Конспект урока по теме"Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Синонимы
Цели урока: формировать у учащихся знаний о синонимах, развивать умение различать слова-синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой принадлежности, учить подбирать синонимы к данному слову. строить синонимический ряд, пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи, воспитывать положительные качества у учащихся.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение целей урока.
Мы с вами уже познакомились с многозначными словами и омонимами, сегодня продолжим изучение разделов лексики. Все в сборе, нет только Алеши и Гены.(Распахивается дверь, входят мальчики, они поняли ,что опоздали.)
-Не сердитесь на нас.
-Не обижайтесь.
- Не дуйтесь.
-Где вы были ?-спрашивает учитель.
-В школе, тут близко.
-Совсем недалеко.
-Рядом.
-Что же вы там делали ? И почему так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же , но по-разному.
-Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их ещё называют синонимами.
Учитель: Да, тема нашего урока называется «Синонимы».Проходите, присаживайтесь. Откроем тетради , запишем число и тему урока.
Синтаксическая пятиминутка.
Кусты опушились блестящим инеем.
Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
-Какие орфограммы есть в этом предложении?
-Какими ещё словами можно описать иней?( сверкающий, сияющий, переливающийся , искрящийся).
-Одинаковое или разное значение у этих слов?
-Совпадает ли у них звучание и написание?
Делается вывод о том , какие слова называются синонимами.
-Прочитаем правило в учебнике. Всё ли мы сказали о синонимах? А чем синонимы отличаются от омонимов? Знакомство со словарём синонимов.
3. Упражнение на экране.
Найти слова , похожие по значению, но разные по написанию. Как связаны предложения в тексте?
Во время каникул я побывала в цирке. Восторг и ликование вызвало в моей душе выступление медвежат. Топтыжки катали мячи, танцевали, управляли мотоциклами. Видно было ,что косолапым нравится участвовать в цирковом представлении.
(в тетрадь выписать слова-синонимы, проверить себя по словарю)
-А теперь поучимся доказывать, что данные слова являются синонимами. Упражнение 349.
Ученики записывают в тетрадь слова и доказывают, что они являются синонимами.
Игра »Третий лишний»
Исключить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
Огонь, дым, пламя.
Алфавит, азбука, чистописание.
Лошадь, конница, кавалерия.
Бросать, кидать, ловить.
Ураган, дождь, буря.
Шалун, озорник, тихоня.
Физминутка
Запишем слова в два столбика.
Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.
Неразговорчивый рассеянный
Невнимательный молчаливый
Неправильный простой
Неудачный безуспешный
Несложный легкомысленный
несерьезный ошибочный
Продолжить загадки
Простое слово »промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем их …( антракт).
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (перерыв).
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим… (передышку).
После урока непременно
Нужна ребятам …(перемена).
Упражнение 351(самостоятельно ).
-Есть у нашего народа такая пословица:»Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.» Для всех нас одинаково светит солнце, поют птицы, растут деревья, расцветают цветы. Но ведь мы все разные. Потому что одни люди добрые, а другие злые. Сила доброты в том, что один добрый человек может сделать добрыми и счастливыми многих людей, а злой- никогда.
(В.Крупин)
-О чём говорится в этом тексе? Какими нам нужно быть друг к другу? Подберём синонимы к слову добрый. Можно пользоваться словарём синонимов( добродушный, добросердечный, мягкосердечный, благодушный).Составьте предложения с этими словами.(Дети зачитывают получившиеся предложения)
Вот и заканчивается наш урок. Давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились? Чем они отличаются от омонимов? Где можно найти эти слова? Какие задания для вас были лёгкими , трудными? Что больше всего понравилось на уроке?
Отройте дневники , запишите домашнее задание. П. 68, придумать и записать 5-6 предложений со словами –синонимами, используя материал сегодняшнего урока.
Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Синонимы"
разработка урока русского языка для учащихся 5 класса...
Конспект урока по теме "Синонимы" 5 класс с презентацией
Материал содержит подробный конспект проведения урока по обозначенной теме с презентацией...
Конспект урока русского языка "Синонимы. Антонимы. Омонимы".
Урок изучения нового материала. Предполагает разные виды работы (у доски, индивидуальные задания на карточках). В игровой форме помогает ученикам усвоить материал....
Конспект урока по теме "Синонимы"
Конспект урока русского языка в 5 классе (по адаптированной учебной программе для детей с ЗПР) по теме "Синонимы"...
Конспект урока по теме: Понятие морфемы; многозначность, синонимия и антонимия морфем.
Цели урока:Обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем.Формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного разборов.Совершен...
Конспект урока по теме "Синонимы"
Урок изучения нового материала...