Урок русского языка в 5 классе "Алфавит"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Сабитова Инвера Винеровна

урок начинается с игры "Поле-чудес", затем подготовленный ученик читает стихотворение Н. Марянина. Учащиеся играют в алфавит, затем предлагается занимательный материал - загадки, урок заканчивается сообщением о празднике "День славянской письменности и культуры".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа

_____________________________________________________________________

ул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский  район Челябинская область,  457416

E-mail: primorsk_07@ mail.ru, http:// 74326s9.edusite.ru

Тел. 8-961-579-3818, 89028976220

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема:  «Алфавит»

Подготовила: учитель высшей категории

Сабитова И.В.

                                                  2013год

Тема: Алфавит.

 

Цели урока:

Обучающие:

  1. рассказать об истории появления русского алфавита;
  2. повторить алфавит русского языка;  
  3. формировать умения использовать алфавит на практике...

Развивающие:

  1.  умение правильно произносить названия букв, каллиграфически правильно писать буквы, составлять алфавитный перечень слов.

Воспитательные:

  1. развитие памяти, внимания, , культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда;
  2. воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;
  3. воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: 

  1. учебник
  2. орфографические словари
  3. раздаточный материал.

Ход урока:

1. Организационный момент

Вводное слово учителя

Здравствуйте, ребята. Представьте себе, что вы на игре «Поле чудес». Отгадайте слово. В старину это слово состояло из 6 букв, современное-состоит из 7 и обозначает «Буквы, расположенные в определенном порядке» Конечно, алфавит.

2.Сообщение темы урока. Цели урока.

 3. Актуализация знаний

Что такое алфавит? Что вы о нём знаете? Почему он так называется?

Алфавит и азбука- одно и то же? Знакомство с теоретическими сведениями на стр. 121, упр.292

 (Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение  Н.Марянина)

Мне на праздник Дед Мороз
Чудо-азбуку принёс...
Ну-ка, выучу её:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё
И продолжу без проблем -
Ж, З, И, Й, К, Л, М,
А потом ещё прочту -
Н, О, П, Р, С,Т, У
И добавлю от души -
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы,
Напоследок будет так -
Твёрдый знак (
Ъ) и мягкий знак (Ь),
А в итоге, знаю я,
Очень просто -
Э, Ю, Я...
 У кого желанье есть
Чудо-азбуку прочесть,
Буквы тот от А до Я
Быстро выучит - как я!

4.Изучение новой темы

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв-сестер родных?

Тридцать три! А сколько люди

Могут слов сложить из них?

Сообщение учителя с элементами эвристической беседы

Устное выполнение упр.284

Задание  по группам. Учащимся раздаются карточки по числу групп или рядов. В столбик записаны буквы,  каждый ученик  по цепочке записывает существительное. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием и не допустила ошибок в написании.

5. Закрепление

Задание  Упр.291. С помощью орфографического словаря запишите правильно слова

 Занимательный момент. Загадки

1.Быть нам рядом не годится!

Можешь в этом убедиться -

Посмотри на алфавит,

Между нами «ы» стоит! (Ь - Ъ)

           2. В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если масса разных слов

Без нее бы обходилась!  (О)

          3.Две соседки в алфавите

Так похожи, ой-ой-ой!

Их почти не различите,

Только точки у одной!  (Е - Ё)

4.Ею можем обозначить

Что в задачке неизвестно,

А взглянув на все иначе,

В ней увидим просто крестик! (Х)

5.Эта буква как жучок

Растопырила шесть ног,

И, конечно, знаешь ты,

Что за ней не ходит «ы»! (Ж)

6.Взяли «эн» и справа ножку

Растянули мы немножко,

Да свернули буквой «о»-

Ну, и что произошло? (Ю)

7.«Пэ» в другую букву можно

Очень быстро превратить -

Перекладинку немножко

Надо только опустить!  (Н)

                                                      (А. Хребтюгов ■)

Учитель

 Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается праздник. Какой?

Правильно, День славянской письменности и культуры

Во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности.

24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре.

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица.

Ребята, а каково практическое значение имеет знание алфавита?

В каких сферах деятельности человека необходимо это знание? (При необходимости систематизировать материал, найти информацию в словарях, энциклопедиях, в телефонном справочнике, в библиотечном каталоге).

6. Словарная работа Каталог-перечень каких-либо предметов, составленный в определенном порядке, облегчающем их нахождение

7. Итог урока

Итак,  ребята, что мы сегодня узнали на уроке?

Выставление оценок

8. Домашнее задание

На выбор

1) Сочинить сказку о любой букве

2) Расположить учебные предметы в алфавитном порядке

3) Составить список класса в алфавитном порядке

Литература

  1. Васильева В.В, Пищева Г.Н. Современные открытые уроки русского языка. 5 класс.-Ростов н/Д:изд-во «Феникс»,2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык.5-11 классы.-М.: Айрис-пресс, 2008
  3. Курушина Т.А. Русский язык.5-9 классы. Интеллектуальный марафон .- Волгоград:Учитель,2009
  4. Ладыженская Т.А. Русский язык.Учебник для 5 класса.-М. «Просвещение»,2010
  5. http://allrecipe.ru/prazdniki-2012-5-24.html
  6. http://zanimatika.narod.ru/Azbuki8.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...