Через технологию развития критического мышления – к креативному письму
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Проанализировав составляющие развития и реализации творческих способностей, можно прийти к выводу, что разрабатывать занятия по русскому языку целесообразно, основываясь на технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikaciya.doc | 52.5 КБ |
Урок в 5 класс по теме "Приставки" | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Через технологию развития критического мышления – к креативному письму
Способность мыслить – чудеснейший из даров природы. «Даром» этим отмечен каждый человек. Но распределены эти дары не поровну: кого-то наградили щедро, не скупясь, а кого-то обошли стороной. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Дар существует лишь в динамике, в постоянном движении, в развитии, а потому непрерывно меняется. Отсюда следует важный вывод: одаренность – всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности. Доказано, что с возрастом творческие способности снижаются, тогда как интеллектуальные и жизненные растут. Например, исследования показали, что дети 6-10 лет обладают наибольшими предпосылками к творчеству по сравнению с подростками и взрослыми, но они часто оказываются невостребованными и утрачиваются. Если в первом классе – около 22% творчески одаренных детей, то к 9-му классу остается только 2-3% . В связи с этим обозначается педагогическая проблема обеспечения условий творческой реализации школьников.
По данным ряда исследователей, высокие творческие достижения детей связаны с таким фактором, как уровень воображения в игровой деятельности
Актуальность проблемы творчества в наши дни определяется особенностью современного этапа, когда человек постоянно оказывается в состоянии внешних и внутренних кризисов, выход из которых может дать только самостоятельное решение, творческое преобразование себя и мира. Творчество – естественная природная функция, способность придумать и реализовать нечто новое. Эту функцию помогает выполнять такой психический процесс, как воображение. Развитость воображения – это и есть креативность.
Креативность – (от латинского creative – созидание, сотворение) творческая, новаторская деятельность, направленная на созидание. Однако креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому для педагога все дети должны быть потенциально креативными, важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.
Проанализировав составляющие развития и реализации творческих способностей, можно прийти к выводу, что разрабатывать занятия по русскому языку целесообразно, основываясь на технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Основные стадии технологии развития критического мышления.
1.Стадия вызова – учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания по данной теме. Посредством мозгового штурма (лингвистическая разминка, синтаксическая пятиминутка, решение кроссвордов, ребусов, шарад и т.д.) ученик легко погружается в предлагаемую проблему. А с помощью кластера систематизируются связи между объектами или явлениями.
2.Стадия осмысления новой информации - прием инсерта - применяется при работе с текстом, содержащим теоретические сведения. Такая маркировка текста позволяет учащимся выделить то, что известно, что противоречит их представлениям, или является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.
Маркировка:
V – знал;
-- - думал иначе;
? – непонятно;
+ - новое для меня.
Знаю | Хочу знать | Узнал после прочтения текста |
3.Стадия рефлексии помогает понять учащемуся и учителю, как усвоена тема, что узнали нового, на что еще следовало бы обратить внимание, чтобы теоретические знания стали практическими навыками.
Таким образом, технология развития критического мышления помогает быть открытыми для новых идей, целостно рассматривать ситуацию, способными оценивать, стремиться к получению новых знаний, искать альтернативу, выбирать и отстаивать свою точку зрения, научиться применять навыки критического мышления в жизни.
Из технологии развития критического мышления через чтение вытекает креативное письмо.Креативное письмо – письмо нетрадиционных жанров, особый тип сочинения, предполагающий нестандартность мышления автора.
Учащиеся создают тексты в таких жанрах, как литературная стилизация (пародия на известные литературные произведения), сочинение-зарисовка, сочинение-ассоциация, похвальное слово, сочинение-реклама, дневниковые, автобиографические записи, эссе и др.
Основной целью креативного письма является самовыражение автора.. Креативное письмо предполагает свободу творчества, возможность реализации нестандартных идей, мыслей , ощущений.
Единственное ограничение подобных сочинений состоит в том, что креативность не должна быть только ради самого креатива, то есть сочинять необычно для того чтобы отличаться от других, выделиться – неправильно, да и вряд ли кому-нибудь из потенциальных читателей может действительно быть интересно подобное стремление автора самоутвердиться.
Задача автора креативного сочинения – показать собственное видение мира, субъективность ощущений, уникальность своего мышления.
Мы часто слышим фразы: “слог Пушкина”, “чеканное слово Маяковского”, “перо Гоголя”. В чём гениальность всемирно известных творений? В том, что великие произведения искусства не похожи на другие, хотя и подобны им.
Безусловно, креативное письмо требует от сочинителя лингвистической подготовленности, достаточной степени владения речью, зрелости мысли, так как без этого невозможно создание стоящего произведения, интересного для других людей.
Задание: составить шуточный рассказ в жанре доклада или летописи, былины или объявления в газете.
По мере того как у детей развивается воображение, фантазия, практически все они переходят к сочинительству.
Отдельно хотелось бы остановиться на стихотворчестве. Лучше всего вкус к слову у детей воспитывается на материале поэзии. Сразу хочу оговориться: я не ставлю своей задачей, научить детей писать стихи. Этому научиться нельзя. Стихи должны рождаться вдруг, сами собой, но ввести детей в мир поэтического творчества вполне возможно.
Начинаем с того, что используем много стихотворного материала: сказки, загадки, шуточные стихи. Потом детям предлагается самим закончить фразу – зарифмовать слова:
...лик
…миг
…осень
…проседь
Все эти “пробы пера” проходят очень весело, с шутками и смехом, с большим желанием. Постепенно задания усложняются, и дети переходят к сочинению двустиший, а далее дети сочиняют стихи на заданные рифмы.
Часто на уроках проводятся “творческие пятиминутки”, на которых дети читают свои стихи, сказки, сочинения, ими придуманные.
Конечно же, художественные достоинства приведенных творений не столь уж велики, видна и подражательность, и скованность в выборе изобразительно-выразительных средств, но нельзя не отметить искренности, увлеченности детей, их стремление выразить свои чувства.
Умение правильно определять тему и идею есть главное условие полноценного понимания предложенного текста.
Для того чтобы учащиеся могли правильно определять тему текста, разворачивать ее в динамике через описание, выражать к ней свое отношение образно и философски, можно использовать в качестве тренинга синквейн.
Синквейн (в переводе с французского – «пять») – стихотворение из пяти строк.
Схема синквейна:
1. Ключевое понятие урока (имя существительное).
2. Описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Описание действия в рамках этой темы (тремя глаголами).
4. Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5.Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Образец:
1. Друг.
2. Старый и новый.
3. Уважает, понимает, ценит.
4. Мы с тобой одной крови.
5. Опора.
На нас, учителей, возложена особая миссия – помочь каждому найти свой путь, повести детей по дороге успеха, научить их искусству успешной жизни, работы, творчества.
Предварительный просмотр:
Тема: Приставка.
Класс: 5
Цели урока:
Обучающие: дать представление о приставке как значимой части слова в процессе работы с текстом и словом в технологии РКМ; учить детей выделять приставку из состава слова;
Развивающие: развивать критическое мышление, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Приемы ТРКМ: «Верные – неверные утверждения», «Инсерт», «Синквейн».
Тип урока: изучение нового материала
1.Организационный момент.
- Ребята, прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Садитесь
2. Стадия вызова
- Откройте тетради и запишите следующие слова. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях_
- Объясните орфограмму в корне.
- Выделите корень
улететь
вылететь
влететь
залететь
прилететь
- Как называются эти слова?
(Это однокоренные слова)
- Какие слова называются однокоренными?
( Слова, имеющие один корень, называются однокоренными.)
- Чем отличаются эти слова?
(Эти слова отличаются приставками)
- Назовите приставки в этих словах.
(Ученики называют в каждом слове приставку, учитель на экране выделяет их.) Слайд 1
3.Тема урока.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- Значит, тема нашего урока - приставки. Слайд 2
- Запишите тему в тетради
(Тема урока – приставки)
- Попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на сегодняшнем уроке.
- Что же именно мы должны повторить?
4.Цели: Слайд 3
- Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.
- Во-вторых, мы должны научиться выделять приставки в словах, а главное уметь определять их значение.
- В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.
5. Прием «Верные и неверные утверждения».
– Прежде чем приступить к основной работе, я предлагаю ответить на следующие вопросы.
- Положите перед собой листочки, на которых есть таблица.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что….» Если вы верите, то во второй строчке ставьте знак «+», если нет, то «-». Третья строчка остается пустой.
Вопросы:
1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?
2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?
4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?
6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?
7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной частью речи? (например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)
- На вопросы вы ответили, в конце урока мы к ним снова вернемся,
- А сейчас, как вы думаете, чем мы будем заниматься?
(ученики высказывают предположения)
- Правы те ученики, которые сказали, что мы будем искать ответы на вопросы и знакомиться с приставкой.
6. Стадия осмысления
Приём «Инсерт»
- А теперь положите перед собой карточку под номером 2 и прочитайте самостоятельно текст.
Задание: прочитайте текст о приставке с карандашом в руке. На полях сделать пометы: V - знал, + -новое, ? – не понял, есть вопрос. На выполнение 3 минуты.
(ученики читают материал)
После прочтения.
- Что в прочитанном материале для вас было знакомо?
- Какие открытия вы сделали, читая этот материал?
- Какие вопросы у вас возникли?
(ученики отвечают на вопросы)
- Так что же такое приставка?.
(ученик даёт определение приставки)
7.Значение приставкок
- Обратили ли вы внимание на слово «значимая»?
Почему приставка – это значимая часть?
(ученики высказывают свое предположение)
- Давайте проанализируем слова
выходить, слайд
входить,
уходить,
приходить.
- Назовите корень в этих словах. Какие это слова? (однокоренные)
- Выделим приставки в словах. Изменилось ли значение слова?
Что обозначают эти приставки?
Вы – движение наружу,
в – движение внутрь,
у - удаление,
при – приближение.
- Так почему приставка значимая часть слова?
(каждая приставка имеет значение)
- А для чего нужны нам приставки?
(они образуют новые слова)
- Как найти приставку в слове?
(ученики высказывают свое мнение)
8. Работа с двумя столбиками
- Прочитайте пары однокоренных слов и разделите их на два столбика.
- По какому принципу вы их разделите?
(по) дорожке (по)дорожник
(под) водный (под)водой
(без) дельничать (без)дела
(из) вестей (из)вестный
- Как отличить приставку от предлога?
- Какие есть версии?
1 Поставить между предлогом и словом прилагательное
( По садовой дорожке).
- Этот способ проверки знаком по начальной школе.
А какие ещё есть версии?
- Определите части речи и попробуйте сделать вывод.
2. Поставить существительное в именительный падеж и если это предлог, то он исчезнет.
3. Рядом с глаголами предлоги не употребляются.
- Запишите слова в два столбика, раскрывая скобки. 1 вариант – существительные с предлогом, 2 вариант – слова с приставками.
Физминутка
9. Диктант " Проверяю себя":
- А теперь проверим, как вы умеете отличать предлоги от приставок и правильно писать слова.
-Самостоятельно с красной строки запишите слова через запятую.
Выносить, из воротника, из-за ворот, на катке, у края, украсить, дотронуться, удивительный, поразмыслить, понавыдёргивать, уплатить, ускорение.
- Проверьте. Слайд
- Обозначьте в словах приставки и предлоги, определите часть речи.
- Может ли одна и та же приставка употреблять в разных частях речи?
- Может ли в слове быть несколько приставок?
(Одна и та же приставка может употребляться в словах разных частей речи, в слове может быть несколько приставок)
10. Работа с текстом (текст проецируется на экране)слайд
Впереди видна мутная сталь воды. Из-за озера, из темных еловых перелесков выплывают орлы. Они выделяются грозными силуэтами на фоне закатного солнца. Испуганный их внезапным появлением, замирает весь пернатый мир. Прекратили драку селезни. Смолкла лебединая перекличка. Орлы дозором облетают озера.
- Прочитайте текст и озаглавьте.
(Выразительное чтение текста.)
– Определите стиль речи (художественный, признаки худ. текста – использование слов в переносном значении: мутная сталь воды, дозором облетают).
- Назовите метафоры.
– Определите тип речи (повествование, – последовательно раскрываются действия).
– Выпишите из текста глаголы с приставкой, разобрать по составу (выплывают, выделяются, смолкла, облетают).
11. Стадия рефлексии.
- Ребята, мы славно потрудились. Мы ответили на многие вопросы.
Давайте вернемся к табличке «верные и неверные утверждения» и снова ответим на вопросы, ответы вносить в последнюю строчку.
Вопросы:
1. Верите ли вы, что слов без приставок не бывает?
- Как вы ответили на этот вопрос?
2. Верите ли вы, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение?
3. Верите ли вы, что с помощью приставки образуются новые слова?
4. Верите ли вы, что приставка может стоять перед любой морфемой?
5. Верите ли вы, что приставка может изменить лексическое значение слова?
6. Верите ли вы, что в слове может быть три приставки?
7. Верите ли вы, что приставка может употребляться только с определенной часть речи? (например, приставка за – употребляется только с глаголами, а с другой частью речи уже нет)
- Ответы на какие вопросы совпали, а на какие нет?
- Поднимите руку те дети, у кого совпали все ответы.
(ученики дают ответы)
- Хорошо, что сейчас вы знаете правильные ответы на вопросы.
- Сами вопросы и ответы на них показали, что материал вами понят. Достигли ли мы целей урока?
-
12. Синквейн.
- Обобщим материал о приставке в синквейне. Памятка есть на ваших партах. (3минуты)
(Чтение синквейнов)
13.Задание на дом: упр 412.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Сергей Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Тема методического семинара на конкурсе "Учитель года 2019"...
Методический семинар: Формирование учебно- познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления
Выступление на семинаре...
План самообразования «Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления»
Цель самообразования по теме: - повышение профессионального мастерства. Задачи профессионального самообразования:- изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;-изучить опы...
План самообразования по теме "Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления"
Разработка индивидуального развития учителя...
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.
Данная статья посвящена одной из инновационных технологий, способной решить задачи, поставленные в ФГОС нового поколения, технологии развития критического мышления чтения и письма (ТРКМЧП). Ее особенн...