Элективный курс "Условия успешной коммуникации"
элективный курс (русский язык, 9 класс) на тему

Тимофеева Елена Борисовна

Элективный курс "Условия успешной коммуникации": пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Основная цель курса - содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни - навыками успешной коммуникации.

        Условия успешной коммуникации - сложная. многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучить общению, не зная, как этот механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением "считывать" невербальное поведение собеседника и др.

        В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:

- развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;

- формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.

Содержание курса.

ЧАСТЬ 1. Речевое общение: культура и этика речевого общения.

        1. Структура речевой коммуникации. Речевое общение, речевое поведение, речевая деятельность. Ситуация как основа функционирования речевого общения. Социальные роли. Модель личности в аспекте речевого взаимодействия. Коммуникативный контекст и социальные конвенции (нормы). лингвистический аспект роли: ролевая матрица, ролевое переключение. Владение разными коммуникативными кодами как основа адекватного, успешного речевого поведения. Отношения между коммуникантами, их влияние на характер и течение ситуации общения. Коммуникативное лидерство.

        2. Условия успешной коммуникации.

        Постулаты (максимы, правила) общения. Речевой этикет и постулаты общения. Этикет. Этикет как поведение. Этикет как норма. Речевой этикет. Функции речевого этикета. Связь речевого этикета с социальным статусом человека. Принцип соответствия речевой ситуации как один из основных принципов использования этикетных высказываний. Вежливость и речевой этикет. Лингвистические способы выражения вежливости. Комплимент как жанр речевого этикета. Похвала, поощрение, комплимент как необходимые условия позитивного общения. Воздействующие функции комплимента. Основные тактики комплимента, переадресовка комплимента, возврат комплимента и др.

        Невербальные средства общения. Роль и место невербальных средств в организации успешного общения. Особенности невербальных форм речевого общения: внешность, жесты, мимика, взгляды, позы, интонация и т.п. Ритуальное, этикетное значение жестов, поз, телодвижений. Слушание как необходимое условие успешного общения. Условия и приемы эффективного слушания.

ЧАСТЬ 2. Речь. Речевая деятельность.

        1. Структура речевой деятельности. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (слушание, чтение). Теория речевой деятельности и стратегии речевого поведения.

        Коммуникативные качества речи. Правильность, уместность, точность речи как непреложное условие успешной коммуникации. Образность речи. Языковые и речевые средства выразительности. Нормы речи. Типичные ошибки и недочеты.

        Функциональные стили речи и нормы. Жанры и стили. Стилеобразующие признаки. Стилистические нормы.

        Формы общения. Устная и письменная речь. диалог и монолог. Специфика монологической формы речевого общения. Типы монологической речи по обобщенному (типовому значению: рассуждение, повествование, описание. Диалог как основная форма устноязычного общения. Структурно-смысловая характеристика диалога. Коммуникативные стратегии и тактики диалогового общения. Кооперативные, некооперативные стратегии. Речевые действия в потенциально конфликтных ситуациях.

        Жанры устной речи.

        Устная разговорная речь: Беседа как основной жанр устной разговорной речи. Ее цель, типы, структурно-содержательная организация. Интервью. Языковая специфика жанра интервью. Виды интервью. Рассказ, история. Отличительные признаки жанра. Юмор, шутка, анекдот. Определение природы комического. Классификация юмористических ситуаций и текстов. Языковая игра, языковая шутка как способ создания комического эффекта. Телефонный разговор. Специфика жанра. Этикет телефонного разговора.

        Жанры устной публичной речи: Спор. Виды спора. Психологические принципы спора. Этическая составляющая жанра - "кодекс полемиста". Дискуссия, диспут. дискуссия как управляемый публичный спор. Цели, виды дискуссии. Культура ведения дискуссии. Ораторская речь, ее особенности. Диалогичность ораторской речи. Виды ораторской речи. Законы речевого поведения оратора. Риторические фигуры.

        Жанры устной научной речи: реферативное сообщение. Виды рефератов. Структура реферативного изложения. Доклад. Научный и учебный доклады. Языковые средства, обслуживающие жанры устной научной речи.

Планируемые результаты обучения.

        Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:

- вступать в контакт, определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата общения;

- отбирать языковые средства, варьировать их с учетом ситуации, целей общения;

- ориентироваться в речевой ситуации, определять коммуникативную стратегию и тактику речевого общения;

- определять причины коммуникативных удач и неудач;

- уметь корректировать процесс говорения с позиций прогнозируемого результата;

- высказываться целостно. логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении;

- адекватно и успешно использовать в конкретной коммуникативной ситуации невербальные средства общения;

- определять особенности жанров речевого общения, создавать речевые произведения с учетом жанровой специфики;

- соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во занятий.

1

Структура речевой коммуникации.

Речевое общение, речевое поведение, речевая деятельность. Ситуация как основа функционирования речевого общения.

1

2

Социальные роли.

Модель личности в аспекте речевого взаимодействия и воздействия. Коммуникативный контекст и социальные конвенции (нормы). лингвистический аспект роли: ролевая матрица, ролевое переключение. Владение разными коммуникативными кодами как основа адекватного, успешного речевого поведения. Отношения между коммуникантами, их влияние на характер и течение ситуации общения. Коммуникативное лидерство.

1

3

Постулаты (правила) общения.

Речевой этикет и постулаты общения.

1

4

Этикет.

Этикет как поведение. Этикет как норма.

1

5

Речевой этикет.

Функции речевого этикета. Связь речевого этикета с социальным статусом человека. Принцип соответствия речевой ситуации как один из основных принципов использования этикетных высказываний.

1

6

Вежливость и речевой этикет.

Лингвистические способы выражения вежливости.

1

7

Комплимент как жанр речевого этикета.

Похвала, поощрение, комплимент как необходимые условия позитивного общения. Воздействующие функции комплимента. Основные тактики комплимента. Типы ответных речевых тактик: принятие комплимента, переадресовка комплимента, возврат комплимента и др.

1

8

Невербальные средства общения.

Роль и место невербальных средств в организации успешного общения. Особенности невербальных форм речевого общения: внешность, жесты, мимика, взгляды, позы, интонация и т.п. Ритуальное, этикетное значение жестов, поз, телодвижений.

1

9

Слушание.

Слушание как необходимое условие успешного общения. Условия и приемы эффективного слушания.

1

10

Структура речевой деятельности.

Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (слушание, чтение). Теория речевой деятельности и стратегии речевого поведения.

1

11

Коммуникативные качества речи.

Правильность, уместность, точность речи как непреложное условие успешной коммуникации. Образность речи. Языковые и речевые средства выразительности. Нормы речи. Типичные ошибки и недочеты.

1

12

Функциональные стили речи и нормы.

Жанры и стили. Стилеобразующие признаки. Стилистические нормы.

1

13

Формы общения.

Устная и письменная речь. диалог и монолог. Специфика монологической формы речевого общения. Типы монологической речи по обобщенному (типовому значению: рассуждение, повествование, описание. Диалог как основная форма устноязычного общения. Структурно-смысловая характеристика диалога. Коммуникативные стратегии и тактики диалогового общения. Кооперативные, некооперативные стратегии. Речевые действия в потенциально конфликтных ситуациях.

14

Устная разговорная речь.

Беседа как основной жанр устной разговорной речи. Ее цель, типы, структурно-содержательная организация. Интервью. Языковая специфика жанра интервью. Виды интервью. Рассказ, история. Отличительные признаки жанра. Юмор, шутка, анекдот. Определение природы комического. Классификация юмористических ситуаций и текстов. Языковая игра, языковая шутка как способ создания комического эффекта.

1

15

Телефонный разговор.

Специфика жанра. Этикет телефонного разговора.

1

16

Жанры устной публичной речи.

Спор. Виды спора. Психологические принципы спора. Этическая составляющая жанра - "кодекс полемиста". Дискуссия, диспут. дискуссия как управляемый публичный спор. Цели, виды дискуссии. Культура ведения дискуссии. Ораторская речь, ее особенности. Диалогичность ораторской речи. Виды ораторской речи. Законы речевого поведения оратора. Риторические фигуры.

1

17

Жанры устной научной речи.

реферативное сообщение. Виды рефератов. Структура реферативного изложения. Доклад. Научный и учебный доклады. Языковые средства, обслуживающие жанры устной научной речи.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ораторское мастерство и успешные коммуникации

Можно ли узнать настроение человека по его внешнему виду? Можно ли определить, какое он принял решение, если не было сказано ни слова? Можно ли обмануть так, чтобы никто этого не заметил, или уличить ...

Элективный курс "Деловая коммуникация"

Аннотация элективного курса по русскому языку "Деловая коммуникация"...

Программа элективного курса"Условия успешной коммуникации". 9 класс

Программа курса направлена на совершенствование , обогащение всего строя речи учащихся в различных ситуациях общения...

Программа элективного курса "Условия успешной коммуникации". 9 класс. 24.06.2019

Программа направлена на совершенствование речевой деятельностив учащихся в различных ситуациях общения...

Статья "Правила успешной коммуникации"

Статья о проблемах взаимодействия и взаимовлияния культур,о соотношении культуры и языка, а также поиск наилучших форм межкультурного общения....

Развитие навыков говорения на уроках иностранного языка для успешной коммуникации (подборка упражнений)

Все учителя узнают эти упражнения, но, вероятнее всего, не многие вспомнят их все сразу. Вот поэтому я и собрала в единую подборку те упражнения, которые использую сама на разных уроках с разными по в...