Как писать сочинение в формате ЕГЭ
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Соколова Лариса Леонидовна

Данные методические разработки созданы в разное время (одна из них в соавторстве со Светланой Павловной Белокуровой), опубликова на сайте www.gramma.ru, проверены временем (подготовка к ЕГЭ в 11 классах и работа на подготовительных курсах) и дают неплохие результаты.

Я рекомендую содержательные критерии вначале отрабатывать по отдельности на каждом занятии. а уже потом писать полноценные сочиненимя. На начальных этапах обучения сочинению позволяю пользоваться памяткой и критериями, опубликованными на сайте ФИПИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как выполнить часть С ЕГЭ

Памятка

  1. Как сформулировать проблему? 
  1. Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос – он и будет проблемой текста, сформулированной в вопросительной форме. Можно сформулировать проблему, используя конструкцию с родительным падежом: проблема чего? – влияния…, ответственности...,  роли… и т. п.
  2. Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – повод для размышлений или иллюстрация к размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить. Но при этом нельзя формулировать проблему очень общо: проблема человека, проблема добра и зла. Проблема должна быть сформулирована достаточно узко, но при этом не сведена к конкретному примеру, приведенному в исходном тексте.
  3. Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. 
  1. Как прокомментировать текст? 
  1. Комментарий – это не  пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься над тем или иным вопросом.
  2. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной.
  3. Поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

Важно анализировать текст с точки зрения обозначенной вами проблемы и тех ее аспектов, которые позволят вам сформулировать позицию автора. Здесь важны слово, образ, деталь, жизненный материал, на котором строится рассуждение, опора на авторитетное мнение (цитаты).

        Возможны следующие варианты работы:

  1. Если текст художественный и есть сюжет, обязательно 1-2 предложениями передать суть сюжета. Далее можно ответить на следующие вопросы:
  1. От чьего лица ведется повествование (не нужно ставить знак равенства между героем-рассказчиком и автором исходного текста)?
  2. Почему автор привлекает именно этот материал для иллюстрации своей точки зрения? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали важные с точки зрения обозначенной проблемы автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
  3. Что вы  как читатель  отметили в повествовании?  С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).

  1. Почему герой (повествователь) поступает именно так? Как этот поступок помогает понять позицию автора?
  1. Если текст публицистический или научный, то можно ответить на следующие вопросы:
  1. Что делает автор, чтобы читатели поняли его точку зрения (какой жизненный (научный) материал привлекает)?
  2. Как автор строит доказательства (сопоставление, противопоставление фактов (позиций), цитирование, подчеркивание важных деталей)?
  3. Что именно вы как читатель отметили в повествовании (авторская интонация, ирония)? Что показалось вам странным, неожиданным?
  4. Как автор подводит читателя к пониманию его точки зрения?

Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

  1. Как сформулировать авторскую позицию?

        Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

  1. Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование, и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).
  2. Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Нужно присмотреться, каковы  действия героя и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы. Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком. 
  1. Как высказать  и обосновать собственное мнение?

        Недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому  что …» или «я согласен / не согласен с автором и считаю (полагаю, думаю), что…»

  1. Подбирая аргументы, помните, что вы аргументируете не авторскую точку зрения (он вас об этом не просит, он уже сказал всё, что хотел), а свое согласие (несогласие) с ним. Я знаю то-то и то-то из научной, публицистической литературы, читал художественные книги, где на подобный вопрос дан вот такой ответ, сталкивался с определенными жизненными ситуациями, был свидетелем того или иного события и т.д.
  2. Собственная позиция должна быть четко оформлена. Проверьте, сформулирован ли вами тезис, выражающий вашу точку зрения. Доказывают ли ваши аргументы сформулированный тезис?
  3. При четко сформулированном тезисе пример становится аргументом, если он подтверждает вашу позицию. После приведенного примера нужно сделать вывод, Просто пример ничего не доказывает (факт существования героя или произведения не является аргументом, доказательством может служить близкая авторской позиция другого писателя).
  4. Аргументами, согласно рекомендациям Федерального института педагогических измерений,  считаются:

I. Логические (рациональные) аргументы.

1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).

2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).

3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).

4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).

5. Законы природы.

6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. Ср.: терминологические определения.

7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.

8. Данные экспериментов и экспертиз.

9. Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные аргументы – примеры.

В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.

а) конкретный пример:

– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);

– литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);

б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

III. Ссылки на авторитет:

 – мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;

– цитата из авторитетного источника;

– мнение специалиста, эксперта;

– обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;

– мнение очевидцев;

– мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);

– общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

        Чтобы аргумент воспринимался не как обособленное высказывание, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинённое положение в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому.  

5.  Как выстроить сочинение?

        Композиционно оформлять работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

I Проблема, над которой размышляет автор.
II. Комментарий.
III. Авторская позиция
IV. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
1). Первый аргумент.
2). Второй аргумент.
V. Вывод (заключение).

  1. Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.
  2. Внимательно проверьте свою работу. Если не уверены в написании какого-то слова, в вашей власти заменить его на другое.
  3. Пишите разборчиво! Хорошо читаемый текст – возможность расположить к себе эксперта, который будет проверять вашу работу.

Примеры формулировок проблемы:

  1. Взаимозависимости человека и природы (экологии), музыки и Родины и т.п
  2. Воспитания, нравственного формирования личности, взросления, становления личности
  3. Нравственного выбора (в чем он состоит) жизненного пути
  4. Роли         и назначения дома, музыки, литературы, искусства, труда, природы, личности в истории
  1. Взаимоотношений (кого с кем)
  2. Исторической памяти
  3. Экологии языка (природы)
  4. Цели и смысла жизни
  5. Подвига и предательства
  6. Одиночества, утраты связей, разобщенности
  7. Восприятия красоты, счастья, музыки, искусства, природы и т.п.
  8. Объективной оценки исторических событий
  9. Нравственной ответственности (кого перед кем)
  10. Бедности, социального неравенства, социальной незащищенности
  11. Подлинных и мнимых ценностей
  12. Влияния (кого на что) (например асоциальной среды на подростка, телевидения и на формирование характера и т.п.)
  13. (человеческих достоинств и пороков): лицемерия, равнодушия, черствости, искренности, такта и деликатности, совести, честности,. чести и долга, милосердия и жестокости и т.п
  14. Отношения к чему-л….(Как следует относиться к…)

        Если проблема формулируется вами как вопрос, то начать такой вопрос лучше со слов  как, почему,  в чем суть, причина, допустимо ли  и т.п.



Предварительный просмотр:

Как написать сочинение

Для тех, кому совсем худо… (несколько полезных советов)

  1. Как начать работу? Возможны варианты вступления:
  1. Если знаете что-либо об авторе, можно написать несколько слов о нем или о своем знакомстве с его книгами (если автор вам известен). Но здесь главное не перепутать Гоголя с Гофманом, Достоевского с Паустовским  и не приписать им, например, «Пиковую даму»)
  2. Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи) Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.
  3. Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)
  1. Как обозначить проблему? Во-первых, проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором   (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества,  цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др.   Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.

        Слово  проблема  (или вопрос) обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо   сочетанием слов «проблема» («вопрос») с существительным в родительном падеже (см. выше). Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).

  1. Самое сложное -  комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с    прочитанным текстом:
  1. Если текст художественный, нужно в 2-3 предложениях передать, в чем суть сюжета.
  2. Как автор текста подходит к решению проблемы? На каком жизненном/литературном  материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?
  3. С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т.п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на  выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).
  4. Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание. Средства выразительности, может быть, даже лучше не называть, здесь важнее СЛОВО, его значение для создания образа, обрисовки ситуации.
  5. Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

        Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

  1. Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его  частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят.

        Если же текст художественный,   позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста:

  1. Если автор просто рассказывает о каком-либо событии, не вмешиваясь в повествование,  и его позиция все же не обозначена прямо, можно написать примерно следующее: Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимает, что ….(условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…)
  2. Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Иногда (не всегда!) помогает название, но чаще всего в речи героя все же «спрятаны уши сочинителя», и надо постараться их отыскать. В каких случаях мы имеем дело с таким героем? Если рассказчик не просто пересказывает известные ему события, но и активно действует сам, оценивает свои действия и действия других лиц, то нужно присмотреться, каковы эти действия и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если вы столкнулись с таким текстом, то комментарий как раз можно основывать на размышлениях о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется повествование. Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы. Проще говоря, не надо ставить знак  равенства между автором и героем-рассказчиком
  1. Высказывая собственное мнение,   недостаточно только выразить   согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я   согласен/не согласен  с автором, потому что …)…».   Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия  с автором пишете, а аргументы в защиту/против  авторской позиции  подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я   согласен/не согласен  с автором и считаю, что…»
  2.  В 2009 - 2011 году в критериях обязательным условием является аргумент из научной, художественной или публицистической литературы. Но пример становится аргументом, если подтверждает вашу точку зрения, то есть вам нужно объяснить, что доказывает ваша история.

Кстати, если не пишется или пишется мало и с трудом набирается 149 слов, можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете. Но тоже без особого энтузиазма, знаете ли. Этот прием  хорош в комментариях, но его можно использовать не более 2- 3 раз.  

        Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

  1. Вступление.
  2. Проблема, над которой размышляет автор.
  3. Комментарий.
  4. Авторская позиция
  5. Ваше, читательское, мнение (согласие, несогласие с позицией автора).
  6. Первый аргумент.
  7. Второй аргумент.
  8. Вывод (заключение).

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

        Вы закончили черновик. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

        Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!

        И еще один совет. Положим, вам сложно обозначить проблему. Попробуйте идти от обратного. Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос, а лучше несколько вопросов об одном общем предмете. Помните, что вопрос не должен быть риторическим (то есть не требующим ответа). Например, в тексте вы обнаружили, что автор утверждает:   «каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу» (текст  Н. Долининой из сб. 2006-2007 г.).  Вы, конечно, можете задать вопрос: «Каждый ли человек…».  Но  такой вопрос будет звучать по меньшей мере глупо! Какой ответ можно дать на такой странный вопрос? Попробуйте в этом высказывании найти ключевые слова. Человек - открыть душу – красота мира. Согласны? В таком случае вопрос может звучать приблизительно так:  Как влияет красота мира на человека, на его душу?   Или так: Автор размышляет над проблемой влияния красоты окружающего мира на человека. Это, конечно, довольно примитивный подход, но если нет других вариантов…  Кроме того, в тексте может быть не одна проблема, а несколько,  и часто бывает так, что в начале текста автор обозначает одну проблему, а к концу текста говорит о другой. Нужно несколько раз прочитать текст с карандашом в руке и подчеркнуть в тексте ключевые понятия. На КИМах писать можно – это Ваш черновик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ

Программа курса дополнительного образованияпо русскому языкуТеория и практика написания  сочинения.“Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ”...

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2015)

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2015)...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения.

Данный материал может помочь в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема его не совсем стандартна, она относится, скорее, к категории нравственно- эстетических и может вызвать некоторые затруднени...

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения. Одиночество.

В работе представлен текст и сочинение по нему. Тема текста - одиночество современного человека и его причины....

Вступление к итоговому сочинению или сочинению в формате ЕГЭ

Как писать вступление к итоговому сочинению. На что обращать внимание. Структура вступления....