Правописание Н и НН в наречиях
методическая разработка по русскому языку по теме
материал к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polkanova_n.a._licey_15_g._saratov_urok_pravopisanie_n_i_nn_v_narechiyah_na.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»
Тип урока: Объяснение нового материала
Технология: проблемное обучение
Средства обучения: компьютер, презентация, мультимедийная установка, карточки для индивидуальной работы, доска
Цель урока:
Учащиеся должны знать:
- Правописание -Н- и -НН- в наречиях на -о(-е)
- Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях
- Признаки наречий на -о (-е) и кратких страдательных причастий среднего рода
Учащиеся должны уметь:
- образовывать наречия от прилагаетльных;
- отличать друг от друга наречия и краткие страдательные причастия среднего рода;
- объяснять написание -Н- и -НН- в различных частях речи;
- конструировать предложения с наречиями на -о (-е) и краткими страдательными причастиями среднего рода;
- употреблять наеречия в речи
Познавательный (обучающий) аспект цели:
- изучение материала по теме «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»;
- формирование навыка написания Н и НН в наречиях;
Развивающий аспект цели:
- развитие внимательности, логического мышления;
- развитие речи.
Воспитывающий аспект цели:
- формирование нравственных качеств личности;
Ход урока
- Организационный этап
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- организация внимания.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала
На доске записаны дата, вид работы (классная), тема урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»
- Сообщение учителем темы урока и цели.
- Тема нашего урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)».
- Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (мы должны научиться писать Н и НН в наречиях, точнее должны узнать, в каких наречиях нужно писать Н, а в каких НН)
- Изучая прилагательное и причастие, мы говорили с вами о правописании Н и НН в этих частях речи. Давайте повторим эти правила, чтобы вам легче было понять новую тему.
- На слайде:
Серебряный Посеребрённое Посеребрено
Ветреный Обветренное Обветрено
Ломаная Сломанное Сломано
Ценный Оценённое Оценено
Беседа по вопросам:
1) Что объединяет слова 1 столбика? (Орфограмма Н - НН в суффиксах имен прилагательных)
2) Какое из этих слов, на ваш взгляд, является лишним и почему? (ломаная – отглагольное прилагательное, ценный – пишется НН)
3) Объясните правописание слов 1 столбика
- А ещё в каких суффиксах пишется Н? НН?
4) Как вы объясните правописание слов из 2 столбика?
5) Почему в словах 3 столбика пишется Н?
Учитель: Ещё мы должны помнить о написании некоторых словарных слов
- На карточках слова
Нежданный
Негаданный
Подлинный
Неслыханный
Невиданный
Рьяный
Румяный
Свиной
Смышлёный
Слайд № 2
Спишите предложения с объяснением.
1) Всегда имей своё сердце расположе…ым к добру, а дух мужестве…ым.
2) И в мыши…ую нору проникает луч света.
3) Испуга…ый зверь далеко бежит.
4) Согласие крепче каме...ых стен.
5) С умом задума…о, да без ума сдела…о.
Из данных предложений выпишите прилагательное и причастие, от которых, на ваш взгляд, можно образовать наречия:
Учитель на доске записывает:
Мужественный – мужестве…о (бороться)
Испуганный – испуга…о (посмотреть)
- Почему нельзя образовать наречия от прилагательных мышиную, каменных? (это относительные прилагательные)
- Как вы считаете, сколько Н нужно написать в этих наречиях?
Запишите их в составе словосочетаний.
- А если в прилагательном пишется Н, как, например, в слове бешеный, то сколько Н напишем в наречии, образованном от этого прилагательного?
(запишите словосочетание с этим наречием)
Бешеный - бешено
- Итак, сделайте вывод: отчего же зависит правописание Н и НН в наречиях?
Проверьте себя по учебнику на с. 41.
Закрепление
Упр. 569 с комментированием.
В это время к доске вызываю 2 – х учащихся.
Индивидуальная работа
Карточка № 1
Сосредоточе…о смотрит, серебря…ое кольцо, восторже…о улыбаться, лома…ая линия, ответить сдержа…о, безветре…ая погода, беше…о налетевший ветер, позолоче..ые часы.
Карточка № 2
Войско сосредоточе…о в лесу, огорчё…о посмотреть, стари…ые часы, задача реше…а, слушать рассея…о, собрание перенесе…о, слома…ая ветка, овся…ая каша.
Проверка
Найдите слова, которые произносятся одинаково. Выпишите их в данном контексте.
Слайд 3.
сосредоточенно смотрит - войско сосредоточено в лесу
Почему ты, …, написала с НН, а ты, …, с Н?
Итак, на письме следует различать наречия и краткие причастия среднего рода.
Как это сделать, прочитайте в учебнике на с. 42.
Учитель (после самостоятельного знакомства с правилом):
- Как отличить краткое причастие от наречия на -о(е)
Закрепляем. Упр. 572 с комментированием
1 и 2 предложение записываем на доске. Подчёркиваем грамматическую основу, определяем часть речи.
Разберите эти слова по составу.
- Что мы должны с вами помнить при морфемном разборе наречий? (они не изменяются, следоваетльно у них нет окончаний).
- А в кратких страдательных причастиях мы с вами выделяем окончание.
- Чем ещё различаются наречия и краткие причастия? (составом слова)
Предложения под № 2 записывают с комментированием с места.
3 и 4 по вариантам самостоятельно.
(Устно) А теперь составьте свои предложения со словами обдумано и обдуманно (из упр. 573)
Проверочная работа
Итак, проверим свои знания. Перед вами карточки 3 варинтов. Кто считает, что он усвоил новый материал очень хорошо, то выбирает 1 вариант. Кто не совсем уверен в своих знаниях, тот выбирает 2 вариант, и кто считает, что ему ещё нужно поработать над изучаемой орфограммой, выбирает 3 варинт и в тех словах, которые вызовут у вас затруднения, вы можете поставить знак вопроса
1 вариант 2 вариант
1. радиофицирова…й класс
2. местность пусты…а
3. песча…ый берег
4. гружё…ый кирпичом вагон
5. време…о не работать
6. организова…о собраться
7. хорошо организова…о
8. явиться нежда…о-негада…о
9. увере…о ответить
1. изуче…о досконально
2. насыще…ый влагой
3. тренирова…ый спортсмен
4. исследование законче…о
5. нежда...ый гость
6. искре…е пожелать
7. оживлё…о говрить
8. подли…ые украшения
9. самоотверже…о служить
3 вариант
1. речь торжестве…а
2. ране…ый боец
3. написа…о пером
4. напряжё…о смотреть
5. увлече…на музыкой
6. свяще…ый долг
7. всё переплете…о
8. асфальтирова…ая дорога
9. скоше…ая трава
Вывод: 1) Чему же вы научились сегодня на уроке? От чего зависит правописание Н и НН в наречиях?
2) Как отличить наречие от краткого страдательного причастия?
Д/з упр. 570.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЙ № 15 ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА
Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)
(урок русского языка в 7 классе
по УМК С.И. Львовой и В. В. Львова)
Разработала Полканова Наталия Анатольевна,
учитель высшей квалификационной категории
САРАТОВ - 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание Н и НН в наречиях, 7 класс
Конспект урока по русскому языку для 7 класса....
Тема урока русского языка в 7 классе: «Правописание Н и НН в наречиях на –о, -е»
Конспект урока представлен по гуманитарному направлению. Данный урок рассчитан на учеников 7 класса средней общеобразовательной школы, обучение ведётся по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....
Правописание Н и НН в наречиях на -о(-е)
Урок разработан к УМК Львовой С.И., 7 класс...
Урок: Правописание приставок не-, ни- в наречиях
Цели урока:образовательная – закрепление умения орфографического анализа; формирование умения написания приставок отрицательных наречий;развивающая - развивать познавательные интересы обуч...
Карточки "Правописание Н и НН в наречиях"
7 КЛАСС.Правописание Н и НН в наречиях....
Правописание н и нн в наречиях и прилагательных
Маршрутный лист дистанционного урока...
Буквы н и нн в наречиях на –о(-е), образованных от прилагательных. Правописание н и нн в наречиях и прилагательных
Маршрутный лист дистанционного урока...