Урок развития речи. Сочинение-рассказ по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи составлен для учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи.
Тема урока: сочинение-рассказ по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
Урок составила: учитель русского языка и литературы Моисеева Лариса Васильевна.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями построения рассказа; отработать навык составления диалога и использования его в работе над сочинением; обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.
- Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, внимание и наблюдательность, речевую грамотность.
- Воспитывать интерес к предмету, культуру труда и общения. Воспитывать умение быть внимательным к людям.
Оборудование урока: мультимедийная презентация
Ход урока:
- Организационный момент урока:
-Готовность класса к уроку.
- Психологический настрой учащихся.
-Цели урока (Слайд 1,2)
2. Организация восприятия нового материала .
2.1. Рассказ о жизни и творчестве Ф.П. Решетникова (Слайд 3). Доклад учащегося.
2.2. Демонстрация картин Ф.П. Решетникова. (Слайды 4-8)
Вспомогательные вопросы:
- Кто герои картин?
- Можно сказать, что на них что-то происходит?
- Как называются такие картины?
2.3. Демонстрация картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка» (Слайд 9)
Слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к составлению рассказа, а основой этого рассказа будет эпизод, увиденный художником и запечатлённый на картине.
Вспомогательные вопросы:
- Где происходят события, изображённые на картине?
- В какое время происходит действие?
- Какие вещи, изображённые на картине, помогают определить время?
- Какой момент изображён на картине?
- Почему вы так решили?
- Перечислите героев картины.
- Как относятся к появлению школьника мать и сестра?
- Встречает ли кто-нибудь ученика с радостью, не обращая внимания на принесённую двойку?
- Как вы думаете, есть ли у этого мальчика возможность учиться?
3.А теперь отдохнём. Физкультминутка.
Продолжаем работать. Рассмотрим картину детально и составим характеристику героев.
Вспомогательные вопросы:
- Что выражает взгляд и поза сестры?
- Где она изображена?
- Хорошо ли её видно?
- Как художник показал огорчение матери?
- Опишите её одежду.
- Какое отношение у художника к матери?
- Кто находится рядом с ней?
- Как вы думаете, братишка понимает, что происходит?
- Чем он занимался до прихода героя?
- Какие слова вы бы подобрали для описания внешнего облика мальчика?
- Что можно сказать об одежде героя?
- Какие чувства он испытывает?
- Давайте внимательно рассмотрим выражение лица мальчика.
- О чём говорят глаза? А брови?
- На какие детали картины нам следует обратить внимание?
- Можно назвать портфель «бывалый»? Почему?
- Как вы думаете, для чего ещё нужен он мальчику?
- Опишите собаку. Можно назвать их друзьями?
- О чём говорит высунутый язык пса?
4. Обобщение по теме картины и средствами выражения замысла автора.
- О чём рассказывает картина? Каким настроением проникнута?
- Подумайте, какова основная мысль картины?
- Какими художественными средствами автор выразил основную мысль?
- Помогают ли раскрытию замысла художника краски?
- А что такое колорит картины?
- Здесь, на картине, он неяркий, скромный. Как вы думаете, почему?
- Какой синоним можно подобрать к слову «неяркие (краски)»?
- Давайте найдём предметы, изображённые приглушенными красками.
- Понравилась ли вам картина?
- Чем понравилась?
5. Дети, можем ли мы приступить к работе над сочинением? Сможем, если вспомним законы построения рассказа.
Вопросы:
- Вспомните, когда и как началась история, момент которой изображён на картине. С этого момента завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка.
- Как же развивалось действие дальше? Какой диалог (разговор) состоялся между матерью и сыном? Это развитие действия.
- Каким был этот момент для мальчика? Это кульминация. Герой получил двойку, он очень расстроился. В этой части рассказа вы подробно опишите позу мальчика, его настроение, выражение лица.
- А как вы думаете, чем закончилось действие? Это развязка действия.
6. Словарно-стилистическая работа по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
Ог..рчит..ся – отч..ят..ся- ра..строит..ся
Не..прятный-неа..куратный- неряшливый
Стыдно- с..вес..но
Взгля.., ко..та, вн..мание, сочу..ствие, в..л..сипед, о..топыренные, п..льто, б..тинки, п..ртфель, к..ньки, к..ричневый.
Избегай повтора
Картина- произведение живописи- репродукция.
Художник-живописец.
Краски, цвет. Фигура, поза.
7. Составление плана.
- История создания картины.
- Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
- Осуждающий взгляд матери.
- Взгляд и поза сестры.
- Собака - верный друг мальчика.
- Основная мысль картины.
- Моё отношение к картине.
- Рефлексия
Ребята , мы готовились к сочинению по картине. Подумайте и ответьте на вопрос: «Смогу ли я самостоятельно написать сочинение?» Если «да»поднимите зелёную карточку, «нет»- красную, «нужна помощь»-жёлтую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"
Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...
Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"
Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....
урок развития речи сочинение описание по картине П.П.Кончаловского"Сирень"
Описание картины...
урок русского языка в 7 классе по теме: "Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету"
подробный конспект урока русского языка в 7 классе по развитию речи на основе упражнения 402 "Сочинение-рассказ по данному сюжету "...
Презентация к уроку развития речи . Сочинение - рассказ по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка".
Презентация составлена для урока развития речи в 5 классе. Сочинение - рассказ по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"....
Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Цели: 1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века 2. собрать материалы, необходимые для написани...