Урок русского языка (с презентацией) по теме"Сложноподчиненные предложения. Обобщение и систематизация знаний", проводимый на конкурсе "Учитель года"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок обощения и систематизации знаний по теме "Сложноподчиненные предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme.doc | 77 КБ |
pril1.ppt | 925 КБ |
prilozhenie_1.doc | 26.5 КБ |
prilozhenie_3.doc | 30 КБ |
prilozhenie_no2.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и систематизация знаний»
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения. Задачи урока:
Образовательные задачи:
- закрепить полученные знания о СПП;
- формировать умения находить придаточные предложения в составе СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ГИА.
- Развивающие задачи:
- развивать умение излагать свою точку зрения, , формировать умения выделять общие и существенные признаки;
- развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы,
- анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- стимулировать интерес к изучаемому предмету с помощью информационных технологий;
- Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера).
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал – буклеты, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»
План урока 1.Организационный этап. 2.Постановка цели и задачи урока.
3.Актуализация знаний.
3.1 «слепая» схема
4. Повторение и закрепление изученного:
4.1 Пунктуационная разминка
4.2 Работа с буклетом
а)цифровой диктант
б)составление и анализ предложений
4.3. Исследовательская работа
4.4. Конструирование текста
4.5. Комплексный анализ текста
5. Домашнее задание (дифференцированное)
6. Рефлексия. 7.Подведение итогов урока.
Ход урока
1.Оргмомент. Мотивация. (слайд 1)
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Этими словами я хочу нам пожелать успехов на уроке и хорошего настроения..
(слайд2): « Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно» Б. Житков.
-Когда будет от учения “радостно и победно”? (Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.)
-Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения, а также я надеюсь на то, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным и полезным.
2. Постановка темы и цели урока. (Слайд №3)
Сегодня мы должны закрепить всё, что знаем о СПП. Запишите тему урока. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Поэтому цели нашего урока:
- обобщить и закрепить знания о СПП в ходе проведения исследовательской работы, лингвистического анализа текста и других видов работы.
. Слайд№4. А поможет нам закрепить и обобщить тему урока творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого? Потому что, ребята, послезавтра, 25 января, этому замечательному барду исполнилось бы 75 лет.
Слайд№5 «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением», - писал Р. Рождественский. Мы еще вернемся к этому замечательному высказыванию.
3. Актуализация знаний. А начнем повторение теоретического материала с заполнения «слепой» схемы
Слайды №6-11. Расскажите о строении сложных предложений, заполнив «слепую» схему. (Помнить о необходимости развития монологической речи детей)
Какое же предложение мы называем СПП? (Ученик дает определение)
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Слайд №13 Человек должен быть наделен фантазией, чтобы творить.
- докажите, что это СПП.
- назовите главную и зависимую часть
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.
4. Повторение и закрепление изученного
(Переходим к практической части нашего урока)
4.1 Пунктуационная разминка Слайд№14
- в чем сходство 1 и 2 предложений?
- чем они различаются?
Как называется союз во 2 предложении?
Цель нашей работы - выделить среди группы предложений только СПП, определить вид придаточного предложения. (СПП с прид изъяснительным) Почему?
4.2 Работа с буклетом. (Приложение №2)
а) Цифровой диктант "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках". (самостоятельная работа)
Слайд №15 Проверка «110 101 ».
б) Составление СПП Наша задача – составить СПП, соединив стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (в таблице буклета)
Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы.
Сколько СПП предложений вы записали?(2) Какие? Слайд №16
Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.
(Ученик у доски выписывает и составляет схему 2 предложения)
(А мы работаем над первым СПП предложением). Почему это СПП с придаточным определительным? (Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении и отвечают на вопрос какой?)
Ребята, а всем ли вам понятно значение слова «моноспектакль»? Моноспектакль — это спектакль с единственным исполнителем.
-- Проверяем 2 предложение, правильно ли составлена схема.
Слайд №17 Это слова из песни В Высоцкого « Я не люблю»
В песне “ Я не люблю” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, нечестности, желание быть с людьми, служить Родине, России...
5.Исследовательская работа (в парах) Слайд№18
Следующая задача нашего урока – провести исследование
- Какие сложноподчиненные предложения встречаются в стихотворениях русских писателей и поэтов 19 века?
- В каком типе речи мы встречаем сложноподчиненные предложения чаще и почему? (исследование будут выполнять две пары учащихся) Приложение1.
6. Конструирование текста. Творческая работа.
А всем остальным ребятам я предлагаю представить себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.
Слайд №19 Задание: перед вами фрагмент из произведения, в котором опущены все союзы, союзные слова, отсутствуют эпитеты. Ваша задача– восстановить текст.
(Ученики работают самостоятельно на листах с текстом,(приложение1) Проверка ( 2-3 ученика читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал (Слайд 20)
- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст? (Да, мы пытались, но у писателя всё написано намного лучше, потому что он писатель).
- Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу.
-Исследовательскую работу выполняли в парах. Послушаем их заключение.
6. Слайд №21.Комплексный анализ текста. (Читаю текст выразительно, если позволит время) Выполняем коллективно под руководством учителя. Текст на карточках у каждого учащегося.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось: Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так… (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский.
Слайд №22 Задания:
- Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
- Составьте схему предложения №8.
- Объясните значение слова бард.
- Выпишите грамматическую основу предложения №11.
- Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
Слайд №23 Примерные ответы по тексту
7. Домашнее задание (дифференцированное) Слайд№ 24
- Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
- Решение кроссворда ( см. буклет)
8. Рефлексия. Слайд №25
«Давайте пошушукаемся».
Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.
Запишите ваши отзывы на карточке:
Я сегодня узнал(а), научился(ась) __________
Что понравилось на уроке?________________
Что не понравилось ?_____________________
9. Итог урока. Слайд№26
- В чем своеобразие СПП? Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Если бы великий поэт был сейчас среди нас, он был бы доволен вашими знаниями. За урок вы получили заслуженные оценки (ставлю оченки)
Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!
Огромное вам спасибо за урок. Мне было очень интересно с вами работать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
! Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков
Сложноподчиненные предложения Сравниваем, углубляем, закрепляем. Закрепление изученного о СПП Исследовательская работа Комплексный анализ текста
Владимир Высоцкий 25 января 1938- 25 июля 1980
Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением. Р. Рождественский
Заполни «слепую» схему СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ? бессоюзные ? сложносочиненные ? придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ? ?
Заполни «слепую» схему СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные ? сложносочиненные ? придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ? ?
Заполни «слепую» схему СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные сложноподчиненные сложносочиненные ? придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ? ?
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные сложноподчиненные сложносочиненные придаточные определительные придаточные изъяснительные придаточные обстоятельственные ? ? косвенных падежей ?
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ союзные бессоюзные сложноподчиненные сложносочиненные придаточные определительные придаточные изъяснительные придаточные обстоятельственные какой? чей ? косвенных падежей где? когда? как?...
Человек должен быть наделен фантазией, чтобы творить. (В. Высоцкий)
Пунктуационная разминка На столе стоял букет роз, и аромат цветов наполнял уютную комнату. Я вдруг вспомнил, что Савелий еще не успел расседлать лошадей, и поспешно вышел во двор
Цифровой диктант 110 101
Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем. 2) Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.
Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою… (слова из песни В. Высоцкого « Я не люблю») В песне “ Я не люблю ” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, служить Родине, России...
Исследовательская работа на тему : «Употребление СПП в прозе и поэзии 19 века».
Конструирование текста Я люблю тот край, задумчивый и скромный, … прошло моё детство. Мне дороги здесь каждый кустик, каждое деревце, каждая травинка. Я знаю, … берёт начало … ручеёк в овраге, …ожерельями рассыпана брусника по … кочкам, … прячутся … грибы. У меня есть … места, … хочется возвращаться вновь и вновь. Я люблю отдыхать там, … плывут в хороводе берёзки, … звенят на ветру лиловые колокольчики .
Конструирование текста Я люблю тот край, задумчивый и скромный, где прошло моё детство. Мне дороги здесь каждый кустик, каждое деревце, каждая травинка. Я знаю, где берёт начало говорливый ручеёк в овраге, где ожерельями рассыпана брусника по моховым кочкам, где прячутся белые грибы. У меня есть любимые места, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Я люблю отдыхать там, где плывут в хороводе берёзки, где звенят на ветру лиловые колокольчики. Л.Толстой
( 1)Так кем же он все-таки был? (2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю. (8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением. (10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось: Если друг оказался вдруг И не друг и не враг, а так… (13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение! Р. Рождественский . Владимир Высоцкий
Задания: 1. Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком. 2. Составьте схему предложения №8. 3. Объясните значение слова бард. 4. Выпишите грамматическую основу предложения №11. 5. Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование. Комплексный анализ текста
Примерные ответы по тексту 1.Схема: . СПП с придаточным изъяснительным: […глаг…], (что…). 2. « Бард» (от англ. и ирланд. Bard – певец) - народный певец у древних кельтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В наши дни бардами иногда называют создателей авторской песни. 3. Взмывают 4. Эту песню, звездный дуэт.
Домашнее задание . 1. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас». 2. Решение кроссворда (см. буклет)
Осмысление урока «Давайте пошушукаемся» Я сегодня узнал(а), научился(ась)…… Что понравилось на уроке…………….. Что не понравилось……………………..
Спасибо за урок! Спасибо за урок! Урока время истекло … Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно!
Предварительный просмотр:
Конструирование текста
Я люблю тот край, задумчивый и скромный, … прошло моё детство.
Мне дороги здесь каждый кустик, каждое деревце, каждая травинка.
Я знаю, … берёт начало … ручеёк в овраге, … ожерельями рассыпана брусника по … кочкам, … прячутся … грибы.
У меня есть … места, … хочется возвращаться вновь и вновь.
Я люблю отдыхать там, … плывут в хороводе берёзки, … звенят на ветру … колокольчики.
Итог урока
«Давайте пошушукаемся».
Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.
Запишите ваши отзывы на карточке:
- Я сегодня узнал(а), научился(ась) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что понравилось на уроке?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что не понравилось?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа (в парах)
Провести исследование:
- Какие сложноподчиненные предложения встречаются в стихотворениях русских писателей и поэтов 19 века?
- В каком типе речи мы встречаем сложноподчиненные предложения чаще и почему?
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. (Л. Толстой).
В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья и где птицы летят. (М. Пришвин)
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод. (Н. Заболоцкий)
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет… (А. Майков)
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало… (А. Фет)
Я люблю тот край,
Где самый воздух, острый и блестящий,
Даёт нам счастье жизни настоящей (Н. Заболоцкий).
Примерный ответ.
Мы исследовали фрагменты произведений русских поэтов и писателей, в которых
встретили сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. Мы определила, что чаще сложноподчиненные предложения можно встретить в типе речи рассуждение, потому что автор пытается создать атмосферу непринуждённой беседы с читателем, словно повествует о чём-либо.
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ текста.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось: Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…
(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский.
Задания:
- Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
- Составьте схему предложения №8
- Объясните значение слова бард.
- Выпишите грамматическую основу из предложения №11.
- Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....
Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1. Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...
Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1. Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Урок русского языка в 9 классе Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Тип урока: урок изучения нового материалаОборудование урока: ноутбук, учебник, доска, раздаточные материалыЦель: Изучить сложноподчиненные предложения с несколькими придаточнымиОбучающие:- познакомить...