Урок развития речи
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Попова Елена Владимировна

Любить природу-значит охранять Родину

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.odt17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Тоора-Хемской СОШ

Попова Е.В.

Тема. Урок развития речи: «Беречь природу — значит, охранять Родину.»

Тип урока: поисково-исследовательский.

Цель:      1. Уметь употреблять в речи изобразительно - выразительные  средства                     языка (тропы).

  1. Уметь находить инверсию в художественно-поэтических произведениях. (подготовка к ГИА).
  2. Воспитание нравственности, любви и бережного отношения к природе.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя.
  1. Ребята, наш урок носит изыскательно-поискоый характер. Вы собирали материал из статей, журналов об общении человека с природой; отношение людей и животных.
  2. Вспомним сейчас, какие вы можете привести примеры, рассказывающие о жестоком отношении человека к животным. (Сжигают питомники для собак, истребляют соколов; памятник собаке  - искателю Барри в Париже — спас 40 человек, 41-й его застрелил).

Прочитайте свои мини-сочинения о бережном отношении ко всему живому: природе, животным...

Природа — неотъемлемая часть жизни человека.

        Многочисленные русские писатели и поэты воспевали ее красоту, указывали на ее влияние на духовный мир человека. Так, писатель М.М. Пришвин в рассказе «В краю непуганых птиц» рассказывает о тех местах, где природа раскрывает свою красоту и богатство перед людьми.

        К сожалению, сейчас таких мест в нашей стране становится все меньше. Люди необдуманно губят все прекрасное, что несет в себе мир природы.

        Новые богатеи вырубают реликтовые леса, дубовые рощи и строят свои каменные коттеджи с искусственными бассейнами, перекрывают водоемы, тем самым нарушая экологию.

        Задача вас, нынешнего поколения, живущего на нашей планете, беречь и охранять народное достояние, заботиться об экологии родного края.

      3. Рассказы о природе часто похожи на стихи в прозе. Если кто видел, как встает солнце, как позолотой покрываются леса осенью, как серебрятся волны реки под лучами восходящего солнца, такой человек не забудет этой картины никогда.

        В поэтической речи  для убедительности, для выделения логическим ударением важных слов строки применяется троп — изобразительно-выразительное средство речи — инверсия. В заданиях ГИА могут встретиться вопросы, где знание троп необходимо. (Инверсия — обратный порядок слов) (на доске высвечивается).

  1. Прочитайте тексты, проецируемые на доске:

Серебрит зима березы,

Ветром северным дыша,

Любит русские морозы

Наша русская душа.

  1. За селом прозрачны дали,

Светлы рощи и луга,

Чистоту им передали

Нашей Родины снега.

                                 (Л. Кондратьев)

  1. Книг заветные страницы

Помогают людям жить:

И работать, и трудиться,

И Отчизной дорожить.

                                (С. Михалков)

        Человек живет, развивается, стареет. И от того, какая природа будет его окружать, будет зависеть продолжительность его жизни, здоровье. Поэтому нам небезразлично отношение людей (Хомо сапиенс — человека разумного) к проблеме экологии.

        Наш район, наша малая Родина — Тоджа -  уникальна в этом отношении. Пока что положение экологии в Тодже относительно благополучное, но тревога все же гнездится в душах людей: истребляются редкие виды рыб, животных, пожары уничтожают уникальные  виды растений, загрязняются водоемы.

         Хочется привести текст одной притчи.

        Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором шла по всему городу. В этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

        Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка я: О, мудрейший! Какая у меня бабочка — живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони — бабочка улетит. А если скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее.»

        Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка — живая или мертвая?» Но мудрец ответил: «Все в твоих руках...»

  1. Что он хотел сказать этими словами?
  2. Человек — властелин природы, от него многое зависит. Но и природа может жестоко наказать людей за бесхозяйственность, за разбазаривание её ресурсов, за истребление всего живого. (Землетрясения, наводнения, ЧС — Чернобыль, различные катаклизмы.)

Ведь вечного ничего нет! Это касается нефти и газа, чистых водоемов и редких животных. Уже сейчас ученые бьют тревогу по поводу исчезновения пресной воды...

        И действительно, все в руках разумного человека: и плохое, и хорошее.

     

      6. Прослушайте стихи  поэта Николая Рыленкова:

Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоемы в озерах,

А в лесу древесины запас;

Кто не может с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает, как пахнет душица

На поемном лугу вечерком...

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу -

Тот не знает народной души!

А жизнь — это благо, дар, который дается человеку один раз, и от него зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

        Урок хочется закончит словами замечательного педагога Соловейчика:

                Уходя, оставляйте свет в тех, с кем выпало расстаться.

УРОК ОКОНЧЕН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...


 

Комментарии

Попова Елена Владимировна

Беречь природу-значит, охранять Родину