Сочинение на лингвистическую тему
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме
Презентация "Подготовка к экзамену в 9 классе" (в помощь учителю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_na_lingvisticheskuyu_temu.pptx | 91.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СЛОВО- ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ И ЧУВСТВА СВОИ, ДАР ГОВОРИТЬ…» В.И.ДАЛЬ «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА»
Мыслей, свободных от языкового материала, не существует. Поэтому, если мы хотим узнать, как именно думает, как мыслит человек, по каким законам работает его мышление, надо начать с изучения законов языка, т. е. грамматики. Следовательно, что имел в виду лингвист Степанов? Как можно истолковать его высказывание ? Наверное, вот так :
1.Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями в нем передает грамматика. Эти явления можно рассмотреть в морфологии (синтаксисе). 2. Действительно, лексика отражает отдельные понятия, но только грамматика позволяет превратить слова в законченную мысль и эти явления мы можем проследить в морфологии (синтаксисе) текста . 3. В самом деле, лексические значения слова помогает понять, о чем идет речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке. 4. Да, лексическое значение слова отражает представление человека об окружающем мире, но, если слова не строить в предложения, вряд ли мы поймем друг друга. Грамматика – это закон построения мыслей в языке. 5. Безусловно, понятия о мире формируются и закрепляются в нашем сознании в виде слов. Но что оформить их в мысль? Конечно же, грамматика! Обратимся к… 6. В самом деле, большинство слов называют предметы, их признаки, количества, действия, но связать эти слова в мысли может только грамматика. 7. Слова показывают образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определенном порядке. И здесь на помощь лексике приходит грамматика.
Что должно быть в выводе сочинения? Безусловно, мысль о неразрывной связи лексики и грамматики, их роли в прояснении смысла высказанного. Вот примеры подобных выводов:
1.Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитными воедино и помогают понять высказанную мысль. 2. Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение. 3.Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую сторону. 4.Значит, освоение лексического материала в отрыве от грамматике невозможно. 5.Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают понять смысл сказанного. 6. В самом деле, только неразрывная связь лексики и грамматики помогает осмысленно передать наши представления об окружающем мире. 7.В самом деле, правила грамматики помогают говорящему грамотно передать свои мысли о…(предмете, действии, признаке и т.д.) 8.Следовательно, никакая мысль не может быть правильно понятой без правил грамматики и т.д.
Лексические явления можно рассматривать на примере морфем (корень, приставка, суффикс); однозначных слов; многозначных слов; фразеологизмов; синонимов; антонимов и т.д.
В тексте вы должны найти грамматические явления . Они –основа языка, без которой не могут быть созданы слова со всеми их формами, словосочетания, предложения и сочетания предложений; это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением.
Это могут быть грамматические связи между Словами в словосочетании; Частями простого предложения; Частями сложного предложения; Союзы, предлоги;
Лингвистическое сочинение в научном или публицистическом стиле Это рассуждение , целью которого является доказательство истины, заявленной в тезисе Это рассуждение, цель которого – не только информировать читателей о лингвистической проблеме, заявленной в тезисе, но и убедить их в справедливости этого тезиса
Точность Логичность изложения указывает на Последовательность мысли (во-первых, значит, действительно, итак,...) Причинно-следственные отношения ( следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие отметим, все сказанное позволяет сделать вывод; подводя итог, следует сказать) Переход от одной мысли к другой (обратимся к.., рассмотрим…) Итоги, выводы (итак, таким образом, значит, в самом деле, следовательно, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вывод; подводя итог, следует сказать..) Четко выраженное авторское отношение к проблеме; Образность; Эмоциональность; Оценочнсть . Для научного стиля характерны Для публицистического стиля характерны
Как можно выстроить своё сочинение? Тезис (высказывание Г.Степанова) Рассуждение о смысле высказывания Г.Степанова. Пример лексического явления в тексте, его роль. Пример грамматического явления в тексте, его роль. Вывод. Тезис (высказывание Г.Степанова) Рассуждение о первой части тезиса Г.Степанова (о лексике) Пример лексического явления в тексте, его роль. Рассуждение о второй части тезиса Г.Степанова (о грамматике) Вывод Схема 1 Схема 2
Задания – помощники в КИМах ГИА в задании А2 (сведения о лексическом значении слов, синонимах, антонимах, омонимах, фразеологических оборотах) в задании В1 (лексический анализ слов по происхождению и употреблению) в задании В2 (строение словосочетания) В задании В3 (грамматическая основа предложения) В задании В5 (обращения, вводные слова) В заданиях В7,В8,В9 ( сложные предложения ) Лексические явления Грамматические явления
ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю это высказывание так: лексика помогает выразить любые мысли человека, а грамматика – верно изложить их, придав высказыванию правильную форму. К примеру, использование контекстных синонимов «управдом» и «начальник» из предложений 28,29 позволяет избежать повторения одних и тех же или близких по смыслу слов. А вводное слово и сравнительный оборот в предложении 29 ( «..Наверное, злой, усы, как у таракана… ) помогают читателю понять, каким кажется Лёшке человек, обидевший его мать. Таким образом, правильный выбор лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как писать сочинение на лингвистическую тему
Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...
ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему
Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...
Технология обучения девятиклассников сочинению на лингвистическую тему
Алгоритм написания сочинения лингвистическую тему....
Открытый урок "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"
Урок подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе. Приёмы работы с текстом....
Презентация к уроку "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"
Презентация-сопровождение у уроку "Готовимся к ГИА"...
Образцы сочинений на лингвистическую тему (ГИА 2012)
Образцы сочинений С 1.1 ГИА -2012...
Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса
Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....