ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Игнатьева Тамара Петровна

Урок русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastnyy_oborot.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.

Ход урока.

  1. На доске словарные слова. На экране текст, рисунок «Батискаф у морского дна».

Словарные слова:

батискаф ( от греч.) ; 

кораллы ( от греч.);

рифы ( от нем.);

океаническая ихтиология ( от греч.);

     иллюминатор ( от лат.);

     пелагиаль ( от греч.) морск.

     

     На экране. Рыбы наиболее многообразная группа позвоночных животных насчитывающая более 20 тысяч видов. Рыбы делятся на придонные глубоководные приповерхностные. 

  1. Учитель.

1.Сегодня мы отправляемся в путешествие  на батискафе. Во время путешествия нужно показать знания темы «Причастный оборот», умение работать самостоятельно. Вы должны приобрести новые сведения из жизни морских обитателей.

Впечатлениями от путешествия вы поделитесь в сочинениях, которые    

напишите дома, самостоятельно подобрав название, определив стиль,

тип речи.

Это может быть рассказ, сказка, письмо, заметка в стенгазету…

( Отметьте в сочинении причастные обороты.)

2.Обратите внимание на правописание слов, записанных на доске.

( Учащиеся читают слова, проговаривая их по слогам, определяют лексическое значение каждого:

батискаф - глубоководное судно; 

кораллы - сидячие, прикреплённые особи;

рифы – известковые гряды из скелетов колониальных кораллов;

     океаническая ихтиология – наука о рыбах;

     иллюминатор- круглое окно с толстым стеклом ( на судне);

     пелагиаль - толща воды   как среда обитания.

3.Сейчас группами из 3-х человек вы, находясь в батискафах, погрузитесь в океанические воды для изучения жизни разнообразных рыб.

 На экране написаны предложения или текст? ( Докажите, что вы правы.)

4.Задания группам.

1я группа. Расставьте недостающие знаки препинания. Докажите, что вы правы. Составьте 3 задания для класса.( Предположим, нужно составить схему причастного оборота, разобрать по составу причастие, придумать причастие с таким же составом).

2я группа. Включите в текст предложения (2) , в которых были бы некоторые словарные слова, записанные на доске. Составьте 3 задания для класса. ( Например: есть ли причастные обороты во вновь включенных в текст предложениях, есть ли сложное предложение, есть ли причастие, соответствующее схеме?)

3я группа. Найдите причастный оборот. Составьте 3 задания для класса.

 ( Перестройте предложение так, чтобы причастный оборот находился перед определяемым словом, составьте схему причастного оборота, сделайте синтаксический разбор предложения).

4-9 группы. ( Учащиеся этих групп работают по карточкам, выданным заранее). Составьте предложения или текст из 3 предложений, или составьте 3 задания для класса. ( Работа должна быть выполнена за 6 минут).

КАРТОЧКА №1 ( для четвёртой группы учащихся).

1.Прочитайте, спишите, отметьте вставленные орфограммы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически постановку знаков препинания.

Летучие рыбы живут в пр…поверхностных водах в…сят до одного килогра…а. Дли…а их сост…вляет пят…десят сантиметров.

Привлека…мые  источ…никами  иску…тве…ого осв…щения  судовыми огнями они (не)редко зал…тают на палубы  судов а (так)же в открытые  и…юминаторы к…ют.

2. Составьте и запишите одно предложение, являющееся выводом к данному тексту.

3.Составьте 1 задание для класса.

КАРТОЧКА №2 ( для пятой группы учащихся).

1.Прочитайте, спишите, отметьте вставленные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

    Рыба баб…чка  живущая среди залитых тр…пическим со…нцем кора…овых рифов яркая и пёстро окраше…ая.

2.Напишите первое и третье предложения, дополнив данное так, чтобы получился текст.

3.Составьте 1-2 задания для класса.

КАРТОЧКА №3 ( для шестой группы учащихся).

1.Из данных словосочетаний составьте 3-4 предложения так, чтобы получился текст. ( Не забудьте о причастных оборотах.)

Землеподобный, ч…рный и зубастый угорь; мрачные океанич…ские глубины. Диск…видная рыба луна, (как)бы из одной головы; спина  (сине)зелёная, бока (пурпурно)золотые с  серебр…ыми  пятнами. Меч рыба, сто тридцать ки…ометров в час, четыре килогра…а.

2.Отметьте орфограммы.

3. Составьте 1-2 задания для класса.

КАРТОЧКА №4 ( для седьмой группы учащихся).

1.Прочитайте.

2.Перестройте предложения так, чтобы получилось несколько причастных оборотов. Отметьте орфограммы и пунктограммы.

Крупные хищные рыбы обитают среди кора…овых построек, часть страдает от надоедл…вых наружных паразитов, освободит…ся от которых сами они (не)могут.

Рыбы чистильщ…ки принимают своих постоя…ых клиентов « в порядк… живой очереди» в строго определё…ых местах.

3.Составьте 1-2 задания для класса.

КАРТОЧКА №5 ( для восьмой группы учащихся).

1.Прочитайте текст.

2.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Допишите предложения ( вместо ).

3.Расскажите по данным примерам о знаках препинания при причастных оборотах.

Среди глубоководных рыб есть жемч…жноглазка. Два её глаза с каждой стороны головы направле…ы  косо (в)верх…Уникальная четырёхглазая рыба пользующаяся пр…имуществами почти полного кругово… обзора

4.Составьте одно задание для класса.

КАРТОЧКА №6 ( для девятой группы учащихся).

1.Прочитайте текст. Расскажите о роли причастных оборотов в тексте.

Среди  пр…донных рыб встречают…ся скаты. Электрические скаты обл…дающие электрическими органами ра…положе…ыми по бокам тела между головой и гру…ными пл…вниками плохие пл…вцы, (так)как у них короткий хвостовой стебель с (не)большим хвостовым пл…вником.

Ромбовые скаты называющиеся ещё «хвостоколами» опасны, (так)как кажется, что рыба ушла мимо а на самом деле она угр…жа…т хвостом.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания.

3.Составьте 1 задание для класса.

  1. В течение следующих 20 минут класс работает над заданиями, предложенными группами учащихся, таким образом:
  1. внимательно  слушается текст;
  2. исправляются речевые и стилистические ошибки, если они есть;
  3. внимательно слушается задание;
  4. выясняется, понятно ли задание;
  5. выполняется предложенное задание на доске и в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастный оборот. Обособление причастного оборота

Цели урока:  дать понятие о причастном обороте; формировать умения определять границы причастного оборота в предложении; рассмотреть условия обособления причастного оборота; показать роль п...

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"

Одним из главных методов достижения учебных целей  на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....

Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.

Цель урока: Закрепить навык выделения запятыми причастных оборотов. Умение конструировать предложения с причастными оборотами. Умение выразительно читать предложения с причастными оборотами. К уроку п...

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Урок - закрепление изученного материала...