Правила информационной безопасности — изучаем и соблюдаем. «Интернет тебе не враг, если знаешь, что и как!»
учебно-методический материал по информатике и икт (11 класс)

Меркулова Карина Александровна

Методическая разработка «Интернет тебе не враг, если знаешь, что и как!» предназначена для решения проблемы защиты юных пользователей от различных опасностей, ожидающих их во Всемирной паутине. В основу разработки положен собственный опыт, как учителя информатики так и классного руководителя, и, конечно, же, родителя. Данные рекомендации могут использоваться для проведения общешкольных и классных родительских собраний, классных часов, внеклассных мероприятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_bezopasnom_internete.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

 Правила информационной безопасности — изучаем и соблюдаем.

«Интернет тебе не враг, если знаешь, что и как!»

Методическая разработка «Интернет тебе не враг, если знаешь, что и как!» предназначена для решения проблемы защиты юных пользователей от различных опасностей, ожидающих их во Всемирной паутине. В основу разработки положен собственный опыт, как учителя информатики так и классного руководителя, и, конечно, же, родителя. Данные рекомендации могут использоваться для проведения общешкольных и классных родительских собраний, классных часов, внеклассных мероприятий.

Информационные технологии, информационная безопасность детей, авторитет родителей, антивирусная программа, личная информация, информационной культуры и безопасности, электронная почта.

         XXI век – век информационных технологий. Нынешнее время отличается от прошлого, тем что здесь правит техника и товаром выступает информация. То, что еще совсем недавно казалось новым и неизведанным, сегодня уже неактуально. Если раньше для того чтобы сообщить новость, нужно было написать письмо и отправить его по почте, и только через несколько недель получить ответ, то сейчас достаточно написать письмо и отправить его по электронной почте и уже через несколько секунд получить ответ. Для того чтобы купить что то в магазине или оплатить какую либо услугу нужно было идти в магазин или в банк, то теперь достаточно иметь интернет и банковскую карту. Тогда, я задумалась, к чему это все приведет? Хорошо это или плохо? И как сделать так чтобы, эти блага человечества были безопасными для людей! Поискав информацию в Интернете, нашла огромное количество различных мнений, и решила что все-таки  век информационных технологий это хорошо, но нужно обезопасить себя от любого вида мошенничества во всемирной паутине. А также защитить себя, свой компьютер и конечно подростков, которые не представляют своей жизни без Интернета,  от потери, искажения информации передаваемой по сети, различного вида опасности существующей в гигантской информационной сети.                                            

        В - первую очередь, нужно разобраться, что же такое информационная безопасность?

 Информационная безопасность государства — состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности, законных прав личности и общества в информационной сфере. (Википедия)

       Конечно, прежде  всего, как написано в определении, в защите нуждается государственная и военная тайна, коммерческая тайна, юридическая тайна, врачебная тайна. Но обязательно нужно защищать свою личную информацию: паспортные данные, данные о банковских счетах, логины и пароли на сайтах, а также любую информация, которую можно использовать для шантажа, вымогательства и т.п.

    Как же нам защитить свою личную информацию, которая используется в сети Интернет? Просмотрев и проанализировав огромное количество информации в сети интернет, сформулировала основные правила для защиты личных данных:

  1. Своевременно обновлять антивирусные программы на компьютере.
  2. Не сохранять пароли в браузере, не записывать их в записных книжках, не оставлять на видных местах.
  3. Не афишировать в сети Интернет личную информацию, потому что она станет доступной для широкого круга лиц, в том числе работодателей, милицию, официальные органы и даже преступников. 
  4. При денежных расчетах через Интернет: вместо протокола HTTP используйте защищенный протокол HTTPS (англ. Hypertext Transfer Protocol Secure - безопасный HTTP), который предусматривает шифрование данных (например, с помощью алгоритма RSA).

         Особому вниманию нужно уделять информационной безопасности детей, поскольку ребенок не справляется с задачей фильтрации вредной или полезной, спасательной или опасной информации. Не зря говорят что «Словом  можно  убить, словом можно  спасти,  словом можно людей за собой  повести».  «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией.

           Почему же именно сейчас нужно обезопасить детей от плохого влияния информационного окружения? Потому что благодаря техническому прогрессу, ребенок получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам,  сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На детей хлынул поток самой разной информацией, с которым они не могут справиться «один на один». Ситуация ухудшается благодаря тому что многие родители на «вы» с компьютером и ребенок предоставлен сам себе в огромном информационном пространстве. Особенно проблема обострилась в последние годы – с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. 

Обозначив эту проблему, сформулируем правила безопасности для детей в Интернете:

  1. Сегодня Интернет играет огромную роль, поэтому в первую очередь нельзя терять авторитет родителя перед ребенком.
  2. Нужно объяснить ребенку, что размещение личной информации в Интернете может привести к опасным и необратимым последствиям.
  3. Научить ребенка как нужно реагировать, в случае, если его кто-то обидел или он натолкнулся  на агрессивный контент в Интернете, куда в подобном случае  можно обратиться.
  4. Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства  фильтрации.
  5. Помогите ребенку понять, что люди в сети Интернет могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями без сопровождения взрослых.
  6. Объясните ребенку что нельзя просматривать электронные письма от неизвестного адреса и открывать файлы скачанные из неопределенного ресурса, так как они могут содержать вирусы или фото/видео агрессивного характера.

        Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире. Но он может превратиться и в зловещую паутину, губящую людей, если люди будут искать в ней нечистоты и превращать ее во всемирную помойку. Задача взрослых – формирование разносторонней интеллектуальной личности, высокий нравственный уровень которой будет гарантией ее информационной безопасности.

Список литературы:

  1. Бабаш, А.В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум: Учебное пособие / А.В. Бабаш, Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. — М.: КноРус, 2013. — 136 c.

  1. Гафнер, В.В. Информационная безопасность: Учебное пособие / В.В. Гафнер. — Рн/Д: Феникс, 2010. — 324 c.

  1. Громов, Ю.Ю. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Ю.Ю. Громов, В.О. Драчев, О.Г. Иванова. — Ст. Оскол: ТНТ, 2010. — 384 c.

  1. Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга… — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 239 c.

  1. Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт. Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 239 c.

  1. Запечников, С.В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х т. Т.1 — Угрозы, уязвимости, атаки и подходы к защите / С.В. Запечников, Н.Г Милославская. — М.: ГЛТ, 2006. — 536 c.

      7. http://school315.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная безопасность подростков в сети Интернет

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение п...

Методическая разработка открытого урока на тему: "Информационная безопасность подростков в сетях интернет"

В данной методической разработке представлен сценарий открытого урока для первокурсников всех специальностей. Цель урока - ознакомиться с потенциальными угрозами, которые могут встретиться при работе ...

Разработка внеклассного часа на тему “Информационная безопасность детей в сети Интернет”.

Данная разработка ознакомливает детей с какими опасностями они могут сталкиваться при использовании сети Интернет. Также данная работа дает способы избежания этих опасностей....

ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

20 ноября 2018 года в МБОУ СОШ №3 прошел день встречи с помощником Уполномоченного по правам ребенка в Ямало-Ненецком автономном округе Ночевной Светланой Викторовной проведены разъяснительные беседы ...

Презентация "Правила  информационной безопасности при работе в сети Интернет"

Правила информационной безопасности при работе в сети Интернет...

Психологическое консультирование обучающихся " Правила информационной безопасности в сети Интернет"

Групповое консультирование обучающихся "Памятка по информационной безопасности в сети интернет"...