Сжатое изложение.
план-конспект урока по русскому языку по теме
Конспект урока. Подготовка и написание сжатого изложения.(Задание С1).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 9 классе (2 часа).
Подготовка и написание сжатого изложения.(Задание С1).( Слайд 1)
Цель: обучить написанию сжатого изложения.
Задачи:
- учить слушать и обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;
-учить сокращать текст различными способами;
-учить использовать языковые средства обобщённой передачи информации;
-учить правильно, точно, лаконично и последовательно излагать содержание
текста.
Ход урока.
I.Орг. момент.
II.Слово учителя.
Вы знаете, что экзаменационная работа по русскому языку на итоговой аттестации в 9 классе состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Первая часть работы - это написание сжатого изложения . ( слайд 2).
Сегодня мы с вами будем работать над первой частью и в итоге напишем сжатое изложение. Очень важным и востребованным не только на экзамене, но и во многих жизненных ситуациях оказывается умение лаконично передавать основное содержание прослушанной информации. Для этого необходимо знать и правильно использовать основные приёмы сжатия исходного текста.(Приложение 1).
III.Работа по теме.
Содержательные приёмы сжатия исходного текста (слайд 3).
Языковые приёмы сжатия исходного текста (слайд 4).
1.Исключение (слайд 5).
2.Обобщение ( слайд 6).
3.Упрощение ( слайд 7,8).
На слайдах представлено объяснение каждого приёма сжатия
(содержательного и языкового).
Сжатое изложение проверяет различные умения (назвать все задачи урока). Из этих основных умений и складывается система критериев оценивания изложения ( слайд 9,10,11) ( на слайде представлены критерии оценивания изложения).
Восприятие текста требует умения понять авторский замысел, основную идею, мысль произведения , умения структурировать содержание, выделять в теме микротемы и видеть , как микротемы связаны между собой.
IV.Работа с текстом (в парах).
У каждого на парте текст Д.С.Лихачёва (ученик читает текст вслух). ( Приложение 2)
1.Беседа по вопросам.
1.Назовите основную мысль , которую нам доказывает автор.
2.Определите количество микротем в тексте?
Используя приложение 1 , вы сейчас будете работать с текстом (приложение 2). Удаляете информацию, которую считаете второстепенной, сохраняя все микротемы.
4.Работаем с первым абзацем.
- Какой приём вы использовали? (читаем, объясняем, доказываем ).
-Назовите микротему , сохранили ли вы её?
5.Работаем со вторым абзацем.
- Какой приём вы использовали? (читаем, объясняем, доказываем ).
-Назовите микротему , сохранили ли вы её?
6.Работаем с третьим абзацем.
- Какой приём вы использовали? (читаем, объясняем, доказываем ).
-Назовите микротему , сохранили ли вы её?
7. Читаем полученный текст в целом.
2 урок.
Написание сжатого изложения по тексту Д.С .Лихачёва « Письма о добром».
(157 слов).(Приложение 3).
Текст читается два раза с интервалом в 3-4 минуты.
Дом. задание. Словарные слова.
Приложение 1.
Языковые приёмы.
Исключение:
-повторов;
-одного или нескольких предложений;
-одного или нескольких синонимов;
-уточняющих и поясняющих конструкций;
-фрагментов предложения.
Обобщение:
-замена однородных членов обобщающим наименованиям;
-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.
Упрощение:
-слияние нескольких предложений;
-замена предложения или его части указательным местоимением;
-замена фрагментов предложения синонимичным выражением;
-замена сложно подчиненного простым предложением.
Замена фрагментов предложения синонимичным выражением:
-придаточного определительного синонимичным определением;
-придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;
-согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространенным несогласованным определением;
-придаточных предложений дополнениями;
-прямой речи косвенной.
Приложение 2.
Приложение 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся
Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....
ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.
Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....
Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения
В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...
Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)
Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...
Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста
Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...