Публицистический стиль речи
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
УПД. Русский язык. Публицистический стиль.
Модуль 4.
Количество часов на дисциплину:5
Количество аудиторных часов: 5, из них:
5ч. Развитие речи.
Итоговый контроль: анализ газетных материалов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shihova_d.g.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Областное государственное автономное образовательное учреждение НПО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 50
«Утверждаю»
Директор ОГАОУ
НПО ПУ-50
« » ________2012
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
УПД. Русский язык. Публицистический стиль.
Модуль 4.
Группа: ..
Количество часов на дисциплину:5
Количество аудиторных часов: 5, из них:
5ч. Развитие речи.
Итоговый контроль: анализ газетных материалов
Залари 2012
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Место дисциплины: Дисциплина входит в состав федерального компонента дисциплин «Филология. Русский язык (базовый уровень)».
Изучение дисциплины базируется на основе федерального компонента государственного стандарта РФ в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику 10-11 кл. Власенкова А. И., Рыбченковой Л.М. Русский язык (Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 10-11 класс/ - М.: «Просвещение»,2009). Дисциплина «Публицистический стиль » русского языка необходима при изучении раздела «Функциональные разновидности русского литературного языка».
Цель: формирование системы публицистических понятий; умение определять и доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю речи; анализировать тексты публицистического стиля; создавать тексты данного стиля в разных публицистических жанрах; умение самостоятельно готовиться к устному выступлению; умение участвовать в обсуждении сообщений, докладов, в диалогах, диспутах.
Задачи:
- сформировать базовый понятийный аппарат публицистического стиля;
- отличать признаки публицистического стиля, сферу его использования, назначение и основные жанры;
- знать правила подготовки к устному выступлению, особенности композиции устного выступления;
- отличать признаки дискуссии как публицистического жанра; правила деловой дискуссии.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
При изучении публицистических понятий необходимо руководствоваться следующими принципами: функциональным, нормативно – стилистическим, контекстным. Функциональный принцип (заключается в показе функций (т.е. роли) языковых явлений в языке и в речи). Нормативно-стилистический принцип (заключается в раскрытии механизма выбора в речи языковых явлений со стороны их норм употребления и уместности употребления в зависимости от ряда условий, например адресата, замысла, жанра и стиля речи). Соблюдение нормативно-стилистического подхода к языковым явлениям в процессе их изучения обеспечивает учащимся правильную и эмоционально-выразительную речь. Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление слова и реалии. Грамматический принцип основывается на сопоставлении лексического и грамматических значений слова. В публицистическом стиле слова-термины нередко используются в переносном значении: фронт работ, сигнал неблагополучия, атмосфера доброжелательности (вражды). Контекстный принцип заключается в выяснении конкретного лексического значения слова, которое только и проявляется из словесного окружения. Следовательно, организуя работу над публицистическими понятиями, необходимо опираться на какой-либо из описанных принципов или на их сочетание, если потребуется.
Требования к освоению содержания дисциплины
Овладение публицистическими средствами языка предполагает как знание отличать признаки публицистического стиля, сферу его использования, назначение и основные жанры, так и выработку умений определять и доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю речи, анализировать тексты данного стиля и создавать публицистические тексты.
Обучающийся должен знать основные публицистические понятия, владеть анализом текста данного стиля.
Обучающийся должен уметь определить названные единицы в тексте, в речи, дать им характеристику; уметь работать со словарем, различать жанры публицистического стиля.
Виды контроля знаний: текущий, промежуточный
итоговый
В течение изучения этого модуля обучающемуся необходимо
- выполнить 5 заданий по развитию речи
Итоговый контроль – сочинение - репортаж
Планирование содержания дисциплины
Публицистический стиль речи
№ урока | Дата | Тема урока | Знать | Уметь | Кол-во часов | Домашнее задание | |
7 | 22.10.2012 | Особенности публицистического стиля речи | Отличительные признаки публицистического стиля, сфера его использования, назначение и основные жанры. | Определять и доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю речи; анализировать тексты публицистического стиля и выделять его отличительные особенности. | 1 | Сочинение в публицистическом стиле (упр.184.) | |
2 | 4.11.2012. | Очерк как жанр публицистического стиля. | Отличительные черты очерка как публицистического жанра; виды очерков. | Создавать тексты публицистического стиля в жанре очерка. | 1 | Сочинение в жанре очерка | |
3 | 5.12.2012. | Эссе | Отличительные особенности эссе как публицистического жанра. | Создавать тексты в жанре эссе | 1 | Создание текста в жанре эссе «О милосердии в немилосердный век». | |
4 | 14.01.12. | Устное выступление | Правила подготовки к устному выступлению; особенности композиции устного выступления. | Самостоятельно готовиться к устному выступлению. | 1 | Подготовиться к выступлению на лингвистическую тему(упр. 213) | |
5 | 23.01.12 | Дискуссия как жанр публицистического стиля. | Отличительные признаки дискуссии как публицистического жанра. | Участвовать в обсуждении сообщений, докладов, в диалогах диспутах и дискуссиях. | 1 | Сочинение - репортаж на самостоятельно выбранную тему. |
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль 4.
Функциональные разновидности русского литературного языка. Публицистический стиль. 5ч. р.р.)
У.Е.4.1 ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ. Публицистический стиль
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
У.Е.4.2Умение определять и доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю, анализировать тексты публицистического стиля.
У.Е.4.3 Создание текстов публицистического стиля в разных жанрах.
Основные понятия
В программу для 11 класса включены отдельные публицистические понятия: публицистический стиль речи, публицист, публика, жанры публицистики, языковые средства публицистического стиля, очерк, виды очерка, устное выступление, доклад, дискуссия, оппонент, диспут, диалог.
- ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Карта СР
Самостоятельная работа предполагает подготовку обучающихся к практическим занятиям, чтение обучающимися рекомендуемой литературы, работу со словарями.
Месяц | Учебная неделя | Кол-во Часов | Учебное задание по модулю | Вид контроля | Форма отчетности | Баллы | |
Модуль 4 | |||||||
Октябрь | 2 | 1 | Комплексный анализ текста (упр.182) | Текущий Промежут. | Анализ | 3-5 | |
Декабрь | 4 | 2 | 1.Подготовить в виде путевого очерка рассказ об экскурсии или походе. 2.Подбор эпитетов (упр.197-198) | Текущий Промежут. | Сообщение. Сочинение. | 3-5 | |
IV. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Проверка качества усвоения знаний проводится в устной и в письменной форме, предполагает разные по форме и по объему работы, анализ текста публицистического стиля. Все виды работ позволяют диагностировать уровень знаний обучающегося по предмету.
В процессе освоения дисциплины обучающийся может получить за один модуль максимальное количество баллов 10, минимальное – 6.
V.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи
Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....
«Публицистический стиль речи. Жанры»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
Публицистический стиль речи
Материалы к уроку русского языка в 11 классе...
урок русского языка в 11 классе "Особенности публицистического стиля речи"
урок в форме ролевой игры технологии личностно ориентированного обучения...
Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...
Особенности публицистического стиля речи
Слово учителя: Представьте себе, перед вами стоит задача, какая-либо проблема, которую вам нужно решить. И вы ставите перед собой конкретные цели. А вот какие цели ставит перед собой Мустай Карим в св...
Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....