Основы культуры речи
элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему

Программа специального курса "Основы культуры речи", разработанного для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sp.kurs_osnovy_kultury_rechi.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пальгина Екатерина Ивановна. Методические материалы.                              ГБОУ СОШ №90 Санкт-Петербурга

2011

Специальный курс по русскому языку

"Основы культуры речи"

(VII класс, 40 часов)

Пояснительная записка

Цель данного кура – способствовать формированию  у учащихся более прочных и глубоких навыков культурной  речи.

 С детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связна с языком. Богатый и могучий,  поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любить, изучать и беречь его призывали нас великие русские классики.

Научить учащихся внимательно относиться к своей и чужой речи, понимать  все оттенки слов, овладевать речевой культурой – задача данного спецкурса.

Речевая культура – явление более широкое, чем правильность речи. Правильность – важнейшее, но далеко не единственное качество культурной речи. Правильная речь может быть вместе с тем однообразной, бедной, невыразительной.

 В центре внимания курса «Основы культуры речи» -  коммуникативные качества современной русской литературной речи. Главная его задача состоит не только в теоретическом основании, но и практическом описании речи как совокупности определенных коммуникативных качеств в их системе.

Данный курс рассматривает такие вопросы, как речевая культура  в учебном и научном общении, речевая культура в публичных  вступлениях; определяет место  культурной речи ряду других  наук (её связи с грамматикой, лексикологией, стилистикой), позволяет понять тенденции развития нового в языке, в современном нам языке, который развивается в условиях городской культуры, в условиях книжной традиции, в постоянном смешении разных источников речи; уделяет внимание развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета, учит правильно и рационально пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

  Таким образом, одна из конкретных задач, изложенная в данном специальном курсе - научить школьников грамотно, точно,  логически стройно, образно  передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.

 Другая задача – сообщить учащимся знания о признаках хорошей речи, продемонстрировать эти признаки на  литературных образцах и этим пробудить у ребят желания совершенствовать свою речь в аспектах правильности и целесообразности.

  Решение этих задач поможет достичь конечную цель изученного курса «Основы культуры речи» - формирование навыков культурной речи.

  Для положительных результатов  обучения важное значение имеют методы и приемы

организационные формы учебного процесса. В 7 классе это могут быть беседы с подробным изложением материала,  практические занятия, использование сведений о языке в новых учебных и творческих ситуациях, языковые эксперименты, библиографические уроки.

 В результате обучения  учащиеся должны уметь:

  1. применять знания о наиболее важных нормах произношения и ударения, определять  смыслоразличительную функцию  русского ударения;  
  2. владеть вариантами произношения сосуществующими в рамках литературных норм;
  3. правильно воспроизводить слова, имеющие орфоэпические пометы;
  4. применять знания о грамматических нормах;
  5. анализировать свою речь с точки зрения нормативности;
  6. давать  аргументированную оценку речи других носителей языка;
  7. пользоваться разными стилями речи;
  8. создавать и пересоздавать текст в определенном стиле речи;
  9. пользоваться лингвистическими словарями и справочниками;
  10. правильно употреблять этикетные формулы обращения, приветствия, прощания, просьбы, поздравления и  т.д.

Примерный тематический план

Введение: Что такое культура речи.

1. Язык – средство общения.

2. Язык и речь.

3. Правильность речи:

    а) нормы ударения;

    б) нормы грамматики.

4.  Точность речи.

5. Чистота речи.

6. Логичность речи.

7. Выразительность речи.

8. Разнообразие речи.

9. Уместность речи.

10. Речевые стили в их отношении к культуре речи:

    а) речевая культура в учебном и научном общении;

    б) культура речи в публицистических выступлениях.

11. Речевой этикет.

12. Лингвистические словари.


Содержание предмета

Введение: Что такое культура речи.

  1. Язык – средство общения  (3 часа).

            Основные единицы языка. Роль языка. Языковые нормы.

  1. Язык и речь (3 часа).

Понятие о языковой  способности человека как носителя родного языка. Соотношение речь – язык.

Литературный язык – нормированный язык.

  1. Правильность речи (12 часов).

Правильность речи и нормы ударения.

Об ударении в именах существительных:

а) неподвижное (на основе, на окончании);

б) перемещаемое:

  1. на основе ед. числе и на окончании во мн. числе;
  1. на основе в ед. числе и на окончании косвенных падежей мн. числе;
  2. на окончании в ед. числе  и на основе мн. числе;
  3. на окончании в ед. числе и на основе  мн. ч (в некоторых падежных формах: волна – волны –волне  - волну – волной – о волне, но волны, волн);
  4. на окончании в ед. числе и на основе в ед. числе В.п.;

в) вариантность ударения:

  1. об ударении в именах прилагательных;
  2. об ударении в глаголах:

а) ударение в глаголах с частицей «ся»;

б) ударение в глаголах ”творить”, ”растить”, ”звонить”.

Орфоэпические  словари

Правильность речи и грамматика литературного языка.

“Колебания” грамматических норм, количественно - выделительное значение существительных  родительного падежа, обозначающих то целое, из которого берется часть.

а) окончание -у  у существительных II  ск. ед. числа Р.п.

    (бархат – бархату, сыр – сыру и т. д.);

б) окончание –а у существительных  II ск. ед. числа, Р.п. (свойства меда, но ложка меду);

в) окончание –у в некоторых  словах, вошедших в состав устойчивых словосочетаний (с глазу на глаз, с часу на час, много шуму);

г) слова, употребляемые в современном русском литературном языке с окончанием –у (бок - на боку);

д) окончание –у у существительных   с предлогами из, с (упустил из виду);

Образование форм родительного падежа мн. числа

Образование формы Р.п. мн. числа некоторых имен существительных (окончания –а, -ы; офицеры, инспекторы)

Образование форм Р.п. мн. числа некоторых имен существительных (окончания –ов, -ев, -ей)

Образование кратких форм  ед. числа мужского рода  и форм сравнительной степени прилагательных.

 

Речевые ошибки в употреблении имен числительных.

Колеблющиеся формы глаголов совершенного и несовершенного вида.

Образование форм настоящего времени глаголов (брызгать, прыгать, мурлыкать)

Грамматические словари.

Нормы согласования.

Нормы управления.

Двузначное использование падежных форм.

Прямой и обратный порядок слов в русском литературном языке.

Словари сочетаемости слов.

  1. Точность речи (1 час)

Языковые условия создания точности и основные причины  её нарушения. Условия, способствующие  созданию точной речи.

  1. Чистота речи (2 часа)

Диалектизмы в литературной речи. Употребление иноязычных слов в литературной русской речи.

Жаргонизмы. Слова  паразиты. Диалектные словари, словари иностранных слов.

  1. Логичность речи  (1 час)

Условия логичности. Логичность художественной речи.

7.   Выразительность речь   (3 часа)

Основные условия выразительности речи. Выразительные средства языка. Словари эпитетов, словари  языка писателей.

8.   Разнообразие речи (3 часа)

Лексическое богатство речи. Интонационное богатство речи. Разнообразие речевых стилей. Толковые словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов.

  1. Уместность речи (2 часа)

Стилевая уместность. Контекстуальная уместность. Уместность ситуативная.

10. Речевые стили и их отношение к культуре речи (5 часов)

Понятие об учении о стилях. Стилистика. Речевая культура в научном и учебном общении. Терминоупотребление. Словари терминов.

Культура речи и публичное выступление. Условия действенности публичного выступления.

11. Речевой этикет (2 часа)

Речевой этикет как правила речевого общения.

Речевая ситуация и употребление этикетных форм. Использование в общении жестов и мимики.

12. Лингвистические словари

Обзор. Словари правильностей и трудностей речи. Библиографический урок.

Литература

  1. Головин Б.Н. Основы культурны речи. - М., 1990.
  2. Головин Б.Н. Как говорить  правильно. Заметки о культуре русской речи. - М., 1988.
  3. Горбачевич П.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1981.
  4. Ефремова Т.Ф. Костомаров В.Г. Словарь  грамматических трудностей русского языка. -  М., 1986.
  5. Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. – М., 1980.
  6. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. ( Под ред.Р.И. Аванесова. – М., 1983.)
  7. Сергеев В.Н.  Словари – наши друзья и помощники. – М., 1984.
  8. Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя. – М., 1962.
  9. Чуковский П.И. Живой как жизнь.  Разговор о русском языке. -  М., 1962.
  10. Шмелев Д.И. Слово и образ. -   М., 1984.

 

 

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"

Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...

интегрированное занятие по основам культуры речи и поведения

Данный урок является логическим продолжением серии уроков развития речи и классных часов, объединенных общей темой  -  «Культура поведения». Занятие разработано с использованием элементов те...

Рабочая программа cпецкурса «Основы культуры речи» 8 класс

Рабочая программа  спецкурса «Основы культуры речи»  для 8 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы факультативного курса “Культура речи” (программа Минист...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Доклад "Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа"

Доклад "Современный русский литературный язык  как  основа  культуры речи  русского народа"...

программа кружка "Основы культуры речи"

программа кружка для 9 класса...