Занимательный материал по русскому языку
занимательные факты по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему
Занимательные задания рекомендованы учащимся 5-7 классов, учителям и родителям, а также всем тем, кто интересуется русским языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_material_po_russkomu_yazyku.docx | 35.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательный материал по русскому языку
Перевертыши.
Назовите имена сущ., которые читаются справа на лево и наоборот (казак, доход, заказ, потоп, топот, комок, довод, боб, кок, поп, дед, шалаш).
Переставь ударение.
Попробуй назвать глаголы, которые после перестановки ударения превращаются в сущ.
(СЕЛО, ПРОПАСТЬ, ОКУНИ, ТОПИ, ПРЯДИ).
С маленькой или большой?
Какие сущ., в зависимости от контекста, могут писаться с маленькой или большой буквы?
(Сережа, орел, белка, стрелка, весы, стрелец, панама, прут, десна).
Магазин.
Представьте себе, что вы зашли в продуктовый магазин. Запишите названия продуктов, продающихся там, выраженные сущ., которые употребляются только в ед.ч. или только в мн.ч..
(МОЛОКО, МУКА. ПОВИДЛО, САХАР, ТВОРОГ, СМЕТАНА, КЕФИР, КРАХМАЛ, КОФЕ, КАРАМЕЛЬ, ШОКОЛАД, ВЕРМИШЕЛЬ, ДРОЖЖИ, СЛИВКИ).
Омонимы
Омоним (homos - одинаковый, onyma - имя) - загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными определениями, например: «мир» - вселенная, жизнь, земля, среда, согласие, покой и др.; «свет» - энергия, сияние, общество, блик и др. К ним относят и такие сочетания: «блок - Блок», «вена - Вена», «гоголь - Гоголь», «клин - Клин», «любовь -Любовь», «вера - Вера» и пр.
Омонимы широко применялись во Франции в XVIII веке при составлении каламбуров. В Германии использовались как стихотворения.
На русском языке омоним впервые появился в 1819 году (журнал «Благонамеренный»). А в одном из старинных стихотворений загадывалось слово «труба». Примеры омонимов можно найти в творчестве А. С. Пушкина, Д. Д. Минаева, Э. Кроткого, Е. А. Евтушенко и др.
Являются омонимами и сдвиги: «изменя - из меня», «стихия - стихи я», «ворон - вор он», «штукатурка - штука турка», «крынку - к рынку», «сосна - со сна», «Наум - на ум», «Илья - иль я»,«досада - до сада».
Первую в школе все изучают.
Ну, а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно( дробь)
Первую утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речек песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает? (Коса)
Омографы
Омограф (homos - одинаковый, grapho - пишу) - загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные в сущности. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: «пр_оволочка - провол_очка», «см_етана - смет_ана», «_ирис - ир_ис», «м_ука - мук_а», «п_ора - пор_а», «з_амок - зам_ок», «з_апах - зап_ах», «хл_опок - хлоп_ок».
Омографы применяли такие поэты, как П. А. Вяземский, В. В. Маяковский и другие.
Я - сборник карт. От ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь - превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас)
Антифразы
Что такое Антифраза?
Возьмем любое крылатое высказывание или пословицу, все слова заменим на антонимы (слова, противоположные данным по смыслу), согласуем эти антонимы между собой так, чтобы получилась относительно осмысленная фраза... антифраза.
Нос от Москвы вынесет (Язык до Киева доведет)
Семи лесов цветок (одного поля ягода)
Стоит против люка в светлице сухой (сижу за решёткой в темнице сырой)
Велик медяк, но дешевый ( мал золотник, до дорог)
На своем носу шишка заметна, а на чужом бородавки не видно ( в чужом глазу соринку видно, а в своем не видно и бревна)
Замени букву.
Если в глаголах заменить Ё буквой Е, то можно образовать имена существ. Попробуйте подобрать пары и продолжить ряд.
(БЕРЁТ – БЕРЕТ, МЁЛ – МЕЛ, ШЛЁМ – ШЛЕМ, ЗАПРЁТ – ЗАПРЕТ, ОСЁЛ – ОСЕЛ,ПОЁМ – ПОЕМ…).
Волшебный круг.
Сколько слов вы сумеете прочитать по часовой стрелке и против нее?
(КОЛЕСО – сок, кол, лес, око, село, сокол, лесок, оселок, колесо).
По очереди
Назовите по очереди имена сущ., которые в русском языке не склоняются.
(АТЕЛЬЕ, ПАЛЬТО, РАДИО, МЕТРО, ТАКСИ, КЕНГУРУ, ДРАЖЕ, МЕНЮ, ИНТЕРВЬЮ, БРА, ЖЮРИ, КОФЕ, ЖЕЛЕ, СОЛО, ТРЮМО…)
Чудесный квадрат
Р | у | к | а |
У | з | о | Р |
К | о | р | А |
а | р | а | Б |
Заполни клетки по горизонтали и прочитай по вертикали.
- Часть тела.
- Красивое сочетание линий и фигур.
- Часть дерева.
- Национальность.
Попробуй вспомни.
Назовите имена прилагательные, которые, не изменив своего л/з, перешли в существительные.
(УЧЕНЫЙ, ДЕЖУРНЫЙ, ВОЕННЫЙ, ВЕДУЩИЙ, ВАННАЯ, СТОЛОВАЯ, МОРОЖЕНОЕ, АСЕКОМОЕ, ВЕРУЮЩИЙ).
Переставь буквы.
Переставь буквы так, чтобы из одного существительного образовать другое.
(барыня – рабыня, пальто – лапоть, лейка – лакей, подвода – водопад, мошкара – ромашка, стирка – старик, приказ – каприз, каркас – краска.)
Аукцион
В этой игре победителем считается тот, кто назовет последним слово. Играющие по очереди называют имена сущ., которые употребляются только в одном числе:
А) в ед.ч. (листва, родня, клей, железо, горох, холод, жара, слепота, здоровье. Терпенье, месть, мощь, кровь, нефть);
Б) в мн.ч. (дрова, брызги, именины, родители, каникулы, всходы. Жабры, весы, духи. Обои, люди, дети, кудри, ножницы, качели, брюки, санки.)
Добавь букву.
К названным словам добавить одну букву так, чтобы получилось новое слово.
(рот – крот, вал – овал, том – атом, овцы – ловцы, рубка – трубка.)
Будь внимателен.
Образуй мн.ч.: дуга – дуги, рука – руки, мука - ?; грек – греки, ухбек – узбеки, человек-?
Ед.ч.: певцы – певец, венцы – венец, щипцы-? орехи – орех, успехи – успех, доспехи -? Кони – конь, пони-?
Женский род: повар – повариха, портной – портниха, купец – купчиха, храбрец - ?
Мужской род: коза – козёл, оса - ? жница – жнец, жрица – жрец, чтица – чтец, львица-?
Существ.: суровый – суровость, новый – новость. Полный – полнота, черный – чернота, мерзлый – мерзлота, ясный -?
Существ.: знать – знание, сиять – сияние, вилять – виляние, спать -?
Имя прилагательное
Аукцион .
В игре побеждает тот, кто последним назовет имя прил., обозначающее ..
1.цвет (белый…); 2. Вкус (соленый…); 3. Размер (большой…); 4. Температуру (холодный…); качества характера (добрый…).
Замени синонимами.
Замени прилаг. в слове подходящим по смыслу синонимом.
Высокий человек (рослый), высокий дом (многоэтажный), высокий урожай (богатый), высокий голос (тонкий), высокая культура (развитая), высокий стиль (торжественный), высокие гости (почетные).
Свежий воздух (чистый), свежий ветер (прохладный), свежий хлеб (мягкий), свежий огурец (несоленый), свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежая мысль (новая), свежее лицо (бодрое).
На одну букву.
Подбери как можно больше прилагательных на одну букву (например, К)
(красивый, красный, кожаный, кирпичный, курносый, крутой, кислый, колючий, качественный, королевский, киевский, коричневый, комиссионный, корректорский, коллективный, компактный, кофейный…
Составь словосочетания.
Подбери имена прилагательные к существительным, правильно согласуя их в роде и числе.
Кофе (горячий), пюре (картофельное), какаду (белый), тюль (красивый), эмаль (голубая), такси (свободное), шампунь (дорогой), эскимо (сладкое), кенгуру (австралийский), шинель (солдатская), рояль (концертный), туш (громкий), тушь (черная).
Слова – путешественники.
Назовите имена существительные, образованные от прилагательных, обозначающих название…
- Кушаний (жаркое, заливное, мороженое, холодное);
- Магазинов (булочная, кондитерская);
- Поездов (скорый, пассажирский, товарный, почтовый);
- Животных (косой, вороной, пернатые);
- Терминов (запятая, звонкие, глухие, гласные, согласные, твердые, мягкие, ударные, безударные);
- Профессий (рабочий, дежурный, портной, военный, пожарный).
Прямое и переносное значение слов.
К данному прилагательному нужно подобрать два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым переносное.
Тяжелый (камень, характер), горячая (вода, голова), тесная (квартира, дружба), острый (нож, язык), сладкий (чай, сон), твердый (земля, решение), золотые (украшение, руки), свежий (цветы, газеты), больной (человек, вопрос), веселые (люди, песни).
Сколько правил?
Попробуйте сосчитать, сколько нужно знать орфографических правил, чтобы не ошибиться в написании следующих имен прилагательных:
Гигантский, веснушчатый, дощатый, революционный, высококвалифицированный, дискуссионный, копировальный, куцый, народнохозяйственный, периодический, французский.
Проверь ударение.
Записать слова, распределяя их по колонкам. В первую записать те, в которых ударение падает на корень, во вторую - на суффикс, в третью – на окончание.
Бронзовый, боковой, вербовый, газовый, фронтовой, боевой, дубовый, кассовый, кружковый, валовой, кленовый, зерновой, кремовый, верховой, пальмовый, вековой, лесовой, шахматный, передовой, научный, липовый, правовой, почтовый, голосовой, трудовой, мировой.
От имен собственных
Образуйте прилагательные от имен собственных.
Кривой Рог (криворожский), Белая Церковь (белоцерковский), Париж (парижский), Воронеж (воронежский), Чернигов (черниговский), Винница (винницкий), западная Европа (западноевропейский).
В две колонки
Имена прилагательные, которые пишутся через дефис, запишите в одну колонку, все остальные – в другую.
Сельскохозяйственный, сложноподчиненный, юго – западный, общеобразовательный, темно – синий, легкоатлетический, орденоносный, высокоавторитетный, социал – демократический, украинско – русский, пятиэтажный, двадцатитрехлетний.
Кто быстрее?
За 2 минуты нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным словам.
Трава: зеленая, молодая, свежая, весенняя, нежная, изумрудная…
Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный…
Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый, мокрый…
Книга: интересная, серьезная, толстая, библиотечная, новая…
Друг: верный, старый, хороший, настоящий…
Уточни значение.
Попробуй объяснить значение прилагательных и составь с ними словосочетание:
комичный – комическая; практичный – практическая; фантастичный – фантастический; хаотичный – хаотический; драматичный – драматический; человечный – человеческий; методичный – методический; лиричный – лирический.
Составь портрет.
Составьте портрет знакомого человека, используя различные прилагательные.
Лицо: бледное, узкое, широкое, смуглое, красивое, приятное…
Глаза: голубые, серые, выразительные, хитрые, задумчивые…
Лоб: высокий, низкий, открытый, выпуклый…
Нос: прямой, курносый, длинный…
Волосы: прямые, густые, темные, седые, волнистые…
Взгляд: открытый, спокойный, ясный, робкий, строгий, задумчивый…
Улыбка: радостная, приветливая, грустная, счастливая…
Образуй прилагательные
Образуйте прилагательные от числительного два и существительных ЗНАК, ЛИЦО, НОГА, СЛОГ. СМЫСЛ, ВЕДРО, ГОД, ЛЕТО, МЕСЯЦ, МОТОР, НЕДЕЛЯ, ЦВЕТ, ЧАС, ЭТАЖ.
Двузначный, двуличный, двуногий, двусложный, двусмысленный, двухведерный, двухгодичный, двухлетний, двухмесячный, двухмоторный, двухнедельный, двухцветный, двухчасовой, двухэтажный.
Подбери синоним.
Подбери прилагательное – синонимы.
Апатичный (равнодушный), бракованный (некачественный), гигантский (огромный), эквивалентный (равнозначный), коллективный (общий), компактный (небольшой), контрастный (противоположный), коммуникабельный (общительный).
Фразеология.
Аукцион.
В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик свое болото хвалит, куры не клюют, комар носа не подточит, когда рак свиснет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осел, носиться как курица с яйцом…
Замени фразеологизмом.
Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.
Метко – не в бровь, а в глаз; неожиданно – как снег на голову; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; опытный – стреляный воробей; мокрый – ни одной сухой нитки; молчать – держать язык за зубами; хвалить – возносить до небес; обманывать – водить вокруг пальца; бить – намять бока; исчезать – рассеивать как дым.
Подбери синонимы.
К фразеологизмам, подобрать синонимичные фразеологические обороты.
Кот наплакал – с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз – два и обчелся.
Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновение ока, раз – два и готово, не спеешь моргнуть.
В тот же миг – сию минуту, не долг думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.
Видимо – невидимо – тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди. Как собак нерезаных, конца – краю нет.
Географические названия.
Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы (………………..)
Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую, открывать Америку; голопом по Европам; китайская стена; язык до Киева доведет.
Имена собственные.
Вспомните фраз.обороты, в которых встречаются имена собственные.
Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели Емеля – твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата…
Кто больше.
Назвать фразеологические обороты, где встречается числительные.
Один на один; в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слезы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в четырех стенах, между двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за одного, один в поле не воин, давать сто очков вперед, семь пятниц на неделе, согнуть в три погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трех соснах…
Закончи фразеологизм.
Дрожит …(как осиновый лист), катается…(как сыр в масле), выводить…(на чистую воду), держать…(в ежовых рукавицах), поразить…(как гром среди ясного неба), вариться…( в собственном соку), сидеть…(сложа руки), знать…(как свои пять пальцев),.
Угадай профессию.
По названному фразеологическому обороту определить, среди представителей каких профессий они появились.
Стричь под одну гребенку, на живую нитку, сложить оружие, .
Словообразование.
Подбери пару.
В два столбика записаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.
Пол, банк, яр, вол, зал, бой, сено, кипа, вес.
(ежи, оса, точка, кот, рот, марка, рис, окно, вал)
(ПОЛОСА, БАНКРОТ, ЯРМАРКА, ВОЛОКНО, ЗАЛЕЖИ, БОЙКОТ, СЕНОВАЛ, КИПАРИС, ВЕСТОЧКА)
Из двух – третье
Переставляя буквы каждой пары слов, попробуйте образовать новое:
Окно+ромб, кит+рана, боб+уста, под+охра, ива+карп.
(ОБМОРОК, КАРТИНА, СУББОТА, ПАРОХОД, КРАПИВА)
Сколько корней?
Определите, сколько корней входит в состав предложенных слов.
Петропавловск – Камчатский, термогидродинамика, стопятидесятиэтажный, водолечебница, веломотоспорт, банно – прачечный, сорока – градусный, электросоковыжималка.
Четвертое лишнее.
В группе слов определить лишнее и объяснить свой выбор.
- Близорукий, собкор, железнодорожный, водонепроницаемый (собкор).
- БАМ, НГПУ, оленевод, СМИ, (оленевод),
- Сберкасса, профсоюз, ДОСААФ, лесоруб, (ДОСААФ).
Словесный портрет.
В игре побеждает тот, кто запишет больше сложных слов, описывающих внешность человека и черты его характера.
Голубоглазый, длинноногий, широкоплечий, черноволосый, краснощекий…
Трудолюбивый, самостоятельный, добросовестный, хладнокровный, легкомысленный…
Сложные слова
Запишите как можно больше сложных слов, называющих…
Сельхоз.орудия труда (сенокосилка, сноповязалка…)
Предметы домашнего обихода (пылесос, полотер, мясорубка, кофемолка, соковыжималка, хлеборезка, скороварка, самовар…)
Профессии (водолаз, сталевар, землемер, пчеловод, садовод…)
Транспортные средства (пароход, вертолет, самолет, вездеход…)
Распредели правильно.
Записать слова в столбики по способу их образования.
НИИ, фабрично – заводской, черноволосый, бензовоз, лесоруб, пулемет, мясорубка, сверхскоростной, ГАИ, контратака, БТР, учебно - производительный, душегуб, послеобеденный, бетономешалка, ТАСС, свежемороженый, долгожитель, жилищно – бытовой.
Замените
Вместо словосочетаний запишите производные от них сложносокращенные слова.
Артист кино, железная дорога, падающие листья, Древняя Русь, новая стройка, прошлый год, хранить овощи, писать басни, ловить мышей, любить тепло, добывать уголь.
(киноартист, железнодорожный, листопад, Древнерусский, новостройка, прошлогодний, овощехранилище, баснописец, мышеловка, теплолюбивый, угледобывающая.
Запишите аббревиатуру
Учитель читает словосочетание, дети записывают аббревиатуру.
Завод имени Лихачева (ЗИЛ), командир дивизии (комдив), Московский Художественный Академический театр (МХАТ), Организация Объединенных Наций (ООН), Новосибирский Государственный Университет (НГУ), театр юного зрителя (ТЮЗ), Центральный спортивный клуб армии (ЦСКА), Открытое акционерное общество (ОАО).
Аббревиатуры – историзмы
Расшифруйте аббревиатуры, которые исчезли из употребления.
РОСТА (Российское Телеграфное Агентство), губком (губернский комитет), ликбез (ликвидация безграмотности), НЭП (новая экономическая политика), Совнарком (Совет народных Комиссаров), Коминтерн (Коммунистический Интернационал), ЧК (чрезвычайная комиссия).
По правилам орфоэпии
Прочитайте правильно аббревиатуры (ВДНХ, ВУЗ, ПТУ, ЦК, ГИБДД, США, НГПУ).
Кто больше?
Участникам игры нужно назвать как можно больше сложносокращенных слов, образовавшихся при помощи:
- начальных букв (СПТУ, ВВС, НГПУ…);
- начальных звуков (ТЮЗ, РАЙОНО, ВУЗ, ГУМ…);
- нескольких корней (совхоз, завуч, собкор, завхоз, леспромхоз, мультфильм).
Мини – рассказ
На тему «Школа» придумать рассказ , используя сложносокращенные слова. (Педсовет, пионервожатая, спортзал, физкультура, металлолом, районо, завуч).
Замени антонимом
Учитель читает словосочетания, которые дети должны заменить противоположным по смыслу сложным словом.
Серьезный человек (легкомысленный), близорукий юноша (дальнозоркий), враждебное отношение (доброжелательное), плохой работник (добросовестный).
Загадки – складки
Отгадайте загадки. Отгадки – сложносокращенные слова.
Паренек под облаками ловко действует руками. Нервы крепки, зорок глаз. Кто же это?.. (верхолаз).
И на земле, и ан снегу я зверя выследить смогу по следу лапок и копыт. На то ведь я и.. (следопыт).
Хоть заманчив он на вид, но, однако, ядовит. Знают люди с давних пор. Что не съедобен.. (мухомор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный материал по русскому языку( 7 класс) "Страдательное причастие"
Материал поможет в доступной и интересной форме изучить сложную тему, он способствует развитию интереса к урокам русского языка....
Занимательный материал по русскому языку
Организация внеурочной деятельности...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Занимательный материал по русскому языку
Материал по развитию речи в рубрике "В гостях у бабы Груши и деда Павлуши"...
Занимательный материал по русскому языку
Разгадай ребусы!...