Урок "Г.Нисский. "Февраль. Подмосковье"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Соколова Анна Александровна

Урок русского языка по развитию речи по картине Г.Нисского "Февраль. Подмосковье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nisskiy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

УСТЬ -КУТСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № !

Урок- описание по развитию речи в 5 классе

«Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»

(по программе Т.А.Ладыженской)

                   

                                                                           Автор: Соколова Анна

                                                                           Александровна, учитель

                                                                            русского языка и литературы

                                                                            МОУ СОШ № 1

Г. Усть-Кут

2013 г.

Сочинение-описание по картине Г.Нисского "Февраль. Подмосковье".

5-й класс (по программе Т.А.Ладыженской)

Цели:

Обучающая: продолжить работу по совершенствованию умений и навыков написания сочинения-описания; учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова.

Развивающая: развивать навыки написания сочинения по картине, устную монологическую и письменную речь, умения анализировать, сопоставлять, выделять главное, развивать воображение, память.

Воспитывающая: воспитывать чувство радости и удовлетворения от процесса работы, любовь к слову и его звучанию, чувство прекрасного.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: проектор для мультимедийных презентаций, презентация .

Ход урока

1. Постановка целей и задач. ( 1 слайд)

2. Подготовка к восприятию

   УЗУ: помочь уч-ся эмоционально настроиться  на  работу в классе

У: (2 слайд)  На стеклах, сплошь заиндевелых,

Февральский выписал мороз

Сплетенье трав молочно-белых

И серебристо-синих роз.

Пейзаж тропического лета

Рисует стужа на окне.

Зачем ей розы? Видно, это

Зима тоскует о весне.

Д. Кедрин

У: Зима! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. Словом можно красиво описать зиму. Давайте вспомним, как поэты воспели зимушку-зиму в своих стихотворениях. (Читаются отрывки стихотворений).

1. Под голубыми небесами

 Великолепными коврами,

 Блестя на солнце, снег лежит: ("Зимнее утро" А. Пушкин)

2. Белый снег пушистый

 В воздухе кружится

 И на землю тихо

 Падает, ложится.

 И под утро снегом

 Поле забелело,

 Точно пеленою

 Всего его одело. ("Зима" И. Суриков)

3.Чародейкою зимою

 Околдован, лес стоит -

 И под снежной бахромою,

 Неподвижною, немою

 Чудной жизнью он блестит ("Чародейкою зимою" Ф. Тютчев).

Беседа:

- Что объединяет эти стихотворения?

- Одинаковы ли отрывки по настроению?

- Что подчеркивают поэты, изображая зимнюю природу?

Обобщение: поэты подчеркивают необычность зимней природы, ее красоту. Эти поэтические картины зимы наполняют душу ощущением покоя, радости. Каждое слово предстает перед нами как волшебство. Хочется проникнуть в мир, созданный поэтами.

2. Композиторы тоже не остались равнодушными к зимней красоте и отразили ее в музыке. Прослушаем фрагмент из Первой симфонии П.И. Чайковского - "Грёзы зимнею дорогой" (так называется произведение). Грёзы - мечты, игра воображения во сне или наяву. Грезить - мечтать. (О чем мечтает композитор, вы ?) (Слов. работа).

2. Восприятие

УЗУ: учить писать сочинение по картине, вспомнить основные понятия, развивать мыслительные навыки

 

А)  Анализ худ текста

     У: Очень важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы увидеть красоту и насладиться ею. А передать словесное впечатление от увиденного помогают разные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. Давайте вспомним, что это за изобразительные средства:

Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство. ( 3 слайд)

Задание: опираясь на отрывки стихотворений, найти худ средства изобразительности

Б) Репродукции картин ( 4 слайд)

  У: Художники в своем творчестве тоже не обошли стороной зиму и запечатлели её на своих полотнах. (Слайды с картинами художников - зимние пейзажи). Художник - очень внимательный человек, он все видит и все запоминает. Что-то его удивляет и радует, вызывает восторг или печалит, доставляет удовольствие или напоминает о том, что он когда-то пережил. Русская зима с её необычайными красотами не могла не тронуть художников. Хруст снега, полет снежинок можно передать в музыке.

Беседа:

-А что художник передает на картине? (Цвет, оттенки снега в зависимости от освещения, времени суток. Художники восхищаются зимней природой).

В) Лексическая работа ( словарь Ожегова) ( 5 слайд)

Что такое пейзаж? Пейзаж - изображение природы.

У: Сегодня мы знакомимся с картиной художника Г. Нисского "Февраль. Подмосковье".

Г) Справка о художнике Г. Нисском (6 Слайд).

  У: Георгий Григорьевич Нисский (1903 - 1987) - советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Творчество Нисского Г.Г. получило широкую известность и официальное признание. Он умел видеть красоту в нетронутой природе и в том, что сделано руками человека. Стиль Нисского всегда узнаваем - его пейзажи наполнены движением и жизнью.

Д) Историческая справка ( 7 слайд)

    У: Название месяца февраль входит в название картины. Давайте послушаем историческую справку о происхождении названия месяца.

Ученик:  Историческая справка:

Название месяца "февраль" - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца - февраль. Древнерусское название февраля - "лютый", потому что в феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы. Февраль в народе имел и другие названия: лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.

Сохранились приметы, связанные с февралем:

В феврале сильные морозы - короткая зима.

Теплый февраль приносит холодную весну.

Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.

3) Работа по картине

   У: Февраль - последний зимний месяц, чувствуется приближение весны.

На картине Нисского представлена зима в Подмосковье. Художник писал картину в феврале месяце, об этом говорит название картины. Февраль - переломный месяц, переход от зимы к весне. Предчувствие весны отражено на полотне. На дороге виден асфальт, снег нарисован слежавшимся, он кажется липким. На улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему. Небо, окрашенное в цвет заката, придает теплоту картине.

Б) Беседа:

-Обратимся к картине Нисского:

-Что видим на переднем плане картины?

-Что изображено на заднем плане?

-Как художник показывает, что дорога уходит вдаль?

-Какие краски и тона преобладают?

Работа в тетрадях

( 8 слайд) На переднем плане картины мы видим: дорогу, склон с движущимся поездом; ели, дом с башенкой, автомобиль, пешеходов, снежное пространство.

На заднем плане изображается лес, уходящая дорога, снежное поле, небо, окрашенное закатом.

( 9 слайд) Краски: сапфировые тени, небо, цвета заката, розоватое, сиреневые облака, серый асфальт, темно-зеленые ели.

Пейзажи Нисского наполнены движением и жизнью. Давайте определим, как на этой картине отражена динамика.

Динамика картины: уходящая вдаль дорога; движущийся поезд с составом; идущие люди.

В) Словарная работа ( работа в тетрадях)

У: Мы с вами назвали, что изображено на картине. Давайте охарактеризуем названные предметы.

( 10 слайд) Ключевые слова и выражения:

дорога: серый асфальт, уходящая вдаль, оттаявшая;

ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;

люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;

снег: сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;

небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;

поезд: набирающий скорость, мчащийся вперед.

Февраль - последний месяц зимы, переход от зимы к весне. Как отражается на картине предчувствие весны?

 ( 11 слайд) В) Составление плана сочинения.

1) Слово о художнике Нисском Г.Г.

2) Описание картины "Февраль. Подмосковье".

   А) Передний план картины.

   Б) Задний план картины

   В) Динамичность пейзажа.

   Г) Предчувствии весны.

3) Моё отношение.

4) Подведение итогов описания:

У: На картине Нисского представлена зима в Подмосковье. Художник писал картину в феврале месяце, об этом говорит название картины. Февраль - переломный месяц, переход от зимы к весне. Предчувствие весны отражено на полотне. На дороге виден асфальт, снег нарисован слежавшимся. На улице стоит теплая погода, люди одеты по-весеннему. Уходящая вдаль дорога, движущийся поезд с составом, идущие люди передают динамичность картины, подчеркивают стремительность жизни, что характерно для пейзажей Нисского. Картина нарисована на окраине какой-то деревушки. В это время года зима спокойная, и картина передает всю атмосферу спокойствия, тишины деревенского быта.

5) Работа в черновиках.

6) Домашнее задание. Отредактировать черновики, переписать работы.

Список литературы

1. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь»: 5 класс/ Под общей ред. Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. – М.:Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999

2. Уроки развития речи: Учебно-практическое пособие для учителей словесников, 5 класс / Под ред. Л.И.Новиковой, Грибанской Е.Э..-

М.: Экзамен , 2010.

3. festival@1september.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Заочная экскурсия по блоковским местам в Подмосковье"

Презентация содержит слайды, передающие красоту русской природы, окружавшей поэта с раннего детства, атмосферу родового поместья Шахматово. Каждое изображение сопровождается стихотворными строками А...

Викторина "Горизонты Подмосковья"

Цели и задачи викторины:1) расширение кругозора учащихся2) развитие интереса к своей малой Родине...

Тематическое планирование по курсу "Родное Подмосковье" (география)

Курс для  Московской области , но можно применить и к своему региону, если это надо. Курс составлен к.п.н Л.Ф.Греханкиной. Пользуюсь,вношу свои небольшие доработки ,уже давно. Нравится и мне и мо...

Из опыта работы по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Преподавание духовного краеведения началось в нашей школе с кружка, затем был создан отряд "Славяне и "Наследники". Дети знакомились с историей родного края, совершали маршруты духовного краеведения. ...

Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Рабочая программа по предмету Духовное краеведение Подмосковья в 8 классе рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Пояснительная записка, Календарно-тематическое планирование, Список используемо...

Презентация по региональному курсу"Родное Подмосковье".Тема " Природа Подмосковья"

Обзорный материалв форме презантации по теме " Природа Подмосковья". Можно использовать как материал к вводному уроку-лекции по данному блоку. Отражены основные моменты- "Геология", "Рельеф","Пол...