Причастие как часть речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок русского языка в 7 классе с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.44 КБ |
![]() | 814.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Причастие как часть речи
1. Новоселова Ирина Витальевна
2. МКОУ «Вечерняя школа № 4 г. Йошкар-Олы»
3. Учитель
4. Русский язык
5. 7 класс
6. Причастие как часть речи
7. «Русский язык» 7 класс.
8. Цель урока: познакомить обучающихся с причастием, его морфологическими признаками, употреблением в речи.
9. Задача урока: научить обучающихся выделять причастие среди других частей речи, научить находить и выделять причастный оборот; развивать творческую, мыслительную деятельность обучающихся; формировать интерес и уважение к родному языку.
10. Оборудование урока: печатные издания, мультимедийные приложения
11. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Очень метко о причастиях сказал В.И.Даль, автор знаменитого словаря: « Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного. » Совмещение в одном слове признаков частей речи естественно делает эти слова более богатыми, а потому и более экономными, на что обратил внимание еще М.В.Ломоносов: «Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
I. Объяснение нового материала
1. Сравните слова:
жёлтый ( лист)- желтеет (лист) - желтеющий (лист)
Каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных
слов? (По лексическому значению - значение цвета;
по грамматическому жёлтый - признак предмета, желтеет - действие
предмета, желтеющий - признак предмета).
- Можно ли назвать слово желтеющий прилагательным?
1) Жёлтый лист уже не изменит цвета, это его постоянный признак;
желтеющий лист - тот, который сейчас желтеет, находится в
процессе действия, т.е. это признак непостоянный, признак по
действию, которое совершает предмет или которое совершается
с предметом.
Вывод: это не прилагательное, это причастие.
2) Слово жёлтый непроизводное, оно не образовано от глагола.
Слово желтеющий образовано от глагола желтеть. Это
причастие.
2. Запись предложений с заданием произвести синтаксический разбор.
1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. ( М. Лермонтов)
2) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на
холме средь жёлтой нивы чету белеющих берез.( М. Лермонтов).
- Какими частями речи являются однокоренные слова?
- Какие ещё причастия есть в записанных предложениях?
Как вы их узнали?
Ночующий (обоз) - от глагола ночевать, который ночует, признак
непостоянный, вопрос к а к о й?, изменяется по родам, числам,
падежам ;
спалённой (жнивы) - от глагола спалить, которую спалили,
признак непостоянный; вопрос к а к о й?, изменяется по родам,
числам, падежам.
- Чем отличаются данные причастия?
несов. в., наст. вр. сов. в., пр. вр.
белеющих (берёз) спалённой (жнивы)
Следовательно, причастие имеет признаки глагола: вид, время, наличие
зависимого слова (в степи ) ночующий (обоз).
- Каким членом предложения могут быть причастия?
Вывод: причастие в предложении обычно бывает определением.
3. Чтение теоретического материала учебника по теме «Причастие».
4. Запись предложений с заданием выделить грамматическую основу предложений.
Выращенные в саду незабудки очень долго стояли в вазе.
На грядах торчали бурые прутья, перепутанные горохом.
- Укажите причастия. Есть ли у причастий зависимые слова?
5. Чтение теоретического материала учебника о причастном обороте, знаках препинания при нем.
- Выделите в записанных предложениях причастные обороты, расставьте знаки препинания.
II. Тренировочные упражнения.
1.Выделите причастные обороты, расставьте знаки препинания.
Распечатанный кем-то конверт лежал на столе.
Комары, надоевшие за ночь, куда-то исчезли.
Белки, сидящие на дереве, грызли орехи.
2. Замените один из глаголов причастием.
Ребята сидели за столом и жевали конфеты.
Ветер сильно дул и раскачивал лодку.
3. Составьте предложение с причастным оборотом.
III.Рефлексивно-оценочный этап. Обобщение урока.
Презентация.
VI. Домашнее задание. Вспомните и запишите пословицы и поговорки с причастиями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: познакомиться с причастием, его морфологическими признаками, особенностями его правописания, употреблением в речи. Задачи урока: научиться отличать причастие от других частей речи, находить и выделять причастный оборот. Причастие
Причастие – это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по его действию. Сравним слова: жёлтый (лист)-желтеет (лист)- желтеющий (лист). Слово жёлтый обозначает цвет, желтеет – действие предмета, желтеющий – признак предмета в процессе действия, т. е. тот, который становится жёлтым. Желтеющий – причастие. Понятие о причастии
Морфологические признаки причастия Причастие имеет признаки двух частей речи прилагательного глагола К а к о й ? изменяется по род. числам, падежам Лист (какой?) желтеющий Трава (какая?) желтеющая Поле (какое?) желтеющее Колосья (какие?) желтеющие К а к о й ? изменяется Числам, временам
Жёлтый (лист). По лексическому значению- значение цвета; по грамматическому - признак предмета. Жёлтый лист уже не изменит цвета, это его постоянный признак. Слово жёлтый непроизводное, оно не образовано от глагола. Вывод: слово жёлтый прилагательное. Отличие причастия от прилагательного
Отличие причастия от глагола 1) Желтеющий лист – тот, который сейчас желтеет, т. е. это признак непостоянный, признак по действию, которое совершает предмет. 2) Слово желтеющий производное, оно образовано от глагола желтеть, т.е. становиться жёлтым. Вывод: слово желтеющий не глагол.
Синтаксическая роль причастия Рассмотрим предложение Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. Возьмём причастия: спалённой, ночующей, белеющих . 1) Причастие спалённой относится к слову жнивы, отвечает на вопрос жнивы какой? Т.е. той, которую спалили, обозначает признак предмета по его действию, следовательно это определение. 2) Причастие ночующий относится к слову обоз , отвечает на вопрос обоз какой? Т.е. тот, который ночует, обозначает признак предмета по его действию, следовательно это определение . 3)Причастие белеющих относится к слову берёз , отвечает на вопрос берёз каких? Т.е. тех, которые белеют, обозначает признак предмета по его действию, следовательно это определение . Вывод: причастие в предложении является определением .
Место причастия в предложении перед определяемым после опред . словом (сущ.) слова (сущ.) спалённой жнивы жнивы спалённой ночующий обоз обоз ночующий белеющих берёз берёз белеющих
Понятие о причастном обороте Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом . Например : в степи ночующий обоз, /ночующий (где?) в степи/; /средь нивы белеющих/ берёз, белеющих (где?) средь нивы. Вывод: в степи ночующий и белеющих средь нивы – причастные обороты.
Место причастного оборота по отношению к определяемому слову 1) после определяемого слова : комары, /надоевшие за ночь/, куда-то исчезли. 2) перед определяемым словом: куда-то исчезли /надоевшие за ночь/ комары.
Выделение причастного оборота 1.Причастный оборот выделяется запятой или запятыми, если он стоит после определяемого слова Струя пены , отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой. 2. Причастный оборот не выделяется, если он стоит перед определяемым словом. Грэй лёг у костра и смотрел на отражавшую огонь воду.
Тренировочные упражнения 1.Из группы слов вычеркните лишнее. 1)Смеющийся, смеявшийся, смеясь, рассмеявшиеся. 2)Рассчитывавший, готовящийся, бушующий, величайший. 3)Распечатанный, раскрытый, отправленный, торжественный. 2.Укажите словосочетание «прич.+сущ.» 1) бушующее море летящий самолёт 2) сидящие на дереве удивительный дом 3) зеркальная поверхность спускающийся к берегу 4) выполнивший задание удивляющийся всему 3 . Найдите и выделите причастный оборот Охотник смотревший с берега долго протирал глаза.
В.И.Даль
Учитель русского языка и литературы Новоселова Ирина Витальевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причастие как часть речи (открытый урок).
Ход урока по русскому языку в 8-го классе.I.Организационный момент.II. Словарь: присутствовать, вдалеке, вблизи.III. Актуализация опорных знаний.IV.Объяснение нового материала.VII. Закрепление м...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/27/picture-52497.jpg)
Причастие как часть речи
разработка урока по программе М.М. Разумовской. Личностно-ориентированный урок с использованием презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-160362-1364498768.jpg)
Причастие. Причастие как часть речи (презентация).
В этой прзентации я обобщила все знания полученные на первом уроке о причастии. Дети наглядно запоминали теоретические знания....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-160362-1364498768.jpg)
Причастие. Причастие как часть речи. (первый урок).
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.Задачи урока:Образовательная.Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.Учиться отличать...
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/23/picture-11395.jpg)
Электронный тренажёр "Причастие как часть речи. Склонение причастий"
Данный ресурс предназначен для сопровождения урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи. Склонение причастий"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/25/picture-524950-1566715226.jpg)
Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"
Проверочная работа "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...