Правописание н и нн в суффиксах прилагательных,образованных от существительных.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (6 класс) по теме
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных,образованных от существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
н и нн в суф прил образ от сущ | 21.42 КБ |
n_i_nn_v_suf_prilag_ot_sushch.pptx | 702.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока:
- образовательная: познакомить с правилом «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных»
- развивающие: совершенствовать умения применять орфограмму; формировать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.
практическая: научить разграничивать смешиваемые орфограммы, применять правило на практике
- воспитательная: воспитывать культуру устного ответа.
Средства оборудования: мультимедиа, тесты, таблицы.
Ход урока.
- Орг. момент. Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Молодцы ребята! Наш русский язык очень красив, он учит правильно говорить, писать, грамотно строить нашу речь, как письменно, так и устно. Мы с вами должны гордиться нашим русским языком.
2.. Актуализация изученного
- «Закончи фразу»:
- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….
- Имена прилагательные изменяются по…
- В предложении имена прилагательные бывают…
- Основные способы словообразования имен прилагательных ..
- Чаще всего имена прилагательные образуются ..
3. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания
- Запишем предложение:
В окно заглядывает грустное осеннее солнце.
- Произведите синтаксический разбор предложения.
- Назовите имена прилагательные.
- Назовите способ образования этих слов (суффиксальный).
- Как узнать, каким способом образовано слово?
4. Постановка учебной проблемы
- Произведите словообразовательный разбор прилагательных.
сонный - сон утиный - утка
соломенный - солома песчаный - песок
станционный - станция глиняный – глина
5. Постановка проблемной ситуации.
- Сравните два ряда данных групп слов. Скажите, что общего между ними? ( Слова, какой части речи даны в левом столбике? От какой части речи они образованы?)
- Чем отличаются?
- Какая проблема возникла перед нами? (Почему в одних суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а в других – две буквы НН?)
- Формулирование темы и цели урока
- Какой будет тема сегодняшнего урока, которая вытекает из проблемной ситуации?
- Определите цели урока, опираясь на слова:
1). Познакомиться с …
2). Узнать об ..
3). Научиться…
- Открытие новых знаний
- Вы смогли выявить проблему в задании, тему и цели урока. Проанализируйте примеры в первой и во второй группе. Найдите закономерность:
- от какой части речи образованы прилагательные?
- при помощи каких суффиксов образованы прилагательные с одной Н и двумя НН? Сделайте вывод.
- Вывод:
- НН пишутся в суффиксах имен прилагательных, если они образованы от существительных :1) с основой на Н ,2) с помощью суффиксов –ЕНН- и -ОНН-
- Н пишется в суффиксах имен прилагательных, если они образованы от существительных: 1) при помощи суффиксов –АН, -ЯН, -ИН.
- А теперь сравните свои выводы с опорной таблицей. Что нового увидели? (Есть слова –исключения) Назовите слова –исключения.
- (Чтение правила по учебнику.)
- Развитие учебно-языковых и правописных умений
1). Коллективная работа.
- Устно объяснить правописание слов:
Комиссионный комиссия+онн
Клюквенный клюква+енн
Лебединый лебедь+ин
Стеклянный стекло+янн
Телефонный телефон+н
Государственный государство+енн
Травяной трава+ян
- Физминутка. (3 мин.)
– А теперь немного отдохнем.
– Кто сегодня ранним утром с деревянной койки встал? – Это я.
– Маму с папой в румяные щечки крепко ты расцеловал? – Это я.
– Из стеклянной чашки быстро кофе с сахаром попил? – Это я.
– Бутербродом вкусным, вкусным ты, наверно, закусил? – Это я.
– В школу с радостью иду. – Это я.
– Много знаний получу. – Это я.
- Назовите прилагательные с одной и двумя нн в этой шуточной разминке.
Есть ли здесь слова исключения?
Назовите их. А каких нет?
2). Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: (в тетрадях и у доски)
мужество - ...;
туман - ...
дерево - ...;
революция - ...;
кожа - ...;
серебро - ...;
лебедь - ...
3). Распределительный диктант
- Распредели слова на две группы (по вариантам):
Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый , шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый.
5). Творческая самостоятельная работа с разноуровневым заданием.
1 группа: (повышенный уровень сложности)
Составь связный текст по картине и вставь пропущенные буквы в прилагательные с одной и двумя Н.
Карточки с опорными словами и словосочетаниями выдаются на парты
Ясным морозным днем, с верхушек спускается утре..ий свет, пушистым белым ковром, по мягкому серебр..ному снегу, таинстве..ая тишина, величестве..ые деревья, на обратном пути, звер..ые следы
2 группа: (пониженный уровень сложности)
Карточки с текстом выдаются на парты
Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные.
В музее.
В музее краеведения были представлены очень интересные предметы отечественного быта: ………домашней работы покрывала, …………и………........ посуда, …………… инвентарь,……….расшитая одежда,…………….монеты,……………орудия труда,…………..упряжь,…………… обувь и много всякого другого.
Слова для справок: шерст..ые, кожа…ая, глин..ая, лошад..ая, серебря..ая, каме..ые, хозяйстве..ый, стар..ые, полотн…ая
5). Знакомство с прилагательными, не имеющими суффиксов.
Изучение памятки “Запомни слова!” (памятка у каждого ученика)
зелёный
синий
пряный
свиной
багряный
юный
бараний
фазаний
румяный
тюлений
6). Выполнить синтаксический разбор предложения.
В траве между корней б…жит, струится маленький3 серебря…ый2 ручей4.
(выполнение разборов проводится у доски и в тетрадях)
7). . Творческий диктант
Заменить развернутые понятия синонимичными словосочетаниями.
Растения, которые собирают для приготовления лекарств. Охота, ведущаяся с помощью соколов. Кукла, сделанная из дерева. Шкаф, в котором хранят верхнее платье. Почта, осуществляемая с помощью голубей.
- Итог урока. Рефлексия
- Что нового сегодня узнали?
-Повторите правило правописания Н НН в суффиксах имен прилагательных.
- тест с самопроверкой.
Буквенный диктант.
Учитель читает слова, учащиеся заполняют таблицу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
торжественный
ледяной
туманный
ветреный
юный
организационный
лебединый
кожаный
стеклянный
багряный
Проверка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
НН Н НН Н Н НН Н Н НН Н
- Запомнить правило про суффиксы –АН-ЯН поможет нам стихотворение:
Для прилагательных давно написано правило в книжках:
Когда АН, ЯН, то Н одно
И больше никаких излишков.
Румяный Дед Мороз взмахнет серебряной рукавицей,
Здесь Н одно лишь подойдет
Два тут вовсе не годится.
А где НН?
В окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет,
Где подоконник деревянный.
- Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
«Закончи фразу»: Имя прилагательное – это…. Имена прилагательные изменяются по … В предложении имена прилагательные бывают … Основные способы словообразования имен прилагательных .. Чаще всего имена прилагательные образуются ..
Запишем предложение: В окно заглядывает грустное осеннее солнце . - Произведите синтаксический разбор предложения. - Назовите имена прилагательные. - Назовите способ образования этих слов (суффиксальный). - Как узнать, каким способом образовано слово?
Произведите словообразовательный разбор прилагательных. Сонный Утиный Соломенный Глиняный Станционный Песчаный
Сонный – сон Утиный - утка Соломенный – солома Песчаный – песок Станционный – станция Глиняный - глина Сравните два ряда данных групп слов. Скажите, что общего между ними? ( Слова, какой части речи даны в левом столбике? От какой части речи они образованы?) - Чем отличаются? - Какая проблема возникла перед нами? (Почему в одних суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а в других – две буквы НН?)
ВЫВОД: НН пишутся в суффиксах имен прилагательных, если они образованы от существительных : 1) с основой на Н , 2) с помощью суффиксов –ЕНН- и -ОНН- - Н пишется в суффиксах имен прилагательных, если они образованы от существительных: 1) при помощи суффиксов –АН, -ЯН, -ИН. Есть слова –исключения: Оловянный, стеклянный, деревянный.
Устно объяснить правописание слов: Комиссионный Клюквенный Лебединый Стеклянный Телефонный Государственный Травяной
Устно объяснить правописание слов: Комиссионный комиссия+онн Клюквенный клюква+енн Лебединый лебедь+ин Стеклянный стекло+янн Телефонный телефон+н Государственный государство+енн Травяной трава+ян
А теперь немного отдохнем. – Кто сегодня ранним утром с деревянной койки встал? – Это я. – Маму с папой в румяные щечки крепко ты расцеловал? – ? – Из стеклянной чашки быстро кофе с сахаром попил? – ? – Бутербродом вкусным, вкусным ты, наверно, закусил? – ? – В школу с радостью иду. – ? – Много знаний получу. – ? Назовите прилагательные с одной и двумя нн в этой шуточной разминке. Есть ли здесь слова исключения? Назовите их. А каких нет?
Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: мужество - ...; туман - ... дерево - ...; революция - ...; кожа - ...; серебро - ...; лебедь - ...
Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: мужество - мужественный; туман - туманный дерево - деревянный; революция - революционный; кожа - кожаный; серебро - серебряный; лебедь – лебединый.
Вставить в текст подходящие по смыслу прилагательные . В музее. В музее краеведения были представлены очень интересные предметы отечественного быта: ………домашней работы покрывала, …………и………........ посуда, …………… инвентарь,……….расшитая одежда,…………….монеты,……………орудия труда,…………..упряжь,…………… обувь и много всякого другого. Слова для справок: шерст .. ые , кожа… ая , глин.. ая , лошад .. ая , серебря.. ая , каме .. ые , хозяйстве.. ый , стар.. ые , полотн … ая
Запомни слова: зелёный синий пряный свиной багряный юный бараний фазаний румяный тюлений
Запомнить правило про суффиксы –АН-ЯН поможет нам стихотворение: Для прилагательных давно написано правило в книжках: Когда АН, ЯН, то Н одно И больше никаких излишков. Румяный Дед Мороз взмахнет серебряной рукавицей, Здесь Н одно лишь подойдет Два тут вовсе не годится. А где НН? В окне с поверхностью стеклянной, Где оловянный шпингалет, Где подоконник деревянный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий (урок русского языка в 10 классе по учебнику Власенкова А.И.)...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"
Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
В процессе работы на уроке ребята узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...
Презентация "Правописание суффиксов имен существительных" (10 класс)
Презентация к уроку в 10 классе "Правописание суффиксов имен существительных" по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А....
Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе.: урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....
Склонение имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Урок актуализации знаний, полученных учащимися 5 класса в начальной школе; урок совершенствования умений и навыков правильного написания падежных окончаний существительных ....
Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".
Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...