Методическое пособие для абитуриентов "Сочинение-рассуждение"
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Филиппова Мария Владимировна

В данном пособии предлагается подробная пошаговая схема написания сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ, разъясняются основные моменты технологии рассуждения по тексту, даются простейшие клише для формулирования высказываний, построена система аргументации различных позиций абитуриента относительно авторской. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие для абитуриентов и родителей

«Подготовка к ЕГЭ.  Пишем сочинение-рассуждение».

ВЫ НА ЭКЗАМЕНЕ.  

                        ВЫ РАСТЕРЯНЫ!

                                                ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО ИМЕННО НАДО ДЕЛАТЬ!

  Давайте предположим, что вы никогда не писали сочинения-рассуждения по текстам на уроках русского языка, не знаете, как начать работу, как ее продолжить, как завершить, чтобы не потерять ни один из столь желанных баллов. Не переживайте! Сегодня мы ответим на  ряд вопросов, которые чаще всего ставят в тупик школьников накануне экзамена и которые, не сомневаюсь, Вас тоже волнуют.

Делаем простейшие шаги! И помним, что именно маленькими шагами проходится кратчайший путь к цели!

Шаг первый. Прочитайте исходный текст .

Шаг второй. Соберите материал для сочинения

Предположим, что Вы на экзамене растерялись и забыли (не поняли) часть того, о чем только что прочитали… Как быть?

Вы когда-нибудь были участниками детской игры «Угадай, ка­кой предмет я задумал»? В ней, если Вы помните, игроки задают ведущему вопросы по качественной характеристике задуманного им предмета, желая понять, что же это такое. Подобный прием можно использовать и в работе с текстом.

 Представь себе, что ты ведущий, задумал предложенный текст, а игрокам нужно узнать о нём как можно больше. Какие вопросы они тебе зададут, как ты думаешь? Правильно, какова тема текста? Какова основная проблема, поставленная автором? Что отражает заголовок текста, если он есть? Каков стиль и тип речи? В каком предложении наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему? Что можно сказать о композиции текста? О жанре? и т.д. Отвечая на эти вопросы, Вы выстраиваете тезисный план своего сочинения-рассуждения.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМУ И ПРОБЛЕМУ ТЕКСТА?

1.      Определяем тему текста (О чём?).

2.      Определив тему, формулируем проблему (Вопрос, над которым задумывается автор).

3.  Выявляем авторскую позицию (Как автор решает заявленную проблему(ы), какие аргументы в защиту своей позиции приводит. Как правило, ответами на эти вопросы станут цитаты из текста. Найдите наиболее значимую содержательно цитату, как правило она и будет авторской позицией.

Если  «главная мысль» не совпадает с определенной Вами проблемой текста, подумайте – может быть, вы именно ее определили неверно? Часто бывает, что именно «главная мысль» помогает выбрать правильно проблему из нескольких.

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ.

Шаг третий. Напишите вступление.

Познакомимся с несколькими видами вступлений.

Вариант № 1

«____________________» - так начинается _______ статья ___________(Ф.И.О. автора)

Уже в первом предложении (как?) ____________ (сформулирована, обозначена,

 выражена, представлена) основная проблема текста. _________________________.

Вариант № 2

         _______ ?_______? _______ ?(Цепочка проблемных вопросов) Эти вопросы всегда (тревожили, беспокоили, волновали, интересовали) человечество. О ________ рассказывает  (размышляет, спорит, говорит) в своей ______________ статье _________ (Ф.И.О.).

Вариант № 3

       Назывное предложение (тема). Проблемный вопрос.  Именно над этим вопросом задумывается в своей  ________________ (стиль)  статье ___________ (Ф.И.О.).

В своём сочинении Вы можете использовать один из вариантов. Обратите внимание на клише, которые помогут написать вступление.

КОММЕНТИРОВАНИЕ или АСПЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ (сужение ее до воплощения в тексте)

Шаг четвёртый. Сделайте комментированный пересказ основных положений исходного текста в контексте проблемы, определенной ранее.

    Вариант № 1

    О новизне заявленной проблемы говорит сам автор текста. Именно сейчас, по мнению Ф.И.О. ________________________ .  Автор (публицист) очень эмоционально

(как? примеры) Выражает _________________________________ (что?).

Вариант № 2

В самом начале __________(Ф.И.О) пишет о том, что ________ (вставить оценочное слово из статьи). ______________(вопрос(-ы), задаваемый(-ые) автором)? Автор статьи на этот вопрос дает такой ответ (привести цитату, возможно, сокращенную, если она окажется слишком длинной): «___________».   ____________________(прокомментируйте).

   Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это — самое сложное. Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: кому адресован текст? какова степень актуальности текста? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)? Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию). Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)? Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию? Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать. С каким настроением пишет автор? Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя? Комментируя, можно отметить:

  1. новизна
  2. злободневность
  3. «вечность»

Можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней или насколько часто проблема «повторяется».

Можно вспомнить, как до него решалась эта проблема (например, в литературе, истории), отметить приверженность традиции или оригинальность автора.

 АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Шаг пятый. Определите авторскую позицию (идею текста).

Позиция _________ (Ф.И.О.) читателю ясна. Писатель убеждён…

     Необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания этого текста. Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Будьте внимательны. Помните, что от Вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста: как обозначена авторская позиция: прямо или косвенно; рекламность (прямая или косвенная); использование средств языковой выразительности; открытая оценочность; призывность; документальная точность; экспрессивность; доступность, простота и.т.д.

Шаг шестой. Выскажите свою позицию, приведите 2 аргумента.

Доказывая, приводите 2-3 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или (и) жизненного опыта. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли — еще не ваш собственный аргумент. Покопайтесь в памяти, вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете приведенным примером.

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи — убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

– тезис (положение, которое надо доказать);

– аргументация (доказательства, доводы);

– вывод (общий итог).

Типы аргументов

Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Аргументы «за», «против» должны быть:

– правдивыми, опираться на авторитетные источники;

– доступными, простыми, понятными;      

– отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).

      Учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца, но обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях и наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.

При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:

– примеры из художественной, публицистической, научно-популярной литературы;

– ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;

– пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;

– факты, события;

– примеры из личной жизни и жизни окружающих.

 Высказываем свою позицию, приводим 2 аргумента. Самый трудный этап. Вам предстоит выбрать политику рассуждения. Вариантов несколько и каждый имеет свою схему аргументации.

1 Если вы согласны с автором – смело заявляйте об этом и аргументируйте вашу общую с ним точку зрения: один аргумент культурологический, исторический, художественный + один бытовой или из наблюдений, но обязательно поддающийся нравственно-этическому анализу в контексте поставленной проблемы. Вариант с двумя культурологическими (литературно-историческими и т.д.) аргументами – тоже пройдет, а вот два бытовых будут выглядеть бледно.

2 Если вы согласны с автором лишь частично, то постройте высказывание об этом так, чтобы четко разграничить позиции согласия и несогласия, так как их по-разному придется аргументировать. «Я не могу не согласиться с автором в том, что …., однако вызывает сомнения ….». Далее используете следующую схему аргументации: в пользу общей с автором позиции приводим аргумент либо культурологический (литературно-исторический и т.д.), либо бытовой, как получится; в пользу собственной, отличающейся от авторской позиции обязательно требуется аргумент «потяжелее» - бытовой здесь не годится, сколь бы  выразительным он не показался. Авторитет спорящего с автором ученика не достаточно высок, поэтому берите себе в помощь более значимых партнеров, на примеры которых будете опираться.

3  Если Вы не согласны с автором и имеете собственную точку зрения… Самая трудная для спора позиция, но иногда текст составлен (или хуже того – понят экзаменующимся) таким образом, что иные схемы не работают. Тогда будем действовать так. Сразу, определив позицию автора высказываем свое несогласие с ней. Затем – формулируем свою точку зрения на данный вопрос, заранее предполагая, с чьим авторитетным мнением она могла бы сочетаться. Далее приводим аргументы. Сначала – «тяжелый», не бытовой аргумент в пользу своей позиции («Я считаю так, потому что….»), затем такой же значимости аргумент против точки зрения автора («В полемику с автором мог бы вступить и сам Л.Н. Толстой, говоря о том, что….») и наконец, бытовой аргумент в пользу своей позиции, составленный так, чтобы подчеркивать актуальность Вашего мнения во все времена. Три аргумента всегда дадут эксперту возможность в этой щекотливой ситуации выбрать те два, которые вам можно будет засчитать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Шаг седьмой. Напишите заключение.

1. Прием «Цитата».

Ввести цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста.

      «________» - в этих словах выражена ____________. ___________________ (Прокомментировать цитату). И прочитав статью _______, начинаешь с ______ силой понимать. Какое важное место в ________ жизни занимают ________.

2. Использовать для заключительной части прием «отклик». Сигналом этого приема является деепричастная конструкция «прочитав этот текст…».

Прочитав этот текст, (нам становится понятно;

понимаешь), что _________________ (основная мысль текста).

3. Закончить 2-3 предложениями, «дублирующими» вступление.

СОВЕТЫ НАПОСЛЕДОК:

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

 

ПОПРОБУЕМ: по текстам В. Абраменковой и  Н.Г. Долининой написать сочинение-рассуждение.

 

 

 

 

(I) Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребёнка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка — духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка ещё и средство обучения, развлечения и даже лечения.

(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек?(6) Конечно, теперь каждый малыш живёт в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7) В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома — фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8) Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9) Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10) И нежная психика ребёнка не справляется — восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

(II)  К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12) Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребёнка. (13) Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук — эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14) Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.

(15) Но ведь игрушка — это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17) Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.

(По В. Абраменковой)

 

(1) Читать книги Достоевского трудно. (2) В них вроде бы все понятно и все увлекательно: читающего охватывает любопытство – что же дальше? (3) Судьба героев сразу, с первой страницы, становится важной, от книги не оторваться. (4) Но все-таки читать трудно, даже мучительно. (5) Вероятно, потому, что Достоевский не боится заглядывать  в такие тайные уголки и углы человеческой души, мимо которых проходил даже великий Толстой.

(6) Или – нет. (7) Пожалуй, лучше сказать иначе: в романах Толстого – жизнь, как она есть, каждодневная, с буднями и праздниками, с радостью и горем, с унынием и восторгом, с прозрениями и ожиданием чуда, потерями и находками. (8) Читатель узнает в героях Толстого себя и радуется узнаванию, сопереживает героям,  жалеет их,  любит, иногда сердится на них, раскаивается в совершенных ими поступках, потому что и сам мог бы совершить те же ошибки.

(9) Достоевский не пишет о жизни каждого дня. (10) В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда.

(11) Герои Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (12) Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (13) Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования,  любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (14) Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчет, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – все достигает высшего предела. (15) Читая, мы проникаемся состраданием. (16) Это очень нужное человеку понятие: СО – СТРАДАНИЕ. (17) Да, мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души, как ни мучительно читать Достоевского.

 

(Н.Г.Долинина)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...