Методическая разработка по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Артемьева Наталья Николаевна

Методическая разработка практического занятия для преподавателей по русскому языку по теме: "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc581.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МЕДИЦИНСКИЙ  КОЛЛЕДЖ № 4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНИЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

        

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

      По теме:   «Сложное предложение.

     Знаки препинания в

       сложносочиненном предложении».

Учебная  дисциплина   -   «Русский язык»

Специальность  -  060501 «Сестринское дело»  51  

(среднее профессиональное образование базовой подготовки).

 2010 год

Цель создания методической разработки:

Данная разработка  практического занятия по дисциплине «Русский язык» для специальности 060501 «Сестринское дело» - 51 среднее  профессиональное образование базовой подготовки по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении»,  создана с целью оказания помощи преподавателям в обобщении и систематизации знаний и умений по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

Данная разработка поможет преподавателям способствовать достижению студентами  прочности знаний и навыков грамотного письма, что является  этапом перехода  к творческому уровню – свободному владению грамотной устной и письменной речью.

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ    

                                                                                                                   Стр.

1. Введение

            7

2.  Методический блок

            8

-     рекомендации по работе с методической разработкой

            9

-     тема, вид, количество часов, цели занятия

           10

-     актуализация

           11

-     мотивация        

           12

-     место проведения занятия, оснащение критерии оценок

           13

-     междисциплинарные связи

           14

-     критерии оценок


-     список литературы                                                                                                                                                                                    

           15

           18

    - домашнее задание, задание для  самостоятельной                                   внеаудиторной работы студентов.

           20

-     хронологическая карта занятия

-      активизация познавательного процесса                                                    

           21

         22

3.  Информационный блок

           26

-   схема «классификация сложных предложений»

           28

-   опорный конспект – материалы для самостоятельной работы  

- опорная схема-таблица «союзы в сложносочиненном         предложении»  

-   глоссарий            

-   презентация                                                                                                                                                                                        

4.   Блок контроля                                                                                      

Контроль исходного уровня знаний

-  Задание №1. «Поиск обобщающего понятия»  

-  Задание №2. «Буквенный диктант»

-  Задание №3 «Числовой диктант»

Закрепление материала

- Задание №1. «Анализ предложений»

- Задание №2. «Определение сложных и простых предложений»  

- Задание №3. «Определение и исправление речевых ошибок»

- Задание №4. «Схематический диктант»            

Контроль эффективности обучения                                                                          

- Задание №1. Тестовые задания.

5. Приложение

Эталоны ответов к блоку контроля

           29

       

        33

           34

           35

            --

            --

           --

           --

           --

           --

           --

         --


         --


         --

          --  

 - картина И.И. Шишкина «Корабельная роща».                                                                                            

 

 

ВВЕДЕНИЕ

            Язык – инструмент, позволяющий овладеть накопленными духовными богатствами, наследием прошлого, достижениями человеческой мысли, культуры. Необходимо много трудиться и научиться его чувствовать. Ведь язык – это еще и живой организм, который сложен по своей структуре, обладает своей историей и имеет определенные тенденции в развитии. При умелом использовании он красив, покоряет своей мощью и выразительностью. Неумелое обращение с языком делает его тусклым, неблагозвучным, корявым и безжизненным, как засохшее дерево. Нужно научиться любить и уважать родной язык, беречь его, защищать от засорения и оскудения.  

         Возросший интерес к проблемам речевого общения в настоящее время обусловлен потребностью каждого человека реализовать свои возможности в профессиональной сфере. Речь в данном случае можно считать одной из составных частей подготовки медицинского работника. Умение грамотно, в соответствии с нормами культуры речи вести беседу с пациентом, владеть грамотной письменной речью является показателем общей культуры человека.  

 

Рекомендации

по работе с методической разработкой        

       Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по дисциплине «Русский язык» студентов на первом курсе по теме: «Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении» в рамках ГОС по специальности 060501 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) с учетом знаний, сформированных на базе общегуманитарных, социально – экономических и общеобразовательных дисциплин: «Литература», «География», «Математика», «История».

1.   Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих  необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют  педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей  обучающихся.

2.  Оснащение занятия включает  предметное и визуальное обеспечение.

3.   Методический блок является ориентировочным. В нем отражены  цели,                    хронологическая карта занятия.

4. Хронологическая карта отражает этапы занятия,  ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность  педагога и  обучающихся на каждом этапе занятия.

5. В блок контроля включены задания с эталонами ответов для определения исходного уровня знаний, итогового контроля.

6. Для внеаудиторной работы студентам предлагается проанализировать пунктуацию предложенного текста, найти сложносочиненные предложения  и предложения с однородными членами.

Дисциплина: Русский язык

Специальность: 060501 «Сестринское дело» - 51

Тема:

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (СПП)

Вид занятия: комбинированный урок

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков

Время: 90 минут.

Цели занятия: 1) углубить материал о сложносочиненных предложениях с общим элементом и пунктуации в сложных предложениях указанного вида;

2) отработка умений различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с соединительными и разделительными союзами.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Знать:

  1. понятие сложного предложения;  
  1. структуру и строение сложных предложений разных видов, особенности связи частей сложного предложения;
  1. синонимию простых и сложных предложений, сложных предложений разных видов;
  2. знаки препинания в ССП;
  3. смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;
  4. пунктуационный разбор предложения;
  5. замену ССП  простыми осложненными.

Уметь:

  1. определять в тексте ССП;
  1. находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;
  1. обосновывать условия выбора знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами;
  2. находить и исправлять пунктуационные и речевые ошибки;
  3. производить пунктуационный разбор предложения;
  4. составлять пунктуационную схему, поясняющую постановку знаков препинания в предложении и тексте;
  5. заменять сложные предложения простыми осложненными.

 Актуализация темы.

Возросший интерес к проблемам речевого общения в настоящее время обусловлен потребностью каждого человека реализовать свои возможности в профессиональной сфере. Речь в данном случае можно считать одной из составных частей подготовки медицинского работника. Умение грамотно, в соответствии с нормами культуры речи вести беседу с пациентом, владеть грамотной письменной речью является показателем общей культуры человека.  

Мотивация

          Высокая культура речи, способность самостоятельно решать коммуникативно-ситуативные речевые задачи в настоящее время является одной из составляющих подготовки специалиста любой профессии.  

Проблемы грамматической стилистики имеют отношение к синтаксису – охватывают всевозможные структурные составляющие предложения, его характеристики, связаны с особенностями синтаксиса книжно-письменной и устно-разговорной разновидностей литературного языка.

Структурное разнообразие предложений зависит от богатства словарного запаса человека, от логичности его мышления. Необходимо знать правила построения предложений, владеть всеми синтаксическими средствами русского языка, чтобы речь была правильной, выразительной, своеобразной и не была запутанной, нелогичной, многословной или, наоборот, примитивной и скудной.

          Используя в своей речи синтаксические выразительные конструкции, вы делаете ее богаче, интереснее, привлекаете внимание собеседника. Владение выразительными возможностями синтаксиса лишний раз подчеркнет вашу грамотность и образованность.

 

Место проведения занятия: кабинет русского языка.

Оснащение занятия:

          1.Методическое  обеспечение

  1. методическая разработка практического занятия

    Раздаточный материал:

  1. тесты;
  2. схемы;
  3. раздаточные карточки;
  4. опорные конспекты;
  5. глоссарий;
  6. критерии оценки тестовых заданий.

2. Материально-техническое оснащение

  1.    мультимедийная установка;
  2.     экран;
  3.     компьютер.

   

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

Критерии оценок задания - анализ предложений, составление схемы предложений:

Если …

То …

Вы сделали  1 ошибку

Отлично!!! Ваши знания соответствуют высокому уровню

Вы сделали 2 ошибки

Хорошо!!! Ваши знания соответствуют уровню выше среднего.

Вы сделали 3 ошибки

Удовлетворительно!!! Ваши знания соответствуют среднему уровню.

Вы сделали 4 ошибки

Неудовлетворительно! Ваши знания соответствуют уровню ниже среднего. Вам необходимо углубить Ваши знания по теме занятия, используя различные виды самостоятельной внеаудиторной работы.

Критерии оценок задания  на умение определять сложные и простые предложения:

Если …

То …

Вы сделали  1- 2 ошибки

Отлично!!! Ваши знания соответствуют высокому уровню

Вы сделали 3 ошибки

Хорошо!!! Ваши знания соответствуют уровню выше среднего.

Вы сделали 4-5 ошибок

Удовлетворительно!!! Ваши знания соответствуют среднему уровню.

Вы сделали более 5 ошибок

Неудовлетворительно! Ваши знания соответствуют уровню ниже среднего. Вам необходимо углубить Ваши знания по теме занятия, используя различные виды самостоятельной внеаудиторной работы.

Критерии оценок задания  на определение ошибок и исправление их в предложениях:

Если …

То …

Вы сделали  1 ошибку

Отлично!!! Ваши знания соответствуют высокому уровню

Вы сделали 2 ошибки

Хорошо!!! Ваши знания соответствуют уровню выше среднего.

Вы сделали 3 ошибки

Удовлетворительно!!! Ваши знания соответствуют среднему уровню.

Вы сделали более 3 ошибок

Неудовлетворительно! Ваши знания соответствуют уровню ниже среднего. Вам необходимо углубить Ваши знания по теме занятия, используя различные виды самостоятельной внеаудиторной работы.

Критерии оценок задания — схематического диктанта:

Если …

То …

Вы сделали  1 ошибку

Отлично!!! Ваши знания соответствуют высокому уровню

Вы сделали 2 - 3 ошибки

Хорошо!!! Ваши знания соответствуют уровню выше среднего.

Вы сделали 3 - 4 ошибки

Удовлетворительно!!! Ваши знания соответствуют среднему уровню.

Вы сделали более 4 ошибок

Неудовлетворительно! Ваши знания соответствуют уровню ниже среднего. Вам необходимо углубить Ваши знания по теме занятия, используя различные виды самостоятельной внеаудиторной работы.

Критерии оценок тестового задания:

«5» (отлично)                                                    5 правильных ответов

«4»  (хорошо)                                                      4 правильных ответа

 «3»  (удовлетворительно)                                                3  правильных ответа

 «2»  (неудовлетворительно)                              2 и менее правильных ответа

 Количество баллов

Правильных ответов, %

«5» - отлично

90-100

«4» - хорошо

80-89

«3» - удовлетворительно

70-79

«2» - неудовлетворительно

< 70

ЛИТЕРАТУРА

для преподавателя

основная

        1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи:         Учебник. – М.: Просвещение, 2006.

        2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших         классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение,         2006.

        3. Потемкина Т. В., Соловьева Н. Н.  Русский язык и культура речи:         Учебник. – М.: Гардарики, 2006.

        4. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. - М., 2001.  

        5. Русский язык: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / под         ред. Н.А. Герасименко. - М.: «Академия», 2008.  

ЛИТЕРАТУРА

для преподавателя

дополнительная

1. Гладких И. А. Сборник упражнений по русскому языку для абитуриентов: Учебное пособие / И. А. Гладких. – М.: Флинта, 2005.

2. Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко. – М.: «Экзамен», 2004.

3. Русский язык: Учебник для средних специальных учебных заведений / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001.

        4. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки         знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

        5. Власенков А.И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык.         Грамматика. Текст. Стили речи»: 10-11 классы / А.И. Власенков, Л.М.         Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2006.

        6. Баронова М.М. Русский язык: Полный справочник для подготовки к         ЕГЭ / М.М. Баронова. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

        7. Гайбарян О.Е. Русский язык в тестах: готовимся к ЕГЭ / О.Е. Гайбарян,         А.В. Кузнецова — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

8. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ-2007: Русский язык: сборник заданий / С.И. Львова, И.П. Цыбулько. - М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

9. Чуфистова Е.В. ЕГЭ-2008. Русский язык. Тематические тренировочные задания / Е.В. Чуфистова, Т.Г. Никитина. - М.: Эксмо, 2008.

ЛИТЕРАТУРА

для студентов

основная

        1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи:         Учебник. – М.: Просвещение, 2006.

        2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших         классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение,         2006.

        3. Потемкина Т. В., Соловьева Н. Н.  Русский язык и культура речи:         Учебник. – М.: Гардарики, 2006.

ЛИТЕРАТУРА

для студентов

дополнительная

        1. Русский язык: Ученик для средних специальных учебных заведений /         Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001.

        2. Русский язык: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / под         ред. Н.А. Герасименко. - М.: «Академия», 2008.  

        3. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЭ-2007: Русский язык: сборник         заданий / С.И. Львова, И.П. Цыбулько. - М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

        4. Чуфистова Е.В. ЕГЭ-2008. Русский язык. Тематические тренировочные         задания / Е.В. Чуфистова, Т.Г. Никитина. - М.: Эксмо, 2008.

        5. Баронова М.М. Русский язык: Полный справочник для подготовки к         ЕГЭ / М.М. Баронова. - М.: АСТ: Астрель, 2009.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 

  1. Прочитать в учебнике «Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений»/ под ред. Н.А. Герасименко. - М.: «Академия», 2008. стр. 320-337; повторить разделы языкознания: лексика, орфография, морфология, синтаксис. Знать: понятие сложного предложения;  структуру и строение сложных предложений разных видов, особенности связи частей сложного предложения; синонимию простых и сложных предложений, сложных предложений разных видов; знаки препинания в ССП; смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; пунктуационный разбор предложения; замену ССП простыми осложненными.

Самостоятельная внеаудиторная работа: проанализировать пунктуацию предложенного текста, найти сложносочиненные предложения  и предложения с однородными членами.

Ход занятия

Содержание занятия.

        

Этап занятия: Активизация познавательного процесса

 

Уважаемый студент!!!

      В данной практической работе вам предлагается закрепить знания и умения по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

    Чтобы успешно выполнить практическую работу, Вам необходимо выполнить устное задание на поиск родо-видовых понятий к словам.

Желаю удачи!

Время выполнения заданий – 5 мин.

Инструкция 1.

Для выполнения устных заданий

Время выполнения задания – 2 мин.        

  1. Внимательно послушайте задание преподавателя на поиск родо-видового понятия к словам.
  2. Найдите общее слово или слова к понятиям (устно).
  3. Назовите эти общие слова.

Желаю удачи!

Самоконтроль (Взаимоконтроль)

  1. Проверьте правильность выполнения задания по эталону ответов у преподавателя.

Инструкция 2.

Для выполнения устных заданий

Время выполнения задания – 2 мин.        

1. Внимательно послушайте задание преподавателя на поиск родо-видового понятия к словам из области русского языка.

2. Найдите общее слово или слова к понятиям (устно).

3. Назовите эти общие слова.

Желаю удачи!

Самоконтроль (Взаимоконтроль)

1. Проверьте правильность выполнения задания по эталону ответов у преподавателя.

Задание группе (устно) на поиск родо-видовых понятий:

          Найдите общее слово к понятиям:

          1. понедельник, суббота (ответ: дни недели);

2. понедельник, среда (рабочие дни);

3. Лондон, Казань (города);

4. Лондон, Вашингтон (столицы);

5. Лондон, Париж (европейские столицы).

А теперь аналогичное задание из области русского языка:

1. сказуемое, дополнение (члены предложения);

2. подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);

3. дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);

4. запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).

5. союзные, бессоюзные (предложения)

Как называется раздел науки о языке, который никак не может обойтись без этих понятий? - (Синтаксис) — Итак, сейчас мы будем изучать синтаксис сложного предложения.

 Этап занятия. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков (самостоятельная работа студентов)

Уважаемый студент!

Вы нашли родо-видовые понятия к словам, обобщающее понятие к определениям, записали номера тех определений, которые относятся к теме «Синтаксис», нашли грамматические основы предложений, выполнили числовые диктанты, а теперь  Вам  предлагается выполнить самостоятельную работу по опорным конспектам, используя глоссарий, опорную схему-таблицу «Союзы в сложносочиненном предложении», схему «Классификация сложных предложений», а также просмотреть презентации на темы: «Речевые ошибки», «Схема синтаксического разбора предложения». После чего Вам предстоит ответить на ряд вопросов.  

Время самостоятельной работы — 15 мин.

СХЕМА

Классификация сложных предложений

Сложные предложения

        

союзные                   бессоюзные           с разными видами

                                                                      связи

части связаны при                     части связаны

помощи интонации                    при помощи

и союзов (союзных слов)           интонации

ССП              СПП

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Сложное предложение — это предложение, сотоящее из двух и более частей, объединенных в одно целое грамматически, интонационно и по смыслу. Каждая часть содержит грамматическую основу. Сложное предложение отличается от простого и по значению, и по структуре, и по интонации. Грамматические части сложного предложения очень похожи на простые предложения — двусоставные и односоставные. Однако их следует называть только частями сложного предложения, потому что они не отграничиваются друг от друга интонационно: И мыслит он, что жизни новой пришла желанная пора.  Тон голоса сначала повышается, а затем понижается, затухает. Интонация непоследней части сложного предложения, в отличие от интонации самостоятельного простого предложения, не завершена. Свое завершение интонация получает во второй части сложного предложения. Главное отличие части сложного предложения — в ее незавершенности; части сложного предложения образуют единое смысловое, грамматическое и интонационное целое — сложное предложение.

Синтаксическим значением сложного предложения являются определенные смысловые отношения между соединяющими в его составе частями: Там лес и дол видений полны; там о заре прихлынут волны на брег песчаный и пустой, и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, и с ними дядька их морской. Это значение и дает возможность говорить о сложном предложении, выражающем сложную мысль.

Синтаксическая (грамматическая) форма сложного предложения — это его смысловое и структурное единство, которое создается рядом языковых средств: интонацией, употреблением союзов, некоторыми особенностями лексического состава и синтаксического строения частей, соотношением форм сказуемых, порядком следования частей.

Сложные предложения, в которых части соединены союзами или союзными словами и интонацией, называются союзными. 

Сложные предложения, в которых части соединены интонацией, без помощи союзов и союзных слов, называются бессоюзными. 

Среди союзных сложных предложений по синтаксической форме выделяют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

К сложным можно также отнести предложения с прямой и косвенной речью.

Речевые ошибки

  1. в построении предложений с однородными членами: Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый (использование разных падежных форм однородных сказуемых; нужно: доверчивым);
  2. в построении предложений с обособленными оборотами: Он сделал очень много для своего народа, отдавший свою жизнь служению ему (неверное положение причастного оборота; нужно: Отдавший свою жизнь служению народу, он...);
  3. в употреблении прямой и косвенной речи: Юрий сказал, что буду космонавтом (смешение прямой и косвенной речи; нужно: Юрий сказал, что будет космонавтом);
  4. в построении ССП: Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах (противительный союз но вместо соединительного и);
  5. в построении СПП: У меня одно большое желание, чтобы быстрее начались каникулы (употребление лишнего союза; в данном случае уместно использовать бессоюзное предложение: У меня одно большое желание: быстрей бы начались каникулы).

Актуальное членение предложения

В различных ситуациях предложение может иметь различный смысл. Может передавать информацию, может уточнять, дополнять уже известное. Нечто новое и актуальное для данной ситуации, то, что составляет основное содержание определенного высказывания, называется ремой предложения.

Рема — это то, ради чего произносится фраза. Известная, исходная информация высказывания, называется темой. Деление на тему и рему — основа учения об актуальном членении предложения. Таким образом, актуальное членение предложения — это смысловое его членение на две части по степени информативной значимости.

Выразительные возможности русского синтаксиса

Русский синтаксис, как и русская лексика, обладает большими выразительными возможностями. Чаще всего выразительность предложений и текста в целом может быть достигнута с помощью бессоюзия и многосоюзия, за счет нарушения границ предложения или порядка слов. Особую выразительность могут придать тексту односоставные или неполные предложения, предложения с однородными членами, а также ССП, СПП, бессоюзные предложения.

Бессоюзие или многосоюзие.

Инверсия — необычный порядок слов.

Анафора — повторение начальных частей двух и более самостоятельных отрезков речи.

Эпифора — повторение слов или выражений в конце двух или более относительно самостоятельных отрезков речи.  

Риторический вопрос.

Синтаксическая синонимия

Синонимические отношения существуют и среди предложений. Различные синтаксические конструкции могут выражать одно ито же значение, а предложения одинакового состава, но с различными знаками препинания могут различаться по значению.

1) Бессоюзные предложения со значением перечисления можно выразить с помощью ССП с союзом и;

  1. Бессоюзные предложения с условным значением синонимичны СПП с придаточным условия или ССП со значением последовательности;
  2. Бессоюзные предложения со значением причины и следствия — СПП со значением причины;
  3. Бессоюзные предложения со значением пояснения можно заменить сложносочиненной конструкцией с пояснительным союзом то есть;
  4. Бессоюзные предложения с изъяснительным значением заменяются СПП с изъяснительными придаточными;
  5. Деепричастный оборот в простом предложении может быть заменен СПП или словосочетанием в неосложненном простом предложении;
  6. Причастный оборот — СПП с придаточным определительным;
  7. Нераспространенный сравнительный оборот в некоторых случаях — существительным в творительном падеже.

Сложносочиненное предложение -  это предложение, состоящее из двух или более частей, синтаксически равноправных и связанных между собой сочинительными союзами.

Соединительные — и, да (=и), ни...ни, тоже, также и др., которые предназначены для выражения перечислительных и неперечислительных отношений между частями ССП. Союзы имеют значения: одновременности (и), Сложен он был на славу, и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши; следования (и), Вдруг распахивается дверь костела — и ударяет в глаза  и в сердце Чанга дивная, вся звучащая и поющая картина;  отрицательного перечисления (ни...ни), Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет; уподобления (тоже), Зубинский и моторист раскачивали засосанный песком катер, Рогозин тоже навалился всем телом на борт.

Разделительные — или, либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли и др., называют такие явления, которые не могут совершаться одновременно. Союзы имеют значения: чередования (то...то), То лист ольхи прошуршит, то в вершинах сосен поднимется шум; исключения (или, либо), В хозяйстве дело шло отлично, или, по крайней мере, так казалось Левину; предположения (не то...не то), Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось.

Противительные — а, но, да (=но), однако, зато, же и др., имеют значения: противопоставления (же), Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато; сопоставления (а), Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, а вслед за ней вошла девушка лет восемнадцати; уступки (однако), Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще; возмещения (зато), Здесь уже не пахло акацией и сиренью, зато пахло полем.

Пояснительные — то есть, или (= то есть), значение пояснения: Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо.

Присоединительные — да и, притом, причем, тоже, также, и, а и др., значение присоединения: Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу.  

Знаки препинания в ССП

Части ССП могут отделяться друг от друга запятой, точкой с запятой, тире.

Запятая ставится в ССП с соединительными союзами, с разделительными союзами, с противительными союзами, присоединительными и пояснительными союзами.

Точка с запятой используется в ССП, части которого распространены и осложнены уже другими пунктуационными знаками, а также при их смысловой самостоятельности или обособленности: Отец ничего еще не знал, но к нему опять приходил Януш и был прогнан на этот раз с еще большим гневом; однако в тот же день отец остановил меня на пути к садовой калитке и велел остаться дома.  

Тире  -  ставится при неожиданном присоединении, резком противопоставлении второй части ССП: Мгновение — и все опять тонуло во мраке, полном молчания и тайны. Я спешу туда — а там уже весь город.  

Не следует разделять запятой части ССП, связанные неповторяющимися союзами и, да, или, либо в следующих случаях:

  1. при наличии общего второстепенного члена предложения, в том числе и обособленного, а также вводного компонента: Неподалеку крякал автомобиль или раздавались шаги по коридору. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла;
  2. при наличии общей придаточной или бессоюзно связанной части, для которой ССП служит единым пояснением, уточняет или раскрывает ее содержание: Когда же я очнулась, в зале раздавались голоса и гремели тарелками. Было слышно: ветер раскачивает старую ель и лапы ее царапают по крыше.
  3. Если соединены два односоставных (назывных, безличных и т. п.) предложения, как правило, не распространенных значительно, а также два вопросительных, побудительных, восклицательных предложения, тесно связанных по смыслу: Хриплый стон и скрежет ярый. Посудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. Постояли, потолковали и пошли назад.  

При повторяющихся союзах (когда в составе ССП более трех частей) эти ограничения не учитываются.

Союзы в ССП

Союзы

Основные значения

Примеры

1.

Соединительные: и, да (=и), ни...ни, тоже, также и др.

1. Одновременность:

 [ ], и [ ].

2. Следование:

[ ] - и [ ].

3. Отрицательное перечисление: Ни [ ], ни [ ].

4. Уподобление:

[ ],  [тоже ].

1.  Сложен он был на славу, и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши.(И. Тургенев)

2.  Вдруг распахивается дверь костела — и ударяет в глаза  и в сердце Чанга дивная, вся звучащая и поющая картина. (И. Бунин)

3.  Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

 (И. Крылов)

4. Зубинский и моторист раскачивали засосанный песком катер, Рогозин тоже навалился всем телом на борт.(К. Федин)

2.

Разделительные: или, либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли и др.

1. Чередование:

То [ ], то [ ].

2. Исключение:

[ ],или [ ].

3. Предположение:

Не то [ ], не то [ ].

1. То лист ольхи прошуршит, то в вершинах сосен поднимется шум. (Б. Сергуненков)

2.  В хозяйстве дело шло отлично, или, по крайней мере, так казалось Левину. (Л. Толстой)

3. Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось. (А. Серафимович)

3.

Противительные: а, но, да (=но), однако, зато, же и др.

1. Противопоставление:

[ ],  [же].

2. Сопоставление:

[ ], а [ ].

3. Уступка:

[ ], однако  [ ].

4. Возмещение:

[ ], зато [ ].

1.  Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. (А. Чехов)

2.  Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, а вслед за ней вошла девушка лет восемнадцати. (И. Тургенев)

3.  Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще. (М. Лермонтов)

4. Здесь уже не пахло акацией и сиренью, зато пахло полем.(А. Чехов)

4.

Пояснительные: то есть, или (= то есть)

Пояснение:

 [ ], то есть [ ].

Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо. (С. Аксаков)

5.

Присоединительные: да и, притом, причем и др.

Присоединение:

[ ], да и [ ].

Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу. (И. Тургенев)

Глоссарий

Синтаксис — раздел языкознания, в котором изучаются синтаксические единицы (словосочетание, предложение и др.), виды связей в них, грамматическое строение, значение, типы, функции синтаксических единиц.

Сложное предложение это предложение, сотоящее из двух и более частей, объединенных в одно целое грамматически, интонационно и по смыслу.

Синтаксическая (грамматическая) форма сложного предложения — это его смысловое и структурное единство, которое создается рядом языковых средств: интонацией, употреблением союзов, некоторыми особенностями лексического состава и синтаксического строения частей, соотношением форм сказуемых, порядком следования частей.

Союзные предложения -  сложные предложения, в которых части соединены союзами или союзными словами и интонацией.

Бессоюзные предложения - сложные предложения, в которых части соединены интонацией, без помощи союзов и союзных слов. 

Рема - нечто новое и актуальное для данной ситуации, то, что составляет основное содержание определенного высказывания. Рема — это то, ради чего произносится фраза.

Тема -  известная, исходная информация высказывания.

Инверсия — необычный порядок слов.

Анафора — повторение начальных частей двух и более самостоятельных отрезков речи.

Эпифора — повторение слов или выражений в конце двух или более относительно самостоятельных отрезков речи.  

Риторический вопрос — вопрос, который не требует ответа, не предполагает какой-либо информации от собеседника, хотя  по структуре совпадает с вопросительным предложением.

Сложносочиненное предложение -  это предложение, состоящее из двух или более частей, синтаксически равноправных и связанных между собой сочинительными союзами.

Схема синтаксического разбора

  1. Определить количество частей предложения и их границы.
  2. Определить средства связи частей и виды союзов (сочинительные: соединительные, разделительные, противительные, пояснительные, присоединительные).
  3. Охарактеризовать по очереди каждую из частей по схеме синтаксического разбора простого предложения.
  4. Составить схему ССП.

Образец письменного разбора

Время от времени набегавшие тучи закрывали луну, и тогда резче горели фары, далеко впереди себя пробивая темень. (В. Рудов)

ССП, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом «и».

        Первая часть: повествовательная, невосклицательная, двусоставная, распространенная, полная, неосложненная.

        Вторая часть: повествовательная, невосклицательная, двусоставная, распространенная, полная, осложнена обособленным обстоятельством.

        [  ], и [  ].

Уважаемый студент!

       Вы поработали самостоятельно с опорными конспектами, схемами, просмотрели презентации, а теперь Вам предстоит ответить на вопросы с целью обобщения и систематизации знаний, ранее полученных в 5-9 классах по теме: «Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

Время обобщения и систематизации информации — 10 мин.  

Вопросы

  1. Что изучает раздел науки о языке синтаксис?
  2. В чем отличие простого предложения от сложного?
  3. Дайте определение синтаксической формы сложного предложения.
  4. Перечислите союзы, с помощью которых соединяются части сложного предложения.
  5. Назовите выразительные возможности русского синтаксиса.
  6. С чем связаны речевые ошибки?

 

 

        

Этап занятия: Контроль исходного уровня знаний

Инструкция 3.

Для выполнения задания на поиск обобщающего понятия

Время выполнения задания – 3 мин.        

1. Внимательно послушайте задание преподавателя на поиск   обобщающего понятия к определениям.  

2. Найдите обобщающее понятие к определениям (устно).

3. Назовите эти понятия.

4. Запишите в тетради номера тех определений, которые относятся к теме «Синтаксис».

Желаю удачи!

Самоконтроль (Взаимоконтроль)

1. Проверьте правильность выполнения задания по эталону ответов у преподавателя.

Задание группе на поиск обобщающего понятия к определениям:

Найдите (устно) обобщающее понятие к определениям. Запишите в тетради номера тех определений, которые относятся к теме «Синтаксис»:

1. личные, притяжательные (местоимения);

2. порядковые, количественные (числительные);

3. глухой, звонкий (согласные);

4. повествовательное, вопросительное (предложения);

5. прямое, косвенное (дополнения);

6. простое, сложное (предложения);

7. гласный, согласный (звуки);

8. настоящее, прошедшее (время);

9. полное, неполное (предложения).

Ответы: 4, 5, 6, 9.

Инструкция 4.

Для выполнения задания на определение грамматической основы предложения (буквенный диктант)

Время выполнения задания – 3 мин.        

1. Внимательно послушайте задание преподавателя.  

2. Прослушайте предложения.

3. Выпишите в порядке следования первые буквы основы.

4. Если получится слово молодец — основы найдены правильно.

Желаю удачи!

Самоконтроль (Взаимоконтроль)

1. Проверьте правильность нахождения грамматических основ предложений у преподавателя.

Буквенный диктант.

 

Выпишите в порядке следования первые буквы основы (предложения воспринимаются на слух):

1. Московские магистрали освещены всю ночь;

2. Ленька быстро оглянулся и дернул девчонку за косичку;

3. Лесная ежевика царапала руки.

Инструкция 5.

Для выполнения задания — числового диктанта (устно)

Время выполнения задания – 4 мин.        

1. Внимательно послушайте задание преподавателя.  

2. В рервом задании - от количества главных членов в предложении отнимите количество букв в окончании последнего слова.

3. Назовите только число ответа.

4. Во втором задании -  количество простых предложений в сложном умножьте на количество запятых в нем же.

5. Назовите только число ответа.

Желаю удачи!

Самоконтроль (Взаимоконтроль)

1. Проверьте правильность ответа у преподавателя по эталону ответов.

Числовые диктанты.

  1. От количества главных членов в предложении Он шел и весело пел отнимите количество букв в окончании последнего слова.

(Студенты называют только число ответа: 3-0=3).

  1. Количество простых предложений в сложном умножьте на количество запятых в нем же:

        Небо было пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно         касалось краем зелени лугов.

 

                     (Студенты называют только число ответа: 2х2=4).

Этап занятия: закрепление  материала (отработка усвоенных знаний)

Уважаемый студент!

   

Вы самостоятельно поработали, просмотрели презентации, обобщили и ситематизировали знания по теме, ответили на вопросы, а   теперь для выработки навыков в определении сложного предложения, ССП в тексте, умения различать предложения с однородными членами и ССП с соединительными и противительными союзами, правильной постановки знаков препинания и их правописания Вам  предлагается выполнить ряд заданий и ответить на вопросы теста.

После выполнения каждого вида задания оцените себя по эталону ответа у преподавателя и в соответствии с предложенными критериями.

Время выполнения заданий –  35 мин.

Инструкция 6.

Для выполнения задания — анализ предложений, составление схемы предложений

Время выполнения задания – 10 мин.        

1. Запишите предложения, прокомментировав постановку  знаков препинания, (под диктовку преподавателя).  

2. Определите вид сложных союзных предложений.

3. Составьте схемы предложений.

Желаю удачи!

Самоконтроль (Взаимоконтроль)

1. Проверьте правильность постановки знаков препинания, определение видов сложных предложений, составление схем у преподавателя по эталону ответов.

     2. Согласно критериям оценки выполнения задания (см. ниже), оцените         работу.

Критерии оценок задания:

Анализ предложений.

Запишите предложения, прокомментировав постановку  знаков препинания, (под диктовку преподавателя).  

Определите вид сложных союзных предложений.

Составьте схемы предложений.

  1. Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли. (Л. Толстой)

  1. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (А. Пушкин)

  1. Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. (Б. Полевой)

  1. Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. (А. Пушкин)

Инструкция 7.

Для выполнения задания  на умение определять сложные и простые предложения

Время выполнения задания – 10 мин.        

  1. Используя картину И.И. Шишкина «Корабельная роща»,  закончите предложения таким образом, чтобы одни из них были сложные, а другие с однородными членами предложения.
  2. Подчеркните однородные члены предложения одним цветом, грамматические основы в сложном предложении – другим.

     3.  Составьте схемы предложений.

     4.  Произведите синтаксический разбор ССП по схеме.

Желаю удачи!

Самоконтроль (Взаимоконтроль)

1. Проверьте правильность выполнения задания по эталону ответов у преподавателя.

     2. Согласно критериям оценки выполнения задания (см. ниже), оцените      работу.

Критерии оценок задания:

Закончите предложения таким образом, чтобы одни из них были сложные, а другие с однородными членами предложения, используя картину И.И. Шишкина «Корабельная роща». Подчеркните однородные члены предложения одним цветом, грамматические основы в сложном предложении – другим.

  1. Известный русский художник И.И. Шишкин горячо любил природу _________.
  2. На переднем плане картины мы видим неглубокую речонку ____________.
  3. Далеко простирается корабельная роща ____________.
  4. Вершины огромных елей __________.
  5. Около некоторых деревьев мы видим пни __________.
  6. Речушка течет до края холста ____________.
  7. Воздух чист _______.
  8. Художник достигает такой правдивости в изображении природы светом ________.

Инструкция 8.

Для выполнения задания  на определение ошибок и исправление их в предложениях

Время выполнения задания – 10 мин.        

1. Найдите ошибки в предложениях.  

2. Исправьте предложения.

3. Запишите в тетради правильный вариант.

Желаю удачи!

Самоконтроль (Взаимоконтроль)

1. Проверьте правильность выполнения задания по эталону ответов у преподавателя.

     2. Согласно критериям оценки выполнения задания (см. ниже), оцените      работу.

Критерии оценок задания:

Если …

То …

Вы сделали  1 ошибку

Отлично!!! Ваши знания соответствуют высокому уровню

Вы сделали 2 ошибки

Хорошо!!! Ваши знания соответствуют уровню выше среднего.

Вы сделали 3 ошибки

Удовлетворительно!!! Ваши знания соответствуют среднему уровню.

Вы сделали более 3 ошибок

Неудовлетворительно! Ваши знания соответствуют уровню ниже среднего. Вам необходимо углубить Ваши знания по теме занятия, используя различные виды самостоятельной внеаудиторной работы.

Найдите ошибки и исправьте предложения.

  1. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
  2. Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
  3. Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.
  4. В последние годы наши писатели создали немало таких произведений, где показаны лучшие люди нашего времени.
  5. Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

Инструкция 9.

Для выполнения задания — схематического диктанта (умение на слух определять структуру сложного предложения)

Время выполнения задания – 5 мин.        

1. Внимательно прослушайте предложения.  

2. Начертите только схему предложения в тетради.

3. Два человека выполните это задание у доски.

Желаю удачи!

Самоконтроль (Взаимоконтроль)

1. Проверьте правильность выполнения задания по эталону ответов у преподавателя.

     2. Согласно критериям оценки выполнения задания (см. ниже), оцените      работу.

Критерии оценок задания:

Если …

То …

Вы сделали  1 ошибку

Отлично!!! Ваши знания соответствуют высокому уровню

Вы сделали 2 - 3 ошибки

Хорошо!!! Ваши знания соответствуют уровню выше среднего.

Вы сделали 3 - 4 ошибки

Удовлетворительно!!! Ваши знания соответствуют среднему уровню.

Вы сделали более 4 ошибок

Неудовлетворительно! Ваши знания соответствуют уровню ниже среднего. Вам необходимо углубить Ваши знания по теме занятия, используя различные виды самостоятельной внеаудиторной работы.

Схематический диктант.

        Прослушайте предложения и начертите схемы в тетрадях.

1) Как только в лесу сойдет снег, набухают на березах смолистые почки.

2) Как солнышко пригреет, красная ягодка добреет.

3) Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

4) Смолистые почки набухают на деревьях, как только в лесу сойдет снег.

5) В той части заповедника, где иссякли от жары водоемы, увядали и диковинные растения.

6) Вдали стоит дубовый лес, и блестит,  и алеет на солнце.

7) Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно и на аллеях лежали темные листья.

8) Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий травяной запах, плывший с далеких полей.

Инструкция 10.  

Для выполнения тестового задания.

Время выполнения задания — 10 мин.

В случае получения неудовлетворительной оценки Вам необходимо вернуться к изучению теоретического материала в информационно-практический блок и вновь выполнить задания.

Ход действий:

1.        Ознакомьтесь с предлагаемыми тестовыми заданиями Вашего варианта:
Вариант №1

        Вариант №2

         

  1. Ответьте на предлагаемые вопросы с выбором одного правильного ответа.
  2. Сдайте работу на контроль преподавателя.

Критерии оценок тестовых заданий

Критерии оценок тестового задания:

«5» (отлично)                                                    5 правильных ответов

«4»  (хорошо)                                                      4 правильных ответа

 «3»  (удовлетворительно)                                                3  правильных ответа

 «2»  (неудовлетворительно)                              2 и менее правильных ответа

 Количество баллов

Правильных ответов, %

«5» - отлично

90-100

«4» - хорошо

80-89

«3» - удовлетворительно

70-79

«2» - неудовлетворительно

< 70

Тестовые задания

Вариант 1

  1. Какое предложение является сложным? (Знаки препинания не расставлены).

а) Стараясь не зацепиться за колючую проволоку Дмитрий перелез через забор передал часовому узелок с едой а затем оглядываясь и пригибаясь осторожно побежал назад.

б) Василий увидел дымок вьющийся из трубы родного дома знакомую зелень берез осеняющих этот приют и блестевшую между деревьями серебряную полосу Волги.

в) Они быстро поднялись раскланялись немного энергичнее чем при встрече и быстро вышли из комнаты озадачив всех присутствующих своим поведением.

г) К сожалению я не помню когда впервые мы встретились с этим человеком.

        

        2. Укажите, где союз «и» связывает простые предложения в составе сложного (знаки препинания не расставлены).

        

а) Солнце взошло и ожило все вокруг.

б) Искусство создает хороших людей и формирует душу.

в) Ударил мороз и покрыл льдом лужи.

г) Он услышал шум машины и остановился.

        3. Найдите, в каком примере части сложносочиненного предложения связывает разделительный союз.

а) Он или забавлял нас рассказами или играл с нами, но мы были ко всему равнодушны.

б) Внезапно старичок заговорил, звук его голоса также удивил меня.

в) То мальчики начинали шуметь, то девочки хныкали.

г) Солнце сияло, море же было неспокойно.

        

        4. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).

а) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

б) Направо белела песчаная коса и вдалеке темнела груда дальних гор.

в) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли серые облака.

г) В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.

        5. Какое предложение не соответствует схеме: [  ], и [  ]? (Знаки препинания не расставлены).

а) Зима ударила морозом по полям и лесам и закружила поземкой по дорогам.

б) Еще мгновенье и лодка вошла под темные своды деревьев.

в) Луна зашла за тучу и берега не стало видно.

г) Кругом простиралось поле и только слева тянулся молодой лесок.

Вариант 2

1. Какое предложение является сложным? (Знаки препинания не расставлены).

а) Так ранней утренней порой отрывок тучи громовой в лазурной тишине чернея летит без цели и следа.

б) Мы просидели с дедом часов шесть пока он мне не рассказал историю своей жизни достойной восхищения и подражания.

в) Наскоро поужинав Егор вышел на двор плотнее запахнул поношенную шинель поднял воротник затем быстро зашагал по улице ежась от холода.

г) И там метель дозором ходит сдувая пыль со стен седых то песню долгую заводит то окликает часовых.

        2. Укажите, где союз «и» употребляется в простом предложении  (знаки препинания не расставлены).

а) Снежинка мне на нос упала и сразу мне стало весело.

б) Я бродил подолгу и видел много примет осени.

в) Всяких цветов листья насыпаны в лесу и между ними ты ждешь увидеть грибы.

г) Вставало солнце мокрое над лугом и душу поражала тишина.

        3. В каком примере части сложносочиненного предложения связывает противительный союз?

а) Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

б) Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.

в) Послали его с донесением, да время очень тревожное.

г) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

        4. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).

а) Брызнет скоро майский дождь и начнется весенняя гроза.

б) Жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.

в) Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

г) Здесь краски не ярки и звуки не резки.

        

5. Какое предложение не соответствует схеме: [  ], и [  ]? (Знаки препинания не расставлены).

а) Мраком задернуты небо и даль и ветер осенний наводит печаль.

б) А снежинок стая все в окно стучится и слезами по стеклу струится.

в) Раннее утро в самом разгаре и дышится по-весеннему легко и радостно.

г) Наш проводник прекрасно знал повадки диких зверей и хищных птиц и великолепно ориентировался в сложившейся обстановке.

Эталон ответа на анализ предложений, составление схемы предложений

1. Сложносочиненное предложение со значением одновременности.

[ _ _ ], и [ _ _ ]

2. Сложное с бессоюзной связью и с сочинением с последовательной связью.

[ _ _ ], [ _ _ ], [ _ _ ], и [ _ _ ]

3. Сложносочиненное предложение с противительным значением.

[ _ _ ], но [ _ _ ]  

4. Сложноподчиненное предожение с изъяснительным придаточным.

[  ], (что...) и (что...)

Эталон ответа на умение находить речевые ошибки в предложениях и исправлять их

1. Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.

2. Вечером мы были на туристической базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

3. Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.

4. В последние годы наши писатели создали немало таких произведений, в которых показаны лучшие люди нашего времени.

5. Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

Эталон ответа схематического диктанта (умение на слух определять структуру сложного предложения)

1) [ ],  [ ].

2) (Как), [ ].

3) (Когда), [ ].

4) [ ],  [ ].

5) [  ,(где),  ].

6) [  ].

7) [  ], и [  ], [  ].

8) [  ], и  [  ].

Эталоны ответов тестовых заданий

1 В.  

№ задания

Ответ

1

          г

2

а

3

в

4

в

5

а

2 В.

№ задания

Ответ

  1

           б  

2

б

3

в

4

г

5

б

   

Время

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

70

75

80

85

90

№ элемента

1,2

3

3

3

3

3

4

4

5

5

5

5

5

5

5

6

6

7

Использование НП ТСО и др.

№ элемента

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Добавления, изменения, замечания 

1

2

3

1

Оргмомент. Приветствие, проверка отсутствующих, внешнего вида и  готовности учащихся к занятию.

2

Активизация познавательного процесса.  Выполнение устных заданий (инструкции 1, 2). Мотивация темы. Постановка цели занятия. Формулировка задач и путей их решения; знакомство с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок.

3

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа студентов по опорными конспектами, с глоссарием, схемами, просмотр презентаций.  

Обсуждение представленной информации по вопросам.

4

Контроль исходного уровня знаний.

Поиск обобщающего понятия к определениям (инструкция 3); Буквенный диктант (инструкция 4);

Числовой диктант (инструкция 5).

5

Закрепление материала (отработка усвоенных знаний) 

 Анализ предложений, составление схем (инструкция 6);

Определение сложных, простых предложений (инструкция 7);

Определение речевых ошибок и исправление их в предложениях (инструкция 8);

Схематический диктант (инструкция 9).

6

Контроль эффективности обучения

Выполнение тестовых заданий (инструкция 10).

7

Подведение итогов занятия и выставление оценок.  Сообщение домашнего задания и рекомендации по его выполнению.

Если …

То …

Вы сделали  1 ошибку

Отлично!!! Ваши знания соответствуют высокому уровню

Вы сделали 2 ошибки

Хорошо!!! Ваши знания соответствуют уровню выше среднего.

Вы сделали 3 ошибки

Удовлетворительно!!! Ваши знания соответствуют среднему уровню.

Вы сделали 4 ошибки

Неудовлетворительно! Ваши знания соответствуют уровню ниже среднего. Вам необходимо углубить Ваши знания по теме занятия, используя различные виды самостоятельной внеаудиторной работы.

Если …

То …

Вы сделали  1- 2 ошибки

Отлично!!! Ваши знания соответствуют высокому уровню

Вы сделали 3 ошибки

Хорошо!!! Ваши знания соответствуют уровню выше среднего.

Вы сделали 4-5 ошибок

Удовлетворительно!!! Ваши знания соответствуют среднему уровню.

Вы сделали более 5 ошибок

Неудовлетворительно! Ваши знания соответствуют уровню ниже среднего. Вам необходимо углубить Ваши знания по теме занятия, используя различные виды самостоятельной внеаудиторной работы.

РУССКИЙ ЯЗЫК

ГЕОГРАФИЯ

ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...