Об использовании Интернет-ресурсов на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Интернет-ресурсы ЕГЭ по русскому языку
(«ИКТ в предметах гуманитарного цикла»)
На современном этапе развития системы образования перед учителями-словесниками стоит ряд важных задач, в том числе внедрение в свою педагогическую практику новых образовательных технологий, включая и информационно-коммуникативные технологии. Надо признать, что вопрос: «владеть или не владеть ИКТ», - неактуален для учителя ΧΧI века, так как квалификационные характеристики должностей педагогических работников предусматривают наличие компетенций в области использования информационных технологий.
Для многих учителей использование Интернет-технологий уже инновация. Интернет - это своего рода новый источник информации, с одной стороны, и широкое поле деятельности, с другой. Следует отметить, что любой учитель должен чётко выполнять социальный образовательный заказ государства, а это означает, что без затрагивания вопросов о ЕГЭ не обойтись в педагогическом пространстве словесника. Об этом и поговорим.
Каковы же отношения между педагогом, учеником, Интернет-ресурсами и ЕГЭ?
Слово «ЕГЭ» в устах учителя начинает звучать гораздо раньше, чем у ученика возникает реальная необходимость в подготовке к этому испытанию. Вряд ли пятиклассник или шестиклассник всерьёз задумывается о сдаче ЕГЭ. Но учитель не дремлет: его профессиональные методы и приёмы уже «пропитаны духом ЕГЭ» и ориентированы на формирование универсальных учебных действий, которые проверяются ФГОС. Чаще всего педагог использует тестовые задания, карточки, разноуровневые задания, алгоритмы, словари и др. Но этого бывает недостаточно современному ученику. Для него обращение к Интернет-ресурсам также привычно как чтение книги или написание контрольного диктанта. Поэтому неудивительно, что в Интернет-пространстве создано много сайтов, приложений, нацеленных на помощь ученику в подготовке к ЕГЭ. Почему бы к ним не обратиться и учителю-словеснику при планировании своих уроков?
Электронные словари, энциклопедии, справочники, филологические сайты, толковые словари, сборники правил и нормативные документы, программы, методические разработки, научные статьи – вот неполный перечень ресурсов, к которым может обращаться педагог. Он также может обращать внимание учеников на тот или иной ресурс, давая, например, конкретные задания по его использованию. Так, на сайте ГРАМОТА. РУ (http://www.gramota.ru/) можно писать интерактивные диктанты, сервис http://ege.yandex.ru/ позволяет решать задания типа А (часть 1) в online режиме, также материалы для подготовки, online тесты, полезные советы, статистику, расписание можно найти на http://egefun.ru/. Безусловный плюс online Интернет-ресурсов в том, что они являются ещё и очень хорошими тренажёрами. Ограничение по времени для многих учеников является стрессом, а тренировки подобного типа помогут научиться преодолевать этот психологический барьер, к тому же решая типичные задания ЕГЭ, ученик избавляется от ещё одной очень важной проблемы – страхом перед экзаменом.
Нельзя обойтись и без работы с официальными порталами:
- Официальный информационный портал ЕГЭ (+ видеоконсультации
И.П. Цыбулько) http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/egerus/
- Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
В результате системного использования учителем Интернет-ресурсов в работе с выпускниками у последних систематизируются полученные знания, сформировываются навыки самостоятельной работы и самоконтроля, повышается мотивация к учению и получению более высокого балла за ЕГЭ.
Если учитель-словесник имеет собственный сайт, то обучение может проходить дистанционно: педагог размещает задания или даёт ссылку на необходимый Интернет-ресурс с заданием и ученик в удобное для него время его выполняет.
Если же нет сайта, то для его создания можно воспользоваться следующими Интернет-ресурсами:
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/
Мини-сайт, блог и др. http://nsportal.ru/page/bystryi-start#mini-site
- Бесплатный хостинг и конструктор сайтов http://www.ucoz.ru/
- Конструктор сайтов http://narod.yandex.ru/
- Сайты Google
Учитывая реальные технические навыки при работе с компьютером и Интернет-ресурсами, самый простой и доступный каждому способ создать свой сайт, на мой взгляд, на портале «Наша сеть» http://nsportal.ru/. Мини-сайт создаётся автоматически при регистрации. Задача педагога лишь грамотно его структурировать и заполнить. Предлагаю алгоритм создания вкладки «ЕГЭ»:
- После регистрации и создания мини-сайта в поле «Навигация» выбрать вкладку «Добавить страницу на мини-сайт».
- Вводится заголовок вкладки (например, ЕГЭ, ГИА и т.п.) и даётся краткое описание будущей страницы (поле обязательно для заполнения).
- Ниже, на этой же странице, выбираем «Прикрепить файл». Нажав кнопку «Обзор», выбираем нужный для загрузки файл из списка имеющихся на компьютере файлов. После полной загрузки файла нажимаем «Сохранить».
При обновлении страницы во вкладке появляется список загруженных документов с превью (предварительным просмотром).
- Чтобы ДОБАВИТЬ файлы на страницу мини-сайта, выбираем нужную нам вкладку (например, ЕГЭ), РЕДАКТИРОВАТЬ. Внизу страницы появляется список уже имеющихся фалов и кнопка «Обзор». (Далее см. п.3)
Для любого учителя очень важен момент профессионального общения и возможности обмена педагогическим опытом, поэтому интересны с этой точки зрения будут такие порталы, как Бесплатный школьный интернет-портал Про Школу ру http://www.proshkolu.ru и вновь Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/. Эти Интернет-ресурсы позволяют осуществлять взаимодействие не только учитель – учитель, но и учитель – ученик, учитель – родитель, ученик – ученик, родитель – ученик, что немаловажно при формировании образовательного пространства всех участников педагогического процесса.
Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка повышает эффективность обучения, интерес учеников к изучению предмета, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении, улучшает организацию урока, повышает качество контроля знаний обучающихся, расширяет объём предъявляемой учебной информации, обеспечивает отслеживание процесса и результата работы, - и всё это, безусловно, помогает и учителю, и ученику соответствовать самым высоким стандартам во всех смыслах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы
Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"
Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.
Использование метода проектов на уроках русского языка и...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Создание учебных интернет - ресурсов для интегрированных уроков английского языка.
Использование ресурсов интернет для проведения интегрированных уроков английского языка и географии. Учебные интернет - ресурсы помогают учителю подобрать разнообразный материал к уроку, а учащимя под...
Использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку
Появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого студента, увеличивает скорость подачи качественного материала. Вопрос интеграции Ин...
Использование интернет ресурсов при подготовке уроков технологии
В данной презентации содержатся краткие сведения о цифровых образовательных ресурсах (ЦОР)...