Лингвистический анализ текста
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе на тему "Лингвистический анализ текста: отрывок из повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.zip | 11.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку «Лингвистический анализ текста: отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Автор урока: учитель русского языка и литературы МОУ «Никольская СОШ Белгородского района Белгородской области» Сорокопытова Ольга Геннадьевна.
Тема урока: «Лингвистический анализ текста: отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний и способов действия.
Форма проведения: урок – лингвистическая лаборатория.
Методы: постановка проблемных вопросов и поисковых задач, лингвистический анализ текста, метод эксперимента, интеграции.
Дидактическое сопровождение: проектор, компьютер;
портрет А.С.Пушкина, выставка произведений поэта;
число, классная работа, тема урока;
словарь: ни свет ни заря, проказы;
три словаря С.И.Ожегова, три учебника «Русский язык», 6 класс под редакцией М.М.Разумовской;
словарик выразительных средств, распечатка текстов, планов, задания по группам, рабочие листы урока.
Класс: 6
Четверть: III
УМК: учебно-методический комплекс под редакцией М.М.Разумовской.
Список литературы:
1. А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». - Москва, 1985.
2. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова под редакцией Н.Ю.Шведовой. - Москва, 1987.
3. Машталер О.Е. Лингвистическая лаборатория на уроке. // Русский язык в школе. – 1999. - №6. – с.41-43.
4. Антонова Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьных методов? // Русский язык в школе. – 2007. - №4. – с.10-14.
Тема урока: Лингвистический анализ текста: отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Урок – лингвистическая лаборатория.
Цель урока:
1) отработка навыков анализа текста, умения находить выразительные средства речи, в том числе понимать роль употребления причастных и деепричастных оборотов в тексте;
2) формирование речевых умений и навыков, грамотного письма через работу с текстом и интеграцию уроков русского языка и литературы;
3) привитие любви и интереса к русскому языку и литературе, чтению.
Оборудование: проектор, компьютер;
портрет А.С.Пушкина, выставка произведений поэта;
число, классная работа, тема урока;
словарь: ни свет ни заря, проказы;
три словаря С.И.Ожегова, три учебника «Русский язык», 6 класс под редакцией М.М.Разумовской;
словарик выразительных средств, распечатка текстов, планов, задания по группам, рабочие листы урока;
бейджи «Лингвист» с указанием имени учащегося, часы.
- Организованное начало урока. Приветствие учителя, приветствие детей учителя и гостей.
- Оформление тетрадей. (Дата, классная работа, тема).
1 слайд. Лингвистический анализ. Урок пройдет в форме лингвистической лаборатории.
- Беседа с учащимися, подготовка к восприятию темы и цели урока.
- Ребята, давайте подумаем, какую работу предполагает заявленная тема?
- Каково значение слова «лаборатория»? Обобщаем ответы детей цитатой из толкового словаря С.И.Ожегова.
- А как вы объясните прилагательное «лингвистический»? (Языковой, ведь лингвистика – это наука о языке). В целом – лингвистическая лаборатория – это место, где проводят опыты над словом, исследуют текст.
- Ребята, представьте, что вы ученые-лингвисты, а наш класс- лингвистическая лаборатория. Сегодня у нас один из заключительных уроков по теме «Употребление причастий и деепричастий в речи». Я хочу, чтобы вы вышли за рамки урока и помыслили немного шире, прикоснувшись к тексту А.С.Пушкина.
- Ребята, как бы вы теперь сформулировали цель нашего урока?
2 слайд. Цель урока.
Заключение учителя:
Сегодня мы с вами проанализируем отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка», повторим выразительные средства речи, понаблюдаем за ролью причастий и деепричастий в тексте, закрепим знания по орфографии и пунктуации.
4. Слово-беседа учителя о Пушкине. Замечательный поэт, прозаик, драматург, создатель русского литературного языка.
- Какие стихотворения Пушкина вам известны, а какие сказки, а какие повести?
Ребята, известно, что Пушкин бережно относился к слову, добивался точности и лаконичности языка.
3 слайд. Слова Н.В.Гоголя.
5. Работа в группах. Назначение командиров.
- Прослушайте текст, о чем он?
Чтение учителем текста.
«Разминка» для групп.
А) О чем этот текст? Из какого произведения взят отрывок? В какой цикл произведений Пушкина входит?
Б) Словарная работа. Объясните значение фразеологизма «ни свет ни заря», слова «проказы».
4 слайд. «Повести Ивана Петровича Белкина» (названия всех повестей).
В) Давайте попробуем предположить основную мысль текста.
(Описание ясного утра или «боязнь, сопровождавшая наши проказы, составляет главную их прелесть).
- О какой шалости Лизы идет речь в повести?
- Ребята, наверняка, вы тоже шалите на улице, в школе, дома. Но в шутках тоже надо знать меру, иначе можно оскорбить или обидеть человека, а также навредить самому себе.
- Итак, мы определили тему, основную мысль текста.
Раздаю задания по группам, даю немного времени, консультирую группы.
- Проверка: 1) тип, стиль речи с доказательствами; 2) эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и их роль в тексте; 3) в данном тексте встретились простые предложения, осложненные однородными членами, обособленными определениями, то есть причастными и деепричастными оборотами; ССП, СПП.
- Итак, мы с вами определили тип, стиль текста; синтаксический строй текста.
Физминутка «Часики»
- Продолжаем работать в лингвистической лаборатории.
- Лингвистический эксперимент. Давайте прочитаем предложения с причастными и деепричастными оборотами, запишем два из них и подумаем над целью употребления данных оборотов в речи.
Попробуем заменить причастный оборот придаточной частью со словом «который», что получится? Вяло, сухо.
Давайте исключим деепричастный оборот, получается неполное предложение, невыразительно.
- Так для чего Пушкин использует данные обороты речи в своем тексте? Для выразительности.
5 слайд. Причастие «передает» энергию глагола и «живописную силу» прилагательного. Деепричастие «дорисовывает» действия.
- Итак, эксперимент показал, что причастие…
- Повторение (продолжение работы в группах).
1) В чем различие обособления причастных и деепричастных оборотов? 2) В данных предложениях давайте найдем слова с орфограммами «Безударные гласные»; 3) «Правописание при и пре», сформулируем правило.
6 слайд.
- Обобщение.
- Какой навык мы отрабатывали?
- Что мы узнали о выразительной силе причастий и деепричастий?
- Какие орфограммы мы повторили?
7 слайд.
- Коррекция знаний учащихся. Заполните, пожалуйста, 1-ю часть рабочего листа.
8 - 10 слайд.
- Проверка. Прочитаем, что у нас получилось.
- Если есть ошибки, можно исправить. Слово учителя о русском языке.
- Рефлексия. Заполните, пожалуйста, 2-ю часть рабочего листа (комментарий учителя).
- Оценки и их комментирование.
11 слайд. Читаем Пушкина
- Домашнее задание: выпишите из произведений художественной литературы предложения с причастными и деепричастными оборотами или сделайте анализ небольших поэтических текстов по плану.
Музыка из к-ф «Метель» Сдайте, пожалуйста, рабочие листы. Уважаемые лингвисты, спасибо за активное участие в нашей совместной работе. Урок окончен.
Приложение №1
Рабочий лист к уроку
Тема: Лингвистический анализ отрывка из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
1. Мы проанализировали отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
В нем автор использовал лексические средства: эпитеты _______________________________________________, придающие тексту выразительность,
сравнение___________________________________, которое помогает ярко представить картину наступающего утра, метафоры_________________________________________________________, раскрывают эмоциональное состояние героини, олицетворения________________________________________________________________________________________________________________________, одушевляют природу.
Причастные и деепричастные обороты используются автором для выразительности речи. Причастие передаёт ______________глагола и
________________________________прилагательного.
Деепричастие _____________________________ действие.
Вывод: с помощью ярких выразительных средств Пушкин образно описывает красоту раннего утра, передает настроение героини и выражает основную мысль – «боязнь, сопровождавшая наши проказы, составляет главную их прелесть».
2. Подумайте, что было главным для вас на уроке:
- я научился__________________________________________________
- узнал_______________________________________________________
- понял_______________________________________________________
Что вас заинтересовало больше всего:
- необычная форма урока______________
- учитель______________________
- творчество А.С.Пушкина__________________________
- красота русского языка____________________________
3. Поставьте себе оценку за урок_____________________
Спасибо.
Приложение 2
Отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
1) Лиза проснулась ни свет ни заря*. 2) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. 3) Лиза тихонько нарядилась крестьянкой, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле.
4) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя. 5) Ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостью. 6) Боясь какой-нибудь знакомой встречи, она не шла, а летела.
7) Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. 8) Здесь она должна была ожидать Алексея. 9) Сердце её билось, само не зная почему; но боязнь, сопровождавшая молодые наши проказы*, составляет главную их прелесть.
10) Лиза вошла в сумрак рощи. 11) Глухой, перекатный шум приветствовал девушку. 12) Весёлость её притихла.
Словарик выразительных средств:
Эпитет – это образное определение, передающее чувство автора к изображаемому предмету (прилагательное в переносном значении). Эпитет делает речь яркой, эмоциональной.
Метафора – представляет собой перенесение значения по сходству (существительное в переносном значении). Применяется для выразительности речи.
Сравнение основано на сопоставлении явления или понятия с другим явлением и служит для выразительности речи.
Олицетворение заключается в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью. Применяется для образности речи.
План анализа текста.
- Чтение текста.
- Тема текста.
- Словарная работа.
- Основная мысль текста.
- Тип текста.
- Стиль текста.
- Выразительные средства и цель их употребления.
- Связь основной мысли с жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе
Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Лингвистический анализ текста в 10 классе
Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.
Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка и литературы при дальнейшем создании своего текста....
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
Лингвистический анализ текста. Урок русского языка в 6 классе
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лингвистический анализ текста"...
Часть В. Лингвистический анализ текста
Презентация содержит разбор заданий части В по направлению "Лингвистический анализ текста" для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку....