Правописание Н и НН в наречиях
методическая разработка по русскому языку по теме

Полканова Наталья Анатольевна

материал к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»

Тип урока: Объяснение нового материала

Технология: проблемное обучение

Средства обучения: компьютер, презентация, мультимедийная установка, карточки для индивидуальной работы, доска

Цель урока:

Учащиеся должны знать:

  1. Правописание -Н- и -НН- в наречиях на -о(-е)
  2. Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях
  3. Признаки наречий на -о (-е) и кратких страдательных причастий среднего рода

Учащиеся должны уметь:

  1. образовывать наречия от прилагаетльных;
  2. отличать друг от друга наречия и краткие страдательные причастия  среднего рода;
  3. объяснять написание -Н- и -НН- в различных частях речи;
  4. конструировать предложения с наречиями на -о (-е) и краткими страдательными причастиями среднего рода;
  5. употреблять наеречия в речи

Познавательный (обучающий) аспект цели:

  1. изучение материала по теме «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»;
  2. формирование навыка написания Н и НН в наречиях;  

Развивающий аспект цели:

  1. развитие внимательности, логического мышления;
  2. развитие речи.

Воспитывающий аспект цели:

  1. формирование нравственных качеств личности;

Ход урока

  1. Организационный этап
  1. приветствие;
  2. проверка готовности к уроку;
  3. организация внимания.

  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

На доске записаны дата, вид работы (классная), тема урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»

  1. Сообщение учителем темы урока и цели.

- Тема нашего урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)».  

- Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (мы должны научиться писать Н и НН в наречиях, точнее должны узнать, в каких наречиях нужно писать Н, а в каких НН)

- Изучая прилагательное и причастие, мы говорили с вами о правописании Н и НН в этих частях речи. Давайте  повторим эти правила, чтобы вам легче было понять новую тему.

  1. На слайде: 

Серебряный      Посеребрённое  Посеребрено

Ветреный          Обветренное      Обветрено

Ломаная            Сломанное          Сломано

Ценный             Оценённое          Оценено

Беседа по вопросам:

1) Что объединяет слова 1 столбика? (Орфограмма Н - НН в суффиксах имен прилагательных)

2) Какое из этих слов, на ваш взгляд, является лишним и почему? (ломаная – отглагольное прилагательное, ценный – пишется НН)

3) Объясните правописание слов 1 столбика

- А ещё в каких суффиксах пишется Н? НН?

4) Как вы объясните правописание слов из 2 столбика?

5) Почему в словах 3 столбика пишется Н?

Учитель: Ещё мы должны помнить о написании некоторых  словарных слов

  1. На карточках слова

Нежданный

Негаданный

Подлинный

Неслыханный

Невиданный  

Рьяный

Румяный

Свиной

Смышлёный  

Слайд № 2

Спишите предложения с объяснением.

1) Всегда имей своё сердце расположе…ым к добру, а дух мужестве…ым.

2) И в мыши…ую нору проникает луч света.

3) Испуга…ый зверь далеко бежит.

4) Согласие крепче каме...ых стен.

5) С умом задума…о, да без ума сдела…о.

Из данных предложений выпишите  прилагательное и причастие, от которых, на ваш взгляд, можно образовать наречия:

Учитель на доске записывает:

Мужественный – мужестве…о (бороться)  

Испуганный – испуга…о (посмотреть)

- Почему нельзя образовать наречия от  прилагательных мышиную, каменных?  (это относительные прилагательные)

- Как вы считаете, сколько Н нужно написать в этих наречиях?

Запишите их в составе словосочетаний.

- А если в прилагательном пишется Н, как, например, в слове бешеный, то сколько Н напишем в наречии, образованном от этого прилагательного?

(запишите словосочетание с этим наречием)

Бешеный - бешено

- Итак, сделайте вывод: отчего же зависит  правописание Н и НН в наречиях?

Проверьте себя по учебнику на с. 41.

Закрепление

Упр. 569 с комментированием.

В это время к доске вызываю 2 – х учащихся.

Индивидуальная работа

Карточка № 1

Сосредоточе…о смотрит, серебря…ое кольцо, восторже…о  улыбаться, лома…ая  линия, ответить сдержа…о, безветре…ая погода, беше…о налетевший ветер, позолоче..ые часы.

Карточка № 2

Войско сосредоточе…о в лесу, огорчё…о посмотреть, стари…ые часы,  задача реше…а, слушать рассея…о, собрание перенесе…о, слома…ая ветка,  овся…ая каша.

Проверка

Найдите  слова, которые произносятся одинаково. Выпишите их в данном контексте.

Слайд 3.

сосредоточенно смотрит  -  войско сосредоточено в лесу

Почему ты, …,  написала с НН, а ты, …,  с Н?

Итак, на письме следует различать наречия и краткие причастия среднего рода.

Как это сделать, прочитайте в учебнике  на с. 42.  

Учитель (после самостоятельного знакомства с правилом): 

- Как отличить краткое причастие от наречия на -о(е)

Закрепляем. Упр. 572 с комментированием

1 и 2 предложение записываем на доске. Подчёркиваем грамматическую основу, определяем часть речи.

Разберите эти слова по составу.

- Что мы должны с вами помнить при морфемном разборе наречий? (они не изменяются, следоваетльно у  них нет окончаний).

- А в кратких страдательных причастиях мы с вами выделяем окончание.

- Чем ещё различаются наречия и краткие причастия? (составом слова)

Предложения под № 2 записывают с комментированием с места.

3 и 4 по вариантам самостоятельно.

 (Устно) А теперь составьте свои предложения со словами обдумано и обдуманно (из упр. 573)

Проверочная работа

Итак, проверим свои знания. Перед вами карточки 3 варинтов. Кто считает, что он усвоил новый материал очень хорошо, то выбирает 1 вариант. Кто не совсем уверен в своих знаниях, тот выбирает 2 вариант, и кто считает, что ему ещё нужно поработать над изучаемой орфограммой, выбирает 3 варинт и в тех словах, которые вызовут у вас затруднения, вы можете поставить знак вопроса

1 вариант                                                                   2 вариант

1. радиофицирова…й класс

2. местность пусты…а

3. песча…ый берег

4. гружё…ый кирпичом вагон

5. време…о не работать

6. организова…о собраться

7. хорошо организова…о

8. явиться нежда…о-негада…о

9. увере…о  ответить

1. изуче…о досконально

2. насыще…ый влагой

3. тренирова…ый спортсмен

4. исследование законче…о

5. нежда...ый гость

6. искре…е пожелать

7. оживлё…о говрить

8. подли…ые украшения

9. самоотверже…о служить

3 вариант

1. речь торжестве…а

2. ране…ый боец

3. написа…о пером

4. напряжё…о смотреть

5. увлече…на музыкой

6. свяще…ый долг

7. всё переплете…о

8. асфальтирова…ая дорога

9. скоше…ая трава

Вывод: 1) Чему же вы научились сегодня на уроке? От чего зависит правописание Н и НН в наречиях?

2) Как отличить наречие от краткого страдательного причастия?

Д/з упр. 570.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЙ № 15 ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)

(урок русского языка в 7 классе

по УМК С.И. Львовой и В. В. Львова)

Разработала Полканова Наталия Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

САРАТОВ - 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание Н и НН в наречиях, 7 класс

Конспект урока по русскому языку для 7 класса....

Тема урока русского языка в 7 классе: «Правописание Н и НН в наречиях на –о, -е»

Конспект урока представлен по гуманитарному направлению. Данный урок рассчитан на учеников 7 класса средней общеобразовательной школы, обучение ведётся по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Правописание Н и НН в наречиях на -о(-е)

Урок разработан к УМК Львовой С.И., 7 класс...

Урок: Правописание приставок не-, ни- в наречиях

Цели урока:образовательная – закрепление умения орфографического анализа; формирование умения написания приставок отрицательных наречий;развивающая  - развивать познавательные интересы обуч...

Карточки "Правописание Н и НН в наречиях"

7 КЛАСС.Правописание  Н и НН в наречиях....

Правописание н и нн в наречиях и прилагательных

Маршрутный лист дистанционного урока...