Рабочая программа
Никитиной Светланы Викторовны
I квалификационная категория
по учебному курсу «Литература»
11 класс (УКП)
(Базовый уровень
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профильный уровень) и Программы по литературе для 5 – 11 классов для общеобразовательной школы./под ред. Зинина С.А. – М.; ТИД «Русское слов – РС», 2010 (Меркин Г.С.; Чалмаев В.А.).
Программа расчитана на 72 учебных часа (по 2 часа в неделю). Основной формой учебной деятельности при обучении в вечерней школе с заочной формой обучения является самостоятельная работа учащихся и консультации учителя. Годовая оценка выставляется на основании зачетов по данному предмету , контрольных и самостоятельных работ.
Цели обучения:
Изучение литературы в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
- поиск и выделение значимы функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно - следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно – смыслового анализа текста, использование различных видов чтения;
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудивизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к уровню подготовки учеников
В результате изучения литературы ученик должен
знать/ понимать
- образную природу словесного искусства
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей;
- изученные теоретико – литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно – выразительных средств;
Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе.
Тематическое планирование
|
|
Ф.М.Достоевский | 14 ч. |
А.П.Чехов | 11 ч. |
Обзор русской литературы первой половины XX -го века | 2ч. |
И. А. Бунин | 4ч. |
А.И.Куприн | 4ч. |
М. Горький | 6ч |
Серебряный век русской поэзии : |
|
В.Брюсов, К .Бальмонт,Н.Гумилев,И.Северянин | 9ч |
А.А.Блок | 6ч. |
А. А. Ахматова | 4ч. |
М.И.Цветаева | 3ч. |
А. Аверченко | 2ч. |
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Тип учебного занятия | Планируемые результаты | Домашнее задание. |
|
|
|
|
| Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пла но вая. | Фактическая
|
|
|
| 1 | Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. | Лекция | 1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.
| 1. Составить хронологическую таблицу 2.Индивидуальные задания. | 08.09 | 2 | Замысел и история создания романа «Преступление и наказание» | Урок – лекция. Работа с текстом. Слово учителя. | 1. Познакомить уч-ся с историей создания романа и его замыслом. 2. Показать роман «П. и н.» как психологическое и философское исследование человека. | 1. Найти эпизоды, описывающие жизнь Петербурга. 2. Групповые задания. | 3 | Образ Петербурга в романе Достоевского. | Изучение нового материала. Беседа с включением сообщений уч-ся. | 1. Помочь уч-ся раскрыть влияние на человека страшного мира Петербурга. 2. Подвести уч-ся к пониманию и осмыслению того, что может толкнуть человека на обочину жизни. | 1. Словесное рисование картин, изображающих Петербург. 2. Рассказать о быте семьи Мармеладовых. | 15.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4-5. | Мир «униженных и оскорблённых» в романе Достоевского «Преступление и наказание» | Комбинированный. Работа с текстом, комментированное чтение. | 1. Рассмотреть тему «маленького человека».
| Ответить на вопросы и выполнить задания: 1. Как вы понимаете теорию Раскольникова? 2. Проследите внутреннюю речь Раскольникова. | 15.09. 22.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6-7 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | Развёрнутая хар-ка с анализом ключевых глав. | 1. Раскрыть образ Раскольникова и причины зарождения теории. 2. Формировать способности высказывать собственное мнение (теория Раскольникова) | 1. Завершить работу над составлением характеристики. 2. Охарактеризовать двойников Раскольникова: Лужина и Свидригайлова. | 22.09- 29.09 |
|
|
|
|
|
|
| 8. | «Двойники» Раскольникова: теория в действии. | Урок – диспут. | 1. Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления. 2. Показать, что скрывается за простодушием Свидригайлова. | 1. Задание 5 на с. 241 (письменно). 2. Подобрать эпизоды С Соней Мармеладовой. | 9-10. | «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. | Урок усвоения новых знаний. Беседа. | 1. Раскрыть борьбу Сони за «не погибшую ещё душу», её скорбный, но праведный путь. 2. Показать, в чём видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос изменения существующего миропорядка. | 1. Подготовить рефераты. 2. Подготовить материал для анализ эпизода; перечитать Ч.4, гл.2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 | Р.р. Анализ эпизода «Раскольников раскрывает Соне свою тайну». Ч.4; гл.2. | Урок развития речи | 1. Формировать навыки самостоятельного анализа эпизода. | 1. Читать эпилог. 2. Ответить на вопросы в тетради. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12. | «Преступление и наказание» как роман – предупреждение. | Урок – дискуссия на основе изученного материала. | 1. Раскрыть гуманизм романа: воскрешение погибшего человека. 2. Раскрыть мастерство Достоевского - художника. | Подготовиться к написанию сочинения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского. | Контрольный. Развитие речи. | 1. Формировать читателя, способного к сотворчеству, умеющего грамотно излагать свои мысли, владеющего навыками литературоведческого анализа. | Подготовиться к уроку – суду. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14. | Суд на Раскольниковым. | Урок – суд. | 1. Обобщить знания и умения учащихся понимать прочитанное, пользоваться аргументами из текста; отстаивать своё мнение. | Подготовиться к внеклассному чтению. Индивидуальное выступление о жизни и творчестве Распутина. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15. | Вн. Чтение В.Г.Распутин «Живи и помни». | Урок – диспут. Беседа. | 1. Формировать умения анализировать поступки людей; умение выбирать в сложной ситуации. | 1. Подготовить сообщения.
|
|
|
|
|
|
|
| 16. | Жизнь и творчество А.П.Чехова. | Изучение нового материала. Беседа. Лекция учителя. | 1. Познакомить уч-ся с жизнью и творчеством А.П.Чехова. 2. Разъяснить важнейшие теоретико - литературные понятия в рамках статьи учебника. | 1. Прочитать с. 244-253, составить хронологическую таблицу. 2. Прочитать р-зы «человек в футляре», «Крыжовник» |
|
|
|
| 17-18. | Трагикомедия футлярной жизни. «Человек в футляре», «Крыжовник». | Изучение нового материала. Беседа. Анализ рассказа. | 1. Раскрыть идею и художественные особенности рассказов, показать мастерство писателя в изображении мира футлярного человека. | 1. Прочитать р-з «Ионыч» |
|
|
|
| 19-20 | Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения (по произведению А.П.Чехова «Ионыч». | Изучение нового материала. Работа с текстом. Подбор эпизодов для иллюстрации основных идей. | 1. Проанализировать этапы нравственной деградации героев. 2. Раскрыть трагизм повседневного будничного существования. | 1. Прочитать с. 261-266, составить развёрнутый план. 2. Читать пьесу «Вишнёвый сад» |
|
|
|
| 21 | А.П.Чехов «Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии. | Изучение нового материала. | 1. Новаторство Чехова – драматурга. 2. Воспитание критического мышления. | 1. Составить характеристику Раневской, Гаева, Ани, Трофимова, Лопахина на материале уч. с.276 |
|
|
|
| 22 | «Здравствуй, новая жизнь!» (образ сада и философская проблематика пьесы) | Изучение нового материала. Беседа с элементами комментированного чтения. Анализ комедии. | 1. Раскрыть образ сада в философской проблематике пьесы. 2. Формирование умений обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать своё мнение. | 1. Ответить на вопрос 4, 5 на с.281-282 |
|
|
|
|
|
| 23-24 | «Вишнёвый сад». Система образов. | Совершенствование и углубление ЗУН. Урок – беседа. Комментированное чтение. | 1. Раскрыть характеры главных героев. 2. Формировать умения анализировать и делать выводы. | 1. Вопросы 6, 7, 8 на с.282. 2. Подготовиться к сочинению по творчеству А.п.Чехова. |
|
|
|
|
|
| 25-26 | Р.р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова. | Практическое занятие. Творческая самостоятельная работа. Развитие речи. | Учёт и контроль знаний. | Подготовиться к контрольному тестированию за курс 10 класса. |
|
|
| 27-28 | Контрольное тестирование и его анализ. | Урок контроля. |
|
|
|
|
|
Зачет №1 по творчеству Ф.М.Достоевскоо и А.П.Чехова ---- 27.11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Фактическа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 | Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. | Урок изучения и первичного закрепле ния новых знаний | Показать взаимосвязь литературы и общественной мысли с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние | Знакомство с учебником, его разделами, хрестоматией Стр.10-16, вопр.1-3 |
|
|
| Литература первой половины XX -го века |
|
|
|
|
|
30 | Обзор русской литературы первой половины XX -го века | Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний Лекция учителя с элемента ми беседы | Дать представление о тенденциях русской литературы, дать толкование понятиям «Серебряный век», «модернизм», «декаданс» | Доработать конспект лекции. Перечитать рассказы Бунина. Подготовить сообщения о писателе. |
|
|
31 | И. А. Бунин Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина | Лекция учителя Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Дать краткий обзор жизненного и творческого пути, показать своеобразие стиля И.А.Бунина на примере его стихов и рассказов | Выучить наизусть 1 стих на выбор Сост. план «Основные темы лирики Бунина» |
|
|
32 | «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. | Урок закрепления знаний | Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа «Антоновские яблоки». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Стр 30-37, читать, отв. вопросы . |
|
|
33 | «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». | Урок закрепления знаний | Раскрыть философское содержание рассказа И.А.Бунина. Аналитическое чтение. | Стр. 38-40. Задания по группам. Подготовить обзор рассказов о любви |
|
|
34 | «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. | Урок обобще ния и систематизации знаний учащихся | Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное. | Подготовить рассказ по теме урока. Стр41-54, перечитать рассказы М.Горького |
|
|
35
| А.И. Куприн «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. Жизнь и творчество А.И Куприна | Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний | Показать своеобразие стиля писателя на примере повести «Олеся». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Стр. 88-92, Отв. на вопросы. Сделать закладки по темам |
|
|
36 | «Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести. |
| Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение |
|
|
|
37 | «Гранатовый браслет».Талант любви в рассказе «...что это было: любовь или сумасшествие?» | Урок изучения и закрепле ния знаний | Раскрыть идею и художественные особенности повести. Указать на роль детали в художественном повествовании | Стр. 92-95, пересказ, подготовитьвопросы по повести. |
|
|
38 | «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. | Урок обобще ния и система тизации знаний учащих ся | Показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств. Раскрыть идею и художественные особенности повести. | Стр.96-98, читать, ответить на вопросы. Сбор материалов к классному сочинению |
|
|
39 | Р/р Классное сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащих ся | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Задания по группам |
|
|
| Зачет №2 по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна |
|
|
|
|
|
40 | В/ч Урок-размышление по произведению А.Битова «Русский устный и русский письменный» | Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний | Научить ребят воспринимать современную прозу, анализировать публицистическое произведение | Пересказ статьи учебника о поэтах Серебряного века, перечитать стихи |
|
|
41
| М. Горький . Страницы жизни. «Старуха Изергиль».Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.
| Лекция с элементами беседы. Урок закрепления знаний | Показать особенности романтизма А.М.Горького. Проследить, как в композиции раскрывается замысел писателя. | Стр. 62-65, пересказ |
|
|
42 | Протест героя пртив «бескрылого существования, «пустыря в душе» в повести « Фома Гордеев» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Показать своеобразие повести, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желание обсудить прочитанное. | Стр. 65-72, перечитать пьесу «На дне» |
|
|
43 | Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» |
|
|
|
|
|
44 | «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. | Комбинированный урок | Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Стр.72-80, пересказ |
|
|
45 | Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. | Урок комплексного применения ЗУН учащихся | Выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде | Выписать высказывания героев (по вариантам) |
|
|
46 | Р/р Классное сочинение. Ответ на проблемный вопрос по творчеству М.Горького | Урок контроля; оценки и коррекции знаний учащихся | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Подготовить сообщения о писателе. Задания по группам |
|
|
| Серебряный век |
|
|
|
|
|
47 | Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор) | Урок изучения и первично го закрепле ния новых знаний | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэтов. Показать яркую индивидуальность поэзии. Проанализировать стихи | Написать соч.-миниат. Подготовить выразитель-ное чтение стихов |
|
|
48 | Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Охарактеризовать творчество основоположников русского символизма | Стр.116-139, пересказ. Отв. на вопросы в тетради. |
|
|
49 | В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта. | Урок закрепления знаний | Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Выучить наизусть и проанализировать стихотвор-е В.Брюсова |
|
|
50 | К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. | Комбинирован ный урок | Показать яркую индивидуальность поэта. Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи | Письменный анализ одного из стих-й К.Бальмонта. |
|
|
51 | Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира. | Урок изучения и закрепле ния знаний | Дать понятие об акмеизме, выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов | Сделать закладки по темам Задания по группа (анализ глав) |
|
|
52 | Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов. | Урок изучения и закрепле ния знаний | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи Н. Гумилева | Дать развернутый ответ на вопрос. Инд. задания |
|
|
53 | Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика. | Урок изучения и закрепле ния знаний | Дать понятие о футуризме; сделать обзор творчества поэтов-футуристов | Творческие задания на выбор |
|
|
54 | И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества. | Комбинированный урок | Познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, показать истоки и значение его творчества. Проанализировать стихи | Подготовить ся к письм. работе |
|
|
55 | Р/р Урок-концерт по творчеству поэтов Серебряного века | Урок контроля.оценки и коррекции знаний учащихся | Выразительное осознанное чтение стихов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Подготовить сообщения о А.Блоке Стр. 173-178, пересказ |
|
|
| Зачет №3 Поэзия серебряного века |
|
|
|
|
|
56 | А. А. Блок Жизнь и судьба поэта. | Урок изучения и закрепле ния знаний | Познакомить с атмосферой, в которой вырос Блок, показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока. | Перечитать «Стихи о Прекрасной Даме», выучить одно из них и разобрать его |
|
|
57 | Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». | Урок изучения и закрепле ния знаний | Показать особенности поэтики первой книги Блока. | Отв. на вопросы. Подготовить ся к самост. работе |
|
|
58 | Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». | Урок закрепле ния знаний | Показать историю и значение образа России в творчестве Блока | Сделать сообщения по предложенным темам |
|
|
59 | Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. | Урок обобщения и систематизации знаний учащихся | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи | Раскрыть смысл образов в стихах (по вариантам). |
|
|
60 | Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. | Комбинированный урок | Показать полемический характер поэмы, её художественные особенности | Подготовить вопросы к семинару |
|
|
61 | Р/р Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала (семинар). | Урок комплексного примене ния ЗУН учащихся | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Подготовить сообщения о поэте. Задания по группам |
|
|
62 | А. А. Ахматова Психологическая глубина и яркость любовной лирики. | Урок изучения и закрепле ния знаний | Дать представление о личности поэта, о мотивах и настроениях ранней лирики | Закончить конспект лекции. Сообщение «Портреты Ахматовой» |
|
|
63 | Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике. | Урок изучения и закрепле ния знаний | Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Перечитать поэму. Выделить мотивы пр-я. Задание по группам |
|
|
64 | «Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы. | Урок обобще ния и система тизации знаний учащих ся | Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой | Подготовиться к письменной работе. |
|
|
65 | Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы. | Комбинирован ный урок | Показать, как поэмой исполнена гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве | Подготовить сообщения о поэте. Задания по группам |
|
|
66 | М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. | Урок изучения и первичного закрепле ния новых знаний | Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Пересказ конспекта лекции, читать программные стихи М.Цветаевой. |
|
|
67 | Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. | Урок изучения и первичного закрепле ния новых знаний | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи | Выучить наизусть, проанализи-ровать стих-е. Отв. на вопросы |
|
|
68 | Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир. | Урок обобщения и систематизации знаний | Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений | Выучить стихотворение. Сделать его анализ. Отв. на вопросы |
|
|
69-70
| А. Аверченко.Темы и мотивы сатирической новеллистики
| Урок закрепле ния знаний | Представить творчество А.Т.Аверченко с точки зрения продолжения традиций русской литературы. | Подготовить развернутый ответ на вопрос. |
|
|
71 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы к.19 – нач.20 вв. Задание на лето | Урок закрепле ния знаний |
|
|
|
|
| Зачет№4 Итоговый |
|
|
|
|
|
Содержание программы учебного курса
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Расколь-никова и тема «гордого человека» в романе. Теория Расколь-никова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольни-кова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. Чехов
Рассказы «Крыжовник», «Человек 6 футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пиме-нова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня », «Три сестры».
Литература XX века (Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
М. Горький) Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству М.Горького.
А.И. Куприн Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Сочинение по творчеству А.И.Куприна
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века)
В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.
А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока
А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.
М. И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» . А.Аверченко Темы и мотивы сатирической новеллистики
Формы и средства контроля
Формы и средства контроля
Формами контроля являются :
- подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,
- тест;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- комплексный анализ текста;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- зачётная система по некоторым темам курса;
- классное и домашнее сочинение по изученному произведению;
- устное высказывание на заданную тему;
- ответ на проблемный вопрос
Перечень учебно- методических средств обучения
Для учащихся:
1. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. – М.: ТИД «Русское слов – РС», 2009.
2. Маранцман В.Г. и др. Литература: Учебник для 10 класса: Базовый и профильный уровни: В 2 частях. – М.: Просвещение, 2008.
3. Новейшая хрестоматия по литературе. 10 класс. – М: ООО, Издательство «Эксмо», 2009.
4. Как избежать «мильон терзаний» (литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов 2 половины 19 века). 10 класс. Составитель Мартемьянова И.К.. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2005.
Для учителей:
1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина с учётом национально – регионального компонента. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
2. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. – М.: «ВАКО», 2009.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002
4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
Экзаменационная работа
по русскому языку (диктант)
за курс 11 класса
Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Директор МОУ«СОШ№3»
Барыбина И.С. Звягинцева Н.Н.