Открытый урок "Причастия полные и краткие"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Разработка урока по теме " Причастия полные и краткие" с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 384.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК. 6 КЛАСС.
ПРИЧАСТИЯ ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ.
ПОГРАММА: Русский язык 5 – 9 классы ( для общеобразовательных учреждений под. Ред М.М. Разумовской, С.Н. Львовой и др. , Москва: « Дрофа», 2010).
УЧЕБНИК: РУССКИЙ ЯЗЫК. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., « Дрофа», 2007г.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Образовательные.
- познакомить обучающихся с краткой формой страдательных причастий,
- познакомить с правописанием суффиксов кратких страдательных причастий,
- познакомить с синтаксической ролью кратких причастий,
- формировать умение образовывать краткую форму причастий,
- формировать умение отличать краткие причастия от кратких прилагательных,
- формировать правильное произношение полных и кратких причастий.
2. Развивающие:
- стимулировать познавательный интерес обучающихся,
- развивать орфографическую зоркость,
- развивать внимание, память, логическое мышление,
- способствовать развитию речевых навыков обучающихся.
3. Воспитательные:
- вызвать интерес урокам русского языка,
- повышать культуру устной речи обучающихся,
формировать потребность в ЗОЖ.
СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
- слово учителя,
- учебник,
- орфоэпический словарь
- компьютер, мультимедийный проектор, экран
- программные средства ник,
- задания для работы по группам,
- программные средства Microsoft Power Point ( презентация)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.
Для выполнения заданий в группах ( 4 человека) по закреплению нового материала обучающимся было предложено занять место в соответствии с той группой, в которую они входят.( 1-2 группа – обучающиеся с высокой учебной мотивацией; 3-6 группа – со средней учебной мотивацией, 7 группа – с низкой учебной мотивацией)
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Выписать из произведений, входящих в учебник «Литература» 6 класс (с указанием источника, страницы) по 3 предложения с действительными и страдательными причастиям, входящими в состав причастного оборота. Указать границы причастного оборота, определяемое слово, суффиксы причастий.
3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
У.: Сегодня мы продолжаем знакомство с причастиями.
Как вы думаете, может ли причастие иметь краткую форму? Аргументируйте свой ответ.
Соглашаясь с мнением обучающихся о двойственной природе причастия, учитель задает
следующий вопрос).
О чем пойдет сегодня речь на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему урока.
Слайд 1.
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
У.: Знакомство с краткими причастиями мы начнем с того, что вспомним, как образуется краткая форма прилагательных. Это нам поможет в дальнейшей работе.
У.: Перед вами стихотворение вашей одноклассницы Швецовой Ксении « Спорт» .( Пока Ксения читает стихотворение, идут слайды о спорте).
Слайды 2- 8, 9.
Спорт в нашей жизни гордо
Вступает в свои права.
Огромным желаньем, стремленьем к рекордам
Встречает его детвора.
Ребятам, сильным и ловким,
Со спортом всегда по пути.
Их не страшат тренировки,
Все трудности смогут пройти!
Спорт – это твердая воля, со страхом сраженье,
Это юный задор, поражений момент,
Это великой победы сраженье
И на вопросы к здоровью ответ!
У.: Найдите прилагательные и выпишите их в начальной форме вместе с определяемым словом в столбик.
Слайд 10
Огромное желание
Сильные ребята
Ловкие ребята
Твердая воля
Юный задор
Великая победа
У.: Образуйте и запишите их краткую форму, объясняя написание суффиксов.
Слайд 11.
Желание огромно
Ребята сильны
Ребята ловки
Воля тверда
Задор юн
Победа велика
У.: А какова роль прилагательных в этим тексте? Аргументируйте свой ответ. (прилагательные делают стихотворение ярким, выразительным, ярким).
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
У.: А теперь опять обратимся к экрану и прочитаем слова олимпийской чемпионки и чемпионки мира Ларисы Лазутиной, выдающейся спортсменки, лыжницы о победах на Олимпийских играх.
Слайд 12, 13.
Ты понимаешь, что не должна быть среди проигравших спортсменов… ты должна быть первой. На тебя надеются и верят! Еще одни рывок и победа!!! Пока не знаешь про установленный рекорд. Еще даст о себе знать травмированное колено… Но какое это неповторимое чувство – быть первой ! … Все как в тумане: ревущие болельщики, поздравления тренеров… и даже скрытая зависть соперников. Но ты счастлива! Ты оправдала возложенные на тебя надежды, и тобой гордится страна!
У.: Только ли о личных переживаниях рассказывает Лазутина? ( Нет, победа в таких соревнованиях – это не только личное достижение спортсмена, но и большая ответственность перед своей страной)
У.: Найдите причастия и выпишите их вместе о определяемым словом в тетрадь.
Слайд 14.
Проигравшие спортсмены,
Установленный рекорд,
Травмированное колено,
Ревущие болельщики,
Скрытая зависть,
Возложенные надежды.
У.: Ребята, как вы думаете, можно ли образовать краткую форму и у причастий? ( Да, можно, потому что причастие имеет грамматические признаки прилагательного, и образование краткой формы причастий во многом сходно с образованием кратких прилагательных).
У.: Образуйте краткие причастия.
Слайд 15.
У.: С какой проблемой вы столкнулись, образуя краткие причастия? ( Затруднения при образовании краткой формы причастий: проигравшие, ревущие)
У.: Как вы думаете, когда невозможно образовать краткую форму причастий? ( Образование краткой формы невозможно у действительных причастий)
У.: Следовательно, только какие причастия способны образовать краткую форму? (Страдательные причастия ).
У.: Обозначьте суффиксы причастий полной и краткой формы. Сравните их.
Слайд 16.
У.: Почему у некоторых причастий суффиксы полной формы соответствуют краткой, у некоторых – нет? Достаточно ли у нас сведений, чтобы ответить на вопрос? ( Нет, не достаточно, для этого необходимы дополнительные сведения).
У.: Давайте обратимся к учебнику. ( Обращение к теоретическому материалу параграфа № 37, стр. 186).
У.: После того как мы расширили знания о кратких причастиях, можно ответить на вопрос: Почему у некоторых причастий суффиксы полной формы соответствуют краткой, у некоторых – нет? ( Да, можно).
ПЕРВИЧНОЕ ОБОБЩЕНЕ.
У.: Какие причастия имеют краткую форму? Как изменяются краткие причастия? В чем их отличие от полной формы? Сколько – н – в суффиксах кратких причастиях прошедшего времени? В чем их отличие от кратких прилагательных? Какова синтаксическая роль кратких и полных причастий?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. а) От полных причастий образовать и записать форму кратких причастий, объяснить и графически обозначить суффиксы.
Слайд 17.
Выбранный маршрут
созданная команда
поставленные рекорды
нанесенная травма
согнутое колено
выигранный матч
заполненные трибуны
б) Составить и записать предложение с одним из кратких причастий, найти грамматическую основу и определить синтаксическую роль причастия.
2. Записать краткие причастия и прилагательные, разделив их на две группы, правильно определяя написание суффиксов.
Подъем труден,
дистанция длинна,
награда заслужена,
соревнование намечено,
соперник силен,
движения пластичны,
решение принято,
состязание проведено,
тренировки регулярны,
бросок профессионален.
У.: На сегодняшнем уроке мы неоднократно затрагивали тему спорта. Как вы думаете, каково значение спорта в жизни человека?
У.: Каждый из нас хочет быть сильным и здоровым. Первый шаг к этому – утренняя гимнастика.
Сейчас вы попробуете поработать в группах и выполнить задания.
3. Дифференцированная работа по группам, заранее сформированным.
Для 1 – 2 группы: Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2-3 кратких причастия. ( см. Приложение).
Для групп 3-6: Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2 -3 кратких причастия ( применить опорные слова). ( см. Приложение).
Для группы 7: Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, данные в скобках полные причастия замените краткими, согласовав их с определяемым словом. ( см. Приложение).
У.: Выполнение упражнения рассмотрим на примере.
Слайд 18.
Исходное положение: плечи расправлены, спина прямая, руки согнуты в локтях, кисти на поясе, ноги на ширине плеч. На счет «раз»: начаты наклоны головы влево, на счет «два»: исходное положение, на счет «три»: продолжены наклоны головы вправо, на счет
« четыре»: исходное положение.
Слайды 20 – 26.
ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Написать мини-сочинение на тему: « Роль спорта в жизни человека», «Мой любимый вид спорта», « Зачем делать утреннюю зарядку?». Использовать краткие причастия.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ГРУППА 1.
Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2-3 кратких причастия
ГРУППА 2.
Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2-3 кратких причастия.
ГРУППА 3.
Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2-3 кратких причастия (применить опорные слова).
Опорные слова: Прижатый, согнутый, опущенный, расправленный, вытянутый, сомкнутый, направленный, повернутый, поднятый, сжатый, поднятый, сжатый, зафиксированный, наклоненный, расслабленный.
ГРУППА 4.
Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2 -3 кратких причастия (применить опорные слова).
Опорные слова: Прижатый, согнутый, опущенный, расправленный, вытянутый, сомкнутый, направленный, повернутый, поднятый, сжатый, поднятый, сжатый, зафиксированный, наклоненный, расслабленный.
ГРУППА 5.
Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2 -3 кратких причастия (применить опорные слова).
Опорные слова: Прижатый, согнутый, опущенный, расправленный, вытянутый, сомкнутый, направленный, повернутый, поднятый, сжатый, поднятый, сжатый, зафиксированный, наклоненный, расслабленный.
ГРУППА 6.
Описать выполнение упражнений для утренней зарядки, используя 2 -3 кратких причастия (применить опорные слова).
Опорные слова: Прижатый, согнутый, опущенный, расправленный, вытянутый, сомкнутый, направленный, повернутый, поднятый, сжатый, поднятый, сжатый, зафиксированный, наклоненный, расслабленный.
ГРУППА 7.
Исходное положение: спина прямая, плечи (расправленный), руки (расслабленный), ноги вместе.
На счет « раз»: правая нога (согнутый) в колене, носок (вытянутый), левая рука (отклоненный) назад, правая впереди.
На счет «два»: смена положения. Левая нога (согнутый) в колене, носок (вытянутый), правая рука (отклоненный) назад.
На счет «три», «четыре»: попеременное выполнение упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"
Цель: Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли. Научить различать полные и краткие прилагательные, о...
Полные и краткие причастия
урок русского языка в 6 классе по программе Львовой С.И. с презеньацией и самоанализом урока....
Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"
Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...
Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения
цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...
Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».
Урок русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"
Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...
Комментарии
Очень понравился урок.
Очень понравился урок. Подскажите, где можно посмотреть презентацию.