Учим правила по алгоритму
методическая разработка по русскому языку по теме

Федосова Галина Александровна

Алгоритмы "Синтаксический и пунктуационный разборы предложения" для учащихся 5-9 классов призваны помочь школьникам в деле освоения таких разделов лингвистики, как "Синтаксис" и "Пунктуация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedosova_g.a._uchim_pravila_po_algoritmu.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Федосова Г.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ Кипчаковской СОШ

муниципального образования –

Кораблинский муниципальный район Рязанской области

Учим правила по алгоритму

Далеко не каждый ученик, выучив правило, может самостоятельно установить, как этим правилом пользоваться. Овладеть логикой применения того или иного теоретического материала всем без исключения учащимся помогают лингвистические алгоритмы. Использование алгоритмических предписаний облегчает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил, в ходе знакомства с алгоритмом ученики учатся логике рассуждения, что способствует более четкой дифференциации конкурирующих написаний уже на первых этапах усвоения учебного материала.

Благодаря алгоритмам отвечают все, пусть первое время по шпаргалке, но уверенно, быстро и четко. Такой ответ – еще одно дополнительное объяснение для тех, кому недостаточно для запоминания один раз услышать. Теоретический материал, представленный в форме алгоритма, усваивается быстрее и может быть использован преподавателем не только при объяснении нового, но и закреплении и повторении пройденного материала.

Данный подход позволяет создать благоприятные условия для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и дает возможность получить достойное образование каждому из учеников класса.

Ниже приводятся алгоритмы, помогающие  анализировать и закреплять или систематизировать и обобщать учебный материал по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5-9 классах.

5-6 классы

Алгоритм «Синтаксический и пунктуационный разборы предложения»

* Номера параграфов указаны по учебнику Б а б а й ц е в о й В. В., Ч е с н о к о в о й Л. Д. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Желтым цветом выделены те моменты, которые необходимо отметить в письменной характеристике предложения; второстепенные члены предложения указываются только при синтаксическом разборе.

6-7 классы

Алгоритм «Синтаксический и пунктуационный разборы предложения»

* Номера параграфов указаны по учебнику Б а б а й ц е в о й В. В., Ч е с н о к о в о й Л. Д. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Желтым цветом выделены те моменты, которые необходимо отметить в письменной характеристике предложения; второстепенные члены предложения указываются только при синтаксическом разборе.

7-8 классы

Алгоритм «Синтаксический и пунктуационный разборы предложения»

* Номера параграфов указаны по учебнику Б а б а й ц е в о й В. В., Ч е с н о к о в о й Л. Д. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Желтым цветом выделены те моменты, которые необходимо отметить в письменной характеристике предложения; второстепенные члены предложения указываются только при синтаксическом разборе.

8-9 классы

Алгоритм «Синтаксический и пунктуационный разборы предложения»

* Номера параграфов указаны по учебнику Б а б а й ц е в о й В. В., Ч е с н о к о в о й Л. Д. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Желтым цветом выделены те моменты, которые необходимо отметить в письменной характеристике предложения; второстепенные члены предложения указываются только при синтаксическом разборе.

1) Это предложение по цели высказывания … (повествовательное; побудительное; вопросительное). (§ 15*)

2) По эмоциональной окраске … (восклицательное; невосклицательное). (§ 16)

3) Выделим грамматическую (-ие) основу (-ы). (§ 17)

4) По числу грамматических основ это  предложение

сложное. (§ 162)

простое. (§ 162)

5) Грамматическая основа предложения состоит из  (скольких?) … членов,

5) Определим границы простых предложений.

1 простое предложение - … . (Прочитайте.)

2 простое предложение - … . (И т.д.)

бессоюзное.

союзное,

6) По наличию второстепенных членов предложение … (распространенное, нераспространенное.) (§ 18)

7) Осложнено …

обращением. (§ 22)

вводным словом (словосочетанием). (§ 23)

однородными … (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами) с обобщающим словом.

(§ 21)

сложносочи-ненное. (§ 25)

сложнопод-чиненное. (§ 26)

6) По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение (§ 24)

8) 1 простое предложение - … (см. схему разбора простого предложения (пункты 5 - 10).

Примечание. При подчинительном виде связи не забудьте указать, какое предложение является главным, какое – придаточным.

8) Проверим, верно ли расставлены знаки препинания. (§ 21 – 23)

10) Составим схему предложения.

7) Проверим, верно ли расставлены знаки препинания.

(§ 24)

Проверим, правильно ли выделено подлежащее: зададим двойной падежный вопрос от сказуемого к подлежащему (кто? что?).

Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

ДА

НЕТ

Это подлежащее.

Это дополнение, снова ищем подлежащее.

Отвечает на вопросы косвенных падежей?

ДА

(из каких?) … .

однородными ... (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами.)

(§ 21)

Сделаем проверку: попробуем разбить сложное предложение на 2 (3 и т.д.) простых.

Получается

Не получается

Это, действительно, бессоюзное, ИЛИ союзное, сложносочиненное, ИЛИ с разными видами связи предложение

Это, действительно, союзное, сложноподчиненное ИЛИ с разными видами связи, в том числе подчинительной, предложение.

с разными видами связи.

9) Разберем предложение по членам.*

9) 2 простое предложение - … (см. схему разбора простого предложения (пункты 5 - 10). (И т.д.)

1) Это предложение по цели высказывания … (повествовательное; побудительное; вопросительное). (§ 15*)

2) По эмоциональной окраске … (восклицательное; невосклицательное). (§ 16)

3) Выделим грамматическую (-ие) основу (-ы). (§ 17)

4) По числу грамматических основ это  предложение

сложное. (§ 162)

простое. (§ 162)

5) Грамматическая основа предложения состоит из  (скольких?) … членов,

5) Определим границы простых предложений.

1 простое предложение - … . (Прочитайте.)

2 простое предложение - … . (И т.д.)

бессоюзное.

союзное,

6) По наличию второстепенных членов предложение … (распространенное, нераспространенное.) (§ 18)

7) Осложнено …

обращением. (§ 22)

вводным словом (словосочетанием). (§ 23)

однородными … (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами) с обобщающим словом. (§ 21)

сложносочи-ненное. (§ 25)

сложнопод-чиненное. (§ 26)

6) По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение (§ 24)

8) 1 простое предложение - … (см. схему разбора простого предложения (пункты 5 - 10).

Примечание. При подчинительном виде связи не забудьте указать, какое предложение является главным, какое – придаточным.

8) Проверим, верно ли расставлены знаки препинания. (§ 21 – 23)

10) Составим схему предложения.

7) Проверим, верно ли расставлены знаки препинания.

(§ 24)

Проверим, правильно ли выделено подлежащее: зададим двойной падежный вопрос от сказуемого к подлежащему (кто? что?).

Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

ДА

НЕТ

Это подлежащее.

Это дополнение, снова ищем подлежащее.

Отвечает на вопросы косвенных падежей?

ДА

(из каких?) … .

однородными ... (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами.) (§ 21)

Сделаем проверку: попробуем разбить сложное предложение на 2 (3 и т.д.) простых.

Получается

Не получается

Это, действительно, бессоюзное, ИЛИ союзное, сложносочиненное, ИЛИ с разными видами связи  (бессоюзной и союзной, сочинительной) предложение.

Это, действительно, союзное, сложноподчиненное ИЛИ с разными видами связи, в том числе подчинительной, предложение.

с разными видами связи.

9) Разберем предложение по членам.*

9) 2 простое предложение - … (см. схему разбора простого предложения (пункты 5 - 10). (И т.д.)

Обособленным определением, выраженным причастным оборотом (§ 135)

Обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (§ 142)

односоставное. (§ 180)

с разными видами связи.

1) Это предложение по цели высказывания … (повествовательное; побудительное; вопросительное (§ 163))*.

3) Выделим грамматическую (-ие) основу (-ы). (§ 168-173)

4) По числу грамматических основ это  предложение

сложное. (§161-162)

простое. (§161-162)

5) Грамматическая основа предложения состоит из … (скольких и каких главных членов? (§ 165)), поэтому оно

двусоставное.

5) Определим границы простых предложений.

1 простое предложение - … . (Прочитайте.)

2 простое предложение - … . (и т.д.)

бессоюзное.

союзное,

6) По строению и значению это предложение … (полное; неполное  (§ 185)).

с главным членом сказуемым (§ 169),

с главным членом подлежащим

(§ 168),

назывное. (§ 184)

безличное. (§ 183)

неопределенно-личное. (§ 182)

обобщенно-личное. (§ 181)

7) По наличию второстепенных членов предложение … (распространенное, нераспространенное (§ 165)).

8) Осложнено …

обособленным приложением. (§ 194)

обращением. (§ 200)

вводным словом (словосочетанием, предложением). (§ 199)

обособленным уточняющим членом. (§ 198)

обособленным обстоятельством (деепричастным оборотом, сущ. с  производным предлогом несмотря на, сравнительным оборотом). (§ 178, 196, 197)

обособленным дополнением. (§ 195)

обособленным определением (причастным оборотом; прилагательным с зависимыми словами; несколькими нераспростр. однородными определ.). (§ 192)

однородными членами с обобщающим словом. (§ 188)

сложносочи-

ненное.

сложноподчи-

ненное.

6) По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение (§ 202)

8) 1 простое предложение - … (см. схему разбора простого предложения с цифры 5).

Примечание. При подчинительном виде связи не забудьте указать, какое предложение является главным, какое – придаточным, а также вид придаточного. (§ 205, 213-215).

9) 2 простое предложение - … (см. схему разбора простого предложения с цифры 5).

10) 3 простое предложение - … (см. схему разбора простого предложения с цифры 5). (И т.д.)

11) Составим схему предложения.

7) Проверим, верно ли расставлены знаки препинания.

Проверим, правильно ли выделено подлежащее: зададим двойной вопрос от сказуемого к подлежащему (кто? что?)

Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

ДА

НЕТ

Это подлежащее.

ДА. Это дополнение, снова ищем подлежащее

определенно-личное. (§ 181)

Отвечает на вопросы косвенных падежей?

2) По эмоциональной окраске … (восклицательное; невосклицательное (§ 164)).

Сделаем проверку: попробуем разбить сложное предложение на 2 (3 и т.д.) простых.

Получается

Не получается

Это действительно бессоюзное, ИЛИ союзное, сложносочиненное, ИЛИ с разными видами связи  (бессоюзной и союзной, сочинительной) предложение.

Это действительно союзное, сложноподчиненное ИЛИ с разными видами связи, в том числе подчинительной, предложение.

однородными членами. (§ 186)

9) Проверим, верно ли расставлены знаки препинания.

10) Разберем предложение по членам. *  (§ 175, 177, 178)

односоставное. (§ 180)

с разными видами связи.

1) Это предложение по цели высказывания … (повествовательное; побудительное; вопросительное (§ 163))*.

3) Выделим грамматическую (-ие) основу (-ы). (§ 168-173)

4) По числу грамматических основ это  предложение

сложное. (§161-162)

простое. (§161-162)

5) Грамматическая основа предложения состоит из … (скольких и каких главных членов? (§ 165)), поэтому оно

двусоставное.

5) Определим границы простых предложений.

1 простое предложение - … . (Прочитайте.)

2 простое предложение - … . (и т.д.)

бессоюзное.

союзное,

6) По строению и значению это предложение … (полное; неполное  (§ 185)).

с главным членом сказуемым (§ 169),

с главным членом подлежащим

(§ 168),

назывное. (§ 184)

безличное. (§ 183)

неопределенно-личное. (§ 182)

обобщенно-личное. (§ 181)

7) По наличию второстепенных членов предложение … (распространенное, нераспространенное (§ 165).

8) Осложнено …

обособленным приложением. (§ 194)

обращением. (§ 200)

вводным словом (словосочетанием, предложением). (§ 199)

обособленным уточняющим членом предложения.

(§ 198)

обособленным обстоятельством (деепричастным оборотом, сущ. с  производным предлогом несмотря на, сравнительным оборотом). (§ 178, 196, 197)

обособленным дополнением. (§ 195)

обособленным определением (причастным оборотом; прилагательным с зависимыми словами; несколькими нераспространенными однородными определениями). (§ 192)

однородными членами с обобщающим словом. (§ 188)

сложносочи-

ненное.

сложноподчи-

ненное,

6) По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение (§ 202)

8) 1 простое предложение - … (см. схему разбора простого предложения с цифры 5).

Примечание. При подчинительном виде связи не забудьте указать, какое предложение является главным, какое – придаточным, а также вид (-ы)           придаточного (-ых). (§ 205, 213-215).

9) 2 простое предложение - … (см. схему разбора простого предложения с цифры 5). (И т.д.)

 (И т.д.)

11) Составим схему предложения.

7) Проверим, верно ли расставлены знаки препинания.

Проверим, правильно ли выделено подлежащее: зададим двойной вопрос от сказуемого к подлежащему (кто? что?)

Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?

ДА

НЕТ

Это подлежащее.

ДА. Это дополнение, снова ищем подлежащее

определенно-личное. (§ 181)

Отвечает на вопросы косвенных падежей?

2) По эмоциональной окраске … (восклицательное; невосклицательное (§ 164)).

Сделаем проверку: попробуем разбить сложное предложение на 2 (3 и т.д.) простых.

Получается

Не получается

Это, действительно, бессоюзное, ИЛИ союзное, сложносочиненное, ИЛИ с разными видами связи  (бессоюзной и союзной, сочинительной) предложение.

Это, действительно, союзное, сложноподчиненное ИЛИ с разными видами связи, в том числе подчинительной, предложение.

однородными членами. (§ 186)

9) Проверим, верно ли расставлены знаки препинания.

10) Разберем предложение по членам.*   (§ 175, 177, 178)

с одним придаточным

с несколькими придаточными  

(§ 209)

с однородным подчинением.

с параллельным подчинением.

с последовательным подчинением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помогаем детям учиться. Правила общения детей и взрослых.

Каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. Родители,  школа, учителя  - взрослые и мудрые люди, которые заинтересованы в том, чтобы  ребенок ст...

Орфографические правила. Таблицы Алгоритмы

Данный материал может быть использован при изучении орфографических правил, при подготовке к ГИА и ЕГЭ в качестве справочного материала...

Сценарий мероприятия (классного часа) по ПДД для учащихся 3-5 классов "Учим правила дорожного движения по стихам С. Михалкова"

Данный сценарий может быть использован классными руководителями 3 - 5 классов при подготовке классного часа, а так же школьного ( и не только) мероприятия по правилам дорожного движения. Для реализаци...

Электронный образовательный ресурс на тему: "Учимся находить НОД чисел, используя алгоритм Евклида"

Обучающая презентация по нахождению НОД чисел с помощью алгоритма Евклида...

Учись учиться. Правила или технология учения.

Учителя обучают, ученики учатся, результат их совместной деятельности – научение. Как научить себя? Я прочитал все доступные исследования, написанные на эту тему в нашей стране и переведённые на...

Памятка для родителей "Учим правила дорожного движения"

Уважаемы родители, учите с детьми правила дорожного движения - это залог безопасности ваших детей....

Правила и алгоритм действий с дробями

Справочный материал, скорая помощь для тех, кто забыл правила дейстий с дробями. Приводятся примеры действий с дробями....