Город части речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Колтун Светлана Александровна

Урок - путешествие в 5 классе. Повторение изученного материала в начальной школе. Путешествие по городу Части речи, выполнение заданий, предложенных жителями этого города

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение. «Путешествие по стране Русского языка».

Цели: повторить и систематизировать  основные знания, полученные учащимися в начальной школе;

           отработать правильность написания орфограмм;

           способствовать формированию интереса учащихся к урокам русого языка.

Оборудование: карточки с заданием, проектор.

      Ход урока.

  1. Организационный момент.

Деление класса на команды

  1. Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну под названием Русский язык, но всю страну обойти мы не успеем. Мы посетим город «Части речи».

Это путешествие поможет вам вспомнить многое из того, что вы узнали в начальной школе, повторили в 5-ом классе, а так же обогатит ваши знания о русском языке.

Слайд №1 «Русский язык – это язык общения русской нации. Мы должны гордиться своим языком и учиться ему до последних дне своей жизни» - писал К. Г. Паустовский.

- Я хочу представить вам членов нашего уважаемого жюри… Приложение №7.

Слайд №2.

- Итак мы отправляемся в путешествие, в горд под названием «Части речи». Мы будем бродить по его улицам, площадям и переулкам. Для этого нам необходимо выполнять различные задания, которые приготовили жители  города. Каждое задание оценивается определённым балом. Все вы члены одной команды, поэтому должны помогать друг другу. Та команда, которая в итоге наберёт

    от 46 до 44 балов получит «5»

от 43 до 40 – «4»

от 39 до 37 – «3»  

И меньше 37 – «2»

Я думаю, что все команды успешно справятся с заданиями.

                                               

Слайд №3. Мы стоим перед городскими воротами, которые надёжно охраняется стражниками ъ  и ь знаками.

Стража не хочет пропускать нас в город. Оказывается, здесь существует традиция: чтобы попасть в город нужно без ошибок написать слова с этими знаками. Представители команд получите задания, время выполнения 4 минуты. Приложение №1. Выполненное задание передайте членам жюри.

-Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и  нас пропустили в город.

Слайд № 4  Мы попали на улицу  Согласования. Вы должны согласовать имена прилагательные с существительными.  Получите задания, время выполнения 4 минуты. Приложение №2. Выполненное задание передайте членам жюри.

-Молодцы, но нам пора дальше,  и выходим мы в переулок Спряжений.

Слайд №5  Здесь живут глаголы с левой стороны глаголы 1 спряжения, а с правой глаголы 2 спряжения. Распределите их по улице. Получите задания, время выполнения 4 минуты. Приложение №3. Выполненное задание передайте членам жюри.

- Долго мы ходим по городу, пора и отдохнуть. Физминутка.

-Жюри готово подвести итог по первым двум конкурсам.

(Слово предоставляется жюри)

Слайд №6.  Из переулка мы выходим на Площадь окончаний «Буква е - и у существительных в единственном числе». Вы должны вставить окончания. Получите задания, время выполнения 4 минуты. Приложение №4. Выполненное задание передайте членам жюри.

Слайд №6. Очень хорошо, впереди у нас Падежный проспект. Он назван так в честь братьев падежей, а живут на нём Местоимения. Вам необходимо поставить их в нужный падеж. Получите задания, время выполнения 4 минуты. Приложение №5. Выполненное задание передайте членам жюри.

Жюри готово подвести итог по предыдущим конкурсам.

(Слово предоставляется жюри).

- Мы долго гуляли по городу и вышли к реке на набережную.

Слайд №7. Набережная. На ней живут глаголы -тся- и

-ться-, только одни с мягким знаком, а другие без. Глаголы очень дружны и часто забывают, у кого из них пишется мягкий знак, а у кого нет. Помогите им. Получите задания, время выполнения 4 минуты. Приложение №6. Выполненное задание передайте членам жюри.

-Жюри подводит итоги. Ну, а мы с вами закончили наше путешествие. Вы, конечно, понимаете, что это была только игра, но мы вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задания. Впереди у нас не одно путешествие. А сегодня я прощаюсь с вами и говорю: «Спасибо за внимание».

Приложение № 1.

Распределите слова в два столбика.

С ь знаком

С ъ знаком

В…езд, сем…я, об,,,явление, Тат…яна, друз…я, об…яснение, вороб…и, лист…я, колос…я, с…едобный, сер…ёзный, руж…ё.

Приложение №2.

Спишите, согласуя прилагательные с существительными.

Из-за (грозовая) тучи, к (мохнатая) ели, на 9красивый) берёзе, в (дальний) походе, с (неожиданная) радостью, на 9голубоватые) облаках.

Приложение №3.

Определите спряжение глаголов, распределите их в два столбика.

Смелый побежда…т, трус погиба…т. Чего в других не люб…шь, того сам не делай. Золотые руки на серебро не куп…шь. Кто робе…т, того бьют. 

Приложение№4.

Вставьте пропущенную букву.

На опушк...                              о пьес…

из гаван…                               об архитектур…

о живопис…                           на пн…

к рощ…                                   на сердц…

у дяд…                                    в зелен…

Приложение№5.

Поставьте местоимения в нужном падеже.

В статье было написано, чтобы люди не сшибали ногами ненужные (они)__________ и даже вредные для (они)__________мухоморы, но обходили бы (они)__________стороной, оставляя для больных лосей как, может быть, единственное лосиное лекарство. Для (мы)__________-то, конечно, мухомор ядовит, но пора (мы)__________ перестать мерить природу по себе.

Приложение№6.

Что нужно написать –тся- или –ться-?

Запират(?)ся на засов, употребляет(?)ся в глаголе, удивлят(?)ся пению, расстилает(?)ся туман, собират(?)ся в школу, всегда пригодит(?)ся, расположит(?)ся в ряд, получает(?)ся код.

Приложение №7.

Оценочный лист жюри.

Конкурсы

        Команды

   1

   2      

   3

Стражники

12 балов.

Улица Согласования

6 балов

Переулок Спряжений

5 балов

Площадь окончаний

10 балов

Падежный проспект

5 балов

Набережная

8 балов

Всего балов

Место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Путешествие в город Местоимёнск (комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Местоимение как часть речи»)

Данный урок, построенный на использовании в течение всего времени активных методов обучения, связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Местоимение как часть р...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...