Инновационная деятельность учителя Активные методы обучения
методическая разработка (6 класс) на тему
Инновационная деятельность учителя
Активные методы обучения
Активные методы обучения – это система новых методов обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность учителя
Активные методы обучения
Активные методы обучения – это система новых методов обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Конспект АМО-урока
Организационная информация | |
Автор урока | Иванова Ольга Александровна |
Предмет | Английский язык |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 6 класс, непрофильный, группа 15 человек |
Продолжительность урока (занятия) | 40 минут |
Методическая информация | |
Тема урока /занятия/мероприятия | Семья. What makes a family? |
Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется) | М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанёва «Английский язык. Английский язык с удовольствием. Enjoy English» Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Соответствует ФГОС ООО |
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Unit 1, Section 4, Lesson 3 Тип урока – комбинированный Взаимосвязь с предыдущими уроками – одна сюжетная линия, активизация ЛГМ |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы | В группе 15 человек, 9 мальчиков и 6 девочек. Степень обученности – 46%. Класс работоспособный. Основная масса учеников обладает сильными темпераментами: флегматики – 4 человека, холерики – 11 человек. По данным психолога МБОУ СОШ № 2 города Моздок, Качаевой Сабины Аликовны, исследование функциональной асимметрии мозга проведено у 14 человек, из них 10 человек (71,4 %) с преобладанием левых признаков, т. е. правополушарные. Ведущий канал восприятия учащихся - визуальный (10 человек), смешанный (5 человек): визуал/кинестетик (3 человека), визуал/аудиал (1 человек), аудиал/визуал (1 человек). У класса нет проблем с умениями первичной обработки текстов: читать и понимать, выделять главное, составлять план, использовать знания в стандартной ситуации. Вместе с тем класс как коллектив затрудняется создавать текст, использовать знания в незнакомой и нестандартной ситуации. У детей так же не возникает трудностей в запоминании ЛЕ и ГС, применении их в уже знакомом контексте, но им очень трудно даётся оформление самостоятельного высказывания, ответы на заданные вопросы не по тексту, а про конкретных людей. Исходя из психолого-педагогической характеристики учащихся, одной из важных целей урока будет развитие речи и ассоциативного мышления, способности к речетворчеству в нестандартной для них ситуации. Выбор формы урока – урок – интервью - соответствует темпераменту учащихся, а также преобладанию правополушарной ассиметрии. Правополушарные дети склонны к описаниям, интуиции и поэтическому творчеству, для них предусмотрены соответствующие методы проективно-творческого характера. Левополушарным предназначены задания практического характера, они выступают в роли организаторов и экспертов. Наконец, ведущий канал восприятия учащихся – визуалу и кинестетику не годятся долгие эмоциональные повествования. Поэтому на уроке будут применяться онлайн – тестирование ГМ, демонстрация презентаций со звуковым оформлением, ФЗ проводится с озвучкой и визуализацией образа. |
Цели урока/ занятия/ мероприятия | Образовательные - Ввести новые и активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Семья» с применением интерактивного тренажёра, обеспечить первичную отработку ЛЕ и ГС в серии языковых и речевых упражнений. Развивающие - развивать умение оценить информацию и выразить свой мнение, используя факты в тексте на ин. языке в качестве языковой и речевой опоры, обучать восприятию инф-ии и формированию собственного мнения, создавать условия погружения в языковую среду для развития навыков монологической и диалогической речи, обеспечить развитие у уч-ся навыков самостоятельной работы. Воспитательные - развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, активизировать познавательную инициативу обучающихся и формировать их социальную компетентность, воспитывать чувство ответственности, чувство долга, формировать правильное восприятие понятий СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ. |
Задачи урока/ занятия/ мероприятия |
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | Личностные: Коммуникативные: Познавательные: |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Усвоение – новая лексика по теме «Характеристики семьи», «Семейные обязанности: мужские и женские», актуализация и закрепление – ранее изученный ГМ и ЛЕ |
АМО-урок | |||||||
Класс: | 6 | Контроль времени: | 40 | ||||
Тема: | Семья. | ||||||
Цели: | Дидактическая: | создать условия для формирования умения использовать изучаемый ЛГМ в речи на уровне фразовых, сверхфразовых единств в чтении, говорении ( диалогическая, монологическая речь) | Задачи: | 1 | научить уч-ся проводить наблюдение под руководством учителя, строить логическую цепочку | ||
2 | организовать просмотр роликов | ||||||
3 | организовать работу с ЛЕ по теме | ||||||
Развивающая: | развивать умение определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем | Задачи: | 1 | развивать навыки аудирования | |||
2 | развивать навыки поиска информации и её систематизации | ||||||
3 | развивать навыки письменной речи с опрой на клише | ||||||
Воспитательная: | воспитывать потребность в семье, семейности, семейных ценностях, традициях | Задачи: |
| ||||
| |||||||
| |||||||
Тип урока: | Комбинированный | Необходимые материалы: | |||||
УМК, компьютер, проектор, https://puzzle-english.com/vocabulary https://www.youtube.com/watch?v=CbNwdEqZQJY https://www.youtube.com/watch?v=q8nh6qIh-_A | |||||||
Основные понятия: | ЛГМ по теме урока (Present & Past Simple) о теме "Описание внешности", "Черты характера", "Обязанности" |
СТРУКТУРА УРОКА
Описание активного метода обучения I фаза ОМ 1 этап Приветствие/знакомство | ||
Название метода | «Комплименты» | |
Количество участников | 10-20 | |
Цели задачи использования метода | Выяснить настроение, психологическое состояние детей на момент начала урока, улучшить его, создать ситуацию успеха. | |
Продолжительность проведения | 3 минуты | |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | Карточки для учащихся различного цвета Ватман Маркер | |
Предварительная подготовка (если требуется) | Карточки для учащихся различного цвета | |
Подробная технология проведения | Куратор просит уч-ся поднять карточку того цвета, который соответствует настроению (от тёмного – грустного, мрачного, до светлого – весёлого, позитивного). Результаты отображаются на листе ватмана маркером. Затем предлагается улучшить «цветовое» настроение группы, сказав друг другу комплимент. Карточки настроения поднимаются повторно. Рисуем вторую диаграмму. Т.о. повышается общий эмоциональный настрой. |
Описание активного метода обучения I фаза ОМ 2 этап Вхождение в тему урока (определение целей урока) | ||
Название метода | Ассоциации | |
Количество участников | 10-20 | |
Цели задачи использования метода | Обеспечить успешное и комфортное вхождение детей в тему урока. Способствовать развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений. Создать благоприятные условия для дальнейшего развития эмоциональной сферы: интереса, удивления. | |
Продолжительность проведения | 3-5 минут | |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | Карточки со словами по теме урока | |
Предварительная подготовка (если требуется) | Подготовить карточки со словами для проведения АМО | |
Подробная технология проведения | Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли. Количество карточек может быть любым – в зависимости от уровня подготовленности группы, психолого-педагогической характеристики |
Описание активного метода обучения I фаза ОМ 3 этап Определение ожиданий и опасений учащихся | ||
Название метода | Дерево возле автобусной остановки | |
Количество участников | 10-20 | |
Цели задачи использования метода | Выяснить образовательные цели учеников, их ожидания и опасения. | |
Продолжительность проведения | 3 минуты | |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | Листики жёлтого и зелёного цвета. Ствол дерева, ручки, карандаши, скотч, магниты | |
Предварительная подготовка (если требуется) | Листики жёлтого и зелёного цвета. Продумать как и на чём нарисовать ствол дерева | |
Подробная технология проведения | Заранее схематично нарисовать на доске дерево; приготовить желтые и зеленые листочки с двухсторонним скотчем на обратной стороне. Пока «автобус» едет до магазина, каждый ученик получает два листочка: зеленый и желтый. На зеленом дети пишут, чего они ждут от урока, а на желтом – чего опасаются. Готовые листочки учащиеся сохраняют у себя до конца занятия. Когда нужно будет «возвращаться домой» (в конце урока), ребята наклеят свои листочки на дерево у «автобусной остановки»: зеленые – со сбывшимися ожиданиями или желтые – со сбывшимися опасениями. Если на дереве окажется больше зеленых листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, были допущены ошибки в проведении урока. |
Описание активного метода обучения II фаза ОМ 4 этап Закрепление изученного (обсуждение д/з) | ||
Название метода | Инфо-карусель МОЙ ЛЮБИМЫЙ АМО | |
Количество участников | Всего 10-20 в группе, в малых группах- от 3 до 5 уч-ся | |
Цели задачи использования метода | Распределить информацию по группам, классифицировать изученный ранее материал, проконтролировать выполнение домашнего задания. | |
Продолжительность проведения | 5-7 минут | |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | Информационный материал, листы международного формата А4, ручки, карандаши, маркеры | |
Предварительная подготовка (если требуется) | Учащиеся оформляют в качестве ДЗ дома инфолистки, учитель собирает листы и распределяет их по группам | |
Подробная технология проведения | На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с домашним заданием. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечении отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. |
Описание активного метода обучения II фаза ОМ 5 этап Инпут (интерактивная лекция) | ||
Название метода | Кластер | |
Количество участников | Все участники группы | |
Цели задачи использования метода | Концентрация внимания участников, структурирование информации | |
Продолжительность проведения | 5 минут | |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | Цветные карточки, фломастеры, скотч | |
Предварительная подготовка (если требуется) | Подготовить интерактивную лекцию | |
Подробная технология проведения | Учитель (ведущий) в ходе инпута записывает основные мысли на заранее приготовленных цветных карточках, размещает их на стене, доске и т.д. Т.О. участники могут визуально следить за ходом его мыслей. К концу инпута на стене получается краткий конспект интерактивной лекции |
Описание активного метода обучения II фаза ОМ 6 этап Проработка содержания темы | ||
Название метода | Автобусная остановка | |
Количество участников | 10-20 общее количество участников, группы – 3-5 человек | |
Цели задачи использования метода | научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах | |
Продолжительность проведения | 20-25 минут | |
Необходимые материалы которые понадобятся для успешного проведения метода | Листы большого формата (ватман, плакат), фломастеры. | |
Предварительная подготовка (если требуется) | Подготовить в достаточном количестве ватман, письменные принадлежности, расставить мебель в классной комнате таким образом, чтобы уч-ся могли беспрепятственно перемещаться по классной комнате во время выполнения задания | |
Подробная технология проведения | Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с заданием по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы (ключевые слова), относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. |
Описание активного метода обучения III фаза ОМ 7 этап Эмоциональная разрядка | ||
Название метода | Слово идёт по кругу | |
Количество участников | Вся группа | |
Цели задачи использования метода | Смена видов деятельности, эмоциональная разрядка, повторение лексики | |
Продолжительность проведения | 3-5 минут | |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | Мячик детский, маленький | |
Предварительная подготовка (если требуется) | Правильно расставить мебель в классной комнате, приготовить мячик | |
Подробная технология проведения | Учитель предлагает учащимся встать в круг. Ведущий встает в центр круга, кидает мяч по - очереди каждому и задает вопрос. Участник возвращает мяч, отвечая на вопрос. Возможны варианты: русское слово – английское слово и т.д. В роли ведущего в младших классах может выступать учитель. |
Описание активного метода обучения III фаза ОМ 8 этап Рефлексия | ||
Название метода | Дерево возле автобусной остановки | |
Количество участников | 10-20 уч-ся | |
Цели задачи использования метода | Провести рефлексию, узнать сбылись ли опасения, оправдались ли ожидания | |
Продолжительность проведения | 2 минуты | |
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | Листики жёлтые и зелёные, с начала урока | |
Предварительная подготовка (если требуется) | Проводится непосредственно на уроке | |
Подробная технология проведения | Пришёл момент «возвращаться домой» (в конце урока), ребята наклеят свои листочки на дерево у «автобусной остановки»: зеленые – со сбывшимися ожиданиями или желтые – со сбывшимися опасениями. Если на дереве окажется больше зеленых листьев, то цели урока достигнуты. Если дерево «пожелтеет», значит, были допущены ошибки в проведении урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Современная школа должна выпускать в мир образованного , творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Если раньше ученики получали от учителя готовые знания, сейчас...
Использование инновационных форм и методов обучения и воспитания с целью совершенствования качества образования через обучающие структуры при изучении физики.
В условиях современной педагогической действительности необходимы методы, способствующие решению прикладных задач. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятел...
Активизация краеведческой деятельности в школе с использованием инновационных форм и методов обучения
Значение краеведческой деятельности учащихся всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой, и является важным средством повышения качества знаний, формирования и воспитания патр...
Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала
Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...
Доклад на тему "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"
Доклад на тему "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"...
Презентация к докладу "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"
Презентация к докладу "Использование инновационных приемов и методов обучения на уроках математики"...