Открытое внеклассное мероприятие «Люби, цени и знай русский язык!»
методическая разработка (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новомитропольская СОШ»
Тюхтетского р-на Красноярского края
учитель русского языка и литературы
Реодько Юлия Фёдоровна
План
Слайд 1. открытого внеклассного мероприятия
«Люби, цени и знай русский язык!»
Цели: 1) привить любовь к русскому языку;
2) воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову,
3) развить интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеклассное время.
Оборудование: презентация, мультимедиапроектор, высказывания и портреты великих людей.
Эпиграф
Слайд2.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Сабир Абдулла, узбекский поэт
Ход мероприятия.
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Идет неделя русского языка и литературы. И сегодняшнее мероприятие «Люби, цени и знай русский язык!» Мы решили посвятить великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку. Эпиграфом к мероприятию я взяла слова узбекского поэта Сабиры Абдуллы (чтение эпиграфа).
Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами! Язык, на котором мы говорим, очень богат, он один из самых сильных и самых богатых из живых языков. Русский язык изучают во многих странах мира, поскольку он очень красив и мелодичен.
Слайд 3. О роли русского языка хорошо сказала Анна Андреевна Ахматова:
...Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да при этом еще и не видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Или смотреть спортивные игры, происходящие в далёком Сочи? Да только ли это? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на наш русский язык.
Прекрасные мастера русского языка М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, М. Горький, К. Паустовский, А. И. Куприн и другие высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. Мы должны всегда помнить их высказывания про свой родной русский язык, потому что они прекрасны. Давайте послушаем эти высказывания о русском языке.
Слайд 4. 1 чтец. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов был, по выражению Виссариона Григорьевича Белинского, «первым русским университетом». Он писал стихи, создал теорию «трех штилей». Русский язык М. В. Ломоносов оценивал так: «Повелитель многих языков язык Российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе…» В русском языке он находил «великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изобретениях краткость греческого и латинского языка».
Слайд 5. «Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
…он гибкий и мощный в оборотах и средствах… звучный и выразительный».
Слайд 6. «…Дивной вязью он (народ. – Б. П.) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого».
(А. Н. Толстой)
Слайд 7 Великий писатель Максим Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку: «Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму… Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения,- мы добьемся этого только тогда, когда воспитаем уважение к языку».
Слайд 8. «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы».
(К. Г. Паустовский)
Ведущий. Весьма поучительны высказывания о языке выдающегося русского педагога Слайд 9. Д. Ушинского. «Язык народа, - писал К. Д. Ушинский,- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Вот почему лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык».
Слайд 10. В начале 30-х годов замечательный русский писатель Алексей Николаевич Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: « Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
Ведущий. Русский язык изучают не только в нашей стране, но и на всех континентах земного шара. Сегодня на русском языке говорят более 250 миллионов человек, а для 160 миллионов он стал родным языком. Труды великих русских ученых – Менделеева, Сеченова, Мечникова, Павлова, произведения русских писателей – Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского и многих других – известны во всем мире, их широко используют в научных работах, читают, переводят.
Слайд 11. Наш язык прекрасный, вечно юный,
Тот, который мир услышать рад,
На котором с мировой трибуны
Россияне правду говорят.
Ведущий. Действительно, как красив русский язык! Какой богатый и поэтичный этот язык! С ним можно творить чудеса. И я хочу, чтобы вы любили, бережно относились к русскому языку, хорошо знали и ценили его. Я считаю, что знание русского языка является чрезвычайно важным фактором в развитии человека. Но чтобы овладеть им в совершенстве, что нужно знать?
Все. Правила!
Ведущий. Правильно! Давайте проверим, как вы дружите с ними.
Начинаем 2 часть нашего мероприятия.
Слайд 12. Музыкальная пауза
Сегодня мы отправляемся с вами в познавательное путешествие во дворец Знаний.
Участвуют в игре две команды, которые покажут не только свои знания по русскому языку, но и представят свой ум, смекалку, сообразительность, мышление и внимание. Помочь провести игру мы пригласили компетентное жюри, которое будет судить честно и справедливо.
Итак, прежде чем отправиться в дорогу, познакомимся с командами.
Приглашаю обе команды на сцену: команду “Всезнайки” и команду “Умники и умницы”.
Команды, поприветствуйте друг друга!
Слайд 13
Всезнайки”:
Пускай острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
“Умник и умницы”:
Соревнуясь нынче с вами,
Мы останемся друзьями.
Так пусть борьба кипит сильней.
И наша дружба вместе с ней!
Ведуший. Итак, в путь, друзья!
Слайд 14-19. Разминка:
- Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле, Рязани?
- «На углу, на террасе, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.»
(вставить пропущенные орфограммы на месте подчёркнутых)
Слайд 20. 1 этап: “Созвездие смекалистых”
Команды получают по пакету со звёздами, из которых нужно составить “созвездие”, т. е. из частей слов составить высказывание. Кто раньше составит?
Ответ: Люби, цени и знай русский язык!
Команде-победителю вручается звезда.
Ведуший. Да, действительно русский язык не из легких. Не случайно некоторые ребята в классе не хотят дружить с правилами. Например, Лежебокин. Послушаем инсценировку стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж» и вы убедитесь в этом сами.
1 инсценировка.
Ленительный падеж.
- Спросил я Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил я рассерженно:
-В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости,
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Губительный,
Ленительный,
И, наконец, простительный.
2 инсценировка «В гостях у королевы Пунктуации»
Слайд 21. 2 этап: “Тёмная лошадка”
Кто поможет нам преодолеть следующий этап? Угадайте, о каком великом человеке рассказывают нам Некрасов и Тютчев в своих стихотворных строках?
Слайд 22....Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик...
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, -
Столько добрых, благородных,
Сильных любящих душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
(Н.А.Некрасов)
...Да, велико его значенье -
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему...
(Ф.И.Тютчев)
Слайд 23. Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)
В 1755 году он создал первую подлинную научную грамматику русского языка. В ней были даны правила правописания. Ломоносов усиленно пропагандировал необходимость изучения грамматики. Поэтому именно он будет задавать вопросы на знания теории русского языка. Отвечать команды должны быстро и чётко, нужно ответить на 10 вопросов. Жюри подсчитывает верные ответы.
Слайд 24. 3 этап «Немного о теории»
Вопросы команде «Всезнайки»:
- Часть речи, обозначающая предмет. (Существительное)
- Слово “белый” по отношению к слову “чёрный”. (Антонимы)
- Он бывает между корнем и окончанием в слове. (Суффикс)
- Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
- Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
- Часть слова без окончания. (Основа)
- Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (Определение)
- Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
- Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
Вопросы команде «Умники и умницы»:
- Часть речи, обозначающая действие. (Глагол)
- Слова, близкие по значению. (Синонимы)
- Предложение с одной грамматической основой. (Простое предложение)
- Изменение имени по падежам. (Склонение)
- Она может стоять перед корнем. (Приставка)
- Член предложения, отвечающий на вопросы где? куда? как? (Обстоятельство)
- Предложение без второстепенных членов. (Нераспространённое)
- Раздел русского языка, изучающий словосочетания и предложения. (Синтаксис)
- Сколько гласных звуков в русском языке? (10)
- Слово, имеющее несколько значений. (Многозначное)
Ведущая: Мы выяснили, какая команда лучше знает теорию. Эта и получает следующую звезду. (Вручение звезды)
Музыкальная пауза
Слайд 24. 4 этап:
Наш следующий конкурс приглашает по 1 человеку от команды. Проверим, насколько они внимательны.
Нужно очень быстро найти и назвать все буквы алфавита по порядку. Кто сделает это за меньшее время, получает звезду.
(Вручение звезды)
Слайд 26. 5 этап: «Остров Антиподов»
Наша следующая остановка на острове Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит? А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле.
Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.
Слайд 27. Команде «Всезнайки»
1. Найди 1 копейку и не потеряешь 1 врага. (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей).
2. Идет юноша из светлицы и хвост под домом. (Сидит девица в темнице, а коса на улице).
Команде «Умники и умницы»
1. Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать. (Любишь кататься – люби и саночки возить).
2. Упала тыква, можно выплюнуть. (Висит груша, нельзя скушать).
Слайд 28. ОТВЕТЫ
Вручение звезды. Музыкальная пауза
Слайды 29, 30. 6 этап: “Словарная эстафета”
Каждая команда должна составить за 1 мин как можно больше слов из букв, записанных в звезду.
Проверка:
Команды по очереди читают слова. Команда, последней назвавшая слово, (без повторов) получает звезду.
Итог игры.
Слайд 31. Ведущая: Итак, несмотря на множество правил, на все трудности встретившиеся нам на пути, мы все благополучно добрались до Дворца Знаний и попали в него. Это доказывает, что все хорошо поработали в течение этого часа, обе команды достойны попасть туда. Молодцы, ребята! Особое спасибо нашему жюри, которое помогало командам поддержкой в преодолении столь сложного пути, вручая командам звёзды.
Слайд 32. Итак, друзья,
Пришла пора проститься.
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.
Ведущая: Всем большое спасибо! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)
Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...

Вечер на тему "Люби, цени и знай русский язык"
Воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову, развитие интереса к глубокому изучению русского языка...

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»
Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!» ...

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку: «Люби, цени и знай русский язык!» (8 классы)
Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык!Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник....
Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»
Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку.«Люби, цени и знай русский язык!»...

Внеклассное мероприятие в 5 классе по русскому языку на тему "Увлекательный русский язык"
Материалы к внеклассному мероприятию по русскому языку в 5б классе...