ИКТ как средство повышения мотивации к обучению
статья по русскому языку по теме
Материал по обобщению передового педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_kak_sredstvo_povysheniya_motivacii_k_obucheniyu.docx | 89.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы
Шевченко Ольга Леонидовна.
Высшая квалификационная категория.
Курганинск, 2012 г.
Содержание
Первый раздел. Информационно-справочные сведения…………………....3
Второй раздел. Технологические сведения………………………………….4-20
- Актуальность работы
- Цели и задачи
- Направления использования ИКТ
- Формы использования ИКТ
- готовые электронные продукты
- мультимедийные презентации
- интернет-ресурсы
- видеосюжеты
5. Изменения, вносимые ИКТ в образовательный процесс
6. Результаты использования ИКТ в образовательном процессе
Третий раздел. Сведения о перспективах использования в массовой практике………………………………………………………………………..21
Список литературы……………………………………………………………23
Приложения……………………………………………………………………24-32
РАЗДЕЛ 1
Справочно-информационные сведения об опыте
Тема опыта: | ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка |
Автор опыта: | Шевченко Ольга Леонидовна |
Должность автора: | Учитель русского языка и литературы |
Место функционирования опыта: | МАОУ СОШ № 3 Г. Курганинска |
Разновидность опыта в зависимости от новизны: | Эвристический |
Опыт представлен следующими материалами: | - Приложение 1. План-конспект урока на тему «НЕ с существительными» - Приложение 2. План-конспект урока на тему «Сложное предложение» - Приложение 3. План-конспект урока на тему «Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения» - Приложение 4. Диск с презентациями |
Второй раздел. Технологические сведения
1. Актуальность работы
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Его значимость подчёркивается ещё и тем, что он наряду с математикой является обязательным предметом для сдачи ЕГЭ. Успешное прохождение итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ предъявляет особые требования: учащимся необходимо иметь не только прочные знания орфографии, пунктуации, синтаксиса, но и умение правильно использовать лексический состав языка, разнообразные его грамматические конструкции, провести анализ предложенного текста, создать творческую работу-сочинение. Перед педагогом стоит задача обобщить и систематизировать знания учащихся по всем разделам школьного курса русского языка, при этом в первую очередь учитывать специфику предмета и конечную цель обучения - формирование языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенции.
Но изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Задача учителя-словесника – построить так урок, чтобы процесс обучения стал не только познавательным, но и увлекательным. Повышать мотивацию необходимо за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. И потому вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий как средства повышения мотивации к обучению и активизации познавательной деятельности учащихся, по моему мнению, очень актуален.
2. Цели и задачи
Я использую в своей работе ИКТ уже несколько лет. На первом этапе мною ставилась задача знакомства и освоения программного обеспечения и возможностей Интернет-пространства. Далее моя деятельность была направлена на разработку методического сопровождения, применения данных технологий в различных вариантах деятельности учащихся.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Следовательно, должна измениться роль ученика в уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности. В связи с этим повышается степень значимости осознанной мотивации к обучению и, как следствие, активизации познавательной деятельности самого учащегося на уроках и в процессе подготовки к занятиям.
Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных мотивов. Среди них И.П. Подласый выделяет как особо значимые следующие:
- обучение с компьютерной поддержкой;
- применение мультимедиа-систем;
- использование интерактивных компьютерных средств.
Как показывают данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д. Использование средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.
Включение ИКТ-компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ-компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ-компонента на уроках приводит к активации умственной и познавательной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.
Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. И потому использование средств ИКТ в процессе обучения, по моему мнению, не только актуальный вопрос, но и веление самого времени.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
3. Направления использования ИКТ
В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения ИКТ в образовательном процессе, среди них востребованы в школьной учебной практике. Хуторская А.В, Боревский Л.Я и Рычков В.Г. отмечают пять основных:
- Контроль знаний.
- Лабораторный практикум.
- Иллюстративное средство при объяснении нового материала.
- Самообразование.
- Эффективное формирование познавательного интереса.
Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:
- Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация (на уроке русского языка это может быть презентация, которую создаёт либо учитель, либо ученик);
- Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
- Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
- Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
- Мобилизовать внимание обучаемого;
- Быть точным и объективным в оценке знаний;
- Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
- Выходить в мировое информационное сообщество;
- Формировать мотивацию к учению и активизировать познавательный интерес.
Как считает Левицкий С.П., возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Также это проявляется и на уроках русского языка. Это представлено в таблице:
Процессы | Технические функции компьютеров в обучении русскому языку |
воздействие на органы чувств | Графика, анимация, звук, цветовая палитра |
память | Гипертекст, словари, энциклопедии, многоуровневость подачи языковой учебной информации |
мышление | Постановка проблемы, помощь в выборе оптимального алгоритма решения грамматико-орфографической задачи, проблемные задания, вопросы |
обобщение | Выделение основных признаков, объединяющих группу правил; руководство составлением схем, таблиц, алгоритмов и т.д. |
укрепление | Повторное воспроизведение важных элементов грамматико-орфографического разбора, предъявление других вариантов дидактического материала, многоступенчатый тренинг |
изменение | Презентация разнообразных заданий и упражнений с большим объемом языкового материала |
Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:
Первое – компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса.
Второе – он представляет собой, собственно, технологозацию учебного процесса в самом широком смысле – разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может бы обучающим, тренировочным и контролирующим.
Интегрируя ИКТ в образовательный процесс, можно обеспечить:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специальными обучающими программами;
- развитие творческого мышления за счет выполнения заданий эвристического, исследовательского характера;
- развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов.
Успешность интеграции ИКТ в учебно-воспитательный процесс во многом определяется мотивированностью обучаемых к применению этих технологий. Иногда ученики относятся к новшествам безразлично и даже отрицательно. Поэтому педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать учащихся. А именно: сделать для них использование ИКТ органичным и необходимым.
Итак, место ИКТ в обучении – информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся, роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения русскому языку. Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека и его творческих способностей.
ИКТ направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.
Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока. К достижению данной цели я иду через реализацию следующих задач:
- Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества путём
- развития конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
- развития творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- формирования информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
4. Совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. В изучении школьного курса русского языка выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление о лингвистических явлениях;
- изучение орфографии и пунктуации;
- система тестового контроля;
- подготовка к ЕГЭ.
В своей работе я использую
- готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия», электронные словари и энциклопедии),
- текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков в программах MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher),
- работу с Интернет-ресурсами.
4. Формы использования ИКТ
На своих уроках я использую компьютер как
- средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
- средство информационной поддержки учебного процесса;
- дополнительный источник информации;
- средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала;
- универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.
1. Использование готовых электронных продуктов позволяет
- интенсифицировать деятельность учителя и ученика,
- повысить качество обучения предмету;
- зримо воплотить в жизнь принцип наглядности.
На этапе конкретизации изучаемого материала возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы. Они (программы) позволяют интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс.
Компьютерные программы – это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П.Долматов). Будучи уникальным современным средством наглядности – «интерактивной наглядности», обеспечивающей учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, - компьютер обладает способностью «выпукло», т.е методически ярко, предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркиваний, динамики изображения, эффекта мерцания и т.д. – всё это значительно облегчает восприятие и понимание. Кроме того, при работе с компьютерными программами организуется активная познавательная деятельность каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей.
Установлено, что наиболее перспективной формой компьютерных учебных программ для уроков русского языка являются комбинированные программы, сочетающие в себе свойства учебника, тренажёра и контролёра. (Примером такой программы могут служить уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 класс). По мнению проф. С.И.Львовой, несомненным достоинством данных программ является «органическая связь и сочетаемость с традиционными, проверенными временем методами и приёмами обучения, что существенно облегчает их применение в школьном преподавании и способствует поддержке обучающей деятельности учителя и учебной деятельности школьников на разных этапах обучения русскому языку».
При работе с компьютерными учебно-игровыми программами решаются определённые воспитательные и образовательные задачи, скрытые под формой увлекательного игрового действия. Они могут либо предварять изложение нового материала, «помогая озадачить» учащихся и подготовить их к решению нужной орфографической (пунктуационной) задачи, либо использоваться как тренажёры, параллельно с традиционными формами обучения.
Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.
Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.
Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности.
Программы состоят из трёх частей: обучающей, тренировочной и проверочной (контролирующей).
В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. Таким образом, уже на этом этапе компьютер побуждает школьников к активному включению в работу.
В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения, что достигается
-различной по продолжительности тренировкой в зависимости от её результатов;
-разными вариантами завершения работы (переход к следующему упражнению или отправка за помощью к обучающей части программы, или к учебнику, или к учителю);
-дифференциацией дидактического материала, когда в последующем упражнении учитывается характер допущенных ошибок. Отмечу, что последние компьютер и объясняет.
Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня знаний, умений и навыков учащихся, имеет ряд преимуществ:
во-первых, экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера;
во-вторых, контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся;
в-третьих, статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.
Кроме того, компьютерный контроль может определить индивидуальные уровни относительной орфографической и пунктуационной грамотности и качество усвоения всех тем за контрольный период. При этом данные накапливаются для каждого ученика. Компьютерный контроль даёт возможность быстро выявить состояние обученности сразу всех учеников класса, определить круг вопросов, вызывающих затруднение, оценить результаты работы учеников и учителя. Использование компьютерной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует воспитанию у них трудолюбия, ответственности и вырабатывает привычку к регулярной работе.
Подобная компоновка программ (обучающая, тренировочная и проверочная (контролирующая) части) обеспечивает вариативность доступа к любому модулю по мере необходимости и для учителя, и для учащихся. Для ученика с самого начала предусмотрена возможность выбора: вспомнить теоретический материал или сразу выполнить упражнение.
Программы просты в обращении (используются клавиши курсора, ввода, пробела); их рациональное применение в условиях реального учебного процесса позволит внести элемент разнообразия в арсенал традиционных методических средств, не умаляя ни в коей мере значимость роли педагога.
Использование обучающих программ на отдельных этапах уроков по изучению правил создаёт предпосылки для возникновения положительных мотивов учения, так как ученик из пассивного объекта, получающего знания в готовом виде, превращается в активного деятеля, добывающего знания, применяя такое современное техническое средство, как компьютер. Для учителя же существенно облегчается управление учебной деятельностью класса.
Таким образом, для учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения с помощью компьютерных программ предусмотрены:
- выбор темпа продвижения каждым обучаемым;
- многократные повторы действий по грамматико-орфографическому разбору;
- диалог;
- вариативные формы подачи учебной информации с учетом преобладания зрительных, слуховых типов восприятия и памяти, абстрактного или конкретного мышления,
что приводит к достижению основной задачи – активизации и мотивации познавательной деятельности учащихся.
2. Использование мультимедийных презентаций
Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".
Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы учителю приходится решать каждый раз при подготовке урока.
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Организуя каждый конкретный урок с компьютерной поддержкой, обращаю внимание на следующие моменты:
1. Учащиеся лучше включаются в работу, если в начале новой темы показать её связь с предыдущими занятиями. Напомнить основные положения предыдущих уроков (урока) можно с помощью тестовых заданий, блиц-опроса, тезисов, схем, таблиц и т.д.
Например, в 6 классе при изучении темы «НЕ с существительными» (Приложение 1) целесообразно актуализировать знания, уже известные учащимся. Это можно сделать через устный орфографический диктант (слайд 3).
2) синтаксическую пятиминутку (слайд 4)
3) эвристическую беседу по вопросам (слайд 5).
2. Сообщение плана и определение задач урока сопровождаю зрительным образом на слайде (слайд 2).
На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по отдельным темам для уроков русского языка и литературы и внеклассных мероприятий. Многие из них размещены на сайтах http://nsportal.ru (социальная сеть работников образования), http://prosholu.ru, http://festival. 1september.ru, являюсь лауреатом конкурса «Презентация к уроку». Кроме того, накопилось некоторое количество созданных учениками презентаций, которые можно использовать в ходе подготовки и проведения занятий. Планирую создать банк презентаций для дальнейшего их использования.
Специфика подготовки урока-презентации, безусловно, определяется типом урока. В своей практике использую:
Уроки-лекции
Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. В старших классах при подготовке к ЕГЭ часто используются элементы лекции, и тогда презентация позволяет упорядочить наглядный материал. (Приложение 2, 3) В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока.
В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания.
Урок развития речи
На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы.
В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово учителя, а является в некотором роде иллюстрацией хода мысли. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Её можно сопроводить текстом, показать на фоне музыки.
Оформление презентации к уроку развития речи должно быть более тщательным. Фон может быть выдержан в цветовой гамме текста, показывая наглядно функциональность цветописи. Музыкальное сопровождение также должно работать на глубину постижения текста. Композиция презентации может отражать своеобразие композиции текста.
Необходимо помнить, что на уроке развития речи главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы.
Обобщающие уроки
С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса.
В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором презентации. В ходе тематической недели русского языка в 2010-2011 учебном году учащимися 11 класса были проведены лингвистические игры для младших школьников с использованием презентаций, созданных самими учениками (приложение 4).
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
- осознание полезности получаемых знаний и умений.
В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.
3. Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
- целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
- видеть информацию в целом, а не фрагментарно,
- выделять главное в информационном сообщении.
Возможность использования интернет-ресурсов на уроках открывает для учителя и его учеников доступ к неограниченным запасам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Бесспорно, что интернет несет не только положительное, но и отрицательное начало, поэтому роль учителя здесь неизмеримо высока. Педагог должен стать именно тем проводником, который поможет открыть возможности интернета для развития, самообразования, расширения интеллектуального кругозора, постоянного самосовершенствования.
Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является проблемное обучение, заключающееся в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, возбуждении у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечении их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации. Этому, я считаю, наиболее полно отвечает метод проектов с использованием интернет-ресурсов, обеспечивающий подготовленность учащихся к быстрой смене идей и технологий, свойственной современному информационному обществу.
Обычно над проектом работает несколько человек, общаясь между собой для генерации идей, возможна и индивидуальная работа над проектом.
Методика работы над мультимедийным проектом состоит из 4-х этапов:
1. Постановка проблемной ситуации и формирование группы;
2. Сбор и обработка материала;
3. Презентация проекта;
4. Обсуждение результатов.
При работе учеников над проектом изменяются задачи преподавателя, который должен стимулировать и поддерживать интерес школьников, направлять деятельность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывать обсуждение, стимулировать выработку идей, помогать в работе над материалами и в составлении отчёта.
4. Использование видеосюжетов на уроках русского языка
Просмотр видеосюжетов способствует развитию не только письменной, но и устной речи. Пересказывая увиденные сюжеты, дети учатся приёмам построения речи, речевому этикету. Разумеется, необходимо учитывать воспитательный характер видеофрагментов, соответствие возрасту учащихся.
Рассмотрим вариант урока на тему «Собирание материала к сочинению» в 7-ом классе, цель которого - обучение умению наблюдать и отбирать необходимый материал. В начале такого урока ставится цель перед учениками. Рассказываю о фильме, его авторах и раздаю им листы с таблицей, которая поможет сделать необходимые записи, зафиксировать определённые детали при просмотре видеосюжета. Таким образом, подготовительная работа должна способствовать тому, чтобы уже с первых минут просмотра видеосюжета семиклассники были настроены на решение основной задачи данного этапа урока.
Для того чтобы обучить учащихся умению наблюдать, анализировать, отбирать необходимый материал, можно использовать видеофрагменты продолжительностью 7-10 минут. Так, например, фрагмент из видеофильма «Рапсодия леса» ученики смотрят в течение 10 минут, получая эстетическое наслаждение от просмотра. Далее приводится план работы над сочинением по видеосюжету.
Видеосюжеты являются большим подспорьем учителя русского языка, когда учащиеся пишут сочинение о родном крае. Не всегда и не все ученики знают, о чём писать. В средних классах школьники обычно успешно справляются с сочинением о родном крае, если используется такой приём, как развитие сюжета по данному началу или концовке рассказа. Для этого подбирается интересный фрагмент из видеофильма о родном крае и даётся задание продолжить рассказ, опираясь на свои знания и опыт. В старших классах можно устроить заочное путешествие по родному краю, по России. Обычно такие уроки вызывают большой интерес у детей, а результатом работы становятся сочинения разных жанров: путевые заметки, репортажи с места событий, интервью…
Видеосюжеты из передач местного телевидения с дикторским текстом можно успешно использовать для написания изложений. Рассказы о народных умельцах, талантливых людях города, области, об интересных и важных событиях региона – всё это вносит элемент новизны в привычный алгоритм работы над изложением текста любого типа: повествования, описания, рассуждения. Кроме того, содержание правильно подобранного видеосюжета расширяет кругозор учащихся и оказывает нравственное воздействие. А также готовит учащихся к ГИА, первой частью которой является изложение.
Нельзя забывать, что обучение русскому языку имеет в виду и знакомство учащихся со стилями речи. Начиная с пятого класса, учащиеся должны уметь определять стиль текста. Видеосюжеты – уникальное средство, помогающее выработать эти умения. Во-первых, фрагмент видеофильма может служить своеобразной иллюстрацией при изучении стилей речи. Во-вторых, заранее подобранные видеосюжеты применяются для закрепления изученного материала, для выполнения контрольных заданий по теме. Озвучивание фрагмента тоже представляет собой эффективный приём закрепления знаний о функциональных стилях русского языка. Видеосюжет просматривается при отключённом звуке, затем даётся задание озвучить его, соблюдая стилевое соответствие ситуации.
Видео на уроках русского языка помогает ученикам освоить способ применения правил на практике. На этапе закрепления знаний по теме «Модальные частицы» в 7 классе обращаюсь к видеофрагменту из фильма «Турист – 89» (журнал «Ералаш»). Даётся задание озвучить диалог в видеосюжете, обязательно вводя в реплики, где необходимо, вопросительные, восклицательные и указательные частицы (частицы можно написать на доске). Смотрим начало сюжета, а затем выключаем звук, и несколько школьников озвучивают продолжение сюжета (диалог), употребляя модальные частицы.
На уроках закрепления и повторения изученных орфограмм иногда полезно использовать видеосюжеты для проведения выборочного диктанта. Подбирается фрагмент фильма с дикторским текстом. Учащимся предлагается во время просмотра записать как можно больше слов с изученными орфограммами и обозначить их. Можно распределить слова по видам орфограмм. Такая работа способствует развитию орфографической зоркости.
В дидактике доказано, что злейший враг в учении – это скука. Поэтому в работе учителя должны быть интегрированы воедино знания предмета, профессиональное мастерство и артистизм.
Активизация познавательной деятельности с помощью средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. На коротком временном интервале необходимые мотивы для учения могут быть созданы новизной средства обучения, занимательностью изложения, но сам процесс обучения в принципе не может быть реализован длительное время без контакта между учеником и учителем, без педагогики сотрудничества. Для обеспечения такого контакта преподавателю необходимо выполнять общие методические требования:
- разъяснять познавательную задачу так, чтобы она стала их личной задачей;
- возбуждать интерес учащихся, мобилизуя их познавательные усилия и, прежде всего, их внимание;
- обсуждать с учащимися способы решения задачи, проблемы, разрабатывать гипотезы и пути их проверки;
- восстановить в памяти учеников предшествующий познавательный опыт, необходимый для усвоения нового знания;
- обращать внимание учеников в нужных случаях на главные объекты, ставить дополнительные вопросы и, если необходимо, обсуждать их.
Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности, а следовательно, активизирует познавательную деятельность учащихся. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску – мотивация к обучению повышается. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. И эмоциональный фон урока более благоприятен, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
5. Изменения, вносимые ИКТ в образовательный процесс
Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика.
Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
- способствует повышению познавательного интереса к предмету;
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя.
ИКТ дают:
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения
- интегративный подход в обучении;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов;
- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Эффективность использования электронно-методических материалов.
1. Реализуются новые цели образования:
- организация самостоятельной продуктивной деятельности;
- формирование информационной грамотности и компетентности;
- индивидуализация процесса;
- ценностно-смысловое определение учащихся.
2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет
- расширения возможностей доступа к образовательной информации;
- совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;
- формирования умения самостоятельно приобретать знания;
- визуализации представленной информации;
- ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся;
- развития творческого потенциала учащихся;
- незамедлительной обратной связи;
- одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся.
3. Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся. Что использую на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных учителем и учениками материалов.
У учителя всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала.
Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Когда появилось централизованное тестирование, возникла необходимость научить детей работе с тестами. Компьютер помогает решить эту задачу. (Самостоятельно создаю тесты в программе «Краб», научила этому школьников, которые составляют и создают свои тесты).
Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая ее временными рамками. Мы сочетаем работу на компьютере с обсуждением и общением.
6. Результаты использования ИКТ в образовательном процессе
Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на активизацию интереса учащихся к русскому языку.
На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:
- повысилась мотивация и познавательная активность учащихся;
- повысился уровень развития мыслительных процессов и овладение творческими приемами;
- наблюдается динамика развития личности учащихся;
- учащиеся принимают активное участие в творческих конкурсах, викторинах, КВН-ах, олимпиадах;
- с интересом участвуют в проведении Недели русского языка;
- у учащихся развит кругозор, общеучебные умения и навыки, эмпатия, рефлексия;
- повысился уровень выполнения домашнего задания;
- выпускники успешно учатся во многих высших учебных заведениях города Краснодара, Москвы и других городов России.
Показателями результативности использования мною средств ИКТ на уроках русского языка считаю положительную динамику качества обучения по предмету: 2009г. – 53 %, 2010 г. - 55 %, 2011 г. – 56 %. Средний балл по результатам ЕГЭ: в 2009 г. - 55,6, в 2010 г. – 56,6, в 2011 г. – 61,9.
Третий раздел. Сведения о перспективах использования в массовой практике.
Условия функционирования опыта.
Тип образовательного учреждения – МАОУ СОШ № 3
Преподаваемые предметы – русский язык
Классы, в которых работает учитель 5-11
Особенности учащихся - представленный опыт может быть использован
вне зависимости от возраста или категории учеников (визуалов,
аудиалов, кинестетиков и дискретов).
Материальная база – кабинет, оснащенный мультимедийной аппаратурой.
Перспективы и возможности использования в массовой практике.
Система мер по распространению рассматриваемого передового педагогического опыта:
- Проведение обучающих семинаров, мастер-классов;
- Распространение медиапрезентаций и др. медиапродуктов;
Информационно-коммуникационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Мультимедийные уроки поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Они чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Использование компьютера на уроке повышает эффективность усвоения материала.
Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы не раз убедились, применяя ИКТ на уроках.
Единственное возможное препятствие – отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов. В нашей школе есть необходимые информационные ресурсы: компьютерный класс, наличие компьютера в каждом учебном кабинете, доступ в Интернет, локальная сеть. Создается медиатека по русскому языку и литературе.
Все это дает возможность успешно использовать информационные технологии как средство повышения мотивации к обучению и активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока, независимо от типа и направления занятия.
Четвёртый раздел. Библиографический список
- Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;
- "Учитель" 2000 № 1, "Интерактивные методы обучения".
- "Учитель" 2004 № 5, "Интерактивные методы обучения".
- "Педагогика" 2000 № 7, "Интерактивные методы обучения".
- "Современная школа" 2000 № 4,6, "Интерактивные методы обучения".
- "Новые педагогические и информационные технологии" Бухаркина М.Ю., Полат Е.С.
- Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.//Информатика и образование. 2004. №5.
- Софронова Н.В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы. - М.: ИИО РАО, 1998.
- Урок с компьютером: информационные технологии в гимназическом образовании (практическое руководство). - Томск: Издательство "Курсив", 2005.
- Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема урока: Не с существительными
Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу; повторить сведения об однородных членах.
Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки для устного диктанта.
Рекомендации по работе со слайдами: в конспекте будут указаны номера слайдов, смена слайдов производится по щелчку, но некоторые объекты на слайде появляются не сразу: в конспекте появление данных объектов будет обозначаться + щелчок.
Ход урока
I Оргмомент
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных. Слайд № 2. Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; (+ щелчок) учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; (+ щелчок) повторить сведения об однородных членах предложения.
Откройте тетради и запишите дату. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже. А сейчас повторение.
II Повторение
Устный диктант. Слайд № 3.
Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране.
Соберу, постелить, разбираю, блестеть, заблистали, уберу, вытер, выберет, расстилаю, натирает, приберёт, замер, замирает, избирает, растереть.
- Как называется орфограмма, которую мы только что повторили?
2. Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложение под диктовку.
Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.
- Самопроверка по образцу. Слайд № 4.
- ( + щелчок ) Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное?
- Составьте схему предложения. ( + щелчок ).
III Новый материал. Слайд № 5.
1. - Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ?
- Какой частью речи оно является?
- Что называется именем существительным?
- Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных?
Запись темы урока.
– Откроем учебники на странице 33 и прочитаем орфограмму № 32.
Слайд № 6.
- Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными?
4. Работа по таблице. Слайд № 7.
- Когда НЕ с существительными пишется слитно ( + щелчок ), а когда раздельно ( + щелчок ).
5. Слово учителя.
- Что значит, слово не употребляется без НЕ? Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Если у слова небрежность отнять НЕ-, получится брежность. Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово небрежность не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня. То же самое можно сказать о словах ненастье, недуг. Слайд № 8. Запишите их.
( + щелчок ) Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю.
IV. Закрепление.
1. Слайд № 9. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.
Невнимание, невежа, небылицы, недомогание, несчастье, независимость.
- Чем является НЕ в данных словах?
2. Слово учителя.
Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня.
3. Запись предложений под диктовку.
Невежа – враг самому себе.
Видно неряху по грязной рубахе.
Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно.
Слайд № 10. Проверьте написанное. Объясните постановку тире в первом предложении.
- ( + щелчок ) Объясните, как вы понимаете значение поговорок.
4. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением и, может быть сумеем назвать её.
Слайд № 11.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- О чём данное стихотворение?
- В каких строчках выражено мнение автора?
- Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой. )
- Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ. Проверка по Слайду № 12.
- Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких - приставкой.
- Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными? Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.( + щелчок )
V. Итоги урока. Слайд № 13.
Что новое узнали на уроке?
Как пишется НЕ с существительными?
От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
Оценка работы учащихся.
VI. Домашнее задание: слайд № 14.
1. Выучить орфограмму № 32
Упражнение № 216 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тема урока: Сложное предложение ( 11 кл. )
Цель: 1) повторить и обобщить знания уч-ся о сложных предложениях; 2) формировать навыки пунктуационно грамотного оформления сложных предложений; 3) подготовка к ЕГЭ; 4) работа над ошибками, допущенными в контрольно-измерит. работе.
Оборудование: таблицы, мультимед. система, карточки для индивид. работы, тесты, справочники.
Ход урока
I. Оргмомент. ( слайд 1 )
II. Повторение – разминка ( слайды № 2 , 3 )
- Определите вид сочинительной связи в словосочетаниях
Вишнёвая шаль, способ разбора, ласково улыбнулся.
- Найдите в предложении словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран.
Со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.
III. Проверка домашней работы.
Упражнение № 423 ( по «цепочке»). Обосновать постановку знаков препинания.
Какова синтаксическая роль вводных слов?
IV. Работа по теме урока.
1. Вводная беседа – повторение.
- Что называется предложением?
- В чём отличие предложения от словосочетания?
- На какие группы в зависимости от количества грамматических основ делятся сложные предложения?
2. Работа с учебником. ( слайды № 5, 6, 7, 8 )
Комментированное чтение п.94 , сопровождаемое иллюстрированием на слайдах мультимедийной системы и нахождением примеров по таблице.
V. Закрепление.
1. Отработка умения находить грамматическую основу предложения и определять вид сложного предложения. ( слайд № 9 )
Упр. 436
2. Разноуровневые задания
1 группа – самостоятельная работа по тестам.
2 группа – коллективная работа с предложениями на слайдах. ( слайд № 10 )
3. Проверка степени освоенности темы
2 группа – работает самостоятельно по тестам
1 группа – ответы по тесту с комментарием.
VI. Подведение итогов урока.
- Что повторили на уроке?
- На какие группы делятся сложные предложения?
- Оценка работы учащихся.
VII. Домашнее задание: ( слайд № 11 )
п. 96
1 группа – 10 предложений различного вида из худож. литературы.
2 группа – упр. 437
Повторить: Способы словообразования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тема: Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. (В6) 11 класс
Цель: формирование умений: 1) распознавать уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения, отличать их от других обособленных членов предложения; 2) правильно ставить знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Повторение: правописания НЕ с различными частями речи (А17)
Оборудование: средства ИКТ, таблицы, справочный материал, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Оргмомент. (слайд 1)
II. Повторение:
Выполнение тестовых заданий (А17) (2 уч-ся у доски)
1. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?
Н(1) у кого из гостей, н(2) знавших Булгакова, н(3) было никаких сомнений в том, что перед ними сидит молодой немец.
А) 1,2,3 Б) 4 В) 1,2,4 Г) 1
2. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?
И как бы мы н(1) относились к творчеству Булгакова, принимая его или н(2) принимая, мы должны склониться перед памятью этого писателя и человека, преданного родной стране и её искусству и прошедшего свою нелёгкую жизнь искренне, честно, н(3) в чём н(4) изменив себе.
А) 1,3,4 Б) 2,4 В) 1,3 Г) 1,2,4
3. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?
Н(1) разу н(2) он, н(3) его друзья н(4) нарушили этот закон.
А) 1, 2 Б)1,2,3 В) 2,3 ,4 Г) 2,3
4. В каком ряду НЕ со всеми словами пишется раздельно?
А) вышел (не)надолго; не(к)чему придраться
Б) не(от)кого получать письма; (не)задолго до отпуска
В) (не)зачем учить; (не)что весёлое
Г) (не)зачто благодарить; сказал (не)взначай
5. В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?
А) делал (не)правильно; не(с)кем поговорить
Б) (не)где жить; рассказывал (не)былицы
В) (не)чем хвалиться; говорил (не)громко, а тихо
Г) это был (не)кто в чёрном; не(у)кого взять книгу
6. В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?
А) (не)пользуясь льготами; времени всегда (не)достаёт
Б) сегодня (не)здоровится; (не)заменимый сотрудник
В) сказать (не)что по секрету; (не)видимый простым глазом
Г) (не)видимый для охотника след; уйти в (не)былое
III. Работа по теме урока
1. Чтение теоретического материала п. 89 , стр. 285 (слайд 2)
- Что называется уточняющими членами предложения?
2. Составление таблицы уточняющих членов (слайд 3)
А) уточняются обстоятельства места; Б) уточняются обстоятельства времени; В) уточняются обстоятельства образа действия; Г) уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и пр. Д) уточняющее приложение с союзом или (= то есть) Е) уточняющее сказуемое | Далеко, (где именно?) в лесу, раздавались удары топора. Поздно вечером, (когда именно?) часов в одиннадцать, я вышел в сад. Она была воспитана по-старинному, (как именно?) то есть окружена мамушками, подружками и сенными девушками. Он наивно, по-детски, вытер глаза Длинная, (а именно какая?) в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи. Это был Александр Тимофеевич, или (= то есть) попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. Озеро было широкое, более пятисот метров. |
IV. Закрепление. Слайд 4
Запишите предложения, вставляя знаки препинания и обосновывая их постановку.
1) В назначенное время ровно в восемь я вышел к батальону выстроенному в виде буквы «П». 2) Много раз я читал в книгах о чесночном грибе или чесночнике. 3) С полной откровенностью, совершенно искренно он называл себя разбойником. 4) Моська самый плохой солдат и стрелок роты служил уже больше года. 5) Блестят лужи тёмные грязные в белых рамках ещё не везде растаявшего снега.
V. Подготовка к ЕГЭ.
Работа по тестам части В.
VI. Итог урока. (слайд 5)
- Что повторили на уроке?
- Что узнали нового?
VII. Домашнее задание:
Упражнение 438
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Диск с презентациями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках английского языка (5 класс)
Использование ИКТ для эффективного обучения в режиме сотрудничества учитель-ученик...
Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке
Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке ...
Презентация "Внеурочная деятельность преподавателя -организатора как средство повышения мотивации к обучению"
Презентация содержит материал о формах учебной и внеучебной деятельности по ОБЖ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...
СОТРУДНИЧЕСТВО С ЗАРУБЕЖНЫМИ ШКОЛАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
СОТРУДНИЧЕСТВО С ЗАРУБЕЖНЫМИ ШКОЛАМИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...
Коррекционная работа на уроках русского языка,как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными способностями
Как правильно организовать коррекционную работу на уроках русского языка и повысить мотивацию к обучению у учащихся в коррекционных школах....
Образовательный квест как средство повышения мотивации к обучению
Обучение современных школьников требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Использование квест-технологий в процессе обучения может существенно повлиять на качес...
Комментарии
ИКТ как средство повышения мотивации к обучению
Материал по обобщению передового педагогического опята