Урок в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок в 5 классе по теме "Сложное предложение". Цель урока:познакомить учащихся с основными признаками сложного предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт урока

Предмет: русский язык

Класс: 5 класс

Тема: «Сложное предложение»

Цель: познакомить  учащихся с основными признаками сложного предложения (интонационной целостностью, наличие более одной грамматической основы).

Задачи: 

Познавательные: научить приему распознавания сложного предложения (нахождение грамматических его основ) и пунктуационному оформлению  на письме; познакомить обучающихся видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения; развивать речевую и коммуникативную активность ребят; учить слушать других учеников, оценивать правильность их ответов.

Воспитывающие: воспитывать у учащихся чуткости к богатству и выразительности русской речи; приучать детей работать как коллективно, так и в малых группах.

Тип урока: изучение новой темы.

 Методическая литература: 1) Беляева О.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова. Русский язык 5 класс.- Москва «Вако», 2009.

2) Владимирская Г.Н. уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

 План урока:

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой).
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Изложение нового материала.
  4. Работа с учебником.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление темы урока.
  7. Подведение итогов.
  8. Домашнее задание.

Ход урока.

Начинаем урок со скороговорок.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь.

Красиво песню пел певец.

Красиво рисовал художник.

Красиво выстроен дворец.

В саду красиво цвел шиповник.

А ты красиво говоришь,

Красиво думаешь и пишешь,

Красиво дружишь, а еще

Красиво трусость ненавидишь.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Какое ключевое слово прозвучало в этом стихотворении? (Красиво).

Сегодня на уроке мы будем, как обычно, работать со словами, составлять предложения, анализировать их и познакомимся с основными признаками сложного предложения. Но как это будем делать? Красиво.

- Кто знает, какое толкование имеет это слово? (после ответа учащихся повесить толкование на доске)

- Давайте переведем на марийский язык, как же это слово на нашем родном языке звучит? (мотор)

Приведем однокоренные слова. А синонимы?

        Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране «Синтаксис». «Синтаксис» - одна из самых красивых и богатых стран в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. И отправимся в путь на волшебном паровозе, который поведет сказочный герой «Колобок». Готовы? В добрый путь, ребята! (Звучит музыка на песню «Голубой вагон».)

Колобок меня спрашивает: «А что это за страна под названием «Синтаксис»?

Ответ учащихся:

-Синтаксис (греч. «составление») – раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

- А с какой страной он тесно связан?

Ответ учащихся:

- С Пунктуацией.

- Что изучает пунктуация?

Пунктуация (от лат. пунктум- «точка») – собрание правил постановки знаков препинания.

- Что такое простое предложение?

Ответ учащихся: при помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами. Все слова в предложении связаны грамматически. Главные члены составляют его грамматическую основу. Для предложения характерна интонация конца предложения.

  1.  Изложение нового материала.

- Итак, перед нами город «Сложное предложение» (картина на доске).

Откройте тетради и запишите число, тему урока «Сложное предложение».

- Какие задачи мы должны решить, исходя из названия города?

Ответы учащихся.

Задачи:

  1. Из чего состоит сложное предложение? Чем отличается от простого предложения?
  2. Как соединены между собой части сложного предложения?
  3. Чем разделяются?
  4. Какие бывают сложные предложения?

Появляется запись на доске:

  1. Признаки сложного предложения.
  2. Средства связи.
  3. Знаки препинания.
  4. Виды сложного предложения.

- Ребята, число написали? Тему написали? А теперь, взором, взглядом пишем слово КРАСИВО. А какое настроение у нас? ХОРОШЕЕ. (Упражнение для глаз)

- Решить сегодня все задачи мы не сможем, так как город очень велик, и на каждую задачу нужно определенное время. Попробуем ответить на несколько вопросов. Но главное, что должно нам помочь в решении вопроса, что такое «сложное предложение»? – это ваша творческая работа, ваше умение теоретически осмысливать и обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

- Чтобы легко было путешествовать по городу, нам нужно попытаться ответить на вопрос:

Чем же сложное предложение отличается от простого? Чтобы ответить на вопрос Колобок предлагает нам понаблюдать над предложениями, появившимися  на нашем пути.

А. Наблюдение над предложениями.

Задание: сопоставьте два предложения. Подчеркните грамматические основы в обоих предложениях. Начертить их схемы. Объяснить постановку знаков препинания; дать характеристику предложениям.

  1. Наступила золотая осень.
  2. Наступила осень, и начался листопад.

У доски по очереди работают 2 ученика (индивидуальный опрос):

1-е предложение простое, повествовательное, невосклицательное, полное, распр.. двусоставное, грамматическая основа – снег лежит.

Схема: [-  = ].

2- е предложение имеет 2 грам. основы, значит 2 простых предложения, т.е.1-ое простое,2-ое простое.

1-е предложение распр., полное

2-простое, распр., полное.

Схема: [-  = ], и  [-  = ].

Б. Делаем вывод (работа в группах)

Ответы учащихся:

- В первом предложении – одна грамматическая основа. Это простое предложение; во 2-м – две грамматические основы, два простых предложения, их соединили вместе, сложили. Что получилось?

Это сложное предложение. В сложном предложении несколько грамматических предложений.

- Ответили ли мы на первый вопрос «Колобка»? (Да).

 А давайте проверим, правильно ли ответили. (Откройте учебник на странице 92, прочитайте правило, повернитесь лицом друг к другу и расскажите правило).

Физкультминутка

Утром детки потянулись,

Дружно встали, повернулись.

Поглядели влево, вправо:

День пройдет у нас на славу.

А теперь размяли ножки,

Посмотрели все в окошко,

 И друг другу улыбнулись,

На свои места вернулись.

В. Групповая работа по карточкам.(1 карточка на парту)

- Вам Колобок предложил карточки. Вы должны выбрать из них:

1, 2 группа – только простые предложения, записать по одному в тетрадь, доказать, что они простые;

3, 4 группа – только сложные предложения, доказать, что они сложные.

5 группа (индивидуальное  задание)

 От группы выступают по одному ученику(2 выступления). А остальные осуществляют взаимопроверку в группе.

Карточка.

  1. Наступила золотая осень.
  2. Черная туча закрыла небо.
  3. Когда наступили осенние дни, журавли полетели в теплые края.
  4. Солнце скрылось за тучами, и начался дождь.
  5. Веют холодные ветры, качаются ветви берез, на землю падают желтые листья.

Г. Работа по учебнику (упр.227 стр. 94) вывод по данному упражнению.

- Чем отделяется одно предложение от другого? (Запятой)

- Что их соединяет в одно целое? ( Союз)

- Обведите союзы кружочком, чтобы легче было запомнить, что же соединяет простые предложения в сложное.

- Перечитайте последнее предложение. Чем соединяются простые предложения  в  состав сложного? При помощи чего? (Интонации)

- Как можно назвать предложения, которые связываются при  помощи союзов? (Союзные).

- А при помощи интонации, без союзов? (Бессоюзные)

- Так ли уж важна роль интонации? (Проблемный вопрос)

Задание: расставить знаки препинания в стихотворной шутке, отделив одно предложение от другого (на листе)

Кисель там варят из резины

Галоши делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубашки из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют.

- Чему помогает интонация, для чего она служит? (вывод)

  1. Закрепление темы  урока.

-Анализируя изученный на уроке материал, сделать обобщение на тему «Сложное предложение».

Работает весь класс с использованием приема кластера: в центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум по теме нашего урока.

А) На доске записывается выражение «Сложное предложение».

Б) каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этими словами(3-5 минут), оформляют на большом листе бумаги (ватмане).

На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему.

  1. Подведение итогов.

- Наше путешествие подходит к концу.

- А сейчас последняя игра «Закончи предложение»

  1. «Сегодня я узнал, что…»
  2. «Теперь я умею…»
  3. «Я знаю, что…»

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание

Параграф № 46. Упр …выписать 1) сложные предложения;2) найти и выписать в тетрадь 2 союзных предложения.

  1. Рефлексия.

Ребята, перед вами две звездочки: ярко- желтая и бледно- желтая. Сейчас те, кто чувствовал себя на уроке уверенно, все знал, научился и узнал что-то новое, поднимут яркую звездочку. А те, кто скучал на уроке и не всегда понимал, о чем речь, поднимут бледную звездочку.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Будьте КРАСИВЫ в мечтах и поступках.

Всем спасибо.



Предварительный просмотр:

Тема: Урок развития речи. Составление рассказа «Зима» по опорным словам.

Класс 6, второй год обучения, уровень – средний.

Цели и задачи: 1) обучающие – расширить словарный запас учащихся; научить правильно подбирать нужные(точные) слова для выражения своих мыслей;

2) развивающие – развитие потребности слушать и слышать, думать, размышлять, творить;

3)воспитывающие – воспитание в учащихся стремления к прекрасному: к радости, доброте, красоте, чуткости.

Оборудование:

Тема урока, эпиграфы; вывешены репродукции картин:

И. Грабарь «Февральская лазурь», С. Жуковский «Иней», Л. Бродская «Русская зима»;

Стихотворения о зиме; выставка картин, альбомов о зиме; справочник, словари, карточки.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться надо.

Н. Рыленков.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя (подготовительный момент).

На фоне музыки П.И.Чайковского учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке».

После чтения спросим учащихся:

- Как вы думаете, почему поэт говорит, что русскую природу «мало увидеть, здесь нужно всмотреться, здесь мало слышать, здесь вслушаться надо»? (Рассуждения учащихся).

Учитель. Русская природа сама по себе неброская, неяркая, не поражает взгляд чем-то неожиданным: в ней нет ни эффективных горных вершин в снежных шапках, ни экзотических ярких растений. Все краски и звуки как бы приглушены, но таится в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать только  чуткое любящее сердце. Зима – удивительное время года. Сколько прекрасных стихотворений написано на эту тему, сколько картин нарисовано?!

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами будем учиться видеть красоту природы, попробуем услышать зимнюю природу, попробуем взглянуть на окружающую природу глазами нашей души, будем учиться доброте, чуткости ко всему, что нас окружает; будем пробовать создавать свою красоту – красоту русской зимы, орудие наше – слово.

В нашем классе есть художник (ученик должен нарисовать картину зимней природы, возникшую в его воображении в ходе урока).

- Ждали ли прихода зимы? Почему?

(Новый год, Рождество, первый снег, суровое, но романтическое время года, бывает капризной).

-Какая зимняя погода вам нравится?

(Солнце – признак веселья и хорошего настроения).

- Все ли катались, съезжали на санках с горы? Что же вы при этом испытывали?

(Весело, поднимается настроение. Едешь, борешься с ветром).

- Нюхали ли вы когда-нибудь снег? Кто мне скажет, чем пахнет снег?

(Пахнет морозом, холодом, свежестью).

- Пробовали снег? Вкус снега какой?

(Холодный, мороз, влага воды (недаром из снега получают нежную мягкую воду).

- А вы хотели бы жить в такой стране, где не бывает зимы, не бывает снега? Хотите жить в такой стране, где круглый год лето,  и вы не сможете кататься на лыжах, не сможете играть  в снежки? Представьте, что у вас на Новый год стоит не елка, а пальма? (ответы детей).

- Ребята, каждое время года несет свою благодать. Когда вы вслушиваетесь, всматриваетесь, то ваша душа будет богаче.

-Во что одета Зима? Посмотрите на эту картину (зимний пейзаж).

(Шарфик, она одета в шубу, шапку).

- Почему блестит, сверкает, переливается снег?

(Зимние алмазы сверкают. Если же осенью у природы очень много золота, то Зима богата серебром, алмазом, то есть преобладающая краска - белая, серебристая).

- Итак, молодцы, ребята. Мы узнали, во что одета Зима, чем пахнет, чем богата. А теперь попробуем оживить это время года. Давайте представим, что мы находимся в лесу. И что можно услышать?

(Деревья скрипят, дятел постукивает, ворона покаркивает, вой, звук воды приглушенный. Если весной река журчит, то зимой даже речка какая- то сонная).

- Мы, ребята, тоже какие- то сонные, давайте проведем физкультминутку.

Утром детки потянулись,

Дружно встали, повернулись.

Поглядели влево, вправо:

День пройдет у нас на славу.

А теперь размяли ножки,

Посмотрели все в окошко,

 И друг другу улыбнулись,

На свои места вернулись.

 Какая Зима? Откройте тетради, попробуйте дать Зиме свои определения и запишите их в тетрадь (волшебная, белая, седая, суровая, могучая, свирепая, морозная, студеная, бодрая, щедрая, (не жалеет драгоценных украшений - серебро, алмазы), заботливая (заботиться о деревьях, о земле), капризная и так далее) – можно провести в форме игры « Кто больше?»

- Ребята, как вы думаете, а у Зимы есть помощницы?

(Ветер, Мороз, Снег).

- Когда сходятся мороз и солнце, то день какой?

«День чудесный…» И при этом снег скрипит, хрустит, звенит под ногами, поет – это бывает в морозный день. А сегодня снег хрустит под ногами?  А снег что делает?

(серебрится, искрится, переливается, блестит, сверкает алмазным огнем, светится, горит).

3. Информационный момент.

- Ребята, зимой ветер не бывает просто ветром (работа с карточками, где даны слова ПОРОША, ПОЗЕМКА, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА, ПУРГА, БУРАН (значения слов в словаре).

ПОРОША – …

ПОЗЕМКА - …

МЕТЕЛЬ - …

ВЬЮГА - …

ПУРГА - …

БУРАН - …

Итак, вот  какая ЗИМА. Как изображают это время художники, а художники слова? Обращаем внимание на картины художников. Чтение наизусть по желанию стихотворений о зиме (читают стихотворения в музыкальном сопровождении).

А что же увидели сегодня  наши художники? Представление своих рисунков. Молодцы, ребята! Вы очень внимательны, точны и творчески подошли к заданиям.

  1. Домашнее задание.

1) Чудеса Зимы.

2) В зимний денек.

3) Зимняя сказка.

Вот наш урок подошел к концу. Наш урок был необычным, звучным, сказочным. Вы дома должны оживить выбранную тему, используя те слова, которые записывали в ходе нашего урока. (Какие слова записали в тетрадь, все, что мы говорили, использовать при выполнении творческой работы. Вы должны выбрать одну из тем и написать сочинение – рассуждение).

Завершить урок чтением эпиграфа:             Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев.

Всем спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...