Урок русского языка (с презентацией) по теме"Сложноподчиненные предложения. Обобщение и систематизация знаний", проводимый на конкурсе "Учитель года"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Маркитанова Ольга Васильевна

Урок обощения и систематизации знаний по теме "Сложноподчиненные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_po_teme.doc77 КБ
Office presentation icon pril1.ppt925 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc30 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_no2.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и систематизация знаний»

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.                                                                                   Задачи урока:

                 Образовательные задачи:

  1. закрепить полученные знания о СПП;
  2. формировать умения находить придаточные предложения в составе СПП;
  3. тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
  4. систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ГИА.
  1. Развивающие задачи:
  1. развивать умение излагать свою точку зрения, , формировать умения выделять общие и существенные признаки;
  2. развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы,
  3. анализировать и оценивать собственную деятельность;
  4. развивать навыки исследовательской деятельности;
  5. стимулировать интерес к изучаемому предмету с помощью информационных технологий;
  1. Воспитательные задачи:
  1. воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  2. воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  3. воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера).
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал – буклеты, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»

План урока                                                                                                         1.Организационный этап.                                                                                                2.Постановка цели  и задачи урока.

3.Актуализация знаний.

                  3.1 «слепая» схема

 4. Повторение  и закрепление изученного:
            4.1  Пунктуационная разминка

            4.2  Работа с буклетом

                             а)цифровой диктант

                             б)составление  и анализ предложений

4.3. Исследовательская работа         

4.4. Конструирование текста

4.5. Комплексный анализ текста

   5. Домашнее задание (дифференцированное)

   6. Рефлексия.  7.Подведение итогов урока.

                                                   Ход урока

1.Оргмомент. Мотивация. (слайд 1)

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

             Этими словами я хочу нам пожелать успехов на уроке и хорошего настроения..

 (слайд2): « Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно» Б. Житков.

-Когда будет от учения “радостно и победно”?    (Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.)

-Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения, а также я надеюсь на то, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным и  полезным.

2. Постановка темы и цели урока. (Слайд №3)

     Сегодня мы должны закрепить всё, что знаем о СПП. Запишите тему урока. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Поэтому цели нашего урока:  

   - обобщить и закрепить знания о СПП в ходе проведения исследовательской работы,                                                                            лингвистического анализа текста и других видов работы.                                              

   . Слайд№4.  А поможет нам закрепить и обобщить тему урока творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого? Потому что, ребята, послезавтра, 25 января, этому замечательному барду исполнилось бы 75 лет.

Слайд№5 «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением»,  - писал  Р. Рождественский. Мы еще вернемся к этому замечательному высказыванию.

3. Актуализация знаний.                                                                                      А начнем повторение теоретического материала с заполнения «слепой» схемы

Слайды №6-11.  Расскажите о строении сложных предложений, заполнив «слепую» схему. (Помнить  о необходимости развития монологической речи детей)

 Какое же предложение мы называем СПП? (Ученик дает определение)
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.


Слайд №13 Человек должен быть наделен фантазией, чтобы творить.

     - докажите, что это СПП.

     - назовите главную и зависимую часть
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы
.  

 4. Повторение и закрепление изученного

    (Переходим к практической части нашего урока) 

  4.1 Пунктуационная разминка Слайд№14

- в чем сходство 1 и 2 предложений?

- чем они различаются?

Как называется  союз во 2 предложении?

Цель нашей работы -  выделить среди группы предложений только  СПП, определить вид придаточного предложения.    (СПП с прид изъяснительным) Почему?

 4.2 Работа с буклетом. (Приложение №2)

а) Цифровой диктант  "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках". (самостоятельная работа)                                                                                   

Слайд №15   Проверка  «110 101 ».

б) Составление СПП                                                                                                                     Наша задача – составить СПП, соединив стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (в таблице буклета)

Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы.

        Сколько СПП предложений вы записали?(2) Какие? Слайд №16
Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.

  (Ученик у доски  выписывает и составляет  схему 2 предложения)

(А мы работаем над первым СПП предложением).                                                    Почему это СПП с придаточным определительным? (Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении и отвечают на вопрос какой?) 

Ребята, а всем ли вам понятно значение слова «моноспектакль»?   Моноспектакль — это спектакль с единственным исполнителем.  

 -- Проверяем 2 предложение, правильно ли составлена схема.

Слайд №17 Это слова из песни В Высоцкого « Я не люблю»
В песне “ Я не люблю” чувствуется необычайная искренность поэта,  его ненависть к лживой лести, нечестности, желание быть с людьми, служить Родине, России...

5.Исследовательская работа (в парах) Слайд№18

Следующая задача нашего урока – провести исследование

 - Какие сложноподчиненные предложения встречаются в стихотворениях русских  писателей и поэтов 19 века?  

 - В каком типе речи  мы встречаем сложноподчиненные предложения чаще и почему?  (исследование будут выполнять две пары учащихся)  Приложение1.

 6. Конструирование текста. Творческая работа.

А всем остальным ребятам я предлагаю  представить себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.

Слайд №19 Задание: перед вами фрагмент из произведения, в котором опущены все союзы, союзные слова, отсутствуют эпитеты. Ваша задача– восстановить текст.

(Ученики работают самостоятельно на листах с текстом,(приложение1) Проверка ( 2-3 ученика читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал (Слайд 20)

-  Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст? (Да, мы пытались, но у писателя всё написано намного лучше, потому что он писатель).                

- Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу.

-Исследовательскую работу выполняли в парах. Послушаем их заключение.

6. Слайд №21.Комплексный анализ текста. (Читаю текст выразительно, если позволит время)      Выполняем  коллективно  под руководством  учителя.                                                                                                                              Текст  на карточках у каждого учащегося.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:                                                                                                                    Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…                                                                                                        (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
                                                                                           Р. Рождественский.
Слайд №22 Задания: 

  1. Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
  2. Составьте схему предложения №8.
  3. Объясните значение слова бард.
  4. Выпишите грамматическую основу предложения №11.
  5. Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.

Слайд №23 Примерные ответы по тексту

7. Домашнее задание (дифференцированное) Слайд№ 24

  1. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
  2. Решение кроссворда ( см. буклет)

8. Рефлексия. Слайд №25

«Давайте пошушукаемся».

Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.

Запишите ваши отзывы на карточке:

Я сегодня узнал(а), научился(ась) __________

Что понравилось на уроке?________________

Что не понравилось ?_____________________

9.  Итог урока. Слайд№26

  1. В чем своеобразие СПП?   Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Если бы великий поэт  был сейчас среди нас, он был бы доволен вашими знаниями. За урок вы получили заслуженные оценки  (ставлю оченки)

Урока время истекло…

Я вам,  ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно!

 Огромное вам спасибо за урок. Мне было очень интересно с вами работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка по теме « Сложноподчиненные предложения» 9 класс Учитель Маркитанова О.В.

Слайд 2

! Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.

Слайд 3

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков

Слайд 4

Сложноподчиненные предложения Сравниваем, углубляем, закрепляем. Закрепление изученного о СПП Исследовательская работа Комплексный анализ текста

Слайд 5

Владимир Высоцкий 25 января 1938- 25 июля 1980

Слайд 6

Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением. Р. Рождественский

Слайд 7

Заполни «слепую» схему СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ? бессоюзные ? сложносочиненные ? придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ? ?

Слайд 8

Заполни «слепую» схему СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные ? сложносочиненные ? придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ? ?

Слайд 9

Заполни «слепую» схему СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные сложноподчиненные сложносочиненные ? придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ? ?

Слайд 10

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные сложноподчиненные сложносочиненные придаточные определительные придаточные изъяснительные придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ?

Слайд 11

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные сложноподчиненные сложносочиненные придаточные определительные придаточные изъяснительные придаточные обстоятельственные какой? чей ? косвенных падежей где? когда? как?...

Слайд 12

Человек должен быть наделен фантазией, чтобы творить. (В. Высоцкий)

Слайд 13

Пунктуационная разминка На столе стоял букет роз, и аромат цветов наполнял уютную комнату. Я вдруг вспомнил, что Савелий еще не успел расседлать лошадей, и поспешно вышел во двор

Слайд 14

Цифровой диктант 110 101

Слайд 15

Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем. 2) Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.

Слайд 16

Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою… (слова из песни В. Высоцкого « Я не люблю») В песне “ Я не люблю ” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, служить Родине, России...

Слайд 17

Исследовательская работа на тему : «Употребление СПП в прозе и поэзии 19 века».

Слайд 18

Конструирование текста Я люблю тот край, задумчивый и скромный, … прошло моё детство. Мне дороги здесь каждый кустик, каждое деревце, каждая травинка. Я знаю, … берёт начало … ручеёк в овраге, …ожерельями рассыпана брусника по … кочкам, … прячутся … грибы. У меня есть … места, … хочется возвращаться вновь и вновь. Я люблю отдыхать там, … плывут в хороводе берёзки, … звенят на ветру лиловые колокольчики .

Слайд 19

Конструирование текста Я люблю тот край, задумчивый и скромный, где прошло моё детство. Мне дороги здесь каждый кустик, каждое деревце, каждая травинка. Я знаю, где берёт начало говорливый ручеёк в овраге, где ожерельями рассыпана брусника по моховым кочкам, где прячутся белые грибы. У меня есть любимые места, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Я люблю отдыхать там, где плывут в хороводе берёзки, где звенят на ветру лиловые колокольчики. Л.Толстой

Слайд 20

( 1)Так кем же он все-таки был? (2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю. (8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением. (10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось: Если друг оказался вдруг И не друг и не враг, а так… (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение! Р. Рождественский . Владимир Высоцкий

Слайд 21

Задания: 1. Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком. 2. Составьте схему предложения №8. 3. Объясните значение слова бард. 4. Выпишите грамматическую основу предложения №11. 5. Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование. Комплексный анализ текста

Слайд 22

Примерные ответы по тексту 1.Схема: . СПП с придаточным изъяснительным: […глаг…], (что…). 2. « Бард» (от англ. и ирланд. Bard – певец) - народный певец у древних кельтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В наши дни бардами иногда называют создателей авторской песни. 3. Взмывают 4. Эту песню, звездный дуэт.

Слайд 23

Домашнее задание . 1. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас». 2. Решение кроссворда (см. буклет)

Слайд 24

Осмысление урока «Давайте пошушукаемся» Я сегодня узнал(а), научился(ась)…… Что понравилось на уроке…………….. Что не понравилось……………………..

Слайд 25

Спасибо за урок! Спасибо за урок! Урока время истекло … Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно!



Предварительный просмотр:

Конструирование текста

Я люблю тот край, задумчивый и скромный, …   прошло моё детство.

Мне дороги здесь каждый кустик, каждое деревце, каждая травинка.

Я знаю, …   берёт начало …     ручеёк в овраге, …   ожерельями рассыпана брусника по …   кочкам, …  прячутся …    грибы.

У меня есть … места, …    хочется возвращаться вновь и вновь.

Я люблю отдыхать там, … плывут в хороводе берёзки, …   звенят на ветру … колокольчики.



 

Итог урока

«Давайте пошушукаемся».

Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.

Запишите ваши отзывы на карточке:

  1. Я сегодня узнал(а), научился(ась) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Что понравилось на уроке?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Что не понравилось?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа (в парах)

Провести  исследование:

 - Какие сложноподчиненные предложения встречаются в стихотворениях русских  писателей и поэтов 19 века?  

 - В каком типе речи  мы встречаем сложноподчиненные предложения чаще и почему?

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. (Л. Толстой).

В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья и где птицы летят. (М. Пришвин)

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод. (Н. Заболоцкий)

Малейший шорох в чаще, там,

Где пышный папоротник дремлет… (А. Майков)

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало… (А. Фет)

Я люблю тот край,

Где самый воздух, острый и блестящий,

Даёт нам счастье жизни настоящей (Н. Заболоцкий).

Примерный ответ.    

      Мы исследовали  фрагменты произведений  русских поэтов и писателей, в которых

 встретили  сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными.  Мы определила, что чаще сложноподчиненные предложения можно встретить в типе речи рассуждение,  потому что  автор пытается создать атмосферу непринуждённой беседы с читателем, словно повествует о чём-либо.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста.

(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:                                                                                                                    Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…

(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
                                                                                          Р. Рождественский.

Задания: 

  1. Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
  2. Составьте схему предложения №8
  3. Объясните значение слова бард.
  4. Выпишите грамматическую основу из предложения №11.
  5. Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Тип урока: урок изучения нового материалаОборудование урока: ноутбук, учебник, доска, раздаточные материалыЦель: Изучить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточнымиОбучающие:- познакомить...