Урок развития речи
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель Тоора-Хемской СОШ
Попова Е.В.
Тема. Урок развития речи: «Беречь природу — значит, охранять Родину.»
Тип урока: поисково-исследовательский.
Цель: 1. Уметь употреблять в речи изобразительно - выразительные средства языка (тропы).
- Уметь находить инверсию в художественно-поэтических произведениях. (подготовка к ГИА).
- Воспитание нравственности, любви и бережного отношения к природе.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Слово учителя.
- Ребята, наш урок носит изыскательно-поискоый характер. Вы собирали материал из статей, журналов об общении человека с природой; отношение людей и животных.
- Вспомним сейчас, какие вы можете привести примеры, рассказывающие о жестоком отношении человека к животным. (Сжигают питомники для собак, истребляют соколов; памятник собаке - искателю Барри в Париже — спас 40 человек, 41-й его застрелил).
Прочитайте свои мини-сочинения о бережном отношении ко всему живому: природе, животным...
Природа — неотъемлемая часть жизни человека.
Многочисленные русские писатели и поэты воспевали ее красоту, указывали на ее влияние на духовный мир человека. Так, писатель М.М. Пришвин в рассказе «В краю непуганых птиц» рассказывает о тех местах, где природа раскрывает свою красоту и богатство перед людьми.
К сожалению, сейчас таких мест в нашей стране становится все меньше. Люди необдуманно губят все прекрасное, что несет в себе мир природы.
Новые богатеи вырубают реликтовые леса, дубовые рощи и строят свои каменные коттеджи с искусственными бассейнами, перекрывают водоемы, тем самым нарушая экологию.
Задача вас, нынешнего поколения, живущего на нашей планете, беречь и охранять народное достояние, заботиться об экологии родного края.
3. Рассказы о природе часто похожи на стихи в прозе. Если кто видел, как встает солнце, как позолотой покрываются леса осенью, как серебрятся волны реки под лучами восходящего солнца, такой человек не забудет этой картины никогда.
В поэтической речи для убедительности, для выделения логическим ударением важных слов строки применяется троп — изобразительно-выразительное средство речи — инверсия. В заданиях ГИА могут встретиться вопросы, где знание троп необходимо. (Инверсия — обратный порядок слов) (на доске высвечивается).
- Прочитайте тексты, проецируемые на доске:
Серебрит зима березы,
Ветром северным дыша,
Любит русские морозы
Наша русская душа.
- За селом прозрачны дали,
Светлы рощи и луга,
Чистоту им передали
Нашей Родины снега.
(Л. Кондратьев)
- Книг заветные страницы
Помогают людям жить:
И работать, и трудиться,
И Отчизной дорожить.
(С. Михалков)
Человек живет, развивается, стареет. И от того, какая природа будет его окружать, будет зависеть продолжительность его жизни, здоровье. Поэтому нам небезразлично отношение людей (Хомо сапиенс — человека разумного) к проблеме экологии.
Наш район, наша малая Родина — Тоджа - уникальна в этом отношении. Пока что положение экологии в Тодже относительно благополучное, но тревога все же гнездится в душах людей: истребляются редкие виды рыб, животных, пожары уничтожают уникальные виды растений, загрязняются водоемы.
Хочется привести текст одной притчи.
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором шла по всему городу. В этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.
Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка я: О, мудрейший! Какая у меня бабочка — живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони — бабочка улетит. А если скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее.»
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка — живая или мертвая?» Но мудрец ответил: «Все в твоих руках...»
- Что он хотел сказать этими словами?
- Человек — властелин природы, от него многое зависит. Но и природа может жестоко наказать людей за бесхозяйственность, за разбазаривание её ресурсов, за истребление всего живого. (Землетрясения, наводнения, ЧС — Чернобыль, различные катаклизмы.)
Ведь вечного ничего нет! Это касается нефти и газа, чистых водоемов и редких животных. Уже сейчас ученые бьют тревогу по поводу исчезновения пресной воды...
И действительно, все в руках разумного человека: и плохое, и хорошее.
6. Прослушайте стихи поэта Николая Рыленкова:
Как мне жалко людей, про которых
Говорят, что угрюмый их глаз
Видит лишь водоемы в озерах,
А в лесу древесины запас;
Кто не может с речушкой сдружиться,
Не заплачет навзрыд с куликом,
Кто не знает, как пахнет душица
На поемном лугу вечерком...
Пей же всласть родниковую воду,
Росной свежестью луга дыши,
Кто не любит родную природу -
Тот не знает народной души!
А жизнь — это благо, дар, который дается человеку один раз, и от него зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.
Урок хочется закончит словами замечательного педагога Соловейчика:
Уходя, оставляйте свет в тех, с кем выпало расстаться.
УРОК ОКОНЧЕН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...
Комментарии
Урок развития речи
Беречь природу-значит, охранять Родину