рабочая программа по русскому языку для 7 класса (170 часов)
календарно-тематическое планирование (русский язык, 7 класс) по теме
Эта полная рабочая программа по русскому языку для 7 класса (170 часов по программе Ладыженской.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_programma_170ch.doc | 524 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебного плана школы на 2012 – 2013 учебный год и примерной Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой (М.: Просвещение, 2011 год), утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Количество часов соответствует программным требованиям: 170 часов (5 часов в неделю).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
2. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса:
Учащиеся должны знать: | К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: |
определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. |
|
По орфографии: | По пунктуации: | По связной речи: |
находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами. | выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты. | адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. |
3. Содержание программы
VII КЛАСС (170ч)
Русский язык как развивающееся явление
(1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ
(12 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие
(25 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в па дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда-
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при-
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовы-
вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе-
ния с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языко-
вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Вы-
борочное изложение текста с описанием внешности. Описание
внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие
(10 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер шенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным обо-
ротом.
III. Рассказ по картине.
Наречие
(28 ч + 6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и в после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя щих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его
языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием
действий.
Категория состояния
(4 ч + 2 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
П. Выборочное изложение текста с описанием состояния че ловека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог
(11 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль
предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло-
ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение
правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря,
согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас-
сказ на основе увиденного на картине.
Союз
(16 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль
союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы
сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди-
нительные, разделительные и противительные. Употребление
сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; упо-
требление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек-
стообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица ми и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко-
вые особенности.
Частица
(18 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль
частиц в предложении. Формообразующие и смысловые части-
цы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова
(4 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
(12 ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
4. Контроль уровня обученности
Учебный период | Учебный раздел | Вид контроля | Формы контроля | Тема контроля |
1 четверть | Повторение изученного в 5-6 классах | Текущий | Диктант | Повторение изученного |
Текущий | Тест | Повторение изученного |
Причастие | Текущий | Выборочное изложение |
2 четверть | Причастие | Текущий | Контрольный диктант | Причастие |
Деепричастие | Текущий | Сочинение – рассказ по картине |
Текущий | Контрольный диктант | Деепричастие |
Наречие | Текущий | Диктант | Наречие |
Текущий | Сочинение по картине | Картина Е.Широкова «Друзья» |
3 четверть | Наречие | Текущий | Контрольный диктант | Наречие |
Текущий | Изложение | Пересказ исходного текста с описанием действий |
Предлог | Текущий | Сочинение по картине | Картина А.Сайкиной «Детская спортивная школа» |
Текущий | Тест | Предлог |
Союз | Текущий | Контрольный диктант | Союз, предлог |
4 четверть | Частица | Текущий | Сочинение по картине | Картина К.Юона «Полдень.Конец зимы» |
Текущий | Сочинение - рассказ |
Текущий | Тест | Частица |
Текущий | Контрольный диктант | Частица |
Повторение изученного в 7 классе | Текущий | Сочинение на выбранную тему | По упр.549 |
Итоговый | Итоговый контрольный диктант | Повторение изученного в 7 классе |
5. Учебно – тематический план
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
1. Повторение изученного в 5 -6 классах | 14 |
2. Причастие | 31 |
3. Деепричастие | 12 |
4. Наречие | 34 |
5. Категория состояния | 6 |
6. Предлог | 14 |
7. Союз | 18 |
8. Частица | 22 |
9. Междометие | 4 |
9. Повторение изученного в 6 классе | 14 |
Итого: | 170 часов |
6. Календарно – тематическое планирование (170 часов)
№ урока | Тема урока | Тип урока | К.раб Р.р. | дата | примеч |
1 | Русский язык как развивающееся явление | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Повторение изученного в 5-6 классах |
2 | Синтаксис. Словосочетание и предложение | Урок формирования знаний, умений и навыков |
3 | Синтаксический и пунктуационный разбор | Урок формирования знаний, умений и навыков |
4 | Лексика и фразеология. | Урок формирования знаний, умений и навыков |
5 | Фонетика и орфография | Урок формирования знаний, умений и навыков |
6 | Фонетический разбор. Анализ текста | Урок формирования знаний, умений и навыков |
7 | Словообразование и орфография | Урок формирования знаний, умений и навыков |
8 | Морфемный и словообразовательный разбор | Урок формирования знаний, умений и навыков |
9 | Морфология и орфография Самостоятельные части речи | Урок формирования знаний, умений и навыков |
10 | Морфология и орфография. Служебные части речи | Урок формирования знаний, умений и навыков |
11 | Морфологический разбор(практикум) | Урок закрепления полученных знаний |
12 | Тестовая работа | Урок контроля |
13 | Диктант по повторению изученного | Урок контроля | 1 |
14 | Развитие речи. Текст. Стили речи. | Урок развития речи | 1 |
15 | Развитие речи. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности | Урок развития речи | 1 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие |
16 | Повторение пройденного о глаголе в 5-6кл | Урок формирования знаний, умений и навыков |
17 | Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
18 | Синтаксическая роль причастий в предложении. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
19 | Развитие речи. Публицистический стиль. Виды публичных общественно политических выступлений | Урок развития речи | 1 |
20 | Действительные и страдательные причастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
21 | Полные и краткие страдательные причастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
22 | Причастный оборот, выделение причастного оборота запятыми | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
23 | Выделение причастного оборота запятыми. Текстообразующая роль причастий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
24 | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
25 | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий (пр. работа) | Урок формирования знаний, умений и навыков |
26 | Развитие речи. Описание внешности человека. | Урок развития речи | 1 |
27 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению- описанию внешности | Урок развития речи | 1 |
28 | Образование действительных и страдательных причастий настоящего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
29 | Образование действительных и страдательных причастий прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
30 | Практическое занятие. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени | Урок формирования знаний, умений и навыков |
31 | Развитие речи. Подготовка к выборочному изложению с использованием причастий | Урок развития речи | 1 |
32 | Развитие речи. Выборочное изложение с использованием причастий | Урок развития речи | 1 |
33 | Не с причастиями | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
34 | Правописание не с причастиями | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
35 | Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
36 | Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
37 | Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
38 | Условия написания одной и двух н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
39 | Практическая работа «Н иНН в в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | Урок закрепления полученных знаний |
40 | Одна буква н в кратких причастиях | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
41 | Гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
42 | Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте | Урок развития речи | 1 |
43 | Буквы е-е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
44 | Морфологический разбор причастия | Урок закрепления полученных знаний |
45 | Зачет по теме «Причастие» | Урок контроля |
46 | Контрольный диктант по теме «Причастие | Урок контроля | 1 |
Деепричастие |
47 | Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах | Урок формирования знаний, умений и навыков |
48 | Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
49 | Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
50 | Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
51 | Выделение одиночного деепричастия и деепричастного оборота запятыми. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
52 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
53 | Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
54 | Развитие речи. Подготовка к сочинению – рассказу по картине С.Григорьева «Вратарь» | Урок развития речи | 1 |
55 | Развитие речи. Сочинение – рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь | Урок развития речи | 1 |
56 | Не с деепричастиями. Морфологический разбор деепричастия | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
57 | Построение предложений с деепричастным оборотом | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
58 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие | Урок контроля | 1 |
Наречие |
59 | Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
60 | Синтаксическая роль наречий в предложении | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
61 | Степени сравнения наречий и их образование | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
62 | Степени сравнения наречий и их образование ( закрепление) | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
63 | Текстообразующая роль наречий. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
64 | Морфологический разбор. Анализ текста | Урок закрепления полученных знаний |
65 | Словообразование наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
66 | Правописание НЕ с наречиями на о-е | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
67 | Практическая работа по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | Урок закрепления полученных знаний |
68 | НЕ и НИ в наречиях | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
69 | Одна и две Н в наречиях на О-Е | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
70 | Практикум «Одна и две Н в наречиях на О-Е | Урок формирования знаний, умений и навыков |
71 | Тестовая проверочная работа | Урок закрепления полученных знаний |
72 | Диктант по изученному материалу | Урок контроля | 1 |
73 | Развитие речи. Использование в речи наречий-синонимов и антонимов | Урок развития речи | 1 |
74 | Развитие речи. Описание действий как вид текста, его языковые особенности | Урок развития речи | 1 |
75 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
76 | Суффиксы О и А на конце наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
77 | Правописание О и А на конце наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
78 | Развитие речи. Подготовка к описанию картины Е.Н.Широкова «Друзья» | Урок развития речи | 1 |
79 | Развитие речи. Сочинение-описание картины Е.Н.Широкова «Друзья | Урок развития речи | 1 |
80 | Дефис между частями слова в наречиях | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
81 | Условия написания дефиса между частями слова в наречиях | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
82 | Практикум «Дефис между частями слова в наречиях | Урок закрепления полученных знаний |
83 | Слитные и раздельные написания наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
84 | Условия слитного и раздельного написания наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
85 | Практикум «Слитные и раздельные написания наречий» | Урок закрепления полученных знаний |
86 | Буква Ь после шипящих на конце наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
87 | Правописание Ь после шипящих на конце наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
88 | Обобщение по теме «Наречие» | Урок закрепления полученных знаний |
89 | Практическая работа по теме «Наречие» | Урок формирования знаний, умений и навыков |
90 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля | 1 |
91 | Развитие речи Пересказ исходного текста с описанием действий | Урок развития речи | 1 |
92 | Развитие речи .Изложение исходного текста с описанием действий | Урок развития речи | 1 |
Категория состояния |
93 | Категория состояния как часть речи | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
94 | Отличие категории состояния от наречий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
95 | Развитие речи. Употребление слов КС в художественной речи | Урок развития речи |
96 | Синтаксическая роль слов категории состояния | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
97 | Морфологический разбор категории состояния. Употребление слов КС при описании состояния человека и природы | Урок формирования знаний, умений и навыков |
98 | Развитие речи. Подготовка к сочинению- рассуждению на лингвистическую тему | Урок развития речи | 1 |
99 | Служебные части речи. Культура речи. |
Предлог |
100 | Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
101 | Непроизводные и производные предлоги | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
102 | Употребление производных предлогов в речи | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
103 | Простые и составные предлоги | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
104 | Текстообразующая роль предлогов. Морфологический разбор | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
105 | Развитие речи. Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» | Урок развития речи | 1 |
106 | Слитные и раздельные написания производных предлогов | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
107 | Слитные и раздельные написания производных предлогов, различение предлгов и омонимичных слов | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
108 | Практическая работа по теме «Слитные и раздельные написание предлогов | Урок формирования знаний, умений и навыков |
109 | Дефис в предлогах из-за, из-под |
110 | Тестовая работа по теме | Урок контроля |
111 | Обобщающий урок по теме «Предлоги» | Урок формирования знаний, умений и навыков |
112 | Развитие речи. Рассказ от своего имени на основе увиденного на картине | Урок развития речи | 1 |
Союз |
113 | Союз как служебная часть речи, их синтаксическая роль | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
114 | Простые и составные союзы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
115 | Союзы сочинительные и подчинительные | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
116 | Развитие речи. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи | Урок развития речи |
117 | Группы сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные) | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
118 | Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
119 | Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении, знаки препинания в простом и СП | Урок формирования знаний, умений и навыков |
120 | Подчинительные союзы. Употребление подчинительных союзов в СПП | Урок формирования знаний, умений и навыков |
121 | Текстообразующая роль союзов. | Урок формирования знаний, умений и навыков |
122 | Слитные и раздельные написания союзов | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
123 | Отличие на письме союзов зато, тоже, также, чтобы от местоимений и наречий с предлогами и частицами. | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
124 | Практическая работа по теме «Раздельные и слитные написания союзов | Урок закрепления полученных знаний |
125 | Развитие речи. Устное рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности | Урок развития речи | 1 |
126 | Союзы- синонимы, употребление в речи | Урок формирования знаний, умений и навыков |
127 | Обобщающий урок по теме «Союз» | Урок формирования знаний, умений и навыков |
128 | Практическая работа по теме «Союзы», «Предлоги» | Урок закрепления полученных знаний |
129 | Зачет по теме «Союзы» и «Предлоги» | Урок контроля |
130 | Контрольный диктант по темам «Предлог», Союз» | Урок контроля | 1 |
Частица |
131 | Частица как служебная часть речи | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
132 | Синтаксическая роль частиц в предложении | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
133 | Формообразующие и смысловые частицы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
134 | Формообразующие частицы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
135 | Смысловые частицы | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
136 | Смысловые частицы, их разнообразие и функции | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
137 | Текстообразующая роль частиц | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
138 | Различение на письме частиц НЕи НИ | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
139 | Правописание Не и НИ с разными частями речи | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
140 | Различение Не и Ни с разными частями речи | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
141 | Практикум по теме «Не и НИ с разными частями речи» | Урок закрепления полученных знаний |
142 | Тестовая работа по теме | Урок контроля |
143 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень» | Урок развития речи | 1 |
144 | Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы.Полдень» | Урок развития речи | 1 |
145 | Различение частицы НЕ и приставки НЕ | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
146 | Практикум «Различение частицы НЕ и прист.НЕ | Урок закрепления полученных знаний |
147 | Тестовая работа по теме | Урок контроля |
148 | Развитие речи. Рассказ по данному сюжету. | Урок развития речи | 1 |
149 | Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | Урок развития речи | 1 |
150 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
151 | Обобщение по теме «Частица» | Урок закрепления полученных знаний |
152 | Контрольный диктант по теме «Частица» | Урок контроля | 1 |
Междометие. Звукоподражательные слова. |
153 | Междометие как часть речи, их синтаксическая роль в предложении | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
154 | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
155 | Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
156 | Запятая и восклицательный знак при междометиях | Урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков |
Повторение и систематизация изученного в 7 классе |
157 | Разделы науки о языке. Текст. Стили речи | Урок повторение и закрепления изученного |
158 | Развитие речи. Подготовка к сочинению- рассуждению на морально-этическую тему | Урок развития речи | 1 |
159 | Развитие речи. Сочинение- рассуждение на морально-этическую тему | Урок развития речи | 1 |
160 | Фонетика,фонетические нормы | Урок повторение и закрепления изученного |
161 | Лексика. Фразеология. | Урок повторение и закрепления изученного |
162 | Морфемика и словообразование | Урок повторение и закрепления изученного |
163 | Морфология | Урок повторение и закрепления изученного |
164 | Морфологический разбор. | Урок повторение и закрепления изученного |
165 | Синтаксис. Простое предложение | Урок повторение и закрепления изученного |
166 | Сложное предложение | Урок повторение и закрепления изученного |
167 | Пунктуация. | Урок повторение и закрепления изученного |
168 | Тестовая работа | Урок контроля |
169 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 |
170 | Итоги года. Заключительный урок- рекомендация | Урок обобщения изученного |
Итого | 170 ч |
Количество диктантов | 8 |
Сочинений | 7 |
Изложений | 2 |
7. ЛИТЕРАТУРА
УМК
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский - М. Просвещение, 2009.
Для учителя
Обязательная
- Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
- Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение, 2011.
Дополнительная
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 2004.;
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1995.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Для учащихся
Дополнительная
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 2006
- Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 2004.
8. Средства обучения
- М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа по русскому языку. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2011).
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка».
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета».
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
«Согласовано» «Согласовано»
На заседании ШМО « »________2012г. « »_______2012г.
Руководитель ШМО _________________ Зам.директора по УВР_____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(68 часов)
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса ( 68 часов), включает в себя пояснительную записку,тематическое планирование, содержание,требования к уровню подготовки,календарно- тематическое планир...
Рабочая программа по русскому языку, 7 класс (4 часа )
В качестве основы данной программы используется программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторами-составителями которой являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженск...
Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (6 часов в неделю, 204 часа в год). Учебник Т.А. Ладыженской
В помощь учителю русского языка. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику Т.А.Ладыженской...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (136 часов в год) по программе М.М. Разумовской
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 136 часов в год. В пояснительной записке к программе Вы найдете контрольные работы на весь учебный год....
Рабочая программа по русскому языку 11 класс 105 часов программа Н. Г. Гольцовой.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 11-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пре...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...