Из опыта работы по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"
статья по краеведению (9 класс) по теме

Преподавание духовного краеведения началось в нашей школе с кружка, затем был создан отряд "Славяне и "Наследники". Дети знакомились с историей родного края, совершали маршруты духовного краеведения. Изучая духовный подвиг , ребята старались сами помочь, тем кто нуждался в помощи. Представляю опыт работы по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по предмету «Духовное краеведение»

Май 2011 г.

  Второй год в нашей школе преподается предмет «Духовное краеведение Подмосковья». Мне, как учителю очень хочется, чтобы дети были счастливы. Можно стать великим математиком, биологом, врачом или выбрать другую профессию, но при этом быть глубоко несчастным человеком, духовно бедным. Уроки духовного краеведения в школе необходимы, здесь ребята учатся работать над своей душой.

      Весьма своевременно введение в школах курс «Духовное краеведение Подмосковья», который предусматривают формирование качеств патриотизма и гражданственности, бережное и уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, помогают осмыслить нравственные категории добра и зла, смысла жизни и их воплощение в житиях святых и героев Отечества.

     Разумеется, говорить о результатах этой работы пока трудно.

 Во-первых, в ней должна быть определенная система, преемственность от начальной школы к старшему звену.  1 час, который выделяется на предмет в 9 классе, это, конечно, очень мало;

Во-вторых, преподавать данный курс должны люди не просто прошедшие повышение квалификации, но еще и неравнодушные, внутренне готовые постигать вместе с детьми основы духовного краеведения.

В-третьих, необходима поддержка  всего педагогического коллектива. Классные руководители готовят экскурсии по родному краю, привлекают родителей, только вместе с ними мы сможем активно воздействовать на душу ребенка, формируя его внутренний мир.

В-четвертых, поддержка местного благочиния.

     Я очень хочу, чтобы мои ученики умели сострадать ближним, радоваться успехам других людей, соблюдать главные заповеди…, разбираться где истинные ценности, а где навязанные нашей молодежи «ложные». Непросвященные родители говорят, что в школе учатся дети разных вероисповеданий, но ведь любая вера учит быть добрым и порядочным человеком. В начале года на уроке «О христианстве и православии» я задавала домашнее задание выписать 10 заповедей для жизни, которые Бог дал людям через пророка Моисея. Ученица (9 «б» класс) заявила, что выполнять домашнее задание не будет. Я поняла, что это связано с тем, что ее семья другого вероисповедания. Предложила ей выписать правила поведения для мусульман. На следующий урок в ходе опроса предложила выступить и Э/, когда она стала читать заповеди,  учащиеся отметили, что обе мировые религии учат добру, труду, спокойствию,послушанию.  Девочка и сама поняла, что никто не пытается ей навязывать что-то,  унизить ее вероисповедение, но живя в субъекте РФ, где большая часть населения исповедывает православие, нужно знать духовное наследие народа. Больше возражений не было.

На уроках звучат рассказы о доброте, честности, сострадании,  дети становятся богаче духовно. В курсе «Духовное краеведение Подмосковья» есть возможность  говорить о духовной стороне жизни, ее нравственных категориях, убеждать ребят в том, что исполнение заповедей Божиих — единственный для православного человека путь к счастливой и гармоничной жизни, доступной каждому.

     Кроме того, на наших уроках мы постоянно используем богатейший краеведческий материал, позволяющий узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее. В качестве примера приведу урок «Воспитание детей на примерах верности супружескому долгу. Маргарита Михайловна Тучкова. (Памятник любви на Бородинском поле). Учащиеся подготовили сообщения о замечательной русской женщине  Маргарите Михайловне Тучковой, жизнь которой по промыслу Божию была связана с Бородинским полем Можайского уезда.  На примере ее  нелегкой судьбе объяснили такие понятия как «высочайший духовный подвиг», «любовь к мужу», «верность семье», «бескорыстное служение людям», учащиеся познакомились с понятием «жертвенная любовь». Многие подробности явились для детей настоящим открытием. Урок пробудил в них желание узнать родословную своей семьи, и некоторые по-настоящему увлеклись этим и провели целые исследования.

    Ю.   собрала сведения о своих предках, оказалась, что ее дедушка был директором одной из старейших школ в районе.  А Ю. не случайно хочет выбрать профессию врача, мама - врач,  и прабабушка в годы Великой Отечественной войны тоже работала сестрой милосердия, а после войны закончила институт.

       А. назвала свой доклад «Вечный огонь», его она посвятила своему дедушке. Он сохранил свои дневники-тетрадочки, в которых записал события, проходишие в годы Великой Отечественной войны в Можайском крае. Ему тогда было 10 лет. А. представила свой доклад на районной краеведческой конференции, он был опубликован на страницах местной газеты «Новая жизнь». Дедушка передал  через свою дочь В. Е. нам большое спасибо. Через некоторое время его не стало. Но думаю, что память в этой семье о своих близких будет сохранена. В.Е. написала стихотворение, которое назвала «Наследники».

     Как отметил 26 января 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий выступая на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях с докладом о духовно-нравственном воспитании в системе образования Московской области «мы пришли к выводу, что духовно-нравственное воспитание детей не будет успешным, если в него не будет вовлечена семья». 

     Учащиеся начиная с 5 класса, проводят исследования своих родословных, составляют вместе с родителями свое генеалогическое древо. Старшеклассники свои работы оформляют в виде докладов, презентаций, буклетов.

     Исследования учащихся  представляются на районной конференции «Семья: наши мечты и реальность», проводимая с 2008 года  Центром  «Молодая семья».  В своих работах учащиеся размышляют   о значении духовного единения семьи, о значении Православной веры и благочестия в жизни человека, об отечественном культурном достоянии и патриотизме.Учащиеся нашей школы каждый год получают призовые места за исследования и видеоролики на тему «Семейные традиции». В 2008 году школа от центра получила Грамоту за воспитание учащихся, все выпускники 11-ых классов представили свои работы на конкурс.

      Начиная с 2004 года мы активно участвуем в районных  Рождественских чтениях, выступали с докладами по  темам: «Любовь к родному краю», «Вместе возрождаем Россию», «Трудимся на благо Отечества»; «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения»; «Семья в современном мире», «Молодежь — будущее России».

     Двадцать пять лет работаю в школе учителем истории и обществознания, считаю, что противостоять  бездуховности, которая царит в молодежной среде, может только курс «Духовное краеведение Подмосковья».  Мы имеем возможность показать учащимся, каким должен быть человек, ради чего живет на земле и к чему должен стремиться. Именно на этих занятиях мы говорим о любви к ближнему, о преодолении эгоизма в себе, об уважительном отношении к родителям и старшим, о любви к Родине, о «технике духовной безопасности».

Переживая столкновение с жизненными трудностями, наши ученики, возможно, вспомнят «благую мысль». И не совершит человек чего-то непоправимого, удержится от скверного, злого, вспомнит уроки добра и выберет верный путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на тему: «Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Духовное краеведение Подмосковья», как форма работы с одаренными детьми»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном и...

Итоговая зачетная работа по спецкурсу «Духовное краеведение Подмосковья»

Рассмотреть нравственные и морально-этические качества в жизни, общественной деятельности и духовных делах игумена Русской земли – Преподобного Сергия Радонежского...

Вопросы,тесты,контрольные работы по духовному краеведению Подмосковья(8кл.)

Вопросы,тесты,контрольные работы для закрепления,проверки знаний изученного материала....

Вопросы,контрольные работы и тесты по духовному краеведению Подмосковья.

Вопросы,контрольные работы  и тесты по духовному краеведению Подмосковьядля проверки изученного материала....

«Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках преподавания внеурочного курса «Православная культура» в 1-4 классах и Духовного краеведения Подмосковья в 8 классе»

Работа посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания школьников. Автор раскрывает своё понимание этого процесса и приводит различные приёмы преподавательской и воспитательной деятельности в рамк...

Проект рабочей программы по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса ФГОС к учебному пособию Л.Л.Шевченко для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области Духовное краеведение Подмосковья

Данная рабочая программа по духовному краеведению Подмосковья для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана...