Пояснительная записка
Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей возможно в условиях такой организации обучения, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач. Обеспечению этих условий в образовательном процессе способствует внедрение в школьную практику метода проектов. Данный курс рассчитан на 17 часов, имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Цели курса: систематизация знаний по русскому языку, полученных на второй ступени обучения в гимназии, и развитие ключевых компетентностей, необходимых для дальнейшего образования. Курс «Проектная деятельность по русскому языку» призван способствовать решению следующих задач: - активизировать творческую инициативу обучающихся;
- содействовать интеллектуальному, нравственно- эстетическому развитию обучающихся;
- формировать интерес носителей русского языка к бережному отношению и защите языка;
- развивать потребность в самостоятельной поисковой, исследовательской, аналитической и практической работе в процессе работы над проектом;
- предоставлять возможность углубить программный материал по предмету, придать ему системный, комплексный характер;
- создавать ситуации для проявления эмоционально-волевых качеств личности учащихся.
Принципы организации проектно – исследовательской деятельности - систематичность;
- внедрение интерактивных технологий (защита проекта, творческие мастерские, мастер – классы);
- поддержка любых мотиваций: интерес к предмету, связь с будущей профессией, получение награды, поступление в ВУЗ и др.
Требования к педагогу, организующему проектную деятельность: - умение создавать условия для самостоятельной работы и творческой деятельности обучающихся;
- способность вооружить учащихся методами и приемами творческой работы ;
- возможность предоставить учащимся времени для осуществления всех фаз творчества на всех этапах выполнения проекта;
- способность сочетать различные методы мотивации проектной деятельности обучающихся;
- способность выступать в различных ролевых позициях (консультант, координатор и т.п.);
- способность использовать личный пример творческого подхода к решению проблемы.
Планируемые виды деятельности для обучающихся: - изучение научной и научно-познавательной литературы по теме;
- поиск необходимой информации из различных источников;
- планирование собственной деятельности;
- определение и реализация комплекса средств для выполнения поставленной цели;
- разработка мультимедийного сопровождения и защита проекта.
Практические занятия способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умений создавать конкретный интеллектуальный или материальный продукт, поэтому в содержание программы включены контрольные занятия. Программа проектной деятельности по русскому языку по содержанию является научно-прикладной; по функциональному назначению - развивающей учебно-познавательной; по форме организации - групповой; по времени реализации - годичной (17 часов). В результате работы по программе «Проектная деятельность по русскому языку» обучающиеся должны знать: - основные сведения о роли языка в жизни современного общества, о возможности применения полученных знаний в практической деятельности человека.
должны уметь: - осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием
различных источников (справочных, научных, научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета); - использовать информационные технологии для обработки и презентации информации;
- планировать самостоятельную деятельность, систематизировать, анализировать, обобщать
и давать оценку полученным результатам; - продуктивно работать в творческих группах постоянного и сменного состава.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью, которая заключается в том, что обучающиеся овладеют навыками конструктивного общения, приобретут навыки самостоятельной исследовательской деятельности, разовьют умения работать с информацией из различных источников. Структура программы состоит из вводного и образовательных блоков: - поисково-аналитического;
- практического;
- презентационного;
- контрольного.
Содержание программы
I блок. Вводный Понятие проектной деятельности. Классификация проектов. Понятие «учебный проект». Этапы реализации проекта. II блок. Поисково-аналитический Определение тематического поля проекта. Поиск и анализ проблемы исследования. Постановка целей и определение задач проекта. III блок. Практический Принятие, уточнение, конкретизация целей и задач. Сбор и анализ информации по теме. Построение алгоритма деятельности и распределение ролей в группе. Изготовление «продукта» проектной деятельности. IV блок. Презентационный Подготовка материалов для презентации проекта. Создания портфолио и внесение в банк данных. Презентация проекта. V блок. Контрольный Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Элементы ИКТ | Форма | 1. |
| Понятие о проектной деятельности.
|
| Лекция с элементами беседы | 2 |
| Классификация проектов. Понятие «учебный проект». | Презентация PowerPoint | Интерактивный урок | 3. |
| Этапы реализации проекта | Презентация PowerPoint | Интерактивный урок | 4. |
| Определение тематического поля проекта. Выбор проблемы исследования. |
| Мозговой штурм | 5. |
| Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач проекта. | Работа в Word | Работа в группе | 6. |
| Сбор и изучение информации по теме. | медиа-ресурсы | Работа в группе | 7. |
| Анализ отобранной информации.
|
| Работа в группе | 8. |
| Построение алгоритма деятельности. Распределение ролей в группе. | Работа в Excel | Ролевая игра | 9. |
| Изготовление «продукта» проектной деятельности. | Презентация PowerPoint | Мастер-класс | 10. |
| Изготовление «продукта» проектной деятельности. |
| Работа в группе | 11. |
| Изготовление «продукта» проектной деятельности. |
| Работа в группе | 12. |
| Подготовка материалов для презентации проекта. | Презентация PowerPoint | Мастер-класс | 13. |
| Подготовка материалов для презентации проекта. |
| Работа в группе | 14. |
| Создания портфолио и внесение в банк данных. | Word, Excel | Работа в группе | 15. |
| Презентация проекта. | Презентация PowerPoint | Защита проекта | 16. |
| Оценка качества выполнения проекта и анализ деятельности каждого участника в ходе всех этапов проекта.
|
| Рефлексивная беседа | 17. |
| Резервное занятие |
|
|
Направления проектной деятельности (темы)
- Проблема экологии языка.
- История возникновения и функционирования слова.
- На страже норм русского языка.
- Занимательно о главном.
- Готовимся к ЕГЭ.
|