ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
Ход урока.
- На доске словарные слова. На экране текст, рисунок «Батискаф у морского дна».
Словарные слова:
батискаф ( от греч.) ;
кораллы ( от греч.);
рифы ( от нем.);
океаническая ихтиология ( от греч.);
иллюминатор ( от лат.);
пелагиаль ( от греч.) морск.
На экране. Рыбы наиболее многообразная группа позвоночных животных насчитывающая более 20 тысяч видов. Рыбы делятся на придонные глубоководные приповерхностные.
- Учитель.
1.Сегодня мы отправляемся в путешествие на батискафе. Во время путешествия нужно показать знания темы «Причастный оборот», умение работать самостоятельно. Вы должны приобрести новые сведения из жизни морских обитателей.
Впечатлениями от путешествия вы поделитесь в сочинениях, которые
напишите дома, самостоятельно подобрав название, определив стиль,
тип речи.
Это может быть рассказ, сказка, письмо, заметка в стенгазету…
( Отметьте в сочинении причастные обороты.)
2.Обратите внимание на правописание слов, записанных на доске.
( Учащиеся читают слова, проговаривая их по слогам, определяют лексическое значение каждого:
батискаф - глубоководное судно;
кораллы - сидячие, прикреплённые особи;
рифы – известковые гряды из скелетов колониальных кораллов;
океаническая ихтиология – наука о рыбах;
иллюминатор- круглое окно с толстым стеклом ( на судне);
пелагиаль - толща воды как среда обитания.
3.Сейчас группами из 3-х человек вы, находясь в батискафах, погрузитесь в океанические воды для изучения жизни разнообразных рыб.
На экране написаны предложения или текст? ( Докажите, что вы правы.)
4.Задания группам.
1я группа. Расставьте недостающие знаки препинания. Докажите, что вы правы. Составьте 3 задания для класса.( Предположим, нужно составить схему причастного оборота, разобрать по составу причастие, придумать причастие с таким же составом).
2я группа. Включите в текст предложения (2) , в которых были бы некоторые словарные слова, записанные на доске. Составьте 3 задания для класса. ( Например: есть ли причастные обороты во вновь включенных в текст предложениях, есть ли сложное предложение, есть ли причастие, соответствующее схеме?)
3я группа. Найдите причастный оборот. Составьте 3 задания для класса.
( Перестройте предложение так, чтобы причастный оборот находился перед определяемым словом, составьте схему причастного оборота, сделайте синтаксический разбор предложения).
4-9 группы. ( Учащиеся этих групп работают по карточкам, выданным заранее). Составьте предложения или текст из 3 предложений, или составьте 3 задания для класса. ( Работа должна быть выполнена за 6 минут).
КАРТОЧКА №1 ( для четвёртой группы учащихся).
1.Прочитайте, спишите, отметьте вставленные орфограммы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически постановку знаков препинания.
Летучие рыбы живут в пр…поверхностных водах в…сят до одного килогра…а. Дли…а их сост…вляет пят…десят сантиметров.
Привлека…мые источ…никами иску…тве…ого осв…щения судовыми огнями они (не)редко зал…тают на палубы судов а (так)же в открытые и…юминаторы к…ют.
2. Составьте и запишите одно предложение, являющееся выводом к данному тексту.
3.Составьте 1 задание для класса.
КАРТОЧКА №2 ( для пятой группы учащихся).
1.Прочитайте, спишите, отметьте вставленные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.
Рыба баб…чка живущая среди залитых тр…пическим со…нцем кора…овых рифов яркая и пёстро окраше…ая.
2.Напишите первое и третье предложения, дополнив данное так, чтобы получился текст.
3.Составьте 1-2 задания для класса.
КАРТОЧКА №3 ( для шестой группы учащихся).
1.Из данных словосочетаний составьте 3-4 предложения так, чтобы получился текст. ( Не забудьте о причастных оборотах.)
Землеподобный, ч…рный и зубастый угорь; мрачные океанич…ские глубины. Диск…видная рыба луна, (как)бы из одной головы; спина (сине)зелёная, бока (пурпурно)золотые с серебр…ыми пятнами. Меч рыба, сто тридцать ки…ометров в час, четыре килогра…а.
2.Отметьте орфограммы.
3. Составьте 1-2 задания для класса.
КАРТОЧКА №4 ( для седьмой группы учащихся).
1.Прочитайте.
2.Перестройте предложения так, чтобы получилось несколько причастных оборотов. Отметьте орфограммы и пунктограммы.
Крупные хищные рыбы обитают среди кора…овых построек, часть страдает от надоедл…вых наружных паразитов, освободит…ся от которых сами они (не)могут.
Рыбы чистильщ…ки принимают своих постоя…ых клиентов « в порядк… живой очереди» в строго определё…ых местах.
3.Составьте 1-2 задания для класса.
КАРТОЧКА №5 ( для восьмой группы учащихся).
1.Прочитайте текст.
2.Спишите, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Допишите предложения ( вместо …).
3.Расскажите по данным примерам о знаках препинания при причастных оборотах.
Среди глубоководных рыб есть жемч…жноглазка. Два её глаза с каждой стороны головы направле…ы косо (в)верх…Уникальная четырёхглазая рыба пользующаяся пр…имуществами почти полного кругово… обзора …
4.Составьте одно задание для класса.
КАРТОЧКА №6 ( для девятой группы учащихся).
1.Прочитайте текст. Расскажите о роли причастных оборотов в тексте.
Среди пр…донных рыб встречают…ся скаты. Электрические скаты обл…дающие электрическими органами ра…положе…ыми по бокам тела между головой и гру…ными пл…вниками плохие пл…вцы, (так)как у них короткий хвостовой стебель с (не)большим хвостовым пл…вником.
Ромбовые скаты называющиеся ещё «хвостоколами» опасны, (так)как кажется, что рыба ушла мимо а на самом деле она угр…жа…т хвостом.
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания.
3.Составьте 1 задание для класса.
- В течение следующих 20 минут класс работает над заданиями, предложенными группами учащихся, таким образом:
- внимательно слушается текст;
- исправляются речевые и стилистические ошибки, если они есть;
- внимательно слушается задание;
- выясняется, понятно ли задание;
- выполняется предложенное задание на доске и в тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 7 классе по теме « Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».
Цель: изучение нового материала....
Причастный оборот. Обособление причастного оборота
Цели урока: дать понятие о причастном обороте; формировать умения определять границы причастного оборота в предложении; рассмотреть условия обособления причастного оборота; показать роль п...
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....
Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"
Одним из главных методов достижения учебных целей на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....
Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.
Цель урока: Закрепить навык выделения запятыми причастных оборотов. Умение конструировать предложения с причастными оборотами. Умение выразительно читать предложения с причастными оборотами. К уроку п...
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Урок - закрепление изученного материала...