Сочинение-описание картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Рогалева Ирина Евгеньевна

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fevralskaya_lazur.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

5 класс

1.  Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
    Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.  
Н. Рыленков

- Ребята, давайте попробуем всмотреться в замечательное произведение искусства – картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» (репродукция - на доске, на вкладыше вашего учебника):

- Что изображено на картине?

- Как вы думаете, почему картина так названа?

- Какие чувства у вас вызывает эта картина?

- Как вы думаете, если всем зрителям она так нравится, то какие чувства испытывал художник к тому, что писал?

- На переднем плане картины художник изобразил берёзу, дерево, которое привлекает своей красотой и простотой. Готовясь к уроку, вы нашли отрывки из художественных произведений, в которых говорится о берёзе. Прочтите их.

- Эти стихи вы можете использовать как эпиграфы к сочинению по картине          И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

1) Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы - вся Русь рождена. (О.Шестинский)

2) И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)

3) Белая берёза -
Русская земля!
И печаль, и радость,
И любовь моя. (П.Кудрявцев)

4) Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)

5) В ней столько нежности и силы.
Смотрю, восторга не тая.
В берёзке - вся моя Россия
И песня русская моя. (Г.Шилов)

Что такое эпиграф? (Архипова Ксения)

Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, поясняющая основную идею произведения.

- Все ли цитаты, приведённые вами, подойдут для эпиграфа к сочинению по этой картине? (только те, в которых говорится о зимнем пейзаже)

2. Работа с терминами:

- Произведения искусства, написанные художниками, мы называем картинами. Что перед вами – картина? (Шадрин Максим)

Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

- Как можно назвать художника, отображающего в своих произведениях картины природы? (Соболева Ирина) а само произведение?

Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.

Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.

- Ребята, лексические значения этих слов вам помогут при написании сочинения?

- А какие ещё знания вам помогут написать сочинение?

  3.                      О художнике: (Богданов Д., Ширяевский М., Дьячков В.)

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.

С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.

Однажды зимой художник приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Рано утром выглянув в окно, он ахнул: перед ним открылась сказочная, необыкновенной красоты картина. Живописец схватил краски и начал писать. Холодное, морозное утро, солнышко только-только всходит, окрашивая небо в желтовато-зеленоватые тона, снег – в розоватые, голубоватые. А берёзки все опушены инеем, свисают тоненькие веточки, как нарядные гирлянды. Снег на них розоватый, голубоватый и даже сиреневый. Как интересно разместил художник берёзки – в центре молодые, тоненькие деревья, а по бокам выступающие из-за краёв картины ветви берёз. И покрытое синеватым снегом поле. Грабарь назвал эту картину «Сказка инея и восходящего солнца».

А эта картина называется «Рябинка». Мы как будто смотрим на пейзаж сверху, из окна деревенского или дачного домика. Перед нами на переднем плане рябинка, вся в гроздьях ягод. Её красно-оранжевая листва ажурная, очень яркая. Сквозь неё мы видим лазурное небо, зелёное поле озимых всходов, лесок и кусты, а за ними в фиолетовой дымке дали. Ближе к нам на переднем плане, по бокам картины – берёзки развесили свои золотые косы, их вершин нам не видно. В картине всё  очень тихо, спокойно. Но основное внимание художник уделили нарядной рябинке, чтобы мы тоже полюбовались её осенней красотой. Картина очень изящна и поэтична.

В картине «Февральская лазурь» Грабарь обращает наше внимание на удивительную красоту белых берёз, кружево ветвей на фоне февральского ярко-голубого неба. Мы видим волшебную красоту белоствольных берёз! Берёза на переднем плане огромная и могучая. Она пылает белейшим светом, у неё множество тонких белых ветвей. Она и тоненькие молодые берёзки вокруг неё сияют ещё ярче на фоне синего неба, которое и снег окрашивает в голубые, ярко-синие холодные тона теней. Снег уже шероховатый, подтаявший от февральского солнышка. Цвет неба тоже удивительный: синий, переходящий в лазурный, зеленовато-желтый тон. Художник рисовал картину с натуры. Он даже вырыл небольшую ямку, чтобы видеть берёзы снизу. Они выглядят величаво и значительно. Вершины берёз выходят за пределы картины. Под лучами раннего утреннего солнца загорелись рыжевато-красными красками обледеневшие прошлогодние листья. При лёгком ветерке они ударяются друг о друга, издавая мелодичный хрустальный перезвон. Получилась радостная, яркая картина.

Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом», «Февральская лазурь» 1904 г. и др.

Все они проникнуты радостным, светлым чувством.

А вот как сам художник вспоминал свою работу над картиной: упр. 342 (читаем текст, работаем над лексическим значением слов под *) Послушайте, что было дальше:

“Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба! “Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно”,- подумал я.

Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет”.

4. Обратите внимание, ребята, на то, с каким восторгом пейзажист говорит о картине, которую увидел в реальности. Давайте мы вами ещё раз обратимся к репродукции:

- Какой день изобразил художник? (изумительный, чудесный, солнечный)

- Рассмотрите небо: есть ли на нём облака, какого оно цвета вверху и на горизонте?

- Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?

- Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке?

- Что можно сказать о других березках?

- Что виднеется на горизонте? (тянущийся сплошной стеной кустарник)

- Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе?

- Какой  цвет помог пейзажисту передать необыкновенную красоту природы?

- Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё?

- Какова основная мысль этого пейзажа?

5. Составление плана:

  1. Вступление: слово о художнике и его картине. (составьте первое предложение вашего сочинения)
  2. Что изображено на картине?
  1. Февральский день.
  2. Небо.
  3. Снег.
  4. Береза-красавица.
  5. Другие берёзки.
  6. Кустарник на горизонте.

3) Объяснить название картины. (I вариант – составьте предложение)

4) Какое настроение вызывает пейзаж? (II вариант – составьте предложение)

6. Написание сочинения. (упр. 358 – последнее задание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению - описанию по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Конспект урока развития речи по теме "Подготовка к сочинению - описанию картины И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Грабаря "Февральская лазурь"

Урок развития речи в 5 классе; интегрированный урок...

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Обучающая цель: обучить словесному описанию картины, продолжить знакомство учащихся с художественными достоинствами картин ведущих художников России, формирование образовательных компетенций обучающих...

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Разработка поможет учителю провести урок, соответствующий требованиям ФГОС, с применением таких технологий, как ИКТ, технология развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесбережения...

Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (урок развития речи)

Уроки развития речи у обучающихся часто вызывают затруднения. В своей практике при подготовке к написанию сочинений разных видов можно использовать рабочие листы, которые заполняются в ходе урока необ...