Сочинение на лингвистическую тему
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Боздунова Анна Михайловна

Презентация "Подготовка к экзамену в 9 классе" (в помощь учителю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_na_lingvisticheskuyu_temu.pptx91.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (В помощь учителю русского языка) Подготовка к экзамену по русскому языку, 9класс . Учитель: Боздунова А.М.

Слайд 2

СЛОВО- ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ И ЧУВСТВА СВОИ, ДАР ГОВОРИТЬ…» В.И.ДАЛЬ «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА»

Слайд 3

Мыслей, свободных от языкового материала, не существует. Поэтому, если мы хотим узнать, как именно думает, как мыслит человек, по каким законам работает его мышление, надо начать с изучения законов языка, т. е. грамматики. Следовательно, что имел в виду лингвист Степанов? Как можно истолковать его высказывание ? Наверное, вот так :

Слайд 4

1.Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями в нем передает грамматика. Эти явления можно рассмотреть в морфологии (синтаксисе). 2. Действительно, лексика отражает отдельные понятия, но только грамматика позволяет превратить слова в законченную мысль и эти явления мы можем проследить в морфологии (синтаксисе) текста . 3. В самом деле, лексические значения слова помогает понять, о чем идет речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке. 4. Да, лексическое значение слова отражает представление человека об окружающем мире, но, если слова не строить в предложения, вряд ли мы поймем друг друга. Грамматика – это закон построения мыслей в языке. 5. Безусловно, понятия о мире формируются и закрепляются в нашем сознании в виде слов. Но что оформить их в мысль? Конечно же, грамматика! Обратимся к… 6. В самом деле, большинство слов называют предметы, их признаки, количества, действия, но связать эти слова в мысли может только грамматика. 7. Слова показывают образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определенном порядке. И здесь на помощь лексике приходит грамматика.

Слайд 5

Что должно быть в выводе сочинения? Безусловно, мысль о неразрывной связи лексики и грамматики, их роли в прояснении смысла высказанного. Вот примеры подобных выводов:

Слайд 6

1.Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитными воедино и помогают понять высказанную мысль. 2. Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение. 3.Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую сторону. 4.Значит, освоение лексического материала в отрыве от грамматике невозможно. 5.Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают понять смысл сказанного. 6. В самом деле, только неразрывная связь лексики и грамматики помогает осмысленно передать наши представления об окружающем мире. 7.В самом деле, правила грамматики помогают говорящему грамотно передать свои мысли о…(предмете, действии, признаке и т.д.) 8.Следовательно, никакая мысль не может быть правильно понятой без правил грамматики и т.д.

Слайд 7

Лексические явления можно рассматривать на примере морфем (корень, приставка, суффикс); однозначных слов; многозначных слов; фразеологизмов; синонимов; антонимов и т.д.

Слайд 8

В тексте вы должны найти грамматические явления . Они –основа языка, без которой не могут быть созданы слова со всеми их формами, словосочетания, предложения и сочетания предложений; это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением.

Слайд 9

Это могут быть грамматические связи между Словами в словосочетании; Частями простого предложения; Частями сложного предложения; Союзы, предлоги;

Слайд 10

Лингвистическое сочинение в научном или публицистическом стиле Это рассуждение , целью которого является доказательство истины, заявленной в тезисе Это рассуждение, цель которого – не только информировать читателей о лингвистической проблеме, заявленной в тезисе, но и убедить их в справедливости этого тезиса

Слайд 11

Точность Логичность изложения указывает на Последовательность мысли (во-первых, значит, действительно, итак,...) Причинно-следственные отношения ( следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие отметим, все сказанное позволяет сделать вывод; подводя итог, следует сказать) Переход от одной мысли к другой (обратимся к.., рассмотрим…) Итоги, выводы (итак, таким образом, значит, в самом деле, следовательно, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вывод; подводя итог, следует сказать..) Четко выраженное авторское отношение к проблеме; Образность; Эмоциональность; Оценочнсть . Для научного стиля характерны Для публицистического стиля характерны

Слайд 12

Как можно выстроить своё сочинение? Тезис (высказывание Г.Степанова) Рассуждение о смысле высказывания Г.Степанова. Пример лексического явления в тексте, его роль. Пример грамматического явления в тексте, его роль. Вывод. Тезис (высказывание Г.Степанова) Рассуждение о первой части тезиса Г.Степанова (о лексике) Пример лексического явления в тексте, его роль. Рассуждение о второй части тезиса Г.Степанова (о грамматике) Вывод Схема 1 Схема 2

Слайд 13

Задания – помощники в КИМах ГИА в задании А2 (сведения о лексическом значении слов, синонимах, антонимах, омонимах, фразеологических оборотах) в задании В1 (лексический анализ слов по происхождению и употреблению) в задании В2 (строение словосочетания) В задании В3 (грамматическая основа предложения) В задании В5 (обращения, вводные слова) В заданиях В7,В8,В9 ( сложные предложения ) Лексические явления Грамматические явления

Слайд 14

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю это высказывание так: лексика помогает выразить любые мысли человека, а грамматика – верно изложить их, придав высказыванию правильную форму. К примеру, использование контекстных синонимов «управдом» и «начальник» из предложений 28,29 позволяет избежать повторения одних и тех же или близких по смыслу слов. А вводное слово и сравнительный оборот в предложении 29 ( «..Наверное, злой, усы, как у таракана… ) помогают читателю понять, каким кажется Лёшке человек, обидевший его мать. Таким образом, правильный выбор лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как писать сочинение на лингвистическую тему

Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...

ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему

Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...

Технология обучения девятиклассников сочинению на лингвистическую тему

Алгоритм написания сочинения лингвистическую тему....

Открытый урок "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

Урок подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе. Приёмы работы с текстом....

Презентация к уроку "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

Презентация-сопровождение у уроку "Готовимся к ГИА"...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....