«Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере-и приставок на з/с)».
план-конспект урока по русскому языку по теме
«Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере-и приставок на з/с)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologiya.ppt | 1.6 МБ |
frazeologiyaoffice_word_5.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Толкование значения фразеологизмов, уместное употребление их в речи».
Цели.
Вспомнить определение фразеологического оборота, углубить и расширить знания учащихся по теме урока.
Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.
Повышать речевую культуру школьников.
… фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство.
В.Г. Белинский
Ход урока
I. Организационный момент
Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Они, по словам Белинского, составляют “народную физиономию языка” (обращаемся к эпиграфу). Сегодня мы проведём занятие, на котором вы сможете вспомнить известные вам фразеологические обороты.
II. Подготовка к обобщению понятий по изучаемой теме
Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.
Ребёнок не знал, что в языке есть фразеологизмы. А вы, ребята, уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же такое фразеологизмы.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.
III. Обобщение изученного
Умеете ли вы отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний?
Давайте сыграем в игру “Аплодисменты”.
Отметьте хлопком фразеологический оборот.
золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.
В работе над темой нам поможет Тетрадь по фразеологии, в которой мы выполним ряд заданий.
Вспомните лексическое значение фразеологических сочетаний, данных в задании 1.
Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.
а) устать
б) перекусить
в) мешать
г) победить, превзойти 1) заткнуть за пояс
2) заморить червячка
3) волочить ноги
4) вставлять палки в колёса
Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют синонимы. Найдите в задании 2 фразеологизмы-синонимы.
Бить баклуши –
Водить за нос –
Зарубить на носу –
С гулькин нос –
Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.
Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют антонимы. Найдите в задании 3 фразеологизмы-антонимы.
Заварить кашу –
Во весь дух –
Душа в душу –
Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.
Очень часто мы неверно объясняем значения фразеологизмов. Найдите и исправьте ошибки в толковании фразеологизмов. Выполните 4 задание и 6 задание.
тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост
наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму
заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить
кот наплакал – довести кота до слёз
подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку
показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку
кот наплакал – много
спустя рукава – прилежно
мартышкин труд – бесполезная работа
знать назубок – наизусть
во весь дух – очень медленно
от доски до доски – от начала до конца
с гулькин нос – мало
горе луковое – талантливый человек
при царе Горохе – очень давно
– О каких фразеологизмах напомнили вам фотографии животных?
Ученики, правильно назвавшие фразеологизм, выходят к доске и читают о том, почему мы так говорим, приводят примеры употребления фразеологизмов в речи.
Погнаться за двумя зайцами – преследовать две разные цели, выполнять несколько дел сразу.
Паша хватается за несколько дел сразу, ни одно до конца не доводит, забывает народную мудрость: “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”.
Ты знаешь пословицу: ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ? Именно она и дала жизнь фразеологизму погнаться за двумя зайцами.
Глухая тетеря – глухой или плохо слышащий человек; так говорят о человеке, который что-то прослушал, недослышал.
Вот глухая тетеря, пять раз повторил, а ты не слышишь.
Оказывается, в выражении глухая тетеря отразился важный для прошлой жизни трудовой процесс – охота. По наблюдениям охотников, тетерева во время токования не слышат ничего вокруг, даже приближения к ним людей.
Эй, глухие вы тетери,
Дверь откройте поскорее!
Здесь стоим уж пять минут,
Ждём, когда нам отопрут.
Вертеться как белка в колесе – быть в постоянных хлопотах, заботах; суетиться.
Целый день мать крутилась как белка в колесе; варила обед, стирала, убирала.
Работа с текстом
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?
На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.
Работа в парах
Мы побываем в зимнем лесу. Перед вами картина И.И.Шишкина. Как она называется, вы узнаете, когда выполните задание.
Задание.
Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения. По первым буквам левого столбика прочитайте название картины Ивана Шишкина. Слова левого столбика Слова правого столбика
Играть
Мартышкин
Ахиллесова
Замести следы
на нервах
труд
пята
Замести следы, играть на нервах, мартышкин труд, ахиллесова пята. Картина “Зима”.
Картинная галерея
Ни рыба ни мясо, чесать язык, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке, волосы дыбом, кот наплакал, два сапога пара, точить лясы, как белка в колесе, вывести на чистую воду, взять быка за рога, лить крокодиловы слёзы.
Самостоятельная работа
1. В каком случае выражение является фразеологизмом?
1) чёрный муравей
2) белая ворона
3) белый заяц
4) рыжий лев
2. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
1) рукой подать, за тридевять земель
2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает
3) капля в море, как с гуся вода
4) воспрянуть духом, повесить голову
3. Какой фразеологический оборот имеет значение “от скуки”?
1) от случая к случаю
2) от нечего делать
3) от чистого сердца
4) от корки до корки
IV. Итоги урока
Мои достижения в изучении темы “Фразеологизмы”.Я знаю понятие фразеологического оборота,
отличие устойчивого выражения от слова.
Я умею давать толкование лексического значения фразеологизма,
подбирать фразеологические синонимы,
подбирать фразеологические антонимы,
находить фразеологизмы в тексте,
составлять предложения с фразеологизмами.
Надеюсь, что все чувствовали себя на уроке удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А я на седьмом небе от общения с вами.
V. Домашнее задание
Упражнение 719.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
Урок русского языка в 5 классе по теме" Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях- существительных"
Цель урока: совместно с учащимися открыть новую орфограмму: " Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных.Задачи: научить находить орфограмму по опознавательно...
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
"Правописание ы,и после приставок на согласный звук"
Урок в пятом классе....
Правописание приставок, не изменяющихся на письме
Презентация . 5 класс...
Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...
Урок-практикум "Орфография. Правописание Ы-И после приставок"
Урок-практикум (подготовка к ЕГЭ)...