Полные и краткие причастия
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
урок русского языка в 6 классе по программе Львовой С.И. с презеньацией и самоанализом урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_po_umk_s.rar | 393.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по УМК С.И. Львовой, В.В. Львова.
Учитель: Мацкявичене Ю.А.
Тема: Полные и краткие причастия.
Цель: узнать, какие причастия могут иметь краткую форму, научиться находить краткие причастия в тексте, уметь образовывать их, грамотно писать их.
Задачи:
Образовательные:
- получить представление о кратких причастиях;
- ознакомиться с правописанием Н в кратких причастиях.
- совершенствовать умения по использованию кратких причастий в речи.
Развивающие:
- развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
- совершенствовать устную и письменную речь учащихся;
- развивать информационную компетентность и компетентность разрешения проблем.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к слову;
- содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности) – учащиеся знают, какие причастия являются краткими, какова их синтаксическая роль в предложении, пишутся с одной Н в суффиксе. В ходе урока формировались информационная компетентность (извлечение первичной информации) и компетентность разрешения проблем (умение действовать по инструкции).
Ход урока.
- Проверка домашнего задания. У. 654. Фронтальная проверка (читают содержимое столбиков с формами причастий). Тетради сдают на проверку.
- В выданные тетради записываем число, класс.раб., оставляем строчку для темы.
- Работа с текстом стихотворения С.Я. Маршака «Ландыш». Текст в презентации слайд №2 и распечатан на каждой парте.
Учитель читает текст.
Чернеет лес, теплом ра..буженный,
Весен..ей сырост..ю об..ят.
А уж на ниточ..ках ж..мчужины
От ветра каждого др..жат.
Бутонов круглые бубен..чики
Еще закрыты и плотны,
Но со..нце ра..крывает вен..чики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в широкий лист,
Р..стёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною ран..ею,
И всю счас..ливую тоску,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
- О каком цветке идёт речь в стихотворении?
- Как вы это определили?
Слайд –изображение цветка.
Задание. Выпишите слова с пропусками, сгруппировав их по видам орфограмм. 1чел – в корне, 2 чел – в приставках, 3 чел – на стыке согласных. Остальные учащиеся в тетрадях. Проверяем.
- Разбуженный, раскрывает.
- Сыростью, объят.
- Ниточках, бубенчики, венчики.
- Жемчужины, дрожат.
- Солнце, счастливую.
- Растет.
Прочитаем 3 предложение. Запишем его в тетрадь.
Бутонов круглые бубен..чики
Еще закрыты и плотны,
Но со..нце ра..крывает вен..чики
У колокольчиков весны.
- Подчеркните грамматические основы в предложении, составьте схему, характеристику. 1чел. у доски.
- Чем выражены сказуемые в 1 грамматической части предложения?
Выпишем их: закрыты плотны. А учитель прикрепляет на доске кластеры с этими словами. (Учащиеся определяют краткое прилагательное полны).
Выполните морфологический разбор плотны.
- Как изменяется краткое прилагательное?
- В чем отличие кратких прилагательных от полных?
- Все ли прилагательные могут образовывать краткие формы?
5. Вернемся к слову закрыты. Задаем вопрос, разбираем по составу, можно ли образовать полную форму? (выясняем, что это причастие). О чем на уроке мы сегодня будем говорить?
Формулировка темы урока. Полные и краткие причастия. Учащиеся самостоятельно ее сформулировали
6. Какова цель нашего урока? (формулир сами).
- Узнать, какие причастия образуют краткую форму; научиться самим образовывать, правильно писать их и употреблять в своей речи.
7. Выпишите из текста про ландыш все причастия, образуйте краткие формы. Определите разряд причастий. Все страдательные прошедшего времени.
- А могут ли действительные причастия иметь краткую форму? Попытайтесь. Нет. Вывод: только страдательные причастия могут иметь краткую форму. От страдательных причастий настоящего времени кратких форм образовывается мало, они в основном книжные и устаривают (хранима, делима).
8. Учебник с.82-83 параграф 48, читаем.
- В чем сходство кратких прилагательных и кратких причастий?
- В чем различие?
Найдите в тексте про ландыш еще 1 краткое причастие. (объят).
9. У. 665 (грамматическая основа, сказуемое выражено глаголом-связкой и причастием)
10. У. 661. Умение различать краткие причастия от глаголов. Выпишите краткие причастия. Запишите их поморфемно.
- Как вы думаете, почему в кратких причастиях, выписанных вами, одна Н?
- А как у кратких прилагательных? Даль туманна. (Слушаем предположения учащихся).
11. Правило учебника с.84.
12. У. 666. Выпишите сочетания кратких причастий с существительными, объясните написание одной Н. Взаимопроверка. Слайд 3.
13. Работа с орфографическим минимумом 698. Выпишите все причастия, образуйте краткие формы.
- От какого причастия нельзя образовать краткую форму? (колышущийся) Почему? (действительное).
14. Игра «Собери пазл». ( Используется как здоровьесберегающая форма).
Делимся на 3 группы. Соберите пазл, раскрасьте картинку соответствующими цветами. Чтобы правильно раскрасить, нужно выбрать верный грамматический признак слова.
- Какое изображение у вас получилось? Бабочка.
Слайд №4.
Проверяем 1 – зелёный, 2- оранжевый, 3- голубой, 4- розовый.
Изображения повесим на доску. Чья бабочка раскрашена верно?
15. Умение употреблять краткие причастия при описании картин. У. 670(2). Репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели». Слайд №5.
- Что изображено на картине? Перечислите. Составьте 5 предложений по картине, используя краткие причастия и слова для справок в учебнике.
Проверяем.
16. Подведем итоги. От каких причастий можно образовывать краткие формы? Сколько Н пишется в кратких причастиях?
17. Домашнее задание. Параграф 48, у. 669 или 667 (2), о/м 698. ( В 1-м упражнении нужно поработать с текстом, потом списать его, вставляя пропущенные буквы и знаки, графически объяснить, полные и краткие причасти подчеркнуть как члены предложения; во 2-м упражнении выписать из текста все причастия, разобрать их по составу.)
18. Комментирование и выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.
Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...
Конспект урока Полные и краткие причастия
Конспект урока русского языка по теме "Полные и краткие причастия" для 6 класса по учебнику М.М. Разумовской...
Урок русского языка по теме "Полные и краткие причастия"
Данный материал представляет собой конспект и презентацию урока по теме "Полные и краткие причастия". Тип урока-урок повторения и обобщения знаний. Используется дифференцированный подход к учащимся....
Урок русского языка в 7 классе по теме: "Полные и краткие причастия".
Урок получения новых знаний с разнообразным практическим закреплением нового материала....
Проверочная работа по теме "Полные и краткие причастия" для 7 класса
В данном разделе представлена проверочная работа по теме "Полные и краткие причастия" для 7 класса...
урок русского языка "Полные и краткие причастия"
Предлагаю презентацию к уроку по данной теме. Урок предполагает самотоятельное изучение темы, исследование, решение проблемы и творческую работу учащихся. Ребята сами делают открытие! Сами реализуют п...
Полные и краткие причастия.
Конспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса.Тема урока. Полные и краткие причастия....