Урок по теме «Синонимы» (5 кл.)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок разработан в соответствии с программой и учебником  Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А.
. Это традиционный урок изучения темы "Синонимы". Требует предварительной самостоятельной работы учащихся со словарями синонимов и антонимов, фразеологическим словарем, подбором пословиц и поговорок о добре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_sinonimy_v_5_klasse.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок по теме «Синонимы» в 5 классе.

                                     ( 2-ой урок по теме)

Цели урока:

Образовательные: закрепить знания учащихся по теме «Синонимы», познакомить с синонимами к слову «добрый» в разных значениях.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, продолжить формирование умений работать с разными источниками информации (пословицами,  поговорками, фразеологизмами, словарями), формировать культуроведческую компетентность учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, литературе, культуре.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Актуализация.

Фронтальная работа по вопросам:

1. Какой раздел науки о языке мы изучаем?

2.Что такое лексикология?

3. Что такое лексическое значение слова? Приведите примеры.

4. Чем многозначные слова отличаются от однозначных? Приведите примеры.

5. Что такое синонимы? Приведите примеры.

Мотивация.

Ребята, послушайте загадку – шутку:

Шли двое. Остановились.

Один другого спрашивает:

- Это чёрная?

- Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому что зелёная.

Задания:

1.О чём они вели разговор?

2. Подберите синонимы к слову зелёный в этом тексте? ( Неспелая, незрелая ягода. Спутники вели разговор о смородине.)                                                                              

Применение знаний.

1. Подберите к данным словам  синонимы (самостоятельная работа, 4 человека – у доски):

  Родина (Отчизна, Отечество, Россия).

  Смелый (бесстрашный, храбрый, мужественный, неустрашимый).

  Друг (товарищ, приятель).

  Блестеть (блистать, сверкать, лучиться, искриться, сиять, светиться).

Дополнительное задание: Отчизна, бесстрашный, блестеть – морфемный разбор слов.

Проверка самостоятельной работы.

2. Сообщения учащихся о словарях:

  - о словаре синонимов

  - о словаре синонимов и антонимов

3. Работа со словом «добрый».

 Слово учителя: «Ребята, в русском языке есть прекрасное слово - «добрый». Оно часто упоминается в произведениях устного народного творчества. Прочитайте русские пословицы, поговорки, фразеологизмы с этим словом ( это было домашнее задание).

Примеры ( смотрите презентацию):

Доброе братство лучше богатства.

Доброе дело  без награды не останется!

Доброе дело два века живёт.

Люди добрые!

Добрый молодец.

Всего доброго!

В добрый  день! Доброе утро! Добрый вечер!

  Вопрос учащимся:

 - Можно ли на основании сложенных народом пословиц, поговорок, фразеологизмов сделать вывод, что доброта и даже добродушие – одна из черт русского народа?

 (Да, не случайно русский народ в старину называли народом – добрыней, подчёркивая этим словом не только его богатырскую силу, но и доброту, добродушие. Добрыня Никитич – богатырь, герой русских былин).

 Работа с таблицей.

 Задание: подберите синонимы к слову  «добрый» (самостоятельная работа в парах).

Добрый конь

Оставить по себе добрую память

Помогите, люди добрые

Осталось добрых пять километров

Не позорь моё доброе имя

Наши добрые друзья

Пожелать доброго здоровья

Будьте добры, позвоните позже

По доброй воле

Пожелание доброго пути

Добрый совет

 Проверка самостоятельной работы ( смотрите презентацию).

 Вывод:

 - Слово «добрый» однозначное или многозначное?

 - Почему мы с давних пор и до настоящего времени очень часто употребляем это слово в своей речи?

 (Это слово характеризует те явления и факты, которые имеют положительную оценку).

 - Можно ли слово «добрый» назвать важным словом в русской культуре?

4. Задание: составьте и запишите 2-3 предложения, используя выражения со словом добрый.

Информация о домашнем задании.

1. Напишите мини – сочинение, используя любую пословицу, поговорку, фразеологизм

со словом «добрый».

2. Упр. 354(задание на выбор).

Рефлексия.

 - Ребята, что нового, интересного узнали на уроке?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме"Синонимы"

Конспект урока по теме"Синонимы"...

конспект урока по теме: "Синонимы"

разработка урока русского языка для учащихся 5 класса...

Открытый урок по теме "Синонимы" 5 класс

Подробное описание хода урока + презентация....

Конспект урока по теме "Синонимы" 5 класс с презентацией

Материал содержит подробный конспект проведения урока по обозначенной теме с презентацией...

Технологическая карта урока по теме: «Синонимы и их употребление в речи».

Цель деятельности учителя: систематизировать раннее изученное о синонимах, их роль в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарем синонимов....

Технологическая карта урока по теме "Синонимы" и презентация 5 класс

По учебнику М.М. Разумовской 5 класс. Урок по ФГОС...

Урок по теме "Синонимы" 5 класс

Цели урока:  1. познавательная а) повторить сведения о ранее изученных понятиях (слово, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, омонимы) б )познакомить с новым понятием ...