Доклад для конференции "Культура речи и речевой этикет в современных условиях
статья по русскому языку по теме
"Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной» - это слова из вступления к роману В.П.Астафьева «Печальный детектив». Это оновная мысль моего доклада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
martynova_e.a._doklad.doc.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура речи и речевой этикет в современных условиях
Мартынова Е.А.,
учитель русского языка и литературы МОУ
«СОШ п. Первомайский Балашовского
района Саратовской области»
«Язык любого народа – это его историческая память, воплощённая в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразилась в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров – от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы. И, значит, культура языка, культура слова предстаёт как неразрывная связь многих и многих поколений». [Скворцов Л.И. 1994: 81]
Понятие «культура речи» ёмкое и многоаспектное. В общем плане его можно определить как умение чётко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, способность не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи – это своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей, занимающихся самыми различными аспектами деятельности: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ, работников телевидения и радио, менеджеров и т.д.
Культура речи как особая лингвистическая дисциплина имеет своё научное определение: это такое качество речи, которое обеспечивает эффективное общение при соблюдении языковых, коммуникативных и этических норм. Как следует из данного определения, культура речи включает три составляющих компонента:1) языковой, 2) коммуникативный, 3) этический. Рассмотрим последний.
«Когда-то в России умели и из быта извлекать если не удовольствие, то уж во всяком случае, полное удовлетворение, не затрудняя себя рассуждениями о необходимости этикета, изящества манер, вежливости, уважения к старшим и младшим, об умении вести себя в общественном месте, в гостях и в собственном доме. Судя по классической литературе, большая часть населения старой России точно знала, как одеваться, как вести себя за столом, что делать со знакомой и незнакомой дамой, равно и с кавалером; у каждого был наготове целый набор вежливых и даже учтивых выражений, которым в обязательном порядке учили дома и в школе, а сверх того была ещё и церковь, которая с рождения прививала правила нравственного поведения и обращения с ближним, который, будь он простым человеком или генералом, был братом пред Богом, наделившим всех своих чад равными правами и возможностями.
Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной» - это слова из вступления к роману В.П.Астафьева «Печальный детектив».
Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Сентенция «как живём, так и выражаемся» - только половина правды; вторая её половина «как выражаемся, так и живём» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
Этический компонент культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретной ситуации. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, прощания, благодарности, поздравления и т.п.; общение на «ты» или «вы»; выбор полного или сокращённого имени, формы обращения и др.). Нарушение этических норм отрицательно сказывается на эффективности общения: неэтичное обращение к собеседнику, употребление нецензурной лексики может прервать общение между людьми на долгие годы.
«Защита и охрана природных богатств, здоровье народа осознаются теперь как важное общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются памятники материальной культуры – часть духовного исторического наследия». [ Скворцов Л.И. 1994: 81] Наш язык нуждается в таком же бережном подходе, так как начало XXI века – время языковой агрессии, которая проявляется и в усилении враждебности между участниками общения. Способов реализации языковой агрессии множество: телевидение, интернет, современное кино и т.п. Этой агрессии, к сожалению, подвергаются наши учащиеся, и борьба с ней – одна из практически неразрешимых проблем. Учащемуся трудно ориентироваться в ненормированном языковом пространстве, поэтому, воспринимая неправильно звучащую устную речь, наши выпускники не понимают, в чём именно заключается ошибка или неточность, в чём неэтичность данного высказывания. Представители СМИ – главные противники учителя в борьбе за ученика. У них нет ощущения того, что своими текстами они формируют массовое общественное сознание. Как часто с экрана телевизора или по радио звучат слова, далёкие от речевого этикета, иногда они сопровождаются так называемым «запикиванием». Отсюда падение вкуса, низменность содержания речи.
Бывает, что и учителя на своих уроках допускают нетактичные и даже грубые замечания в отношении учащихся. На протяжении урока слышатся реплики: «Закрой рот!», «Перестань орать!», «Не будь идиотом!» и т.д. В такой ситуации уроки русского языка и внеклассные занятия по речевому этикету бесполезны, так как соблюдение норм культуры речи имеет воспитательное значение, способствуя повышению речевого общения учащихся. А если этические нормы нарушает учитель, о каком воспитании может вообще идти речь. Ведь здесь важна личность учителя, его умение строить высказывание и общаться с детьми.
Этикет школьного урока допускает множество форм приказа и требования, в том числе «приказ-просьбу». Но эти структуры чаще всего произносятся неправильно и с неверной интонацией. В педагогическом общении много ситуаций, когда приказ уместнее и точнее любого другого речевого воздействия. Важно понимать, что такой приказ должен звучать как увлекательный призыв и осмысляться учеником как внутренняя необходимость, ведущая к определённому результату.
Приказ-просьба должен произноситься вежливо, но категорично: «откроем тетради», «посмотрим на доску». Не допустимы требования такого плана: «открыть тетради!», «смотреть на доску!», «Сидорова! Устно – упражнение – 8!» Это выдаёт отсутствие компетенции педагога, его этическую несостоятельность. Также не следует употреблять просторечные формы глаголов в прошедшем времени: «Встали!», «Подняли стулья!» или глаголы несовершенного вида в повелительном наклонении: «Выходи, рассказывай, читай!» Правильными будут формы: «Выйди, расскажи, прочитай!». Важно следить за формулировкой рассказа, чтобы исключить негативный характер такого общения. Тем не менее, не следует злоупотреблять излишней вежливостью: «Машенька, если тебе не трудно, выйди, пожалуйста, к доске…» Такое обращение в условиях школьного урока выглядит как ирония и воспринимается соответствующе.
В настоящее время можно услышать мнение, что языковые правила не нужны, они только усложняют жизнь: «Я говорю так, как хочу, и меня понимают! Это моё личное дело!» Что можно возразить на это? «Действительно, язык принадлежит к числу тех феноменов общественной жизни, относительно которых многие считают возможным иметь своё мнение. Причём эти личные мнения о правильном и неправильном языке высказываются нередко в самой безапелляционной и темпераментной форме». [Горбачевич К.С. 1981: 32]. Однако человек, живущий в обществе, подчиняется этому обществу. И любые нормы (и нравственные, и языковые) – это не требование человека к самому себе, а требование общества к человеку.
Анализ любого вида норм (социальных, нравственных, юридических и др.) укажет на их социальный характер. И языковые нормы не являются исключением.
Библиографический список
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей.- М., 1981.
Скворцов Л.И. Язык, общение, культура (Экология и язык) / Русский язык в школе. – М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Методические особенности преподавания учебного предмета "Технология" в современных условиях"
Доклад "Методические особенности преподавания учебного предмета "Технология" в современных условиях (РМО учителей технологии 23.11.2011Г)...
Исследовательсккая работа "Речевой этикет в современных социокультурных условиях""
Исследовательсккая работа посвящена речевому этикету школьников....
Формулы речевого этикета в речи учащихся младших классов
Формулы речевого этикета в речи учащихся младших классовВ статье приводятся результаты исследования особенностей владения формулами речевого этикета учащимися младших классов. Коммуникативная на...
Доклад: Формирование устойчивого позитивного отношения к учебе в современных условиях
Тезисы: 1.Условия обучения учащегося в сельской детской школе искусств2.Индивидуальный подход к обучению3.Профессиональная деятельность педагога4.Усвоение учебного материала5.Формирование мотивац...
Стилистика и культура речи.Речевой этикет. Контрольная работа
В контрольной работе по речевому этикету ( курс стилистика для 7 класса) содержатся вопросы, рассматриваемые на уроках и предусмотренные авторским тематическим планированием. Последнее зад...
Доклад на тему: "Речевой этикет"
О культуре речи учителя и о современном этикете....
План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Культура речи и речевой этикет»
Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Культура речи и речевой этикет"", на котором учащиеся поработают над исправлением детских речевых ошибок и в реальном вре...