Технология обучения девятиклассников сочинению на лингвистическую тему
материал по русскому языку (9 класс) по теме

Алгоритм написания сочинения лингвистическую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stvys.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технология обучения девятиклассников сочинению на лингвистическую тему  

                                                                Выступление на городском семинаре учителей русского языка и литературы (2010год)

Новая модель экзамена в 9 классе (ГИА ) требует  новых  подходов к изучению русского языка и, конечно,  использования новых технологий  в непосредственной подготовке  учащихся к   итоговой аттестации.

   Творческие задания, которые проверяют коммуникативную компетентность школьников, требуют  использования новых приемов и форм организации деятельности  как  учителя, так и ученика. Если  ученик  выбрал сочинение-рассуждение на  лингвистическую тему,  то   оно требует от него  умения излагать свои мысли в письменной форме и убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух доказательств, уместно употреблять цитирование.

    Важно, чтоб ученики  научились строить сочинение – рассуждение по схеме:

•        Тезис (утверждение, положение) выражает основную мысль текста, которую требуется доказать.

•        Аргументы (факты, доказательства утверждения или положения).

•        Вывод.

   От тезиса к аргументам можно задать вопрос: «Почему?», а аргументы как бы  отвечают: «Потому что…» В работе над композицией сочинения – рассуждения можно  использовать  речевые клише, которые помогают учащимся точно и последовательно изложить свои мысли.

  Переход от тезиса к аргументам, можно  использовать  фразы:        «докажем это», «в этом легко убедиться», «это можно доказатьтак» и т. д.

Приводя аргументы – примеры, (доказательства)        Во-первых, во-вторых, допустим, например, приведу примеры

   Переход от аргументов к выводу, можно предложить такие клише: «поэтому», «вот почему», «таким образом», «итак», «следовательно», «значит».

     Исходя из этого,  чтобы оптимизировать работу учителя, необходимо выработать некий алгоритм обучения сочинению на лингвистическую тему.

      Первая структурная часть должна содержать утверждение  - тезис о лингвистическом явлении: здесь уместно вспомнить о важности, необходимости его, можно вспомнить высказывание каких – либо ученых или же можно использовать фразу, приведенную в экзаменационном задании  (Речь идет о мнении того или иного персонажа: «Зачем нужны все эти запятые? ..»

    Почти все лингвистическиетемы содержат в формулировке слова «роль» или «функция» или же вопрос «зачем нужны?». Вот почему учитель  должен показать на уроке функции того или иного языкового явления, научить учащихся обнаружить его в тексте. Значение данного в сочинении языкового явления, его суть и функция  - это   содержание   второй структурной части  сочинения

   Следующая третья  часть творческой работы должна содержать аргументацию утверждения ученика о функциях языкового явления.Вот почему учеников необходимо научить обнаруживать в текстах примеры, демонстрирующие  эти функции.

   Приведя два примера – аргумента из предложенного текста, девятиклассник должен назвать или номер предложения из текста , или его процитировать. Учитель должен предупредить учащихся о том, что чрезмерное цитирование не красит текст.

   Важно научить учащихся сочинять заключение   творческой работы. Здесь на помощь придут такие клише, как «таким образом», «играют важную роль», «имеет значение»,«без них невозможно обойтись в письменной речи»

 Чтобы научить девятиклассников правильно высказываться на лингвистическую тему, коллективно выполняем следующие действия:

1.        Внимательно изучаем задание.

2.        Читаем текст,  в котором ученик должен обнаружить аргументы – примеры, демонстрирующие функции языкового явления

3.        Вспоминаем теоретический материал (читаем справочную литературу, объясняем значение лингвистических терминов).

4.        Определяем тезис.

5.        Подбираем аргументы.

6.        Делаем вывод.

Рассмотрим, как действует эта модель на конкретном примере.

В экзаменационных материалах для лингвистического сочинения предложена тема «Зачем нужна пунктуация?».

1. Изучаем задание. Антон с Кириллом спорят о том, нужна ли пунктуация. Мнение Кирилла: знаки препинания не нужны, так как трудно выучить пунктуационные правила. Мнение Антона: на письме без знаков препинания обойтись невозможно. Учащиеся получают задание: помочь Антону доказать свою точку зрения.

2. Читаем текст, попутно обращаем внимание на знаки препинания, выявляем их функции.

3. Выясняем значение следующих терминов: пунктуация, знаки препинания, выделительные и разделительные функции знаков препинания. Для этого обращаемся к  энциклопедии «Русский язык».

4. Находим тезис: «На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они помогают правильно и точно понять смысл текста».

5. Переходим к аргументам: «Это можно доказать так. Во-первых, знаки препинания делят текст на значимые части. Так, разделительные знаки (. ! ?...) ставятся в конце предложений и помогают определить их границы. В предложении 7 (Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, потом прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть) запятые употребляются четыре раза. Две из них выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом (сберегая для потомства), а две другие разделяют однородные сказуемые (собирала, ставила, прятала, помнила). Во-вторых, знаки препинания передают интонацию автора или героев текста. Например, вопросительный знак выражает чувство удивления в предложении 23 (Это, по-твоему, плохо?). Восклицательный знак в предложении 18 (Не живи чужой жизнью!) передаёт душевные переживания матери,  осуждающей поведение дочери.

6. Делаем вывод: «Таким образом, знаки препинания необходимы в письменной речи. Благодаря пунктуации, она становится точной, понятной и выразительной».

Вот какое сочинение должно было получиться…  И это  несложно! Только надо знать алгоритм и вооружиться знаниями и навыками!

      Как видно из сказанного выше, сочинение на лингвистическую тему требует от учащихся хорошей теоретической подготовки, поэтому на уроках русского языка необходимо больше внимания уделять работе над содержанием учебно–научных текстов, добиваться от учащихся осмысленного заучивания наизусть лингвистических терминов и правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как писать сочинение на лингвистическую тему

Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...

ГИА Шаблоны для написания сочинения на лингвистическую тему

Материал поможет девятиклассникам подготовиться к экзамену по русскому языку...

«Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Урок подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данного урока является повторение функций  языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую деятельность, стро...

Обучение паписанию сочинения на лингвистическую тему

Урок- презентация подготовки к ГИА в 9 классе. Целью данной презентации является повторение функций  языковых явлений. Учащиеся должны научиться ранее полученные знания переводить в практическую ...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сочинения на лингвистическую тему"

Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сочинения на лингвистическую тему...

Презентация урока на тему "Готовимся к сочинению на лингвистическую тему"

В данном уроке системно, в виде презентации показано, как готовить выпускников 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему....


 

Комментарии

Отличный материал. Спасибо.Обязательно буду использовать в своей работе.

Отличный материал. Спасибо.Обязательно буду использовать в своей работе.