые мамы и вернувшиеся из армии молодые люди, одновременно работая, осваивая профессию в профессиональных училищах или серьезно занимаясь спортом.
Уровень подготовки, посещаемость, мотивация у них разные. Следовательно, чтобы устранить пропуски в изучении русского языка, учитель должен использовать индивидуальные, оптимально адаптированные формы обучения, дифференцированный подход к определенным группам и конкретным учащимся, к выбору материала.
Минимальное количество часов на повторение расширено за счет предусмотренных учебным планом школы групповых занятий, на которых могут заниматься до 10 человек.
Опираясь на опыт работы в дневной школе, я провожу повторение материала программы по русскому языку в 11-х классах вечерней (сменной) школы двумя блоками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zayavlenie.docx_na_1_kategoriyu.docx | 64.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Как организовать повторение
в 11-м классе вечерней школы?
ПЕРВЫЙ БЛОК.
Повторение орфографии.
Необходимо повторить в любой форме § 4–40 основного учебника Максимова Л.Ю., Чешко Л.А. «Русский язык для 11–12-х классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений и самообразования». М.: Просвещение, 1997. Работая с различными заданиями по орфографии, некоторые учащиеся полностью или частично выполняют тренировочные тесты Н.Г. Ткаченко, А.Б. Малюшкина и тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Абсолютно все в конце учебного года должны выполнить 1-й и 2-й варианты диагностического теста для поступающих. Первый вариант такого теста можно взять из пособия Космарской И.В. «Русский язык для поступающих в вузы». М.: Аквариум, 1999. С. 4, а второй вариант составлен мною самостоятельно по аналогии с указанным (см. стр. 37–38).
При выполнении заданий и при работе над ошибками страницы, указанные в тестовых листах и образцах диктантов, помогают ученикам ориентироваться в нашем основном учебнике, т.е. сразу найти нужное правило.
С самого начала учебного года, повторяя курс орфографии за 5–7-е классы, ученики выполняют задания и одновременно ведут записи в «Рабочей тетради», которая разработана мною специально для тех, кто имеет пропуски и пробелы по школьному курсу русского языка. В нее включены:
• конкретные схематичные и в то же время доступные объяснения определенных правил правописания (н–нн; не–ни; правописание предлогов и т.д.) и примеры для их закрепления;
• 2 текста из художественных произведений (по Симонову и Чехову), насыщенные орфограммами;
• 9 небольших тренировочных тестов и 2 обобщающих;
• несколько примеров из заданий, определяющих уровень интеллекта по Г. Дж. Айзенку.* На последнюю страницу (ее ученики дополняют своими примерами) вынесены непроверяемые, труднопроверяемые, слитные и раздельные написания, часто используемые в творческих работах и дающие наибольшее количество ошибок.
Для каждого ученика в «Рабочей тетради» обязательно указываются плохо усвоенные темы. К концу учебного года из тетради видно, как повысилась грамотность ученика.
Все выполненные работы проверяет либо учитель, либо ученик, сверяясь с ключом (как два последних обязательных диагностических теста). Потом проводится урок индивидуальной коррекции знаний по орфографии, завершающий 1-й блок – повторение орфографии.
* Г. Дж. Айзенк. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. М.: Ай Кью, 1995.
Диагностический тест
№ п/п | Номер стр. | Орфограмма | № п/п | Номер стр. | Орфограмма |
1 | 53 | и_подволь | 42 |
| ц_фра |
2 |
| _десь | 43 |
| лисиц_н |
3 |
| ни_провергать | 44 | 60 | сач_к |
4 | 51 | у_кий | 45 |
| чащ_ба |
5 |
| изморо_ь на окнах |
| 46 | стаж_р |
6 |
| осенняя изморо_ь |
| 47 | ч_лка |
7 |
| француз_кий |
| 48 | подж_г объекта |
8 |
| опас_ность |
| 49 | выкорч_вывать |
9 |
| аген_ство |
| 50 | реч_вка |
10 |
| блес_нуть |
| 51 | парч_вый |
11 | 46 | акк_мпан_мент | 52 | 107 | они бор_тся |
12 |
| акк_мпан_ровать |
| 53 | они ненавид_т |
13 | 51 | громоз_кий | 54 | 27, 45 | раз_снение |
14 |
| уча_ствовать | 55 | 46 | э_ск_ватор |
15 |
| предчу_ствовать | 56 |
| э_ск_латор |
16 | 57 | вое_нообязанный | 57 |
| буду_щий |
17 |
| мо_жевельник | 58 |
| электр_фикация |
18 |
| рас_читывать | 59 | 45 | нагром_ждение |
19 |
| рас_ четливый | 60 |
| д_лина |
20 |
| опере_тка | 61 | 47 | р_внина |
21 |
| програ_ма | 62 |
| пл_вучесть |
22 |
| програ_мка | 63 |
| возл_гать |
23 |
| криста_льный | 64 |
| ск_чок |
24 |
| шестиба_льный | 65 | 28 | пред_нфарктный |
25 | 122 | рассея_ны по ветру | 66 |
| пост_нфарктный |
26 | 80 | полотня_ный | 67 |
| под_тожить |
27 |
| подли_ный | 68 |
| спорт_нвентарь |
28 |
| нечая_ный | 69 |
| вз_мать |
29 |
| беше_ный | 70 | 55 | пр_небр_гать |
30 |
| багря_ный | 71 |
| пр_большой |
31 | 121 | краше_ный пол | 72 |
| пр_бывать в городе |
32 |
| (не)краше_ный пол | 73 |
| пр_баутки |
33 |
| (свеже)краше_ный пол | 74 | 59 | гости_ница |
34 |
| (свеже)окраше_ный пол | 75 | 117 | промасл_ ный лист |
35 |
| асфальтирова_ная дорога | 76 | 80 | масл_ная краска |
36 |
| назва_ные выше | 77 |
| безветре_ная погода |
37 |
| назва_ный брат | 78 |
| досто_н |
38 |
| (не)зва_ные гости | 79 |
| удосто_н |
39 |
| туш_ное в соусе мясо | 80 |
| ветр_ной двигатель |
40 | 25 | белолиц_й | 81 | 117 | замеш_ный в историю человек |
41 |
| на ц_почках | 82 |
| размер_ная жизнь |
Алгоритм работы над ошибками
1) Найдите ошибку в «Рабочей тетради» или тесте;
2) найдите правило в основном учебнике, открыв указанную страницу в образцах;
3) приведите пример на это правило;
4) выполните задания на закрепление;
5) получите оценку за качество выполненной на уроке работы.
В начале такого урока анализируем, какие ошибки наиболее часто встречаются в заданиях, – н, нн; не с различными частями речи и т.д., иллюстрируем это примерами из выполненных работ, еще раз обращаемся к основному учебнику. На уроке ученики пользуются учебниками для 7-, 8-, 9-, 10–12-х классов, словарями. На этом этапе каждый работает над своими ошибками: чередование гласных в корнях, толкование значений слов; правописание словарных слов по учебнику 8-го или 9-го класса; дефисное и слитное написание наречий. Оценка выставляется не за выполненный объем, а за качество этой работы, когда ученик с помощью алгоритма увидел свои пробелы, попытался их объяснить и запомнить и избегать в дальнейшем. Рядом со словом, в котором была допущена ошибка, нужно обязательно привести 2 примера на правило.
ВТОРОЙ БЛОК.
Повторение синтаксиса и пунктуации.
Здесь основными трудностями для моих учеников являются постановка знаков препинания во всех видах сложных предложений, при однородных и обособленных членах предложения и др. Необходимое условие – это повторение § 41–64 основного учебника. В этой работе я использую, «усовершенствуя по необходимости», т.е. сделав пропуски на месте орфограмм и пунктограмм, диагностический диктант – тест за курс 9-го класса, опубликованный в журнале «Русский язык и литература для школьников» № 2 за 2003 г., с. 25.
Для моих учеников наиболее эффективными являются следующие этапы (А и Б) работы, развивающие орфографическую и пунктуационную зоркость (утраченную или невыработанную).
А. Каждый получает текст-образец с пропусками букв и знаков препинания.
Порядок работы с текстом-образцом
1. Читаем текст самостоятельно, потом вслух.
2. Каждый определяет для себя самые трудные места из тех, которые он сам смог увидеть;
3. Текст читает учитель, комментируя абсолютно все, что пропущено в нем. Учащиеся при этом записывают в свои тетради те пунктограммы, на которые они не обратили внимания самостоятельно.
4. Проставляем пропущенные знаки препинания и буквы во всем тексте.
5. Самостоятельно сверяем выполненную работу с образцом.
6. Допущенные ошибки обводим в кружок. Работаем над ошибками по алгоритму (пп. 1, 2, 3) в своих тетрадях, помня о том, что выставленные в образце страницы указывают нужное правило.
7. Не пользуясь никакими подсказками и выписками, пишем исходный текст под диктовку через строчку в свои тетради.
8. Самостоятельно (или с помощью учителя) проверяем, работа над ошибками по алгоритму (пп. 1, 2, 3, 4, 5).
Б. Работа с текстом по роману А.Фадеева «Разгром» («Командир партизанского отряда…») из пособия Д.Э. Розенталя.
Порядок работы с текстом
1. Текст читаем полностью вместе.
2. Подробные комментарии учителя и ответы на любые вопросы учащихся по тексту.
3. Выписываем в тетрадь те места, в которых возможно ошибиться, устно или письменно объясняем написание орфограмм, постановку знаков препинания.
4. Пишем текст под диктовку через строчку, пользуясь всеми своими выписками.
5. Сверяем свой текст с образцом.
6. Обводим в кружок то место, где допущена ошибка, работаем над ошибками по известному алгоритму.
Таким образом, содержание повторяемого материала усваивается с помощью поискового метода, сменяемости видов деятельности, организации работы.
К этому моменту становится ясно, кому из учащихся пока не стоит идти дальше, а необходимо заниматься самостоятельно и на групповых занятиях, тренироваться, запоминать правила (1-я группа). Выделяются ученики, которые хорошо повторили и усвоили материал, с ними необходимо завершить процесс повторения (2-я группа). Для таких предусмотрена работа с диагностическим диктантом – тестом за курс средней школы (журнал «Русский язык и литература для школьников» № 2 за 2003 г., с. 26).
Диагностический диктант-тест
за курс средней школы
Вариант для проверки
Еще только одиннадцатый час на исходе (240)*, а уже никуда не денешься от тяжелого зноя (254), каким дышит июльский полдень. Раскаленный воздух едва-едва колышется над немощеной песчаной дорогой. Еще не кошенная (199), но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от зноя (209), почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек (203), ни животное (203), ни насекомое (203) – никто уже больше не борется с истомой. По-видимому (226), все сдались (216), убедившись в том (254), что сила истомы (118), овладевшей ими (118), непобедима (199), непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему (199) и (254) как ни в чем не бывало пляшет без устали в пахучей хвое.
На некошеных лугах ни ветерка, (199) ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, (240) а в небе ни облачка.
Но отправиться купаться не хочется, (151) да и незачем: (220) после купания еще больше распаришься на солнцепеке. Одна надежда на грозу: (280) лишь она может разбудить скованную жарой природу и развеять сон.
И вдруг что-то грохочет в дали, (209) неясной и туманной, (209) и гряда темных туч движется с юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, (220) в течение десяти–пятнадцати минут(,) царит зловещая тишина, (240) и вдруг все небо покрывается тучами.
Но вот откуда ни возьмись в мертвую глушь врывается резкий порыв ветра, (254) который, (226) кажется, (226) ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пыли, беспощадно рвет и мечет древесную листву, (199) безжалостно мнет и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-вот разразится гроза (243) и на обнаженные поля польется освежающий дождь. Хорошо бы укрыться от этого совсем нежданного, (199) но желанного гостя. Добежать до деревни не удастся, (240) а усесться в дупло может только ребенок.
Гроза надвигается: (280) (,) (279) вдалеке вспыхивают молнии, (209) слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Но вот солнце выглянуло в последний раз и скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась, (199) приняла мрачный характер, (240) и гроза началась.
* В скобках цифры указывают страницу основного учебника.
С этим текстом проводится точно такая же «пошаговая» работа, как и с диагностическим диктантом за курс 9-го класса. На групповых занятиях работаем и с каждым отдельно, и группами. Прошу продиктовать друг другу те отрывки из диктантов, в которых допустили много ошибок, и объяснить условия правильного написания; иногда 2-я группа работает с 1-й, насколько позволяют время и мотивация каждой.
Для выполнивших 2-й блок работы проводится также урок индивидуальной коррекции знаний по синтаксису и пунктуации по той же схеме, по которой был проведен завершающий урок 1-го блока. Кто в силу различных причин не работал с заданиями по орфографии (тесты, «Рабочая тетрадь»), тот выполняет все необходимое, включая работу над ошибками по алгоритму, т.е. корректирует свои знания по орфографии, а на групповых занятиях будет заниматься синтаксисом и пунктуацией.
Может быть, для полного повторения курса русского языка в 11-м классе этих занятий будет недостаточно, тем не менее они дают хорошие результаты, что уже радует. К тому же обучающиеся в вечерней школе хорошо ориентируются в основном учебнике, знают свои слабые стороны в изучении русской орфографии и пунктуации, умеют систематизировать и дифференцировать допущенные ошибки. Они совершенствуют навыки самостоятельной работы, используя полученный материал и на групповых занятиях, и самостоятельно. Такая работа тоже помогает вечерней школе выполнять свою задачу – создавать основу для дальнейшего образования и самообразования, профориентации, а также формировать общую культуру учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре для 9 класса вечерней школы к учебнику Н.Ю. Макарычева
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к уровню поодготовки обучающихся 9 классов, критерий и норм оценок знаний, умений и навыков обучающихся по математике, календарно- темати...
Рабочая программа по геометрии для 9 класса вечерней школы к учебнику А.В. Погорелова
Рабочая программа по геметрии для 9 класса вечерней школы состоит из пояснительной записки, требований к уровню подготовки обучающихся, критерий и норм оценок знаний, умений и навыков обучающихся, кал...
Рабочая программа по географии для 10 класса вечерней школы
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы для среднего (полного) общего образования по геогр...
Рабочая программа по истории для 10-12 классов вечерней школы
Рабочая программа полностью соответствует Примерным программам по истории для средней (полной) общей школы. Программа расчитана на три года обучения на старшей ступени образования. Рабочая прогр...
Рабочая программа по литературе для 11 класса вечерней школы.
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов для общеобразовательных...
Зачётные работы по литературе, 12 класс вечерней школы
Зачётные работы по литературе предлагаются для обучающихся 12 класса вечерней школы, возможно использование в 11 классе дневной школы. Вопросы составлены на основе учебника "Литература. 11 класс. В дв...
Опорный конспект по теме "Официально-деловой стиль речи, 12 класс вечерней школы, 11 класс дневной школы"
Опорный конспект "Официально-деловой стиль речи" компактно представляет материал по указанной теме: сферы использования, лексические и синтаксические особенности. Предназначен для обучающихся вечерней...