Цикл уроков русского языка в 7 классе по теме "Причастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Разработки уроков по темам: "Понятие о причастии", "Причастный оборот", "Обобщение изученного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл уроков русского языка в 7 классе по теме «Причастие»
Урок русского языка в 7 классе.
Тема урока: «В лес за причастиями» (Понятие о причастии).
Цель урока: дать представление о причастии как о самостоятельной части речи; познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию; формировать умения отличать причастия от прилагательных.
Учебник: УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. «Русский язык. Теория 5-9классы», М., «Дрофа», 2006г., «Русский язык. Практика. 7класс», М., «Дрофа», 2006г.
Ход урока.
Ⅰ. Организованное начало урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.
Ⅱ. Изучение нового материала.
Слайд 1.Запись темы урока «Причастие».
- Объясните, как вы понимаете это слово? Подберите однокоренные слова или слова, помогающие понять значение этого слова (Причастие — причастный, приближенный).
- Вот как сказал об этой удивительной части речи Владимир Иванович Даль, автор знаменитого словаря:
Слайд 2. «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».
- Как вы понимаете слова В.И.Даля?
- Что же это за часть речи? Давайте познакомимся с ней поближе. А для этого пойдем на прогулку в лес.
Слайд 3. На клене желтеющие листья.
- На какой вопрос отвечает выделенное слово? Слова какой части речи отвечают на вопрос какие? Значит, это имя прилагательное?
Мы видим пожелтевшие листья.
- На какой вопрос отвечает выделенное слово во втором предложении? Значит, это тоже имя прилагательное?
- А чем отличаются слова желтеющие и желтевшие?
- Действительно, они отличаются категорией времени.
Желтеющие — настоящего времени
Желтевшие — прошедшего времени
- Какая часть речи изменяется по временам?
- Значит, это глагол? Часть речи, которая имеет признаки и глагола, и прилагательного, называется причастием.
Слайд 4.- Продолжаем наблюдать за листопадом в нашем лесу.
Мы видим красивый листочек, который летит по ветру — летящий листок
- И таких листочков много — летящие листья.
- Как изменилось причастие? (По числам)
Подует ветер, и мы увидим падающие листья.
А пока падающих листьев нет.
Наши взоры будут прикованы к падающим листьям.
Мы будем любоваться падающими листьями.
Мы с вами говорили о падающих листьях.
- Как изменяется причастие? (По падежам).
Слайд 5. - Причастие — часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.
- Давайте посмотрим на рисунок и найдем причастия в нашем лесу. (Учащиеся придумывают причастия)
Листва, которая опадает — опадающая листва.
Небо, которое голубело — голубевшее небо.
Трава, которую умыла роса — умытая росой трава.
Деревья, которые раскрасила осень — раскрашенные осенью деревья.
Слайд 6.- А сейчас посмотрим, какие же признаки есть у причастия.
а)зеленеющая ель б)краснеющий лист
зеленеющее поле краснеющие листья
зеленеющий лист
в)белеющее облако г)дрожащая осинка
о белеющем облаке дрожавшая осинка
белеющим облаком
д)зябнувший лес е)кружащийся в воздухе
озябший лес кружащий в воздухе
- Запишите, какие грамматические категории демонстрируют причастия каждой группы.
Слайд 7.
а)род б)число
в)падеж г)время
д)вид е)возвратность
- От каких частей речи берет эти признаки причастие ?
- Укажите признаки глагола и признаки прилагательного.
Признаки глагола: время, вид, возвратность.
Признаки прилагательного: род, число, падеж.
Ⅲ. Закрепление.
- А теперь попробуем найти причастия в тексте. Нам помогут в этом яркие морфемные признаки причастия — суффиксы. Запишем их в тетрадь:
Слайд 8.
-ущ- (-ющ-) -ом- (-ем-)
-ащ- (-ящ-) -им-
-ш-, -вш- -т-, -нн-, -н-, -енн-
- Найдите в тексте причастия, выпишите их в тетрадь:
Слайд 9.
Однажды я был удивлен ещё не виданным мною чудесным зрелищем. Стая лебедей, возвращавшихся на север с далекого юга, стала кружить над озером. Я видел освещенные зарею распахнутые розовые крылья, вытянутые длинные шеи.
Слайд 10. Проверим самостоятельную работу.
- Работа с учебником «Теория 5-9 классы».
- Прочитать текст параграфа 132 и найти в нем, что мы не сказали еще о причастии.(Самостоятельная работа).
4) Беседа по прочитанному. Выводы на слайдах:
Слайд 11.
Причастие отвечает на вопросы какой? что делающий? Что сделавший?
Начальная форма — действительное причастие, м. р., им. п., ед. ч.
- Какой термин нам незнаком?(Действительное причастие — это материал одного из следующих уроков).
Слайд 12.
Синтаксические функции причастий.
1. Сорванные листья упали на землю.
2. Листва была сорвана ветром.
- Каким членом предложения является причастие в предложении 1?
(Определением).
- В состав какого члена предложения входит причастие в предложении 2?(В состав сказуемого).
- Вывод: В предложении причастие выполняет функции определения или сказуемого.
Ⅳ. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: параграф 132, упражнение №38.
Урок русского языка в 7 классе.
Тема урока: Причастный оборот.
Цель урока: добиться осмысления учащимися сути причастного оборота, сформировать умение конструировать причастный оборот, а на этой основе – умение определять границы причастного оборота.
Учебник: УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. «Русский язык. Теория 5-9классы», М., «Дрофа», 2006г., «Русский язык. Практика. 7класс», М., «Дрофа», 2006г.
Ход урока.
Ⅰ. Организованное начало урока.
Слайд 1.
Ⅱ. Самостоятельная работа.
-Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия.
Слайд 2.
- На улице светило яркое солнце.
- Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.
- По реке, скованной льдом, можно кататься на коньках.
- С неба падали холодные снежинки.
- Смирно стоят зеленеющие ели.
- В поле завывает злая вьюга.
- Падающий снег сверкал на солнце.
- Заяц оставил на снегу маленькие следы.
- Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.
Слайд 3. Проверим...
Причастия Прилагательные
уснувший яркое
скованной холодные
зеленеющие злая
падающий маленькие
заколдованный загадочной
Ⅲ. Изучение нового материала.
1.Наблюдение. Укажите роль причастия в следующих словосочетаниях и распределите словосочетания в два столбика:
1) причастие – главное слово; 2) причастие - зависимое слово
Слайд 4.
Лающий щенок, жалобно мяукавший, размотанный клубок, сидящий перед зеркалом, вздыхающий жираф, сидящий на жердочке, качающийся попугай, порхающая бабочка, умывающийся лапкой.
Слайд 5. Проверим...
жалобно мяукавший лающий щенок
сидящий перед зеркалом размотанный клубок
качавшийся на жердочке вздыхающий жираф
умывающийся лапкой качающийся попугай
порхающая бабочка
Слайд 6.
мяукавший (как?) жалобно
сидящий (где?) перед зеркалом
качавшийся (на чем?) на жердочке
умывающийся (чем?) лапкой
Причастие +зависимое слово = причастный оборот
- Причастие с зависимым от него словом называется причастным оборотом.
Слайды 7, 8.
Котята, спрятавшиеся за спиной кошки, тихо мяукали.
- Слово, от которого зависит причастие, называется определяемым.
- Назовите определяемое слово в этом предложении.
Ⅲ. Закрепление материала.
1)Слайд 9.
- Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.
Тучи, которые тают вдали.
Лодка, которая плывет по реке.
Книга, которую прочитал школьник.
Земля, которую освещает солнце.
Дома, которые стоят по краю дороги.
Небо, которое грозно потемнело.
2) Слайд 10.
- Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, запятыми не выделяется.
Умывающийся лапкой котенок сидел на крыльце.
Слайд 11.
Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял перед определяемым словом. Запишите полученные предложения.
Слова для справок: усыпанные разноцветными листьями; скошенные летом.
Леса сияли всеми цветами радуги. 2) Травы перевезли в деревню.
3)Слайд 12.Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми.
Цветы, растущие на клумбе, благоухали ароматом.
Слайд 13.
4)Самостоятельная работа. Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.
1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру.
Ⅳ. Работа по учебнику. Упражнение 77 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой.
Ⅴ. Подведение итогов урока. Домашнее задание: Параграф 35, упражнение 78.
Урок русского языка в 7 классе.
Тема урока: Обобщение изученного по теме «Причастие».
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;
развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;
развитие логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы);
развитие навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
воспитание интереса к изучению русского языка.
Учебник: УМК по русскому языку под редакцией Бабайцевой В.В. «Русский язык. Теория 5-9классы», М., «Дрофа», 2006г., «Русский язык. Практика. 7класс», М., «Дрофа», 2006г.
Ход урока.
Ⅰ.Организованное начало урока. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.
Ⅱ. Повторение и обобщение материала по теме “Причастие».
Слайд 2.- Что обозначает причастие?
- На какие вопросы отвечает причастие?
- Признаки каких частей речи есть у причастия?
- Чем причастие похоже на прилагательное?
- Какие признаки глагола есть у причастия?
- Что такое причастный оборот?
Слайд 3. Самостоятельная работа. Найди в тексте причастие.
Небо все в тяжелых серых тучах, летевших с юга на север. Широкий двор покрыт синими, рябившими под ветром лужами. Через лужи по измятой бурой траве тянулась узкая, не вся ещё съеденная дождем дорога. С юга между разорванных туч появился летящий лазурный клочок неба.
Слайд 4.Контрольное задание. Указать отсутствие или наличие причастного оборота в предложении и его место. Самопроверка.
1.Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.
2.Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
3.За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.
4.В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
5.И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
6.Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.
7.На засеянном по весне поле появились первые всходы.
8.Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
9.На окне все еще лежала забытая утром книга.
10.Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.
Слайд 5.Проверим...
Номер предложения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Причастный оборот стоит перед определяемым словом |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
| + |
+ |
Причастный оборот стоит после определяемого слова |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
В предложении нет причастного оборота |
|
+ |
|
+ |
|
|
| + |
|
|
Слайд 6. Заполни пробелы.
| Действительные причастия ___________ время | Страдательные причастия ___________ время |
От глаголов _____ спряжения | -ущ- (-___-) | -ем- (-ом-) |
От глаголов _____ спряжения | -___- (-ящ-) | -____- |
Слайд 7. Правописание не с причастиями.
Раздельно | Слитно |
Краткие причастия | Без «Не» не употребляется |
Причастие +З.С. | Нет З.С. |
Есть противопоставление | Нет противопоставления |
Самостоятельная работа учащихся по учебнику(Упражнение 102).
Слайд 8.Образовать возможные причастия от следующих глаголов.
развеваться - освещать -
видеть - стелить -
Слайд 9.Устрани повтор слова который, заменив одно из сочетаний оборотом с причастием.
Наступает осень, которая приносит дожди, которые льют с утра до вечера. 2. Мы ступаем на тропинку, которая вьется среди кустарника, который растет по берегу. 3. Туристы, которые шли по компасу, скоро выбрались на дорогу, которую размыли ливни.
Ⅲ. Подведение итогов урока. Домашнее задание (Упражнение 156).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Поющая строка" - ЦИКЛ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 7 КЛАССА
Интегрированные уроки, соединяющие в себе информативность литературы и русского языка.Цель: создание условий для личностного развития учащихся в различных видах деятельности, знакомство с поэзие...
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Цикл уроков русского языка по подготовке к ЕГЭ
Цикл уроков русского языка по подготовке к ЕГЭ в 10-11 классах,тематически связанных с международными праздниками и построенных на материале русской литературы,разработан Шаповаловой Галиной Владимиро...
Цикл уроков русского языка в 11 классе по теме "Односоставные и двусоставные предложения" в рамках программы "Качество"
Серия уроков разработана для 11 класса общеобразовательной школы на основе программы «Русский язык 10-11 классы» Н.Г.Гольцовой, учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 кла...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...