Урок русского языка "Закреплениие и обобщение по теме "Союзы и предлоги".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Андреева Лариса Николаевна

Урок русского языка "Закрепление и обобщение по теме "Союзы и предлоги" для учащихся 7 класса сопровождается презентацией. Цели урока: 1.Повторить и обобщить знания учащихся о союзе и предлоге как служебных частях речи, совершенствовать умение учащихся определять вид сложного предложения. 2. Развивать умение систематизировать и обобщать имеющиеся знания в рамках изученной темы. 3. Воспитывать уважение к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.zip337.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 7 классе.

Тема:  «Закрепление и обобщение по теме «Союзы и   предлоги».

 Цели урока:

  1. Повторить и обобщить знания учащихся о союзе и предлоге как служебных частях речи, совершенствовать умение учащихся определять вид сложного предложения.
  2. Развивать умение систематизировать и обобщать имеющиеся знания в рамках изученной темы.
  3. Воспитывать уважение к родному языку.

Оборудование:

Видеопроектор, экран, компьютер, слайды с презентацией к уроку, тесты.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Запись темы урока.

Мы с вами закончили изучение тем «Союз» и «Предлог». Давайте повторим и обобщим всё, что узнали об этих частях речи.

  1. Фронтальный опрос. / Проводится в форме брейн-ринга/.

Класс делится на три команды (по рядам). Вопросы задаются поочерёдно каждой команде.

  1. Какие служебные части речи вы знаете?
  2. Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга?
  3. Назовите группы союзов.
  4. Чем отличаются простые предлоги и союзы от составных?
  5. На какие группы делятся сочинительные союзы?
  6. Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие – только для связи предложений?
  7. Какие предлоги называются производными? Приведите примеры.
  8. Как отличить на письме союз чтобы от местоимения что с частицей бы?
  9. Назовите союз, который можно назвать хамелеоном. Важно ли определять значение этого союза? Почему?

Определяется победитель.

  1. Тренировочные упражнения.
  1. Словарный диктант.

Освещать, потому что темно; натереть, чтобы блестел; отложить из-за непогоды; банка из-под варенья; стараться изо всех сил; он тоже поедет; вследствие дождей; в следствии по делу; вспоминал впоследствии; спрятался за то дерево; в течение лета.

  1. Конструирование предложений. (Слайд 2)

Трижды используя данное простое предложение, составить сложносочинённое, сложноподчинённое предложения  и предложение с однородными членами.

Неожиданно набежала тучка.

 Составить схемы полученных предложений.

  1. Попробуем решить шарады. /Работаем устно/.
  1. Две ноты, союз,

           Всё вместе игра,

           В которую любит играть детвора. (Домино) (Слайд 3)

  1. Союз, предлог и падежная форма

Личного местоимения

 Дают вкусный плод

            Южноамериканского растения. (Ананас) (Слайд 4)

  1. Мой первый слог на дереве,

Второй мой слог – союз,

А в целом я материя

И на костюм гожусь. (Сукно) (Слайд 5)

  1. В конце какого предлога стоит сотня? ( Вместо).

  1. Распределительный диктант.

Выписать в два столбика сочинительные и подчинительные союзы.

  1. Грачи радостно и громко провозглашали о приходе весны.
  2. Хотя ещё нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба.
  3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем.
  4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата.
  5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.

  1. Работа по учебнику. Упражнение 353 (устно).

  1. Вставить вместо прочерков подходящие по смыслу союзы.  Дать им характеристику. (Устно) (Слайд 6)

Иди туда,… тебя уважают. Снаружи поп, …внутри чёрт.  Дерево затем и посадили, … есть плоды. Не мил свет,… друга нет. Берегись бед,…их нет. Мал золотник, … дорог.

  1. Комментированное письмо.

Дети не слышали и не понимали его. Они радовались тому, что он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и поэтому терзают его. Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!»

Задания:  

  1. Определить, из какого произведения взят отрывок.
  2. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.
  1. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях. (Устно).
  1. Няня, не смотря на свою нежную привязанность ко мне, не упускала случая рассказать о моих выходках. (Слайд 7)
  2. В тоже время я с неописуемым удивлением смотрел на парящий в воздухе остров населеный людьми. (Слайд 7)
  3. В продолжении пяти дней ветер поднявшийся не ожидано, гнал нас в открытое море вселяя в наши души отчаяние. (Слайд 8)
  4. Благодаря моих товарищей я успешно закончил полугодие. (Слайд 8)

  1. Тест.

          1 вариант.

   Плюсом (+) отметить номера предложений, где союзы пишутся слитно;

    Минусом (-) номера предложений, где раздельно.

  1. Так (же), как в море, над лугами дуют свежие ветры.
  2. Молчание то(же) ответ.
  3. Что(бы) писать грамотно, надо знать теорию.
  4. Все очень устали, за(то) достигли цели.
  5. Что(бы) мне такое сделать?
  6. Мой друг увлекается плаванием, а так(же) гимнастикой.
  7. То(же) слово, да не так бы молвить.
  8. Меня хвалили за(то), что я хорошо работал.

           2 вариант.

            Плюсом (+) отметить номера предложений, где союзы пишутся слитно;

            Минусом (-) номера предложений, где раздельно.

  1. Я люблю делать то(же), что и брат.
  2. Он учится в автошколе, я то(же) хочу там учиться.
  3. Его товарищи учатся хорошо, он так(же) не отстаёт от них.
  4. Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости.
  5. Я так хочу, что(бы) лето не кончалось.
  6. Как ветер песнь его свободна, за(то) как ветер и бесплодна.
  7. Наши предки боролись за(то), чтобы Россия была свободной.
  8. Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Люблю Отчизну я», используя подчинительные и сочинительные союзы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка по теме в 7 классе "Предлог"

Разработка урока по теме "Предлог" в рамках программы "Школа-2100" построен на материале о космосе и приурочен к 50-летию полета первого космонавта Ю.А.Гагарина....

Урок русского языка в 7 классе по теме:"Предлог как часть речи"

Урок по теме "Предлог как часть речи" разработан для обучающихся в 7 классе....

Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог"

Урок обобщения  и систематизации изученного по теме "Предлог"...

Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  ост...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Предлоги. Союзы. Частицы"

Данный урок предназначен для работы  учителя русского языка в 7 классе по программе Т.А.Ладыженской...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог"

Открытый урок по русскому языку в 7 классе   Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Предлог»  Цели:Образовательный аспект: обобщить и систематизировать ранее изученн...