Урок русского языка в 5 классе "Алфавит"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
урок начинается с игры "Поле-чудес", затем подготовленный ученик читает стихотворение Н. Марянина. Учащиеся играют в алфавит, затем предлагается занимательный материал - загадки, урок заканчивается сообщением о празднике "День славянской письменности и культуры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 5 классе "Алфавит" | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа
_____________________________________________________________________
ул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский район Челябинская область, 457416
E-mail: primorsk_07@ mail.ru, http:// 74326s9.edusite.ru
Тел. 8-961-579-3818, 89028976220
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: «Алфавит»
Подготовила: учитель высшей категории
Сабитова И.В.
2013год
Тема: Алфавит.
Цели урока:
Обучающие:
- рассказать об истории появления русского алфавита;
- повторить алфавит русского языка;
- формировать умения использовать алфавит на практике...
Развивающие:
- умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.
Воспитательные:
- развитие памяти, внимания, , культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда;
- воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
- учебник
- орфографические словари
- раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент
Вводное слово учителя
Здравствуйте, ребята. Представьте себе, что вы на игре «Поле чудес». Отгадайте слово. В старину это слово состояло из 6 букв, современное-состоит из 7 и обозначает «Буквы, расположенные в определенном порядке» Конечно, алфавит.
2.Сообщение темы урока. Цели урока.
3. Актуализация знаний
Что такое алфавит? Что вы о нём знаете? Почему он так называется?
Алфавит и азбука- одно и то же? Знакомство с теоретическими сведениями на стр. 121, упр.292
(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Н.Марянина)
Мне на праздник Дед Мороз
Чудо-азбуку принёс...
Ну-ка, выучу её:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё
И продолжу без проблем -
Ж, З, И, Й, К, Л, М,
А потом ещё прочту -
Н, О, П, Р, С,Т, У
И добавлю от души -
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы,
Напоследок будет так -
Твёрдый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь),
А в итоге, знаю я,
Очень просто -Э, Ю, Я...
У кого желанье есть
Чудо-азбуку прочесть,
Буквы тот от А до Я
Быстро выучит - как я!
4.Изучение новой темы
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв-сестер родных?
Тридцать три! А сколько люди
Могут слов сложить из них?
Сообщение учителя с элементами эвристической беседы
Устное выполнение упр.284
Задание по группам. Учащимся раздаются карточки по числу групп или рядов. В столбик записаны буквы, каждый ученик по цепочке записывает существительное. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием и не допустила ошибок в написании.
5. Закрепление
Задание Упр.291. С помощью орфографического словаря запишите правильно слова
Занимательный момент. Загадки
1.Быть нам рядом не годится!
Можешь в этом убедиться -
Посмотри на алфавит,
Между нами «ы» стоит! (Ь - Ъ)
2. В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась! (О)
3.Две соседки в алфавите
Так похожи, ой-ой-ой!
Их почти не различите,
Только точки у одной! (Е - Ё)
4.Ею можем обозначить
Что в задачке неизвестно,
А взглянув на все иначе,
В ней увидим просто крестик! (Х)
5.Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»! (Ж)
6.Взяли «эн» и справа ножку
Растянули мы немножко,
Да свернули буквой «о»-
Ну, и что произошло? (Ю)
7.«Пэ» в другую букву можно
Очень быстро превратить -
Перекладинку немножко
Надо только опустить! (Н)
(А. Хребтюгов ■)
Учитель
Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается праздник. Какой?
Правильно, День славянской письменности и культуры
Во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности.
24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре.
Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.
Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица.
Ребята, а каково практическое значение имеет знание алфавита?
В каких сферах деятельности человека необходимо это знание? (При необходимости систематизировать материал, найти информацию в словарях, энциклопедиях, в телефонном справочнике, в библиотечном каталоге).
6. Словарная работа Каталог-перечень каких-либо предметов, составленный в определенном порядке, облегчающем их нахождение
7. Итог урока
Итак, ребята, что мы сегодня узнали на уроке?
Выставление оценок
8. Домашнее задание
На выбор
1) Сочинить сказку о любой букве
2) Расположить учебные предметы в алфавитном порядке
3) Составить список класса в алфавитном порядке
Литература
- Васильева В.В, Пищева Г.Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс.-Ростов н/Д:изд-во «Феникс»,2008
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык.5-11 классы.-М.: Айрис-пресс, 2008
- Курушина Т.А. Русский язык.5-9 классы. Интеллектуальный марафон .- Волгоград:Учитель,2009
- Ладыженская Т.А. Русский язык.Учебник для 5 класса.-М. «Просвещение»,2010
- http://allrecipe.ru/prazdniki-2012-5-24.html
- http://zanimatika.narod.ru/Azbuki8.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...