Открытый урок "Причастия полные и краткие"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Разработка урока по теме " Причастия полные и краткие" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx384.58 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК. 6 КЛАСС.

ПРИЧАСТИЯ ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ.

ПОГРАММА: Русский язык 5 – 9 классы ( для общеобразовательных учреждений под. Ред М.М. Разумовской, С.Н. Львовой и др. , Москва: « Дрофа», 2010).

УЧЕБНИК:  РУССКИЙ ЯЗЫК. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., « Дрофа», 2007г.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Образовательные.

  1. познакомить обучающихся с краткой формой страдательных причастий,
  2. познакомить с правописанием суффиксов кратких страдательных причастий,
  3. познакомить с синтаксической ролью кратких причастий,
  4. формировать умение образовывать краткую форму причастий,
  5. формировать умение отличать краткие причастия от кратких прилагательных,
  6. формировать правильное произношение полных и кратких причастий.

2. Развивающие:

  1. стимулировать познавательный интерес обучающихся,
  2. развивать орфографическую зоркость,
  3. развивать внимание, память, логическое мышление,
  4. способствовать развитию речевых  навыков обучающихся.

3. Воспитательные:

  1. вызвать интерес  урокам русского языка,
  2. повышать культуру устной речи обучающихся,
    формировать потребность в ЗОЖ.

СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

  1. слово учителя,
  2. учебник,
  3. орфоэпический словарь
  4. компьютер, мультимедийный проектор, экран
  5. программные средства ник,
  6. задания для работы по группам,
  7. программные средства Microsoft Power Point ( презентация)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

 Для выполнения заданий в группах ( 4 человека) по закреплению нового материала обучающимся было предложено занять место в соответствии с той группой, в которую они входят.( 1-2 группа – обучающиеся с высокой учебной мотивацией; 3-6 группа – со средней учебной мотивацией, 7 группа – с низкой учебной мотивацией)

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Выписать из  произведений, входящих в учебник  «Литература» 6 класс (с указанием источника, страницы) по 3 предложения с действительными и страдательными причастиям, входящими в состав причастного оборота. Указать границы причастного оборота, определяемое слово, суффиксы причастий.

3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

У.: Сегодня мы продолжаем знакомство с причастиями.

      Как вы думаете, может ли причастие иметь краткую форму? Аргументируйте свой ответ.

      Соглашаясь с мнением обучающихся о двойственной природе причастия, учитель задает

      следующий вопрос).

      О чем пойдет сегодня речь на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему урока.

Слайд 1.

4. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ.

У.: Знакомство с краткими причастиями мы начнем с того, что вспомним, как образуется краткая форма прилагательных. Это нам поможет в дальнейшей работе.

У.: Перед вами стихотворение вашей одноклассницы Швецовой Ксении « Спорт» .( Пока Ксения читает стихотворение, идут слайды о спорте).

Слайды 2- 8, 9.

Спорт в нашей жизни гордо

Вступает в свои права.

Огромным желаньем, стремленьем к рекордам

Встречает его детвора.

Ребятам, сильным и ловким,

Со спортом всегда по пути.

Их не страшат тренировки,

Все трудности смогут пройти!

Спорт – это твердая воля, со страхом сраженье,

Это юный задор, поражений момент,

Это великой победы сраженье

И на вопросы к здоровью ответ!

У.: Найдите прилагательные и выпишите их в начальной форме   вместе с определяемым словом в столбик.

Слайд 10

Огромное желание

Сильные ребята

Ловкие ребята

Твердая воля

Юный задор

Великая победа

У.: Образуйте и запишите их краткую форму, объясняя написание суффиксов.

Слайд 11.

Желание огромно

Ребята сильны

Ребята ловки

Воля тверда

Задор юн

Победа велика

У.: А какова роль прилагательных в этим тексте?  Аргументируйте свой ответ. (прилагательные делают стихотворение ярким, выразительным, ярким).

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

У.: А теперь опять обратимся к экрану и прочитаем слова олимпийской чемпионки и чемпионки мира Ларисы Лазутиной, выдающейся спортсменки, лыжницы о победах на Олимпийских играх.

Слайд  12, 13.

Ты понимаешь, что  не должна быть  среди проигравших спортсменов… ты должна быть первой. На тебя надеются и верят! Еще одни рывок и  победа!!! Пока не знаешь про установленный рекорд. Еще даст о себе знать травмированное колено… Но  какое это  неповторимое чувство – быть первой ! … Все как в тумане: ревущие болельщики, поздравления тренеров… и даже скрытая зависть соперников. Но ты счастлива! Ты оправдала возложенные на тебя надежды, и тобой гордится страна!

У.: Только ли о личных переживаниях рассказывает Лазутина? ( Нет, победа в таких соревнованиях – это не только личное достижение спортсмена, но и большая ответственность перед своей страной)

У.: Найдите причастия и выпишите их вместе о определяемым словом  в тетрадь.

Слайд 14.

Проигравшие спортсмены,
Установленный рекорд,

Травмированное колено,

Ревущие болельщики,

Скрытая зависть,

Возложенные надежды.

У.: Ребята, как вы думаете, можно ли образовать краткую форму и у причастий? ( Да, можно, потому что причастие  имеет грамматические признаки прилагательного, и образование краткой формы причастий во многом сходно с образованием  кратких прилагательных).

У.: Образуйте краткие причастия.

Слайд 15.

У.: С какой проблемой вы столкнулись, образуя краткие причастия? ( Затруднения при образовании краткой формы причастий: проигравшие, ревущие)

У.: Как вы думаете, когда невозможно образовать краткую форму причастий? ( Образование краткой формы невозможно у действительных причастий)

У.: Следовательно, только какие причастия способны образовать краткую форму? (Страдательные причастия ).

У.: Обозначьте суффиксы причастий полной и краткой формы. Сравните их.

Слайд 16.

У.:   Почему у некоторых причастий суффиксы полной формы соответствуют краткой, у некоторых – нет? Достаточно ли у нас сведений, чтобы ответить на вопрос? ( Нет, не достаточно, для этого необходимы дополнительные сведения).

У.: Давайте обратимся к учебнику. ( Обращение  к теоретическому материалу параграфа № 37, стр. 186).

У.:  После того как мы расширили знания  о кратких причастиях, можно ответить на вопрос:  Почему у некоторых причастий суффиксы полной формы соответствуют краткой, у некоторых – нет?  ( Да, можно).

ПЕРВИЧНОЕ ОБОБЩЕНЕ.

У.: Какие причастия имеют краткую форму? Как изменяются краткие причастия? В чем  их отличие от полной формы? Сколько – н – в суффиксах кратких причастиях прошедшего времени? В чем их отличие от кратких прилагательных? Какова синтаксическая роль кратких и полных причастий?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 1. а) От полных причастий образовать и записать форму кратких причастий, объяснить и графически обозначить суффиксы.

Слайд 17.

Выбранный маршрут

созданная команда

поставленные рекорды

нанесенная травма

согнутое колено

выигранный матч

заполненные трибуны

     б) Составить и записать предложение с одним из кратких причастий, найти грамматическую основу  и определить синтаксическую роль причастия.

2. Записать краткие причастия и прилагательные, разделив их на две группы, правильно определяя написание суффиксов.

Подъем труден,

дистанция длинна,

награда заслужена,

соревнование намечено,

соперник силен,

движения пластичны,

решение принято,

состязание проведено,

тренировки регулярны,

бросок профессионален.

У.: На сегодняшнем уроке мы неоднократно затрагивали тему спорта. Как вы думаете, каково значение спорта в жизни человека?

У.: Каждый из нас хочет быть сильным и здоровым. Первый шаг к этому – утренняя гимнастика.

Сейчас вы попробуете поработать в группах и выполнить задания.

3. Дифференцированная работа по группам, заранее сформированным.

Для 1 – 2 группы: Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2-3 кратких причастия. ( см. Приложение).

Для групп 3-6: Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2 -3 кратких причастия ( применить опорные слова). ( см. Приложение).

Для группы 7: Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, данные в скобках полные причастия замените краткими, согласовав  их с определяемым словом. ( см. Приложение).

У.: Выполнение упражнения рассмотрим на примере.

Слайд 18.

Исходное положение: плечи расправлены, спина прямая, руки согнуты в локтях, кисти на поясе, ноги на ширине плеч. На счет «раз»: начаты наклоны головы влево, на счет «два»: исходное положение, на счет «три»: продолжены наклоны головы вправо, на счет

« четыре»: исходное положение.

Слайды 20 – 26.

ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Написать мини-сочинение на тему: « Роль спорта в жизни человека», «Мой любимый вид спорта», « Зачем делать утреннюю зарядку?». Использовать краткие причастия.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ГРУППА 1.

Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2-3 кратких причастия

ГРУППА 2.

Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2-3 кратких причастия.

ГРУППА 3.

Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2-3 кратких причастия (применить опорные слова).

Опорные слова: Прижатый, согнутый, опущенный, расправленный, вытянутый, сомкнутый, направленный, повернутый, поднятый, сжатый, поднятый, сжатый, зафиксированный, наклоненный, расслабленный.

ГРУППА 4.

Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2 -3 кратких причастия (применить опорные слова).

Опорные слова: Прижатый, согнутый, опущенный, расправленный, вытянутый, сомкнутый, направленный, повернутый, поднятый, сжатый, поднятый, сжатый, зафиксированный, наклоненный, расслабленный.

ГРУППА 5.

Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2 -3 кратких причастия (применить опорные слова).

Опорные слова: Прижатый, согнутый, опущенный, расправленный, вытянутый, сомкнутый, направленный, повернутый, поднятый, сжатый, поднятый, сжатый, зафиксированный, наклоненный, расслабленный.

 ГРУППА  6.

Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2 -3 кратких причастия (применить опорные слова).

Опорные слова: Прижатый, согнутый, опущенный, расправленный, вытянутый, сомкнутый, направленный, повернутый, поднятый, сжатый, поднятый, сжатый, зафиксированный, наклоненный, расслабленный.

ГРУППА 7.

Исходное положение: спина прямая, плечи (расправленный), руки (расслабленный), ноги вместе.

На счет « раз»: правая нога  (согнутый) в колене, носок (вытянутый), левая  рука (отклоненный) назад, правая впереди.

На счет «два»: смена положения. Левая нога (согнутый) в колене, носок (вытянутый), правая рука (отклоненный) назад.

На счет «три», «четыре»: попеременное выполнение упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"

Цель: Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли. Научить различать полные и краткие прилагательные, о...

Полные и краткие причастия

урок русского языка в 6 классе по программе Львовой С.И. с презеньацией и самоанализом урока....

Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...

Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...

Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...


 

Комментарии

Очень понравился урок. Подскажите, где можно посмотреть презентацию.