Конспект урока по теме"Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Андреева Елена Михайловна

Конспект урока по теме"Синонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по теме"Синонимы"17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Синонимы

Цели урока: формировать у учащихся знаний о синонимах, развивать умение различать слова-синонимы по оттенкам  значений, эмоциональной окраске и стилевой принадлежности, учить подбирать синонимы к данному слову. строить синонимический ряд, пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи, воспитывать положительные качества у учащихся.

Ход урока

Организационный момент

Сообщение целей урока.

Мы с вами уже познакомились с многозначными словами и омонимами, сегодня продолжим изучение разделов лексики. Все в сборе, нет только Алеши и Гены.(Распахивается дверь, входят мальчики, они поняли ,что опоздали.)

-Не сердитесь на нас.

-Не обижайтесь.

- Не дуйтесь.

-Где вы были ?-спрашивает учитель.

-В школе, тут близко.

-Совсем недалеко.

-Рядом.

-Что же вы там делали ? И почему так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же , но по-разному.

-Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их ещё называют синонимами.

Учитель: Да, тема нашего урока называется «Синонимы».Проходите, присаживайтесь. Откроем тетради , запишем число и тему урока.

Синтаксическая пятиминутка.

Кусты опушились блестящим инеем.

Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

-Какие орфограммы есть в этом предложении?

-Какими ещё словами можно описать иней?( сверкающий, сияющий, переливающийся , искрящийся).

-Одинаковое или разное значение у этих слов?

-Совпадает ли у них звучание и написание?

Делается вывод о том , какие слова называются синонимами.

-Прочитаем правило в учебнике. Всё ли мы сказали о синонимах? А чем синонимы отличаются от омонимов? Знакомство со словарём синонимов.

3. Упражнение на экране.

Найти слова , похожие по значению, но разные по написанию. Как связаны предложения в тексте?

Во время каникул я побывала в цирке. Восторг и ликование вызвало в моей душе выступление медвежат. Топтыжки катали мячи, танцевали, управляли мотоциклами. Видно было ,что косолапым нравится участвовать в цирковом представлении.

(в тетрадь выписать слова-синонимы, проверить себя по словарю)

  -А теперь поучимся доказывать, что данные слова являются синонимами. Упражнение 349.

Ученики записывают в тетрадь слова и доказывают, что они являются синонимами.

Игра »Третий лишний»

Исключить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, озорник, тихоня.

Физминутка

Запишем слова в два столбика.

Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.

Неразговорчивый        рассеянный

Невнимательный        молчаливый

Неправильный        простой

Неудачный        безуспешный

Несложный        легкомысленный

несерьезный        ошибочный

Продолжить загадки

Простое слово »промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем их …( антракт).

 

На время что-то прекратив,

Мы объявляем… (перерыв).

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим… (передышку).

После урока непременно

Нужна ребятам …(перемена).

Упражнение 351(самостоятельно ).

-Есть у нашего народа такая пословица:»Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.» Для всех нас одинаково светит солнце, поют птицы, растут деревья, расцветают цветы. Но ведь мы все разные. Потому что одни люди добрые, а другие злые. Сила доброты в том, что один добрый человек может сделать добрыми и счастливыми многих людей, а злой- никогда.

        (В.Крупин)

        -О чём говорится в этом тексе? Какими нам нужно быть друг к другу? Подберём       синонимы к слову добрый. Можно пользоваться словарём синонимов( добродушный, добросердечный, мягкосердечный, благодушный).Составьте предложения с этими словами.(Дети зачитывают получившиеся предложения)

Вот и заканчивается наш урок. Давайте вспомним, с какими словами мы с вами сегодня познакомились? Чем они отличаются от омонимов? Где можно найти эти слова?  Какие задания для вас были лёгкими , трудными?  Что больше всего понравилось на уроке?

Отройте дневники , запишите домашнее задание. П. 68, придумать и записать 5-6 предложений со словами –синонимами, используя материал сегодняшнего урока.

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Синонимы"

разработка урока русского языка для учащихся 5 класса...

Конспект урока по теме "Синонимы" 5 класс с презентацией

Материал содержит подробный конспект проведения урока по обозначенной теме с презентацией...

Конспект урока русского языка "Синонимы. Антонимы. Омонимы".

Урок изучения нового материала. Предполагает разные виды работы (у доски, индивидуальные задания на карточках). В игровой форме помогает ученикам усвоить материал....

Конспект урока по теме "Синонимы"

Конспект урока русского языка в 5 классе (по адаптированной учебной программе для детей с ЗПР) по теме "Синонимы"...

Конспект урока по теме: Понятие морфемы; многозначность, синонимия и антонимия морфем.

Цели урока:Обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем.Формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного разборов.Совершен...

Конспект урока по теме "Синонимы"

Урок изучения нового материала...