Урок письма
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ларкина Тамара Николаевна

 

Цели данного урока:

  • Образовательные: ознакомить учащихся с разновидностями письма, научить составлять текст письма; познакомить с историей письма.
  • Развивающие: развитие речи учащихся.
  • Воспитательная:  воспитание нравственности, чувства патриотизма

План1.Введение в тему.

 

           2.Вступительное слово учителя.

            3.Сообщение ученика «Способы передачи информации».

             4.Игра «Собери конверт».

          5.Практическая работа «Мы оформляем конверт». Словарная работа.

          6.Из истории письма.

          7.О письмах известных людей.

          8.Практикум «Учимся писать письма».

          9. Подведение итогов урока

          10. Домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма.

Тема: «Учимся писать письма».

                         5 класс.

Учитель  русского языка и литературы  

МОУ Чирикеевской ООШ Майнского района

 Ульяновской области

Ларкина Тамара Николаевна.

Цели занятия:

  1. Образовательные:
  1. Ознакомить учащихся с разновидностями письма,
  2. Научить составлять текст письма;
  3. Познакомить с историей письма.
  1. Развивающая:                                                                                                                                              развитие речи учащихся.
  2. Воспитательная:                                                                                                                                     воспитание нравственности, чувства патриотизма.

       Оборудование:

  1. Выставка книг, иллюстрации.
  2. Различные письма.
  3. Мультимедийный проектор.

Оформление доски:

  1. Тема урока.
  2. Образцы писем.
  3. Слова для словарной работы.
  4. Иллюстрации и книги.

Детям были даны индивидуальные задания: подготовить сообщения, прочитать информацию об истории развития почты, написать адреса друзей и подруг.

Ход урока.

1.Введение в тему.

Звучит  стихотворение.

В любую непогоду спешит он к адресату,
Чтобы письмо и почту доставить к нужной дате.
Разносит он газеты, посылки и журналы,
И путь их в километрах достаточно немалый.
Работать почтальоном – непросто, это точно –
Доставить нужно вовремя, а иногда и срочно.

-О ком говорится в стихотворении?

-Писали  вы когда-нибудь письма?

-Приходилось ли вам получать письма?  (Слайд №2)

             2.Вступительное слово учителя.

      С самых давних времен, когда человек только-только приобрел способность мыслить, ему хочется что-нибудь записать: оставить память о мыслях, идеях, открытиях, захватывающих историях или интересных людях. Даже когда человек не умел еще как следует говорить, и язык его состоял из десятка невнятных междометий, он уже оставлял на стенах своих пещер восхитительные по красочности и реалистичности картины. Позже, когда у человека появилась речь, тем более важным стало казаться записать то, что люди говорили друг другу. (Слайд №3)

      Соединить два важнейших изобретения человечества - речь и письмо - оказалось не так уж просто. Ведь письмо - не только определенное количество знаков, выражающих определенную мысль. Письмо должно содержать и содержание послания, и возможность для другого прочесть, произнести его.

           3.Сообщение ученика «Способы передачи информации». (Слайд № 4)

        Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос, что способствовало появлению членораздельной речи. Однако устная передача вестей была несовершенна, так как человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать полые стволы деревьев, позднее - барабаны. С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Кроме того, человек использовал для передачи вестей огонь и дым. Барабаны тамтамы до сих пор используются для связи на большие расстояния африканскими племенами, а дым от костров ещё в 20 веке употреблялся для этих же целей индейцами Канады. (Слайд № 5)

          4.Игра «Собери конверт».

  Детям предлагается собрать конверт из нарезанных кусочков цветной бумаги. Затем они подписывают открытку-поздравление почтальону.

Учитель рассказывает о первых конвертах. (Слайд № 6)

          5.Практическая работа «Мы оформляем конверт». Словарная работа.

- А теперь оформим наши конверты. Где следует написать адрес?

А где напишем информацию об адресате? Как вы понимаете слово адресат?

А где написать, от кого данное письмо? Как называется это лицо? Почему называется адресантом?

А почему необходимо написать индекс? Что обозначает это слово?

Справка. Адресат – тот, кому адресовано письмо; адресант – тот, кто пишет письмо; индекс – цифровой код адресатов отправителя и получателя. (Слайд 7)

          6.Из истории письма.

     -Ребята, а вы знаете, какие были письма в старину?

  1. Письма на бересте.
  2. Письма на пергаменте,
  3. Узелковое письмо.
  4. Письма в картинках.
  5. Письма на глине и т.д.. (Слайд № 8)

          7.О письмах известных людей. 

     Учитель рассказывает о письмах, которые стали книгой. Подготовленные учащиеся знакомят с отрывком из произведения Д.Родари «Путешествие голубой стрелы», письмами писателей друзьям и близким, с письмом Ваньки из книги А.П.Чехова. Анализируется письмо Н.Островского своей матери.

  1. Стиль письма.
  2. Структура письма.
  3. Содержание письма.
  4. Знаки препинания при обращениях. (Слайд № 9)

          8.Практикум «Учимся писать письма».

     -Умение писать письма – это древнее, но в настоящее время почти утраченное искусство. Как вы думаете, почему важно уметь писать письма?

    -Сегодня мы постараемся стать участниками возрождения эпистолярного жанра.

Эпистола (послание). Эпистолярный жанр – прозаическое или стихотворное произведение, написанное в форме письма. В настоящее время интерес к данному жанру снизился, что связано, конечно, с расширением возможностей и средств связи. Многие предпочитают СМС, электронные письма. А вы представьте, как будет приятно вашему другу получить от вас письмо, написанное вашей рукой, согретое вашим сердцем.     (Слайд № 10)

    Итак, обратим внимание на части, из которых состоит любой вид письма.

  1. Приветствие.
  2. Вступление.
  3. Основная часть.
  4. Заключение.

Подпись, дата.

     А сейчас вам даётся возможность написать письмо другу, подруге, дедушке, бабушке, учителю. Вы можете написать письмо человеку, которого давно не видели. Или даже тому, с кем всегда видитесь. Важно соблюдать порядок написания письма.

(Самостоятельная работа).

Раздаётся стук в дверь. Звучит  стихотворение С.Я. Маршака «Почта» (Борису Житкову)

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,-
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.

      Входит сельский почтальон. Здоровается с детьми, рассказывает о работе почтальона, о газетах и журналах, которые выписывают и могут выписать учащиеся.

     - Ребята, а кто разводит голубей? Нравятся ли они вам? Как ухаживаете за ними? А как вы думаете, какая связь между голубями и почтой? (Слайд № 11)

        Крупные восточные государства (Египет, Персия, Китай) начали использовать в качестве переносчиков почты голубей. К лапкам птицы прикрепляется нетяжелая депеша. Голубь летит на высоте 100-300 м со скоростью автомобиля: 60-70 км в час. Обычное расстояние для голубиной посылки — 300-400 км. Но голубь-почтовик может покрыть тысячу или даже две тысячи километров. Удивительная птица!

      -Ребята, а мы отправим наши письма по почте. Вы можете запечатать свои конверты, отдать письма почтальонке и ждать ответа. Мы все поблагодарим нашего почтальона, подарим ей открытку и прочитаем стихотворение.

Приятно получать от близких письма,
Посылки для любимых отправлять,
Заказ всегда доставят точно, быстро,
Ответа не придется долго ждать!

Спасибо за хорошую работу!
Для наших почтальонов нет границ,
Пройдут они огонь и даже воду,
Чтоб радостную весточку вручить!

Здоровья вам желаем и успеха, -
В работе без него не обойтись,
Пусть будет больше писем - добрых, светлых ...
Российской почтой искренно гордись!

 Звучит песня «Песенка почтальона» (Б.Савельев)

  Подведение итогов урока

-Что нового узнали о письмах? (Слайд № 12)

-Когда возникла почта?

- Как работала в старину?

-Появилось ли у вас желание писать письма?

Домашнее задание.

       Сегодня вы прочитали письма известных писателей своим мамам. Вам нужно написать письмо маме, соблюдая все части письма. Постарайтесь выразить свою любовь, тёплое отношение, заботу о ваших любимых мамах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...