Занимательный материал по русскому языку
занимательные факты по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Занимательный русский язык
- Какой знак необходимо поставить в словах из сказки «12 месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»? (Запятая.)
- Современный русский алфавит – это видоизмененная кириллица. Серьезная реформа русской азбуки была проведена Петром 1. Совершенствуя азбуку, Петр 1 ввел в состав алфавита букву, которая фактически уже употреблялась, но еще не была «законной». Что это за буква? (Э.)
- Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», и в 1997 году ей исполнилось 200 лет. (Ё. в 1797г. Писатель Николай Михайлович Карамзин в своем альманахе стихов впервые использовал букву ё.)
- Какая часть речи самая немногочисленная и включает в себя всего несколько десятков слов? (Числительное.)
- Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только «?». Что получил писатель в ответ? («!»)
- Какую записку оставил Винни-Пух на дверях своего домика для Кристофера Робина? ( Щасвирнус.)
- Раньше знаки препинания носили другие названия. Например, восклицательный знак – «удивный», точка с запятой – «полуточие» Тире – «молчанка, пресекательный знак»). Как называлась запятая? (Отдохновение.)
- У Некрасова есть стихотворение:
- Питаясь чуть не жестию,
- Я часто ощущал
- Такую индижестию,
- Что умереть желал.
- Что такое «иждевестия»? (Несварение желудка.)
- Есть ли у Земли лицо? (Стереть с лица земли.)
- Может ли горе быть в жидком состоянии? (Хлебнуть горя, испить горя.)
- Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? (Смотреть правде в глаза, опасности, смерти.)
- Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (Каша в голове.)
- Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос.)
- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног.)
- Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне слова?
- Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Например, Таня-Ваня.)
- Какое женское имя состоит из 30 букв я? (Зоя.)
- Образуйте имена из следующих сочетаний слов:
- Владеть миром (Владимир);
- Владеть всем (Всеволод);
- Любить мир (Любомир);
- Свято славить (Святослав);
- Милая людям (Людмила).
- Вспомните названия растений, которые созвучны с именами. (Анисья – анис, Василий, Василиса – василек, Лилиана, Лилия – лилия, Роза, Розалия – роза, Маргарита – маргаритка, Агата – агатис, Снежана – подснежник и др.)
- У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Почему? (Родился Христофор 29 февраля.)
- Попробуйте, меняя последовательность по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит. (Лев-лед-лад-лат-лит-Тит.)
- Назовите художников, современников Пушкина, написавших его портреты. (В.А.Тропилин, О.А.Кипренский.)
- Назовите имя, отчество и фамилию няни Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева.)
- О какой «мамушке» пишет поэт в строчках:
- Ах, умолчу ль о мамушке моей,
- О прелести таинственных ночей, когда в чепце, в старинном одеянье
- Она, духов молитвой уклоня,
- С усердием перекрестит меня… (О няне.)
- Как сейчас называется город, где Пушкин учился в лицее? (Пушкин.)
- Какой великий русский поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене? (Г.Р.Державин.)
- Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (В.А.Жуковский.)
- Назовите произведения, вошедшие в сборник «Повести Белкина». («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».)
- Пушкин писал острые и меткие эпиграммы. На кого написана эта эпиграмма?
- Полу-милорд, полу-купец,
- Полу-мудрец, полу-невежда,
- Полу-подлец, но есть надежда,
- Что будет полным наконец? (На графа Воронцова.)
- Какое время года любила Татьяна Ларина? (Зиму.)
- Как во времена М.В.Ломоносова называли ?,черточку, скобки? (?-удивительный, - -единительный, ( ) – вместительный.
- Какие знаки препинания могут стоять в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки.)
- Какая буква в русском языке всегда под ударением? (Ё.)
- Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
- Превратите слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число. (Добавить Ь.)
- Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле, Брянске, Минске, Архангельске, Смоленске, Пензе? (Псковичи, уфимцы,томичи, куряне, туляки, брянцы, минчане, архангельцы, смоляне и смоленцы, псковичи и псковичане.)
- О каких знаках препинания идет речь?
- Когда слова гремели и блистали,
- Я в моде был, я был на пьедестале!
- Однако время новое настало –
- Оно меня и свергло с пьедестала. (!)
- Что о себе сказать могу?
- Согнула жизнь меня в дугу.
- За свой характер я плачу –
- За то, что много знать хочу. (?)
- Известно миру с давних пор,
- Что знак и я немаловажный.
- И не окончен разговор…
- И начинает думать каждый. (…)
- Он очень вежлив…
- Не любит споров он и драк.
- Он всем старается помочь.
- Он в слове «мать» и в слове «дочь»,
- И в тихом лунном слове «ночь».
- Чтоб никого не огорчить,
- Он всё старается смягчить. (Ь)
- Назовите слова, начинающиеся четырьмя согласными. (Взгляд, встреча, всплеск.)
- Есть ли в русском языке слова, в которых рядом располагаются пять согласных букв? (Агентство, бодрствовать, контрпредложение, мудрствовать, усердствовать.)
- Назовите слова, в которых бы одновременно встречались ъ и ь. (Объяснить, объявить.)
- В каком наречии звучит пять о? (О-пять.)
- Назовите наречия, в которых пишется три а, три о, три е. (Сначала, спокойно, темнее.)
- В каком слове пишется семь о? (Обороноспособность.)
- В каком наречии сравнительной степени пишется пять е? (Естественнее.)
- Какое русское слово состоит из 6 букв, а указывает на весь алфавит? (Азбука.)
- Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой о.)
- Есть ли в русском языке слова, которые оканчиваются на сорок а? (Сорока.)
- Что находится посередине Волги? (Буква л.)
- Какие две первые буквы составляют название первого и какие две – название второго блюда? ( У-ха, ка-ша.)
- После каких согласных никогда не встречается ь? (После г,к,х.)
- Как образованы существительные мартен, сангвич, рентген, июль, першинг, магнолия? ( От имен собственных: Мартен – французский металлург, Сэндвич – английский лорд, Рентген – немецкий физик, Юлий Цезарь – римский император, Першинг – военный ученый США, Маниоль – французский ботаник.)
- Определите род существительных дождище, здоровьишко, голосище, полюшко, письмишко, церквушка.
- Определите одушевленными или неодушевленными являются существительные мертвец, покойник, труп, умерший.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал по русскому языку( 7 класс) "Страдательное причастие"
Материал поможет в доступной и интересной форме изучить сложную тему, он способствует развитию интереса к урокам русского языка....
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Занимательный материал по русскому языку
Материал по развитию речи в рубрике "В гостях у бабы Груши и деда Павлуши"...
Занимательный материал по русскому языку
Занимательные задания рекомендованы учащимся 5-7 классов, учителям и родителям, а также всем тем, кто интересуется русским языком....
Занимательный материал по русскому языку
Разгадай ребусы!...